Ответы на вопросы на стр.298 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Примерные темы сочинений. Стр. 2981.Тема пошлости в рассказе «Ионыч»Тема пошлости в рассказе «Ионыч» является одной из центральных в творчестве Антона Павловича...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинений. Стр. 298
1.
Тема пошлости в рассказе «Ионыч»
Тема пошлости в рассказе «Ионыч» является одной из центральных в творчестве Антона Павловича Чехова, отражая его размышления о деградации личности под влиянием бездуховной среды. В центре повествования – история Дмитрия Ионыча Старцева, земского врача, который, попав в провинциальный город, постепенно утрачивает свои идеалы и внутреннюю силу, превращаясь в олицетворение пошлости, против которой он когда-то мог бы бороться.
С первых страниц рассказа перед читателем возникает противоречивая картина. Молодой и энергичный Старцев приезжает в город с надеждой на полезный труд, стремлением помогать людям и служить обществу. Он представляется как человек, полный внутренних сил и готовности к великим делам. Но вскоре атмосфера города начинает разрушать его первоначальные идеалы. Уже знакомство с семьей Туркиных, местными «аристократами духа», становится символом пошлости, пронизывающей повседневную жизнь. Туркины, на первый взгляд, кажутся культурными и образованными людьми: Вера Иосифовна славится своим остроумием, Иван Петрович сочиняет легкие рассказы, а Екатерина Ивановна увлекается музыкой. Но за этой внешней утонченностью скрывается полная пустота, их жизнь лишена подлинного смысла, их интересы – поверхностны, а сами они представляют собой собирательный образ духовной ограниченности.
Особое место в рассказе занимает персонаж Екатерины Ивановны, которой Дмитрий Старцев увлекается. Их отношения могут быть восприняты как попытка героя вырваться из атмосферы пошлости, обрести близкого по духу человека. Однако Екатерина Ивановна, стремясь к своему идеалу – музыкальной карьере, – отвергает Дмитрия, видя в нем лишь часть провинциальной среды. Этот отказ становится для героя поворотным моментом. Вместо того чтобы продолжить стремление к высоким идеалам, Дмитрий постепенно поддается влиянию пошлой и обыденной жизни. Он перестает бороться, позволяя окружающей действительности поглотить себя.
Пошлость, как ее понимает Чехов, проявляется не только в поведении героев, но и в деталях, описывающих их быт. Семья Туркиных живет в своем иллюзорном мире, наполненном мелкими радостями и бездельем. Они демонстрируют полное равнодушие к окружающему миру, их занятия носят исключительно развлекательный характер. Туркины олицетворяют ту духовную апатию и бессмысленность, которые Чехов видел во многих людях своего времени. Эти черты подтачивают личность Дмитрия Старцева, лишая его стремлений и целей.
Символом деградации героя становится его физическое изменение. Постепенно он утрачивает не только душевные силы, но и телесное здоровье: Старцев превращается в тучного, ленивого и равнодушного человека, которого окружающие презрительно называют Ионыч. Его жизнь сосредотачивается на накоплении денег и рутине. Бывший врач, полный энергии и идеализма, становится циничным обывателем, полностью утратившим связь с высокими стремлениями, которые некогда наполняли его жизнь.
Чехов уделяет особое внимание описанию города и его атмосферы, что подчеркивает безысходность происходящего. Провинциальный город становится метафорой пошлости, где нет места развитию и созиданию. Однообразие пейзажей, серость и обыденность быта усиливают ощущение пустоты, которая пронизывает весь рассказ. Это пространство, где высокие идеалы угасают, уступая место мелочности и духовной пустоте.
Рассказ «Ионыч» раскрывает трагедию личности, утратившей связь с духовными ценностями. Чехов показывает, как пошлость, проникая в жизнь человека, разрушает его внутренний мир. Дмитрий Старцев становится жертвой не только окружающей среды, но и собственной слабости. Он отказывается бороться за свои идеалы, что в конечном итоге приводит его к духовной деградации.
Чехов использует рассказ «Ионыч» как предупреждение о том, что пошлость – это не только внешнее явление, но и внутреннее состояние, разрушающее человека изнутри. Через историю Старцева писатель обращает внимание на важность сохранения духовных ценностей и стремления к высшим идеалам. Этот рассказ остается актуальным и сегодня, напоминая читателям о необходимости внутреннего сопротивления равнодушию и обыденности.
2.
Образ «футлярного человека» в прозе А. П. Чехова
Образ «футлярного человека» в прозе Антона Павловича Чехова — это символ духовной ограниченности и утраты внутренней свободы, проявляющейся в разных аспектах человеческой жизни. Этот образ охватывает целую галерею персонажей из его произведений, таких как «Смерть чиновника», «Человек в футляре» и «Душечка». Все они в той или иной степени отражают проблему «футлярности» — неспособности выйти за рамки навязанных норм и собственных страхов.
В рассказе «Человек в футляре» Чехов создает одного из самых ярких представителей этого типа — Беликова. Это человек, буквально живущий в футляре: его мысли, поступки и даже предметы, окружающие его, символизируют изоляцию и страх перед любыми переменами. Беликов живет в мире строгих правил, которые он сам для себя придумал, и не переносит даже намека на свободу. Чехов использует яркие символы, чтобы подчеркнуть его закрытость: футляр, в который Беликов складывает очки, и плащ, который он не снимает даже летом. Его жизнь — это борьба за сохранение мнимого порядка, который на деле превращается в духовную тюрьму. Попытка Вареньки, девушки, способной подарить ему любовь и счастье, вытащить его из этого состояния терпит неудачу. Беликов настолько привязан к своему «футляру», что любая мысль о переменах вызывает у него ужас. Итог этой истории трагичен: герой умирает, так и не выйдя за рамки своих страхов, а его смерть воспринимается окружающими почти как избавление от тяжести.
В рассказе «Смерть чиновника» Чехов показывает другую сторону «футлярности» — абсурдную зависимость от формальностей и страха перед властью. Червяков, главный герой, случайно чихает на человека, стоящего выше его по социальной лестнице. Этот незначительный случай становится причиной его паники, поскольку он убежден, что нанес смертельное оскорбление. Его многочисленные извинения, которые выглядят нелепо и навязчиво, лишь усугубляют ситуацию. Чехов через этот персонаж показывает, как люди могут сами загонять себя в рамки, подчиняясь не реальным законам, а внутреннему страху и чрезмерному почтению перед властью. Червяков, как и Беликов, оказывается пленником своих страхов и правил, что приводит его к смерти.
Еще одна вариация «футлярного человека» представлена в рассказе «Душечка». Здесь Чехов исследует тему утраты индивидуальности и подчинения чужой воле. Главная героиня, Ольга Семеновна, не имеет собственных взглядов и живет исключительно интересами своих мужей. Она полностью растворяется в их жизни, забывая о своих желаниях и стремлениях. Чехов не осуждает героиню, но и не идеализирует ее, подчеркивая, что такая жизнь, лишенная самостоятельности, также является формой «футлярности». Ольга Семеновна не испытывает страха, как Беликов, и не зависит от формальностей, как Червяков, но ее существование оказывается столь же ограниченным.
Во всех этих произведениях Чехов использует художественные средства, чтобы подчеркнуть борьбу между внутренней свободой и ограничениями. Символика играет ключевую роль: футляр, плащ, чих, постоянное подчинение чужой воле — все эти детали усиливают драматизм происходящего. Также Чехов мастерски использует детали быта и психологические портреты, которые делают персонажей живыми и убедительными. Писатель обращает внимание на то, как их страхи, правила и привычки превращаются в стены, которые они сами строят вокруг себя.
Идея «футлярного человека» в прозе Чехова связана с глубокими размышлениями о природе человеческой личности и ее ограничениях. Эти персонажи — не злодеи и не карикатуры, а обычные люди, которых можно встретить в реальной жизни. Чехов показывает, как социальные и внутренние рамки могут разрушить душу, и в то же время призывает к борьбе за свободу и самореализацию. Его произведения заставляют задуматься о том, что делает человека по-настоящему живым, и призывают к избавлению от «футляров», мешающих этому.
3.
Художественное своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
Художественное своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» проявляется через сочетание жанров, уникальную композицию, многогранность героев и глубокую символику. Это произведение, написанное на стыке XIX и XX веков, отличается от традиционной драматургии предшествующего времени, например, от таких пьес, как «Гроза» А. Н. Островского.
Жанр пьесы Чехов определил как комедию, хотя многие исследователи считают её трагикомедией или даже драмой. Комичность пьесы проявляется в поведении и репликах некоторых персонажей. Например, Епиходов, прозванный «двадцать два несчастья», попадает в нелепые ситуации, а его рассуждения зачастую выглядят абсурдно. Шарлотта, с её эксцентричными манерами и загадочным прошлым, вызывает улыбку. Однако за внешней легкостью скрывается трагедия: герои теряют вишнёвый сад, символизирующий их прошлое, связь с домом и памятью. Таким образом, комедия Чехова — это не просто развлекательный элемент, а способ глубже раскрыть драматизм человеческой жизни.
Пьеса отличается от традиционной драматургии тем, что в ней нет единственного главного героя. В «Вишнёвом саде» представлены сразу несколько центральных персонажей, каждый из которых имеет собственную сюжетную линию и отражает определённый социальный слой или идеологию. Раневская олицетворяет аристократию, утратившую своё влияние; Лопахин — энергичную и предприимчивую буржуазию; Петя Трофимов — революционно настроенную интеллигенцию. Такое разнообразие персонажей позволяет Чехову создать многоголосый мир, где переплетаются разные взгляды на жизнь и будущее.
Главное событие пьесы — продажа вишнёвого сада — происходит за сценой. Чехов сознательно избегает драматической кульминации, что подчёркивает его стремление к реалистичности и фокус на внутреннем мире героев. Зритель не видит момент аукциона, зато наблюдает за реакцией персонажей на происходящее: Раневская плачет, Лопахин радуется, Петя Трофимов строит утопические планы. Этот приём позволяет усилить атмосферу неизбежности перемен и придать событиям пьесы философский характер.
Особую роль в пьесе играют ремарки. Чехов использует их не только для описания обстановки, но и для передачи тонких эмоциональных нюансов. Например, звук ломаемой ветки в сцене, где Раневская покидает сад, символизирует разрушение её мира. Детальное описание природы — пение птиц, шум ветра, смена времён года — создаёт ощущение живой, дышащей атмосферы, которая становится фоном для переживаний героев.
Центральным образом пьесы является вишнёвый сад. Этот образ многозначен и символичен. Для Раневской он связан с воспоминаниями о счастливом детстве и утраченной гармонии. Для Лопахина сад — это возможность развить бизнес, символ новой эпохи, в которой деньги и практичность имеют первостепенное значение. Для Трофимова сад — пережиток прошлого, который мешает двигаться вперёд и строить новое общество. Таким образом, вишнёвый сад объединяет в себе прошлое, настоящее и будущее, выступая символом переходного времени и конфликта поколений.
Новаторство Чехова в «Вишнёвом саде» также проявляется в его отказе от чётко выраженной позиции. Автор не даёт оценок своим персонажам, предоставляя зрителям возможность самостоятельно интерпретировать их поступки и взгляды. Это делает пьесу глубоко философской и актуальной во все времена.
Таким образом, «Вишнёвый сад» — это произведение, которое сочетает в себе комическое и трагическое, реалистичность и символизм, прошлое и будущее. Чехов создал пьесу, которая выходит за рамки традиционной драматургии и становится универсальным отражением человеческой жизни, её красоты, трагедий и надежд.
Проект. Стр. 298
1.
Проект: «Образы-символы в драматургии А. П. Чехова»
Обоснование проблемы
Проект «Образы-символы в драматургии А. П. Чехова» посвящён исследованию уникальных художественных деталей в его пьесах, которые представляют собой не только сюжетные элементы, но и мощные средства передачи философских идей, настроений и конфликтов. Символы в пьесах Чехова имеют многослойное значение: они способны выражать душевное состояние героев, создавать драматическую атмосферу и передавать ключевые темы произведений. Однако, несмотря на всю глубину и значимость символики, многие читатели и зрители не всегда замечают её роль или понимают её значение. Символы часто воспринимаются как простые детали, не связанные с общим замыслом автора. Это затрудняет глубокое понимание драматургии Чехова, ведь его произведения, такие как «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», наполнены аллегориями и скрытыми смыслами. Исследование символики в пьесах Чехова необходимо для раскрытия их философской глубины и художественной ценности.
Цель проекта
Цель проекта состоит в изучении и анализе образов-символов в драматургии А. П. Чехова. Проект направлен на выявление их значения для раскрытия идей, конфликтов и философских размышлений, которые пронизывают пьесы. Особое внимание уделяется символике в таких произведениях, как «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишнёвый сад». Главная задача — показать, как через символы Чехов передаёт свои идеи о жизни, времени, утрате, мечтах и переменах. Этот анализ поможет глубже понять его драматургию и раскрыть её универсальность и актуальность для современного читателя и зрителя.
Ожидаемый результат
В результате реализации проекта будут созданы аналитические материалы, которые позволят глубже понять драматургию Чехова через изучение символики. Предполагается подготовить подробные эссе, визуальные материалы (иллюстрации, схемы, инфографики) и разработать сценарии небольших инсценировок, где ключевые образы-символы станут основой для раскрытия драматической и философской сути пьес. Эти материалы можно будет использовать в образовательной практике, театральной критике и на лекциях, посвящённых русской литературе. Ожидается, что результаты проекта привлекут внимание к символике в произведениях Чехова, подчеркнут её важность для понимания его пьес и откроют новые горизонты для анализа творчества писателя.
Этапы выполнения проекта
На первом этапе проекта проводится подготовительная работа, включающая сбор и изучение материалов о жизни и творчестве А. П. Чехова. Особое внимание уделяется историческому и культурному контексту создания его пьес. Изучаются теоретические труды о символике в литературе и драматургии, чтобы определить подходы к анализу символов.
Второй этап предполагает детальное чтение пьес Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад») с выделением ключевых образов-символов. Анализируется их роль в сюжете, связь с героями и контекст появления. Например, чайка в одноимённой пьесе становится символом мечты, свободы и её разрушения, вишнёвый сад отражает конец старой эпохи и смену социальных устоев, а звуки природы в «Дяде Ване» подчёркивают меланхоличное настроение и неизбежность упущенных возможностей.
На третьем этапе проводится исследовательская работа. Для каждого образа-символа определяется его значение и философский подтекст. Например, часы в «Дяде Ване» символизируют ход времени и утрату жизненных шансов, три дерева в «Трёх сёстрах» олицетворяют мечту героинь о будущем, которое никогда не наступит. Исследуется, как символы помогают Чехову раскрыть темы утраты, перемен, надежды и разочарования.
Четвёртый этап включает создание материалов для презентации. Пишутся аналитические эссе, в которых подробно разбираются каждый символ и его роль в пьесах. Создаются визуальные материалы, такие как схемы или иллюстрации, показывающие взаимосвязь символов с героями и темами. Разрабатываются сценарии для небольших инсценировок, где акцент делается на символику и её драматическое значение.
На финальном этапе проекта проводится представление результатов. Это может быть лекция, театральная инсценировка или обсуждение, где представляются выводы о значении символов в пьесах Чехова. Символы, такие как чайка, сад, часы или пейзажи, помогают понять, как через них Чехов передаёт свои размышления о жизни и времени. Это подчёркивает его уникальность как драматурга, чьи произведения остаются актуальными и сегодня.
Проект станет важным вкладом в изучение драматургии Чехова, подчеркнув значимость символов в его пьесах. Он поможет глубже понять творчество автора и откроет новые подходы к его анализу.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением