Ответы на вопросы на стр.304-305 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 3041. Какие впечатления детства и юности послужили писателю основой для создания полнокровного образа южнорусской степи?Антон Чехов...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 304
1. Какие впечатления детства и юности послужили писателю основой для создания полнокровного образа южнорусской степи?
Антон Чехов родился и вырос в Таганроге, городе на юге России, что во многом определило его близость к степному пейзажу. В детстве он часто наблюдал за бескрайними просторами степи, её характерной растительностью и звуками, которые позже станут важной частью его художественных описаний. Чехов умел подмечать мельчайшие детали природы, такие как игра света в степной траве или резкие перемены погоды. Эти впечатления укрепили его глубокую связь с природой и способность передавать её в литературе. В юности он путешествовал по южным регионам России, что позволило ему изучить быт местных жителей и особенности их работы. Его наблюдательность и внимание к деталям сделали возможным создание реалистичных картин степной жизни. Степная природа для Чехова стала не просто фоном, а самостоятельным «героем», живущим своей жизнью. В его воспоминаниях о детстве звучит и музыкальность степного ветра, и грусть тоскливой пустоты. Всё это сформировало его представление о гармонии между человеком и природой. Чехов также отражал в своих произведениях, как степь влияет на внутренний мир человека. Детские впечатления о свободе и бескрайности этих просторов закрепили в его творчестве образ степи как символа величия и вечности. Таким образом, детские и юношеские воспоминания Чехова легли в основу глубокого и многогранного образа степи в его произведениях.

2. Почему рассказ о нескольких днях путешествия по степи превращается в масштабную картину русской жизни?
Чехов умел использовать простые сюжеты для изображения сложных и многогранных тем. Рассказ о нескольких днях поездки купца, священника и мальчика Егорушки по степи оказывается масштабным полотном, раскрывающим жизнь России. Через описание степи Чехов показывает противоречие между величием природы и мелкими заботами людей. Герои истории представляют разные социальные слои, от делового купца до юного Егорушки, что позволяет показать разнообразие характеров и судеб. Каждый персонаж олицетворяет свои идеалы и ценности, что делает путешествие не просто перемещением в пространстве, но и символом поиска смысла жизни. Степь становится метафорой русской души: её тишина и бескрайность отражают одиночество, тоску, но и внутреннюю силу. Также автор уделяет внимание хозяйственной теме, противопоставляя богатство природы и искусственность человеческой деятельности. Переплетение природных и социальных мотивов помогает Чехову отобразить глубинные процессы, происходящие в русском обществе. Символично и развитие сюжета: меланхоличные описания степи сменяются грозой — ярким образом очищения и перемен. Так Чехов выводит рассказ за рамки частной истории, превращая его в размышление о судьбе всей России, её связи с природой и культурой.

3. В чём главный герой Егорушка противопоставлен взрослым персонажам рассказа? Как его взгляд на мир помогает писателю раскрыть красоту природы и сложность человеческой жизни?
Егорушка, главный герой рассказа, отличается от взрослых своей наивностью, чувствительностью и открытостью миру. Если взрослые персонажи сосредоточены на своих делах и заботах, то Егорушка воспринимает окружающую природу с любопытством и восхищением. Его взгляд полон поэтичности и искренности, что позволяет читателю увидеть степь глазами ребёнка. Например, сцены с грозой и степным простором вызывают у мальчика сильные эмоции, которые Чехов тонко передаёт с помощью ярких описаний. Взрослые персонажи часто озабочены суетой и материальными вопросами, в то время как Егорушка чувствует себя частью природы и стремится понять её. Это противопоставление помогает автору раскрыть разницу между миром взрослых, прагматичным и ограниченным, и миром ребёнка, наполненным глубокими переживаниями. Через взгляд Егорушки Чехов показывает, как природа способна воздействовать на человека, пробуждая в нём мечтательность и стремление к большему. Мальчик становится своего рода проводником между читателем и степью, делая её живой и одухотворённой. Его восприимчивость к красоте природы подчёркивает сложность человеческой жизни, полной противоречий и тоски. Таким образом, через образ Егорушки Чехов исследует взаимодействие человека с природой и её влияние на внутренний мир личности.

Для индивидуальной работы. Стр. 304
1. Подготовьте сообщение на тему Разнообразие народных типов в повести А. П. Чехова Степь.
Разнообразие народных типов в повести А. П. Чехова «Степь»
Повесть Антона Павловича Чехова «Степь» — одно из ключевых произведений русской литературы, в котором автор мастерски объединяет описание природы с живой галереей народных типов, представляющих русское общество конца XIX века. Каждый персонаж повести, будь то главный герой или второстепенная фигура, раскрывает определённые черты национального характера и социального уклада того времени. Чехов создал настоящую энциклопедию народной жизни, наполненную разнообразием голосов, взглядов и судеб.
Купец Кузьмичов
Купец Иван Иванович Кузьмичов является ярким воплощением мира деловых и прагматичных людей. Его заботы сосредоточены исключительно на коммерческой выгоде и делах, что подчёркивается в каждой его реплике. Кузьмичов трудолюбив, настойчив и расчётлив, однако ему не хватает душевной теплоты и способности видеть красоту окружающего мира. Его образ — это портрет предпринимателя, готового преодолевать любые трудности ради выгоды. Кузьмичов интересуется только шерстью и торговлей, и через его устремления Чехов показывает, как стремление к материальной выгоде может лишить человека глубины и способности наслаждаться жизнью.
Священник Христофор
Священник Христофор Сириактович — полная противоположность Кузьмичову. Он мягок, добродушен, мечтателен и слегка неуклюж. Чехов наделяет этого персонажа чертами простоты и юмора, но в то же время через его образ автор подчёркивает важность духовного начала. Христофор — человек, который не столько следует букве закона, сколько живёт сердцем. Он символизирует традиционную духовность русского народа, однако его простоватость иногда граничит с нелепостью, что придаёт его образу определённый комизм. Тем не менее, Христофор вызывает симпатию своей человечностью и искренностью.
Егорушка
Главный герой повести, мальчик Егорушка, выступает не просто участником событий, но и своего рода наблюдателем. Через его детское восприятие Чехов раскрывает красоту степи и тонкость народной жизни. Егорушка отличается впечатлительностью и ранимостью, его внутренний мир наполнен вопросами, мечтами и переживаниями. Он противопоставлен взрослым героям своей чистотой и умением чувствовать окружающий мир. Через образ Егорушки Чехов передаёт ощущение связи человека с природой, показывая, что в детстве человек наиболее близок к естественности и искренности.
Ямщик Дениска
Ямщик Дениска — типичный представитель крестьянского сословия. Он весел, разговорчив и полон жизненной энергии. Его оптимизм и находчивость делают его ярким и запоминающимся персонажем. Дениска привносит в повесть нотки народного юмора, простоты и непосредственности. В то же время его образы и реплики позволяют лучше понять жизнь простого русского крестьянина, его заботы, радости и отношение к миру.
Эпизодические персонажи
Повесть также населена множеством второстепенных персонажей, которые на первый взгляд кажутся незначительными, но на самом деле играют важную роль в создании общей картины русской жизни. Например, сторож Панкратий, пастухи и случайные попутчики воплощают определённые черты национального характера. Они молчаливы, терпеливы, трудолюбивы и тесно связаны с природой. Эти персонажи отражают традиционный уклад жизни, основанный на уважении к земле и традициям.
Противопоставление природы и человеческого мира
Особое место в повести занимает изображение степи как живого организма. Степь словно противостоит деловитости и суетливости людей, открывая перед ними свои безграничные просторы и красоту. Чехов, с одной стороны, показывает, как люди стремятся подчинить природу своим нуждам, а с другой стороны, подчёркивает её величие и равнодушие к человеческим заботам. В этом контексте каждый персонаж оказывается частью большого целого, где степь становится символом вечного и неизменного, а люди — временными гостями.
Заключение
Разнообразие народных типов в повести «Степь» делает её настоящим шедевром русской литературы. Каждый герой, от Кузьмичова до ямщика Дениски, вносит свою ноту в общую симфонию русской жизни. Чехов не только создаёт портреты отдельных людей, но и передаёт атмосферу времени, размышляет о роли человека в мире природы. Повесть «Степь» — это глубокое произведение, в котором гармонично сочетаются реализм, лирика и философия, а народные типы становятся зеркалом русской души.

2. Проанализируйте повесть, покажите, как создаётся образ Егорушки Князева. В чём Чехов следует традициям С. Т. Аксакова и Л. Н. Толстого в изображении ребёнка и в чём творчески развивает их?
В повести А. П. Чехова «Степь» центральным персонажем является девятилетний мальчик Егорушка Князев. Его образ раскрывается через путешествие по бескрайним просторам степи, что символизирует переход от детства к взрослой жизни. Чехов изображает Егорушку впечатлительным и любознательным ребёнком, воспринимающим окружающий мир с особой остротой. Его восприятие природы и людей наполнено эмоциональностью и непосредственностью, что позволяет читателю глубже понять внутренний мир мальчика.
В описании Егорушки Чехов следует традициям русской классической литературы, особенно в духе произведений С. Т. Аксакова и Л. Н. Толстого. Как и в «Детских годах Багрова-внука» Аксакова, в «Степи» акцент делается на формировании личности ребёнка под влиянием природы и семейного окружения. Егорушка, подобно герою Аксакова, тесно связан с природой, его восприятие мира чисто и непредвзято. Оба автора подчёркивают важность детских впечатлений и их влияние на дальнейшую жизнь человека.
Л. Н. Толстой в повести «Детство» также уделяет большое внимание внутреннему миру ребёнка, его мыслям и чувствам. Чехов развивает эту традицию, подробно описывая эмоциональные переживания Егорушки, его страхи, радости и сомнения. Однако, в отличие от Толстого, Чехов придаёт особое значение окружающей среде и её влиянию на формирование личности. Степь у Чехова становится не просто фоном, а активным участником повествования, влияющим на настроение и мысли героя.
Чехов творчески развивает традиции своих предшественников, вводя в повествование элементы символизма и углубляя психологический анализ. Егорушка сталкивается с различными жизненными ситуациями и людьми, что способствует его внутреннему росту и осознанию сложности мира. Путешествие по степи становится метафорой жизненного пути, полного испытаний и открытий.
Таким образом, образ Егорушки Князева в «Степи» является ярким примером продолжения и развития традиций русской литературы в изображении детства. Чехов, следуя по стопам Аксакова и Толстого, создаёт глубокий и многогранный образ ребёнка, чьё становление происходит в тесной связи с окружающим миром и людьми. При этом он привносит в повествование собственное видение и стиль, делая историю Егорушки уникальной и запоминающейся.

Для индивидуальной работы. Стр. 305
Подготовьте подробное сообщение о поездке Чехова на Сахалин. Подумайте, в чём и почему сахалинские впечатления Чехова перекликаются с наблюдениями Ф. М. Достоевского от пребывания на каторге.
Антон Чехов и его путешествие на Сахалин
В 1890 году Антон Павлович Чехов предпринял одну из самых амбициозных и трудных поездок в своей жизни — путешествие на Сахалин. Эта поездка была не просто путешествием писателя в поисках вдохновения, а настоящей экспедицией, связанной с глубоким интересом к человеческой жизни, социальной несправедливости и судьбам тех, кто оказался на краю общества. Чехов отправился в это сложное путешествие, чтобы исследовать условия жизни каторжников и ссыльных, а также своими глазами увидеть крайние точки Российской империи, чтобы донести их историю до читателей.
Подготовка и путь на Сахалин
Антон Павлович отправился в путешествие в апреле 1890 года, выбрав маршрут через крупнейшие города России: Казань, Пермь, Тюмень и Томск. Пересекая Сибирь, он не раз отмечал суровую природу этих мест, ощущая масштаб и величие русской земли. Передвигаясь на лошадях, пароходах и телегах, Чехов добрался до берегов Тихого океана спустя несколько месяцев путешествия. Уже на месте, на острове Сахалин, он активно включился в исследовательскую деятельность. Его работа включала перепись населения острова, общение с жителями, посещение поселений и тюрем, а также сбор данных о повседневной жизни сахалинцев. Чехов составил около 10 тысяч статистических карточек, которые впоследствии легли в основу его книги «Остров Сахалин».
Первые впечатления от Сахалина
На Сахалине Чехов увидел сложную, противоречивую картину. С одной стороны, он столкнулся с суровыми условиями жизни, крайней бедностью, безысходностью и жестокостью. Многие каторжники и ссыльные жили в нечеловеческих условиях, страдая от голода, болезней и тяжёлой работы. Однако, с другой стороны, писатель был поражён стойкостью людей, их способностью выживать и сохранять человеческое достоинство даже в самых сложных обстоятельствах. Чехов писал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Эти слова отражали его веру в силу человеческого духа, несмотря на все ужасы каторги.
Работа над «Островом Сахалин»
Результатом этого путешествия стала книга «Остров Сахалин», которая сочетает в себе черты документального исследования и литературного произведения. Чехов с присущей ему точностью описывал условия жизни на каторге, судьбы отдельных людей и общую атмосферу острова. Он подробно изучал все аспекты жизни сахалинцев: быт, работу, преступления, наказания, отношения между ссыльными и местными жителями. Благодаря такому подходу книга приобрела огромное значение не только как литературное произведение, но и как социальное исследование.
Чехов отказался от субъективности, стараясь максимально точно передать реальность. Он писал в объективной манере, избегая излишнего драматизма, но при этом его текст пронизан глубоким сочувствием к людям, чьи судьбы были сломаны каторгой. Такой подход позволил Чехову показать не только жестокость и несправедливость системы, но и трагедию отдельного человека, оказавшегося в этих условиях.
Сравнение с Достоевским
Многие сравнивают «Остров Сахалин» Чехова с «Записками из Мёртвого дома» Ф. М. Достоевского. Однако между этими произведениями есть существенные различия. Если Достоевский сосредоточился на психологических и философских аспектах жизни каторжников, то Чехов акцентировал внимание на фактах, документах и реальных условиях существования. Оба писателя по-своему передали трагедию человеческой жизни, но Чехов выбрал более сдержанный, научный подход. Его книга стала своего рода «социальным отчётом», который вскрыл многочисленные проблемы, связанные с каторгой и ссылкой в Российской империи.
Значение путешествия
Поездка на Сахалин стала важным этапом в жизни и творчестве Чехова. Она углубила его понимание социальной несправедливости и укрепила стремление бороться за права человека с помощью литературы. Чехов открыл для себя мир, полный страданий и трагедий, но не остался равнодушным. Его творчество стало примером того, как литература может быть использована для привлечения внимания общества к важным проблемам.
Наследие «Острова Сахалин»
«Остров Сахалин» и сегодня остаётся уникальным произведением. Оно не только продемонстрировало талант Чехова как писателя и исследователя, но и сыграло роль в формировании общественного мнения о каторге. Чехов доказал, что литература может быть мощным инструментом борьбы за гуманизм, справедливость и права человека. Его пример вдохновляет и напоминает о том, что писатель должен быть не только творцом, но и гражданином, неравнодушным к судьбе своего народа.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением