Ответы на вопросы на стр.298-299 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Темы исследовательских работ. Стр. 298-2991.Исследовательская работа: «Пейзаж настроения» в творчестве А. П. Чехова (по рассказам «Ионыч», «Дама с...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Темы исследовательских работ. Стр. 298-299
1.
Исследовательская работа: «Пейзаж настроения» в творчестве А. П. Чехова (по рассказам «Ионыч», «Дама с собачкой»)
Введение
Антон Павлович Чехов — один из самых ярких представителей русской литературы, тонкий мастер слова, который через краткость и лаконичность создавал глубокие и многослойные произведения. Одной из уникальных особенностей его прозы является использование художественного приёма, известного как «пейзаж настроения». Этот приём позволяет автору раскрывать внутренний мир героев, их эмоциональные состояния, а также создавать атмосферу, пронизывающую всё произведение.
В рассказах «Ионыч» и «Дама с собачкой» пейзаж играет особую роль, помогая читателю лучше понять персонажей, их внутренние конфликты и общий смысл произведения. В этих произведениях Чехов не только изображает природу, но и делает её активным участником повествования, с помощью которого усиливает эмоциональный посыл и подчёркивает ключевые философские идеи.
Основная часть
1. Понятие «пейзаж настроения» и его особенности в литературе
Пейзаж настроения — это художественный приём, при котором описания природы становятся неотъемлемой частью эмоционального и философского содержания произведения. В отличие от обычного описания природы, пейзаж настроения отражает внутреннее состояние героев или общее настроение текста.
Особенности «пейзажа настроения» у Чехова:
1. Лаконичность. Чехов использует минимальное количество деталей, которые, тем не менее, передают глубокое содержание.
2. Символизм. Пейзажи часто носят метафорический характер, становясь отражением душевных переживаний персонажей.
3. Взаимосвязь с героями. Природа в произведениях Чехова тесно связана с чувствами и мыслями героев, усиливая их переживания или создавая контраст.
4. Динамика. Пейзаж у Чехова меняется в зависимости от развития сюжета, подчеркивая изменения в состоянии персонажей.
2. Пейзаж в рассказе «Ионыч»
В начале произведения описания природы наполнены живостью и свежестью: «Всё кругом дышало свежестью…». Молодой доктор Старцев, полный надежд и энтузиазма, приезжает в провинциальный город, веря в возможность реализовать свои мечты. Светлые и яркие образы природы созвучны его внутренним ощущениям.
По мере развития сюжета пейзаж становится более монотонным и серым, что подчёркивает постепенное духовное опустошение Старцева. Чехов использует унылые образы: «Скучные улицы, безжизненные деревья…». Эти детали символизируют не только провинциальную рутину, но и душевное состояние главного героя, утратившего мечты и стремления.
Серость и безжизненность природы в финале рассказа символизируют полное духовное оскудение Ионыча, его внутреннюю изоляцию. Природа становится отражением упущенных возможностей и бессмысленности существования героя.
3. Пейзаж в рассказе «Дама с собачкой»
Рассказ «Дама с собачкой» построен на контрасте двух основных пейзажных зон — солнечной Ялты и холодной Москвы. Ялта с её тёплым морским воздухом и живописными пейзажами становится местом, где зарождается искреннее чувство любви между героями. Природа помогает передать атмосферу свободы, новизны и светлой грусти.
Московские пейзажи, напротив, холодные и серые, подчёркивают тоску героев. Гуров возвращается к обыденной жизни, но теперь городская обстановка кажется ему чуждой. Природа становится символом разрыва между мечтой и реальностью.
Чехов использует природу как способ передачи эмоционального состояния героев. Так, морские пейзажи подчёркивают зарождение светлого чувства, а холодные московские улицы — внутренний конфликт и невозможность героям открыто выразить свои чувства.
Образы природы в рассказе «Дама с собачкой» символизируют противоречие между свободой любви и ограничениями общества. Чехов показывает, как пейзаж может усиливать эмоциональное восприятие сюжета, делая историю глубже и многозначнее.
4. Авторская позиция и функции пейзажа настроения
Пейзаж настроения в произведениях Чехова выполняет сразу несколько функций:
1. Эмоциональная. Природа помогает передать настроение героев.
2. Философская. Через пейзажи Чехов выражает своё отношение к вопросам любви, свободы и внутреннего кризиса.
3. Символическая. Природа становится метафорой для духовного состояния персонажей.
Заключение
Антон Павлович Чехов виртуозно использует пейзаж настроения, превращая описание природы в важный элемент повествования. В рассказах «Ионыч» и «Дама с собачкой» пейзаж не только сопровождает сюжет, но и помогает раскрыть внутренние конфликты героев, их чувства и переживания.
Пейзажи настроения у Чехова отличаются лаконичностью и символизмом, что делает его произведения особенно многослойными и глубокими. Через образы природы автор поднимает вопросы духовного кризиса, несбывшихся надежд и противоречий человеческой жизни. Анализ пейзажей в его произведениях позволяет читателю глубже понять философские идеи, лежащие в основе творчества Чехова.
Список литературы
1. Чехов А. П. Полное собрание сочинений: В 30 т. — М.: Наука, 1974.
2. Бердников Г. П. Чехов и художественный мир: Исследование. — М.: Просвещение, 1982.
3. Немзер А. В. «Природа и душа: Пейзаж в русской литературе XIX века». — СПб.: Искусство, 2001.
4. Гаспаров Б. М. Чехов и его эстетика. — М.: Литературный вестник, 1999.
5. Павлова Л. Г. Ландшафт настроения в произведениях Чехова. — М.: Литера, 2010.
2.
Исследовательская работа: «Степь в изображении А. П. Чехова (повесть "Степь") и Н. В. Гоголя (повесть "Тарас Бульба")»
Введение
В русской литературе природа играет значимую роль, не только создавая фон для событий, но и становясь символом человеческих переживаний и культурных традиций. Среди природных образов особенно выделяется степь, которая является уникальным элементом русской культуры. В повести А. П. Чехова «Степь» этот пейзаж становится одним из ключевых элементов повествования, передавая внутренний мир героев и их размышления. У Н. В. Гоголя в «Тарасе Бульбе» степь предстает в героическом и эпическом образе, символизируя величие народного духа и свободы.
Цель данной работы состоит в изучении того, как степь изображена в произведениях Чехова и Гоголя, а также в сравнении художественных особенностей их пейзажных описаний. Задачами являются анализ роли степи в повестях, выявление её символического значения и проведение сравнительного анализа. Актуальность исследования заключается в том, что образы природы помогают глубже понять философские и культурные идеи русской литературы.
Для выполнения работы использованы методы сравнительного анализа, текстологического разбора и интерпретации пейзажных описаний.
Основная часть
1. Изображение степи у А. П. Чехова
Повесть А. П. Чехова «Степь» описывает путешествие мальчика Егора по бескрайней степи. Сюжет прост и состоит из событий дороги, которая становится не только пространством физического передвижения, но и пространством внутреннего роста героя. Через взгляд Егора читатель погружается в богатый и сложный мир природы, наполненный восторгом, тревогой и философскими размышлениями.
В изображении степи Чехов использует детализированные описания, подчёркивающие её бескрайность и изменчивость. Это пространство, которое живёт своей жизнью, где каждый элемент — ветер, травы, звёзды — становится важным. Через пейзаж Чехов раскрывает настроение героев, их одиночество и восторг перед величием природы. Например, степь сравнивается с океаном, где ветер «свистит, как на море», а ночное небо кажется близким, словно можно прикоснуться к звёздам.
Символическое значение степи в повести связано с её философским характером. Это не только природный ландшафт, но и место, где человек остаётся наедине с самим собой, где происходит формирование его личности. Для Егора степь становится пространством взросления, а для читателя — философским символом свободы, вечности и человеческой уязвимости перед природой.
2. Изображение степи у Н. В. Гоголя
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» степь изображена в эпическом масштабе. Это пространство, где разворачиваются великие события и судьбы героев. Степь становится олицетворением свободы, духа казачества и исторической памяти. Она не просто фон для действий, а их активный участник, задающий настроение и создающий величественную атмосферу.
Гоголь использует гиперболы и яркие метафоры для описания степи. Она сравнивается с морем, где ветер звучит, как музыка сражений, а закаты и восходы солнца напоминают картины битвы. Через такие образы автор передаёт героизм и силу природы, которая становится символом казачьей вольности и национального духа. Степь представлена как дикая и одновременно красивая сила, не подвластная человеку.
Для Гоголя степь имеет символическое значение, отражающее величие народного духа. Она воплощает в себе свободу и историческую судьбу казаков, становясь неотъемлемой частью их жизни. В отличие от Чехова, где степь лирична и философична, у Гоголя она героична и наполнена патетикой.
3. Сравнительный анализ
У Чехова и Гоголя степь изображена с разными художественными задачами. У Чехова она является пространством для размышлений и формирования личности, в то время как у Гоголя — символом исторической памяти и героизма. У Чехова степь передаёт тонкие переживания и созерцательность, у Гоголя — эпический размах и величие. В то же время оба автора подчеркивают красоту и значение этого природного образа в жизни человека и народа.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что степь в произведениях Чехова и Гоголя воплощает разные смыслы. У Чехова она отражает внутренний мир героя, его взросление и размышления о жизни. У Гоголя степь — это символ народного духа, свободы и исторического величия. Оба автора через изображение природы передают свои философские взгляды и создают образы, которые остаются актуальными и сегодня. Природа в русской литературе — это всегда больше, чем фон, это зеркало человеческих эмоций и отражение культуры.
Список литературы
1. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Том 8. Повести и рассказы. — М.: Наука, 1976.
2. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 14 томах. Том 2. Повести. — М.: Гослитиздат, 1952.
3. Лотман Ю. М. «Анализ художественного текста». — М.: Просвещение, 1972.
4. Бахтин М. М. «Эстетика словесного творчества». — М.: Искусство, 1979.
5. Иванова Н. «Пейзаж в русской литературе XIX века». — СПб.: Летний сад, 2003.
3.
Исследовательская работа: «Студенты Иван Великопольский («Студент») и Петя Трофимов («Вишнёвый сад») — два образа молодого героя в прозе А. П. Чехова»
Введение
Образы молодого поколения занимают важное место в произведениях А. П. Чехова. Герои, такие как Иван Великопольский в рассказе «Студент» и Петя Трофимов в пьесе «Вишнёвый сад», олицетворяют философские, социальные и культурные изменения своего времени. Они отражают поиски истины, стремление к идеалам и необходимость переосмысления жизни.
Целью данной работы является анализ и сравнение двух образов молодых героев в прозе Чехова — Ивана Великопольского и Пети Трофимова. Исследование направлено на выявление их ключевых характеристик, общих черт и различий, а также на определение философского и социального контекста, связанного с этими персонажами. Анализ позволяет глубже понять, как молодое поколение представлено в литературе конца XIX — начала XX века.
Работа актуальна, так как помогает осознать значение молодых героев в литературе Чехова, их роли в отражении общественных процессов и культурных изменений. Для исследования использованы текстологический анализ, сравнительный подход и изучение контекста эпохи.
Основная часть
1. Образ Ивана Великопольского в рассказе «Студент»
Иван Великопольский представлен как студент духовной академии, который стремится к постижению истины и осмыслению жизни. Его философские размышления начинаются после встречи с двумя крестьянками, с которыми он обсуждает евангельский сюжет о предательстве апостола Петра. Через осознание связи прошлого и настоящего Иван приходит к мысли о непрерывности и единстве человеческой истории.
Герой раскрывается как человек, способный видеть глубинный смысл в обыденных вещах. Его наблюдения за природой и людьми наполняются философским содержанием. Иван осознаёт, что, несмотря на все трудности, жизнь наполнена гармонией и смыслом. Чехов изображает его как юношу, который не только размышляет, но и находит утешение в этих размышлениях. Лаконичные и насыщенные описания автора подчёркивают зрелость и силу мысли героя.
2. Образ Пети Трофимова в пьесе «Вишнёвый сад»
Петя Трофимов в «Вишнёвом саду» является студентом, который, несмотря на преклонение к идеалам, так и не завершил своё образование. Он представлен как идеалист, мечтающий о свободе, прогрессе и социальной справедливости. Петя высказывает идеи, направленные на освобождение от прошлого и строительство нового мира, выступает с пафосными речами о равенстве и братстве.
Однако Чехов изображает этого героя с долей иронии. Его идеализм часто лишён практичности, а пафосные речи вступают в контраст с реальностью. Петя больше говорит, чем действует, что создаёт образ мечтателя, оторванного от жизни. Через реплики и диалоги Чехов подчёркивает несоответствие между высокими идеалами героя и его неспособностью реализовать их.
3. Сравнение Ивана Великопольского и Пети Трофимова
Образы Ивана Великопольского и Пети Трофимова объединяет стремление к постижению истины и переосмыслению жизни. Оба героя выражают философские идеи своего времени и воплощают идеалы молодого поколения. Однако подход Чехова к изображению этих персонажей разный.
Иван Великопольский сосредоточен на личных размышлениях, которые помогают ему обрести гармонию с собой и миром. Он представлен как зрелая личность, находящая ответы на вопросы о смысле жизни. Петя Трофимов, напротив, сосредоточен на социальных идеях и стремлении изменить общество, но его мечтательность и отсутствие конкретных действий создают образ романтичного идеалиста. Если Иван воспринимается как целостный герой, готовый к взрослой жизни, то Петя остаётся неопределённой фигурой, мечущейся между своими идеалами и реальностью.
Чехов через образы этих двух студентов раскрывает разные аспекты молодого поколения: философскую зрелость, присущую Ивану, и идеалистические устремления, свойственные Пете. Их образы дополняют друг друга, создавая целостное представление о молодёжи того времени.
Заключение
Иван Великопольский и Петя Трофимов — два разных, но в то же время схожих образа молодого героя в прозе А. П. Чехова. Иван воплощает философскую глубину, стремление к гармонии и осмыслению жизни, тогда как Петя выражает идеалистический порыв к социальной свободе и прогрессу. Через этих персонажей Чехов показывает сложность и многогранность молодого поколения, отражает их мечты, сомнения и стремления.
Исследование этих героев позволяет понять, как Чехов раскрывает идеи своего времени, делает акцент на поиске смысла и свободе. Иван и Петя остаются актуальными героями, чьи идеалы и размышления находят отклик и в современном обществе.
Список литературы
1. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Том 8. Рассказы и повести. — М.: Наука, 1976.
2. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Том 13. Пьесы. — М.: Наука, 1978.
3. Лотман Ю. М. «Анализ художественного текста». — М.: Просвещение, 1972.
4. Бахтин М. М. «Эстетика словесного творчества». — М.: Искусство, 1979.
5. Иванова Н. «Мир молодёжи в прозе Чехова». — СПб.: Летний сад, 2003.
4.
Исследовательская работа: «Русская деревня конца XIX века в изображении А. П. Чехова (по повестям "Мужики" и "В овраге")»
Введение
В русской литературе деревня традиционно занимает особое место, становясь не только местом действия, но и отражением социальных и культурных процессов эпохи. Александр Павлович Чехов, писатель-реалист, посвятил ряд своих произведений описанию жизни русской деревни конца XIX века. Повести «Мужики» и «В овраге» раскрывают непростую судьбу крестьян, их трудности, быт и моральные ценности.
Цель исследования заключается в анализе изображения русской деревни в повестях А. П. Чехова, а также в изучении авторского подхода к её описанию. В работе рассматриваются ключевые аспекты жизни крестьян, образы героев, их отношения, а также социальные и экономические проблемы, отражённые в произведениях.
Актуальность темы заключается в том, что произведения Чехова до сих пор остаются важным источником для понимания жизни русской деревни конца XIX века. Методы исследования включают текстологический анализ, сравнительный подход и изучение историко-культурного контекста.
Основная часть
1. Русская деревня в повести «Мужики»
Повесть «Мужики» описывает жизнь крестьянской семьи, сталкивающейся с бедностью, болезнями и отсутствием перспектив. Чехов реалистично изображает тяжёлые условия труда, нищету, бесправие и отсутствие образования среди крестьян. Через историю семьи Чикылёвых автор показывает, как социальное неравенство разрушает судьбы людей.
Особое внимание уделяется изображению быта крестьян: грязные избы, нехватка пищи, болезни. Герои повести — простые мужики, которые пытаются выжить в этих условиях. Автор подчеркивает их зависимость от помещиков и невозможность изменить свою жизнь. Вместе с тем, Чехов показывает не только бедственное положение крестьян, но и их стойкость, способность сохранять человечность даже в самых тяжёлых обстоятельствах.
2. Русская деревня в повести «В овраге»
В повести «В овраге» Чехов показывает жизнь другой стороны деревни — зажиточных крестьян. Семья Цыбукиных представлена как пример наживы и аморального поведения. На фоне их богатства раскрываются трагедии бедных жителей деревни, которые остаются на обочине жизни. Чехов противопоставляет эти два мира, подчёркивая несправедливость и моральное падение богатых.
Изображение деревни в «В овраге» дополнено картинами природы, которые, с одной стороны, кажутся красивыми, а с другой — отражают гнетущее состояние крестьян. Чехов обращает внимание на разрушительные последствия жадности и корысти, показывая, как экономическое неравенство приводит к деградации общества.
3. Сравнительный анализ
В повестях «Мужики» и «В овраге» Чехов изображает две стороны русской деревни конца XIX века: бедных крестьян и зажиточных хозяев. Через их противопоставление он показывает социальные контрасты, разрушающие единство общества. Если в «Мужиках» автор делает акцент на беспомощности и бедности, то в «В овраге» подчёркивает жадность и нравственное падение богатых.
Чеховский реализм проявляется в деталях: он точно передаёт быт, речь, повседневную жизнь героев. Его язык прост, но наполнен глубоким смыслом. Оба произведения объединяет критический взгляд на крестьянскую жизнь, однако они отличаются по настроению: «Мужики» написаны с большей долей сочувствия к бедным, тогда как «В овраге» носит более жёсткий и сатирический характер.
Заключение
Повести «Мужики» и «В овраге» А. П. Чехова представляют русскую деревню конца XIX века как место, где сталкиваются бедность, несправедливость и моральное падение. Чехов показывает жизнь крестьян во всей её сложности, от бедственного положения до жадности и жестокости. Через эти произведения автор раскрывает не только проблемы своего времени, но и задаёт вопросы о морали, справедливости и человеческом достоинстве, которые остаются актуальными и сегодня.
Список литературы
1. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Том 8. Рассказы и повести. — М.: Наука, 1976.
2. Лотман Ю. М. «Анализ художественного текста». — М.: Просвещение, 1972.
3. Бахтин М. М. «Эстетика словесного творчества». — М.: Искусство, 1979.
4. Иванова Н. «Деревня в русской литературе XIX века». — СПб.: Летний сад, 2003.
5. История русской литературы XIX века: учебное пособие / под ред. В. Е. Евгеньева. — М.: Высшая школа, 1985.
5.
Исследовательская работа: «Религиозные мотивы в рассказах "Святую ночь", "Студент", "Архиерей" А. П. Чехова»
Введение
А. П. Чехов — один из крупнейших мастеров короткой прозы, который в своих произведениях часто обращается к философским и духовным вопросам. Религиозные мотивы занимают особое место в его творчестве, проявляясь как в прямых упоминаниях христианских ценностей, так и в подтекстах. Рассказ «Святую ночь» поднимает темы духовного просветления и смысла жертвы. В «Студенте» религия становится мостом между прошлым и настоящим, а в «Архиерее» автор показывает сложность духовного служения и человеческую уязвимость.
Целью данной работы является исследование религиозных мотивов в рассказах Чехова и анализ их значения для понимания идейного содержания произведений. Задачи исследования включают выявление ключевых религиозных образов, изучение их роли в композиции рассказов и рассмотрение философских идей, связанных с религиозной тематикой.
Актуальность работы определяется важностью религиозных мотивов в творчестве Чехова и их значением для понимания духовных и философских аспектов русской литературы конца XIX века.
Основная часть
1. Религиозные мотивы в рассказе «Святую ночь»
Рассказ «Святую ночь» сосредоточен на истории священника, который помогает молодой женщине родить ребёнка в холодную зимнюю ночь. Сюжет имеет ярко выраженную христианскую символику. Действие происходит накануне Рождества, что подчёркивает тему духовного перерождения и света, побеждающего тьму. Жертва священника, который отдаёт все свои силы, чтобы спасти женщину и её ребёнка, напоминает христианский идеал милосердия и самоотверженности.
Важным мотивом рассказа является свет, символизирующий духовное начало. Чехов использует светлые образы для создания ощущения надежды и божественного присутствия. Через поступок священника автор показывает, как вера и милосердие могут преодолеть страх и отчаяние.
2. Религиозные мотивы в рассказе «Студент»
В рассказе «Студент» религиозная тематика раскрывается через размышления главного героя, студента духовной академии Ивана Великопольского. Рассказ начинается с описания холодного весеннего вечера, который пробуждает в герое чувство связи между прошлым и настоящим. Центральным эпизодом становится разговор с крестьянками о предательстве апостола Петра. Иван приходит к осознанию, что события Евангелия и человеческая история взаимосвязаны.
Религиозные мотивы в рассказе выражены через идею единства времени. Апостольская история становится символом духовной преемственности. Чехов подчёркивает, что вера и нравственные ценности, заложенные в прошлом, сохраняют свою актуальность и силу в настоящем. В рассказе звучит мысль о том, что страдания и искупление являются неотъемлемой частью человеческой жизни.
3. Религиозные мотивы в рассказе «Архиерей»
В рассказе «Архиерей» Чехов обращается к теме духовного служения и сложностей, с которыми сталкиваются представители церкви. Главный герой, архиерей Пётр, переживает внутренний кризис на фоне своей болезни и скорой смерти. Через его размышления Чехов показывает, как религиозное служение соединяется с человеческой слабостью и одиночеством.
Религиозные мотивы здесь проявляются через символику Пасхи, которая становится фоном для переживаний героя. Пасха, символизирующая воскресение и новую жизнь, вступает в контраст с приближающейся смертью архиерея. Этот контраст подчёркивает сложность духовного пути: герой осознаёт своё одиночество и одновременно обретает внутренний мир.
Чехов показывает, что даже люди, посвятившие жизнь церкви, остаются уязвимыми и нуждаются в духовной поддержке. Рассказ завершает философскую мысль о том, что вера и смирение помогают принять неизбежное и сохранить гармонию с собой.
Заключение
Религиозные мотивы в рассказах «Святую ночь», «Студент» и «Архиерей» играют ключевую роль в раскрытии глубоких философских идей Чехова. Через символику света, преемственность времени и образы духовного служения автор поднимает вопросы веры, искупления и человеческого предназначения. Чехов не даёт однозначных ответов, но предлагает читателю задуматься о значении религиозных ценностей в жизни каждого человека.
Произведения Чехова остаются актуальными, поскольку затрагивают универсальные темы, такие как милосердие, духовный поиск и преодоление одиночества. Религиозные мотивы в его рассказах служат не только художественными приёмами, но и средством для передачи глубоких философских размышлений.
Список литературы
1. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Том 8. Рассказы и повести. — М.: Наука, 1976.
2. Лотман Ю. М. «Анализ художественного текста». — М.: Просвещение, 1972.
3. Бахтин М. М. «Проблемы поэтики Достоевского». — М.: Искусство, 1979.
4. Иванова Н. «Религиозные мотивы в русской литературе XIX века». — СПб.: Летний сад, 2003.
5. История русской литературы XIX века: учебное пособие / под ред. В. Е. Евгеньева. — М.: Высшая школа, 1985.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением