Ответы на вопросы на стр.302 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 3021. Как изменяется художественный поиск Чехова в 80-е годы XIX века?Антон Чехов в 80-е годы XIX века искал новые формы...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 302
1. Как изменяется художественный поиск Чехова в 80-е годы XIX века?
Антон Чехов в 80-е годы XIX века искал новые формы художественного выражения, стремясь к лаконичности и точности в передаче смыслов. Он активно работал над созданием короткого рассказа, делая его максимально ёмким и насыщенным. Чехов уделял особое внимание деталям, с помощью которых раскрывал характеры героев и создавал атмосферу произведений. В его произведениях того времени появилась тема человеческого одиночества и трагизма повседневной жизни. Это был период перехода от комических сюжетов к более драматичным и глубоким. Чехов старался избегать морализаторства, оставляя читателю право самому делать выводы. В его произведениях чувствуется влияние реализма, однако автор не ограничивался только документальным описанием. Чехов развивал тему внутренних переживаний человека, делая акцент на его духовной жизни. Писатель создавал многогранные образы, которые вызывали сочувствие и понимание. В рассказах, таких как «Горе», Чехов обращался к теме смерти и бессмысленности существования. Его работы отличались новаторским подходом к форме и содержанию. Чехов стремился передать жизнь во всей её многогранности и противоречивости. В этот период он закладывал основы для своего будущего творчества. Чехов становился мастером краткости и выразительности, что стало его визитной карточкой в литературе.

2. В каких жизненных сферах писатель ищет крупицы человечности?
Чехов считал важнейшими человеческими ценностями духовную свободу, честность, доброту и гуманизм. Он верил в необходимость искренности в отношениях между людьми, избегая лжи и лицемерия. Одной из ключевых ценностей для Чехова была свобода личности и её право на самовыражение. Писатель также придавал большое значение образованию и саморазвитию, видя в этом путь к гармонии и счастью. Важной ценностью для Чехова была любовь к природе и способность находить красоту в окружающем мире. Он поднимал вопросы ответственности за свои поступки и отношения с другими людьми. В своих произведениях Чехов подчёркивал важность сострадания и эмпатии. Он считал, что только через понимание и поддержку можно преодолеть человеческое одиночество. Писатель нередко обращался к теме семьи и родственных связей, показывая их значимость в жизни человека. Чехов видел в простых радостях жизни источник вдохновения и силы. Его произведения учат ценить искренность и человечность. Он выступал против цинизма и равнодушия, считая их главными врагами человеческого счастья. Писатель верил, что именно в моральных и духовных ценностях кроется основа гармоничного существования. Важнейшей ценностью для Чехова была правда во всех её проявлениях. Его творчество остаётся актуальным благодаря этим универсальным идеалам.

3. В каких людях Чехов обнаруживает проблески живого, гармоничного миросозерцания?
В произведениях Чехова проблески живого, гармоничного мироощущения обнаруживаются в простых и искренних людях. Часто это герои, живущие в гармонии с природой и самим собой, например, пастухи или крестьяне. Например, в рассказе «Скрипка Ротшильда» ярким примером становится Яков, который через музыку и осознание жизни приходит к внутреннему миру. Чехов также изображает детей, как в рассказе «Дом с мезонином», которые отличаются чистотой и непредвзятостью. Писатель ценил людей, способных на сострадание и доброту, видя в них источник гармонии. Его персонажи нередко оказываются ближе к природе, что помогает им сохранять душевный покой. Простота и искренность таких героев противопоставляются фальши и искусственности городского быта. Чехов считал, что в каждом человеке заложена способность к пониманию и созиданию. В рассказе «Тоска» извозчик Иона находит утешение, делясь своими переживаниями с лошадью, что символизирует важность общения. Писатель восхищался людьми, умеющими радоваться простым вещам и находить счастье в повседневности. Такие герои часто противопоставляются суете и меркантильности окружающего мира. Чехов подчёркивал, что гармония возможна только через осознание и принятие своих чувств. Его творчество учит видеть красоту в самых неожиданных проявлениях.

Для индивидуальной работы. Стр. 302
Подготовьте сообщение об одном из рассказов Чехова о детях («Мальчики», «Ванька Жуков», «Спать хочется!», «Дома» и др.). Покажите, как связаны чеховские рассказы с традициями детской темы в русской классической литературе.
1.
Сообщение о рассказе «Мальчики» и традиции детской темы в русской литературе
Рассказ Антона Павловича Чехова «Мальчики» повествует о двух гимназистах, Володе и его друге Чечевицыне, которые решают отправиться в Америку за приключениями и богатством. Через юмористическое описание их подготовки к побегу и реакции окружающих Чехов показывает наивность и романтизм подростков, их склонность к фантазиям и стремление к свободе. Володя, типичный мальчик из обеспеченной семьи, под влиянием энергичного и своеобразного Чечевицына увлекается идеей путешествия, но в конце побеждает его любовь к родителям и дому. Чехов удачно сочетает юмористическую и лирическую интонации, создавая живую и трогательную картину детского мира.
Рассказ тесно связан с традициями русской литературы XIX века, в которой детская тема занимает важное место. Такие авторы, как Лев Толстой («Детство»), Николай Некрасов («Крестьянские дети»), показывали детей как носителей искренности, доброты и мечтательности. Чехов продолжает эту традицию, подчёркивая чистоту и непосредственность детских стремлений, но привносит в неё свой лаконичный стиль и внимание к деталям. Например, сцена, в которой Володя плачет, осознавая невозможность расстаться с матерью, раскрывает тонкость переживаний ребёнка.
Особенность чеховского подхода заключается в его мастерстве создания реалистичных характеров. Образ Чечевицына, который называет себя «Монтигомо Ястребиный Коготь» и фантазирует о диких приключениях, вызывает улыбку, но при этом напоминает читателю о детских мечтах, вдохновлённых книгами о далёких странах. Его серьёзность и надменность контрастируют с мягкостью и теплотой Володи, что придаёт рассказу комичность и глубину.
Таким образом, «Мальчики» не только продолжают традиции русской классической литературы, но и развивают их. Чехов показывает мир детей как отдельную вселенную со своими законами и ценностями, подчёркивая его красоту и трогательность. Рассказ остаётся актуальным, ведь он напоминает читателю о простых радостях детства, его стремлениях и ограничениях, которые определяют взросление.
2.
Сообщение о рассказе Чехова «Ванька» и традициях детской темы в русской классической литературе
Антон Павлович Чехов в рассказе «Ванька» создал проникновенную историю, отражающую трагизм детства, лишённого заботы, тепла и защиты. Главный герой, девятилетний мальчик Ванька Жуков, в Рождественскую ночь пишет письмо своему дедушке в надежде, что тот заберёт его из ужасных условий, в которых он оказался. Письмо, полное детской наивности и неподдельных эмоций, передаёт тоску героя по родному дому, воспоминания о счастье, которого он лишён, и мечты о лучшей жизни. Однако финал рассказа, в котором Ванька отправляет письмо с адресом «На деревню дедушке», заставляет читателя задуматься о безысходности судьбы мальчика.
Рассказ «Ванька» продолжает традиции русской классической литературы, в которой детская тема играет важную роль. Николай Некрасов в своих произведениях («Крестьянские дети») показывал, как дети часто сталкиваются с трудностями взрослой жизни, но сохраняют искренность и нравственные идеалы. Лев Толстой в своих рассказах о детстве («Детство», «Казаки») изображал детей как носителей внутренней чистоты и естественности. Чехов перенимает эти традиции, но добавляет к ним реалистичное изображение социальной несправедливости и драматизм повседневной жизни.
Образ Ваньки раскрывает глубину детской психологии. Чехов мастерски передаёт противоречие между суровой реальностью и внутренним миром ребёнка. Воспоминания Ваньки о деревенской жизни, о дедушке и атмосфере Рождества рисуют идеализированный образ прошлого, который контрастирует с настоящими условиями его жизни. Мальчик терпит побои, голод и унижения, но всё же сохраняет веру в то, что дедушка прочтёт письмо и спасёт его.
Художественный стиль Чехова подчёркивает трагизм рассказа. Его лаконичность и внимание к деталям создают сильное эмоциональное воздействие. Автор использует яркие образы, такие как морозный деревенский воздух, сияние звёзд, смех дедушки и лукавый пёс Вьюн, чтобы передать всю теплоту воспоминаний Ваньки. В то же время описания жестокости в доме сапожника и беспомощности мальчика усиливают чувство сострадания и тревоги.
Рассказ «Ванька» можно считать продолжением традиции детской темы, заложенной в русской литературе. Однако Чехов подходит к ней более реалистично, показывая, что детство в реальной жизни часто далеко от идеала. В его произведении дети не только страдают от социальной несправедливости, но и вынуждены сами искать пути спасения, часто безуспешно.
Таким образом, рассказ «Ванька» отражает и развивает традиции русской классической литературы, дополняя их глубоким осмыслением детской уязвимости. Чехов показывает ребёнка как символ невинности и надежды, которые часто разбиваются о жестокие реалии. Его произведение остаётся актуальным, вызывая сильный отклик у читателей всех времён, потому что тема детства, лишённого защиты, универсальна и близка каждому.
3.
Сообщение о рассказе Антона Чехова «Спать хочется!»
Рассказ Антона Павловича Чехова «Спать хочется!» — это сильное, трагическое произведение, раскрывающее тему бесправия детей, социальной несправедливости и бездушия взрослых. В центре сюжета — тринадцатилетняя девочка-нянька Варька, вынужденная работать без отдыха, несмотря на сильное физическое и эмоциональное истощение. Её трагедия символизирует положение детей в эпоху Чехова, когда многие из них становились жертвами жестоких условий жизни и отсутствия защиты со стороны общества.
Варька — сирота, которая из-за бедности и социальной изоляции вынуждена работать няней в доме сапожника. Автор подробно описывает обстановку комнаты, её удушливую атмосферу, усиливающую ощущение безысходности. Плач ребёнка, постоянная работа, отсутствие сна — всё это доводит героиню до крайнего состояния. Чехов с поразительной точностью передаёт её физические и эмоциональные страдания, создавая реалистичное и в то же время символическое изображение.
Главной темой рассказа становится невыносимая усталость, лишающая Варьку способности мыслить рационально. В её сознании реальность переплетается с воспоминаниями о прошлом и тревожными снами. Это состояние позволяет Чехову показать, как физическое истощение разрушает психику ребёнка, приводя к роковой развязке. Задушив ребёнка, Варька избавляется от своего «угнетателя», чтобы наконец заснуть. Этот поступок не оправдывается автором, но становится страшным финалом, вызванным социальной несправедливостью и равнодушием окружающих.
Чехов и традиции детской темы в русской литературе
Рассказ «Спать хочется!» тесно связан с традициями русской классической литературы, в которой детская тема занимала важное место. Например, Николай Некрасов в своих произведениях («Крестьянские дети») показывал стойкость и внутреннюю силу детей, несмотря на их тяжёлую жизнь. Лев Толстой в «Детстве» и «Отрочестве» описывал чистоту и нравственную высоту детского сознания. Чехов же раскрывает трагедию ребёнка, лишённого защиты и поддержки, показывая, как несправедливость взрослого мира разрушает юную душу.
Особенностью подхода Чехова к изображению детства становится его беспристрастность и реализм. Он отказывается от идеализированных образов детей, подчёркивая, что их страдания — это следствие системных проблем общества. Варька, как и герои других рассказов Чехова о детях (например, «Ванька», «Мальчики»), становится жертвой равнодушия взрослых, которые воспринимают её как рабочую силу, а не как личность.
Художественные особенности
Чехов мастерски использует психологический реализм для передачи состояния Варьки. Символика рассказа подчёркивает её внутренний мир: зелёное пятно на потолке, запахи, звуки колыбели — всё это становится метафорами её подавленного состояния. Реальность и воспоминания переплетаются, создавая образ отчаяния и безысходности. Финальная сцена убийства ребёнка шокирует, но при этом вызывает сочувствие к героине, которая становится жертвой бесчеловечного окружения.
Лаконичный стиль Чехова усиливает эмоциональное воздействие рассказа. Каждая деталь — от описания душной комнаты до воспоминаний о прошлом — служит для создания полной картины страданий героини. Чехов показывает, что равнодушие и жестокость взрослых разрушают самые невинные и беззащитные души.
Социальная значимость
«Спать хочется!» — это не только рассказ о личной трагедии, но и обвинение социальной системы, в которой дети оказываются в положении рабов. Чехов показывает, что их страдания — результат не только бедности, но и общего морального упадка общества. Это произведение остаётся актуальным и в наши дни, напоминая о необходимости защищать права детей и обеспечивать им безопасные условия жизни.
Таким образом, рассказ «Спать хочется!» — это яркий пример чеховского мастерства в изображении трагедии человеческой души. Он продолжает традиции русской литературы в исследовании детской темы, но при этом предлагает новый, более реалистичный и беспощадный взгляд на проблемы общества.
4.
Сообщение о рассказе Антона Чехова «Дома»
Рассказ Антона Павловича Чехова «Дома» относится к числу произведений, в которых автор с присущей ему тонкостью и мягким юмором исследует тему детства и семейных отношений. Через простую бытовую ситуацию — разговор прокурора Евгения Петровича с его семилетним сыном Сережей — Чехов показывает глубину человеческой природы, сложности воспитания и роль детства как особого мира, существующего параллельно с миром взрослых.
Сюжет и ключевые моменты
Рассказ начинается с жалобы гувернантки Натальи Семёновны на то, что маленький Серёжа начал курить. Это вызывает у отца — прокурора Евгения Петровича — целую гамму мыслей и воспоминаний о том, как в его детстве курение считалось ужасным пороком. Евгений Петрович, будучи человеком рациональным и склонным к размышлениям, пытается решить проблему с помощью логики, моральных наставлений и даже фантазии. Однако его попытки объяснить сыну вред курения через понятия собственности и здоровья оказываются недостаточно убедительными.
Самой действенной оказывается импровизированная сказка, которую отец рассказывает перед сном. Она не только привлекает внимание мальчика, но и оставляет глубокий эмоциональный след. Сережа, проникнувшись печальной историей царевича, решает больше не курить. Эта сцена подчёркивает важность художественной формы в воспитании, но в то же время заставляет отца сомневаться в её честности и искренности.
Тема детства и воспитания
Чехов показывает детство как особый мир, полный фантазии, непосредственности и творческой свободы. Сережа воспринимает реальность не так, как взрослые, его логика и взгляды продиктованы детским восприятием жизни. Для него нарисованный солдат выше дома, а звук — это цвет или форма. Эти особенности подчёркивают индивидуальность ребёнка и его право на собственное мировоззрение.
Взаимодействие отца и сына строится на контрасте между взрослой рациональностью и детской эмоциональностью. Евгений Петрович, несмотря на свой профессионализм и жизненный опыт, чувствует себя неуверенно в роли воспитателя. Он понимает, что логика и мораль не могут полноценно воздействовать на детское сознание, и ищет способ достучаться до сердца сына. Его попытки учить Сережу наставлениями кажутся ему самому бессмысленными, и только через сказку он находит путь к его пониманию.
Чехов и традиции детской темы в русской литературе
Рассказ «Дома» продолжает традиции русской литературы, в которой детская тема занимает центральное место. Как и Николай Некрасов в своих произведениях («Крестьянские дети»), Чехов акцентирует внимание на внутреннем мире ребёнка, его индивидуальности и праве на уважение. Лев Толстой в «Детстве» и «Отрочестве» также исследует вопросы воспитания, показывая, как взрослые влияют на становление личности ребёнка.
Однако Чехов избегает морализаторства, характерного для многих писателей XIX века. Он показывает детство с позиции уважения к его уникальности, подчёркивая, что взрослые не всегда могут понять внутренний мир ребёнка. Сережа воспринимает мир через призму своих интересов и фантазий, а взгляд взрослых на него часто оказывается ограниченным.
Художественные особенности
Чехов использует характерный для него лаконичный и точный стиль, позволяя читателю проникнуться атмосферой рассказа и сопереживать героям. Сцена разговора отца с сыном наполнена мягким юмором и иронией, которые раскрывают внутренние сомнения и переживания Евгения Петровича. Символика детского рисунка, на котором солдат выше дома, и другие детали подчёркивают разницу между миром ребёнка и миром взрослого.
Особое внимание уделяется сказке, которую отец рассказывает перед сном. Это импровизация, но она играет важнейшую роль в рассказе, показывая силу художественного слова и его способность воздействовать на эмоции и мысли ребёнка.
Социальная и воспитательная значимость
Рассказ «Дома» обращает внимание на важность уважительного отношения к ребёнку и поиска индивидуального подхода в воспитании. Чехов подчёркивает, что дети — это не просто объект воспитания, а полноценные личности со своим мировоззрением. Его произведение напоминает взрослым, что воспитание — это не только наставления, но и диалог, участие и эмоциональная связь.
В то же время рассказ затрагивает проблему ответственности взрослых за то, чему они учат и что демонстрируют своим детям. Курение отца, хоть и осуждаемое им, становится примером для сына. Эта двойственность подчёркивает сложность воспитания и необходимость осознанного подхода к своим действиям.
Заключение
Рассказ Антона Чехова «Дома» — это не только история о семейных отношениях, но и глубокое размышление о воспитании, ответственности и понимании детства. Он продолжает традиции русской классической литературы, но делает это с уникальной чеховской глубиной и лаконичностью. Это произведение остаётся актуальным и сегодня, напоминая о том, что в основе воспитания должны лежать уважение, любовь и способность слышать ребёнка.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением