Ответы на вопросы на стр.308 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятияРассказ, повесть, роман, эпос, эпопея, «художественное исследование», пространство, время, мотив, рассказчик, прототип,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Рассказ, повесть, роман, эпос, эпопея, «художественное исследование», пространство, время, мотив, рассказчик, прототип, несобственно-прямая речь.
1.
Рассказ — это литературное произведение малой формы, построенное вокруг одного или нескольких эпизодов, раскрывающих важные стороны человеческой жизни или внутреннего мира героя. Обычно рассказ характеризуется краткостью и лаконичностью изложения, сосредоточенностью на одной главной сюжетной линии, что позволяет углубленно исследовать персонажей или ситуации.
Главной чертой рассказа является его ограниченный объем, который способствует более сконцентрированному описанию событий и внутреннего мира героев. В рассказах часто выражается авторская точка зрения на общественные или личные проблемы. Литературные приемы в рассказе варьируются: от реалистичного описания жизни до символических или фантастических элементов.
Примеры известных рассказов включают «Смерть чиновника» А. П. Чехова, где показана абсурдность и трагичность человеческой жизни, и «Гранатовый браслет» А. И. Куприна, раскрывающий тему возвышенной любви. Рассказ служит не только для развлечения читателя, но и для углубленного размышления о сложных моральных, социальных или философских вопросах.
2.
Повесть занимает промежуточное место между рассказом и романом и представляет собой произведение средней длины, которое позволяет детализировать сюжет и глубже раскрывать характеры героев. В отличие от рассказа, повесть нередко описывает серию событий, связанных одной темой или судьбой персонажа.
Повесть может сочетать элементы эпоса и драмы, сохраняя при этом определенную лаконичность, характерную для малых форм литературы. Автор через повесть часто исследует как личные, так и общественные конфликты. Композиция повести включает более сложную структуру, чем у рассказа: здесь могут присутствовать флешбэки, параллельные сюжетные линии и глубоко проработанные персонажи.
К примеру, в повести «Шинель» Н. В. Гоголя показаны не только бытовые детали жизни чиновника, но и глубокая социальная трагедия — безразличие общества к «маленькому человеку». А в «Детстве» Л. Н. Толстого автор раскрывает тонкие психологические переживания ребенка, сталкивающегося с миром взрослых.
3.
Роман — это один из самых сложных и объемных жанров литературы, который позволяет автору исследовать множество сюжетных линий, персонажей и исторических контекстов. Роман характеризуется разветвленной композицией, богатой детализацией событий и разнообразием тем.
В романе нередко затрагиваются глобальные вопросы: общественные конфликты, личные переживания, философские и моральные дилеммы. Композиция романа может включать основные и побочные сюжетные линии, переплетение настоящего и прошлого, а также символизм, раскрывающий идеи автора.
Примером романа может служить «Война и мир» Л. Н. Толстого, в котором исследуются судьбы многих семей на фоне исторических событий. Роман может быть социальным, как «Обломов» И. А. Гончарова, философским, как «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, или историческим, как «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.
4.
Эпос — это жанр литературы, в котором излагаются масштабные события, часто связанные с историей народа или эпохи. Основное внимание уделяется описанию подвигов героев, их борьбы с трудностями и взаимодействия с окружающим миром.
Эпос может быть мифологическим, как «Илиада» Гомера, или историческим, как русское «Слово о полку Игореве». В эпосе важны не только события, но и их значение для народа, изображение его культуры и нравов. Основная цель эпоса — сохранить и передать память о ключевых моментах истории или мифологии.
Современные эпосы нередко сочетают элементы героического и бытового, добавляя философский контекст, как, например, в произведениях А. И. Солженицына, где личная трагедия героя становится символом исторической эпохи.
5.
Художественное исследование сочетает документальность и вымысел, чтобы глубоко изучить определенную проблему. Такие произведения часто опираются на реальные факты, которые дополняются авторской интерпретацией.
Художественные исследования могут быть сосредоточены на исторических событиях, как «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, где документальные свидетельства заключенных сочетаются с эмоционально насыщенным повествованием. Основная цель жанра — не только передать факты, но и заставить читателя задуматься о масштабах человеческого опыта.
Этот жанр требует от автора большой ответственности за точность информации, а также способности эмоционально воздействовать на читателя.
6.
Пространство в литературе — это не просто описание места действия, но и важный инструмент создания атмосферы, передачи настроения и развития сюжета.
Пространство может быть реальным, как в произведениях А. С. Пушкина, где описывается природа России, или вымышленным, как в фэнтези-романах Дж. Р. Р. Толкина. Описание пространства помогает читателю глубже понять характеры героев, их чувства и поступки.
Кроме того, пространство может быть символичным: например, темный лес в сказках символизирует неизвестность и опасность, а открытое поле — свободу и возможности.
7.
Время в литературе — это художественная категория, отражающая хронологию событий произведения, их последовательность или сочетание. Время может быть представлено в нескольких аспектах: реальное, историческое, мифологическое, психологическое или условное. Оно не только определяет ход сюжета, но и создает эмоциональную и философскую глубину текста.
Одной из особенностей времени в литературе является его гибкость. Автор может манипулировать временем, чтобы подчеркнуть значимость определенных событий или показать параллели между разными эпохами. Например, в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» действие происходит одновременно в 1930-х годах в Москве и в древнем Иерусалиме, что создает контраст между современностью и вечными вопросами добра и зла.
Линейное время предполагает последовательное развитие событий. Оно характерно для эпических произведений, таких как «Война и мир» Л. Н. Толстого. Здесь читатель проходит путь вместе с героями, наблюдая за их взрослением, изменениями характеров и обстоятельств.
Нелинейное время встречается в произведениях, где автор использует флешбэки, вставные эпизоды или временные скачки, чтобы показать причины и следствия событий. Такой подход характерен для модернистской литературы, например, в романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».
Мифологическое время — это время, которое не подчиняется законам реального мира, оно циклично, часто связано с повторяющимися событиями. Такой тип времени используется в фольклоре и мифах, где происходящее выходит за рамки обыденности.
Кроме того, в литературе важен психологический аспект времени. Он отражает субъективное восприятие времени героем: оно может замедляться в моменты эмоциональной напряженности или ускоряться, когда герой находится в состоянии потока. Такой подход активно использует Марк Твен в романе «Приключения Тома Сойера», где время воспринимается глазами юного героя.
8.
Мотив в литературе — это повторяющийся элемент, идея, образ или тема, которые объединяют произведение и подчеркивают его основную идею. Мотивы могут быть основными (центральными) или вспомогательными (подчеркивающими нюансы главной темы).
Например, мотив дороги часто встречается в русской литературе как символ поиска, изменений или путешествия к истине. В «Мертвых душах» Н. В. Гоголя дорога становится не только физическим маршрутом главного героя, но и символом духовного упадка общества.
Мотивы могут быть связаны с природными явлениями, такими как ветер, дождь или солнце, и служить для создания настроения. Например, в поэзии А. А. Фета мотив света и тени символизирует эмоциональные переживания.
Функции мотива в литературе:
1. Создание единства произведения. Повторение мотива делает текст цельным и структурированным.
2. Раскрытие темы. Например, мотив одиночества в произведениях Ф. М. Достоевского помогает углубить тему изоляции человека.
3. Символическое значение. Мотив птицы может символизировать свободу, как, например, у И. А. Бунина в рассказе «Чистый понедельник».
9.
Рассказчик — это персонаж или голос, от имени которого ведется повествование. Он играет важную роль в литературе, определяя, как события и персонажи будут представлены читателю.
Типы рассказчиков:
1. Участник событий. Такой рассказчик описывает происходящее от первого лица, как, например, в «Шерлоке Холмсе» А. К. Дойля, где доктор Ватсон выступает свидетелем событий.
2. Сторонний наблюдатель. Рассказчик находится вне событий, но дает свою оценку происходящему, как в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.
3. Всезнающий рассказчик. Такой рассказчик знает не только все события, но и мысли героев, их прошлое и будущее. Например, в «Войне и мире» Л. Н. Толстого автор использует именно такой тип повествования.
4. Ненадежный рассказчик. Этот тип используется для создания эффекта сомнения в происходящем. Рассказчик может сознательно или бессознательно искажать факты, как в произведении Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».
Рассказчик формирует читательское восприятие героев и сюжета. Его выбор зависит от авторской идеи и цели произведения.
10.
Прототип — это реальный человек, события из жизни которого легли в основу создания литературного персонажа или произведения. Прототип используется автором для создания художественного образа, но при этом герой может значительно отличаться от своего реального "двойника".
Прототип играет важную роль в литературе, так как помогает придать персонажам достоверность, глубину и уникальность. Однако автор, как правило, адаптирует и изменяет детали, чтобы подчеркнуть художественную задачу. Например, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» многие персонажи имели реальные прототипы, как, например, Андрей Болконский, чьим прототипом был Николай Раевский.
Функции прототипа:
1. Достоверность. Использование реальных черт или биографий делает персонажа убедительным для читателя.
2. Символичность. Прототип может служить примером, символом эпохи или социальной группы. Например, Евгений Онегин А. С. Пушкина символизирует тип «лишнего человека».
3. Интерпретация. Через образ, основанный на реальном человеке, автор выражает свое отношение к личности или событиям.
Однако литературный персонаж не идентичен своему прототипу: писатель добавляет вымышленные детали, трансформирует характер и мотивацию, чтобы создать цельный художественный образ.
11.
Несобственно-прямая речь — это стилистический прием, который позволяет передавать мысли и чувства героя через слова автора. Этот прием помогает соединить точку зрения героя с авторским взглядом, создавая эффект двойного восприятия.
Например, Ф. М. Достоевский активно использует несобственно-прямую речь в «Преступлении и наказании», когда передает мысли Раскольникова: «Он понимал, что поступил подло, но не мог объяснить себе, почему».
Несобственно-прямая речь выполняет несколько функций:
1. Глубокое погружение в сознание героя. Читатель получает возможность следить за внутренними монологами персонажа.
2. Создание многоголосия. Герой и автор как будто говорят одновременно, усиливая эмоциональное воздействие текста.
3. Передача психологических нюансов. Такой прием позволяет передать сомнения, страхи или мечты героя, не нарушая общего хода повествования.
Эта форма речи особенно характерна для литературы XIX и XX веков, когда акцент смещается на внутренний мир героя. Например, в произведениях Джеймса Джойса или Вирджинии Вулф несобственно-прямая речь используется для создания потока сознания.
12.
Эпопея — это масштабное литературное произведение, которое охватывает крупные исторические, социальные или национальные события. Эпопея отличается размахом сюжета, множеством персонажей и глубиной анализа общественных процессов.
В эпопее большое внимание уделяется описанию жизни народа, его борьбы, традиций и мировоззрения. Сюжет обычно строится вокруг значимых исторических моментов, таких как войны, революции или крупные социальные перемены. Эпопеи могут быть как мифологическими, так и историческими или художественными.
Примеры эпопей:
1. Мифологические: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, где изображены героические подвиги греческих воинов.
2. Исторические: «Война и мир» Л. Н. Толстого, которая охватывает Наполеоновские войны и судьбы множества героев.
3. Современные: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, где описываются судьбы донских казаков на фоне революции и гражданской войны.
Функции эпопеи:
1. Отражение истории. Эпопея фиксирует ключевые события, влияющие на судьбу народа или мира.
2. Создание национального характера. Через героев и их поступки автор показывает особенности культуры и мировоззрения народа.
3. Поиск универсальных ценностей. Эпопея часто исследует вопросы, важные для всех времен: честь, любовь, долг, свобода, борьба за справедливость.
Эпопея обычно имеет сложную композицию, включает множество сюжетных линий и героев, каждый из которых представляет определенную грань основного конфликта.
Вопросы и задания
1. Проследите за развитием в повести «Один день Ивана Денисовича» мотивов снега и льда. Какова их роль в общем замысле?
В повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» мотивы снега и льда играют значимую роль, отражая суровые условия лагерной жизни и подчеркивая эмоциональное состояние героев. Снег и лед не только создают атмосферу холода и отчуждения, но и символизируют замороженность человеческих чувств и отношений в условиях репрессивной системы.
С самого начала произведения автор акцентирует внимание на экстремальных климатических условиях, с которыми сталкиваются заключенные. Упоминания о том, что вода в ведрах замерзает по пути, и решение топить снег для получения воды подчеркивают постоянную борьбу за выживание в условиях непрекращающегося холода. Эти детали не только иллюстрируют физические трудности, но и символизируют эмоциональную замкнутость и изоляцию, с которыми сталкиваются герои.
Снег и лед также выступают как метафоры замороженных чувств и отношений между людьми. В условиях лагеря человеческие эмоции и связи подвергаются испытаниям, и холод становится олицетворением этой эмоциональной заморозки. Однако, несмотря на окружающий холод, герои находят способы согреться — как физически, так и эмоционально. Например, сцены, где заключенные собираются вокруг печи, чтобы согреться, символизируют стремление сохранить человеческое тепло и взаимопонимание даже в самых суровых условиях.
Таким образом, мотивы снега и льда в повести «Один день Ивана Денисовича» служат не только для создания реалистичной картины лагерной жизни, но и для глубокого символического осмысления темы человеческого выживания и сохранения внутреннего тепла в условиях тотального холода и отчуждения.
2. Охарактеризуйте систему персонажей в повести «Один день Ивана Денисовича». Какое место отводится в ней так называемым «придуркам»?
В повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» представлена многогранная система персонажей, отражающая разнообразие человеческих характеров и стратегий выживания в условиях сталинского лагеря. Главный герой, Иван Денисович Шухов, — простой крестьянин, который, несмотря на суровые условия заключения, сохраняет человеческое достоинство, трудолюбие и внутреннюю стойкость. Его образ противопоставлен другим заключенным, чьи поведенческие модели варьируются от полного смирения до активного приспособленчества.
В лагере существует четкая иерархия, где заключенные занимают различные социальные ниши. Термин «придурки» используется для обозначения тех, кто сумел получить относительно легкую работу или привилегии, часто за счет подхалимства или сотрудничества с администрацией лагеря. Эти люди, по мнению Шухова, утратили свое достоинство, стремясь облегчить свои страдания путем моральных уступок. Он называет их обобщенно «придурнёй» и относится к ним с презрением, считая их поведение недостойным.
Примером такого персонажа является Цезарь Маркович, бывший кинорежиссер, который благодаря своим связям и интеллектуальным способностям получает посылки из дома и работает в теплой конторе, избегая тяжелого физического труда. Хотя Цезарь не является откровенным подхалимом, его положение и привилегии вызывают у Шухова смешанные чувства — от зависти до презрения.
Другие персонажи, такие как Фетюков, также относятся к категории «придурков». Фетюков — трусливый и ненадежный заключенный, который полностью сломлен морально и не брезгует унизительными поступками, такими как вылизывание тарелок и сбор окурков. Его поведение вызывает у Шухова и других заключенных презрение, так как он утратил всякое чувство собственного достоинства.
Таким образом, «придурки» занимают в системе персонажей повести особое место, представляя собой тех, кто выбирает путь наименьшего сопротивления, часто ценой утраты моральных принципов. Их образы служат контрастом для таких персонажей, как Шухов, которые, несмотря на все трудности, стремятся сохранить свое человеческое достоинство и внутреннюю свободу.
Солженицын через систему персонажей показывает различные модели поведения людей в экстремальных условиях, подчеркивая, что выбор между сохранением достоинства и моральным падением зависит от внутренней силы и убеждений каждого человека.
3. Нередко двор Матрены Васильевны сравнивают с новым ноевым ковчегом. Как вы думаете, на чём основывается метафорический смысл Матренина «ковчега»?
Метафора двора Матрёны Васильевны как нового ноевого ковчега в рассказе Александра Солженицына «Матрёнин двор» основывается на нескольких ключевых аспектах, которые раскрывают глубокий символический смысл этого образа. Двор Матрёны становится не просто физическим пространством, а важным духовным и символическим центром, отражающим борьбу человеческих ценностей с хаосом, разрушением и упадком, которые окружают героиню.
Прежде всего, как и библейский ковчег, двор Матрёны является символом спасения. В библейской истории ковчег спасает Ноя, его семью и животных от потопа — катастрофы, уничтожившей старый мир. Подобным образом, двор Матрёны выступает как место, где сохраняются исконные человеческие ценности: доброта, бескорыстие, терпимость и помощь ближнему. Даже в суровых условиях нищеты и одиночества Матрёна готова принять и поддержать окружающих. Её двор становится пространством, где эти ценности не только живут, но и передаются другим людям.
Далее, как ковчег противостоял потопу, так и двор Матрёны противостоит разрушительным процессам в обществе. В рассказе подчёркивается упадок нравов, жадность и эгоизм, которые проникают в жизнь деревни. Родственники и соседи, претендующие на части её дома и имущества, символизируют этот процесс разрушения. Тем не менее, Матрёна сохраняет внутреннюю стойкость, не поддаваясь этим негативным чертам. Её двор как бы защищает от морального упадка, предлагая иной путь — путь доброты и искренности.
Кроме того, двор Матрёны можно рассматривать как место сохранения духовных ценностей. Матрёна Васильевна, будучи женщиной простой и скромной, является хранительницей тех качеств, которые часто теряются в условиях борьбы за выживание. Она не стремится к богатству, не жалуется на судьбу и живёт по законам добра. Её двор — это своего рода островок человечности, место, где сохраняются остатки духовного мира, необходимого для выживания в материальном, корыстном обществе.
Также символ ковчега в рассказе связан с идеей перехода. Ковчег в Библии символизировал спасение и переход от одного мира к другому — от греховного, обречённого на уничтожение, к новому, очищенному и обновлённому. Подобным образом, двор Матрёны можно воспринимать как мост между миром прошлого, в котором царили человеческие ценности, и миром настоящего, где они утрачиваются. Несмотря на физическую ветхость её двора, он сохраняет свою символическую силу, оставаясь местом, где ещё живут доброта и вера.
Наконец, двор Матрёны становится важным контрастом с окружающим её миром. Если жители деревни видят в её доме и участке лишь материальную ценность, сами пытаясь извлечь из этого выгоду, то для Матрёны двор — это часть её жизни, символ её трудов и её отношений с природой и людьми. Через этот контраст Солженицын показывает, как материальные интересы разрушают духовность, противопоставляя корысть окружающих героини её самопожертвованию и духовной чистоте.
Таким образом, метафорический смысл двора Матрёны Васильевны как нового ноевого ковчега основан на его роли как пространства, где сохраняются исконные человеческие качества — доброта, милосердие, жертвенность и внутреннее достоинство. Этот образ подчёркивает главную идею рассказа: только через сохранение духовных ценностей можно противостоять разрушению общества и остаться человеком в любых, даже самых тяжёлых условиях.
4. Что делает «Архипелаг ГУЛАГ» Л. Солженицына «текстом-последователем» «Острова Сахалин» Л. Чехова? Аргументируйте свою позицию примерами из текстов произведений.
Александр Солженицын в своём произведении «Архипелаг ГУЛАГ» продолжает традицию, заложенную Антоном Чеховым в книге «Остров Сахалин». Оба автора стремятся исследовать и документировать систему наказаний и условия жизни заключённых в России, хотя их работы разделяют несколько десятилетий.
1. Документальный подход и личное участие
Чехов предпринял поездку на Сахалин в 1890 году, чтобы лично изучить жизнь каторжан и ссыльных. Он собирал статистические данные, проводил переписи, беседовал с заключёнными, что позволило ему создать подробное описание условий их жизни. Солженицын, опираясь на собственный опыт заключения в советских лагерях, а также на многочисленные свидетельства других узников, создаёт масштабное исследование системы ГУЛАГа. Оба автора используют личные наблюдения и собранные данные для придания своим произведениям документальной точности.
2. Социальный и гуманистический анализ
Чехов в «Острове Сахалин» не ограничивается описанием быта каторжан, но и анализирует причины, приводящие людей к преступлениям, рассматривает социальные и экономические факторы, влияющие на их судьбы. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» исследует механизмы репрессивной системы, её влияние на общество и личность, а также моральные и этические аспекты выживания в нечеловеческих условиях. Оба произведения поднимают вопросы о человеческом достоинстве, справедливости и милосердии.
3. Критика государственной системы наказаний
Чехов обращает внимание на жестокость и неэффективность системы каторги, указывая на необходимость реформ. Солженицын обличает советскую систему репрессий, показывая её бесчеловечность и разрушительное воздействие на общество. Оба автора критикуют существующие порядки и призывают к переосмыслению подходов к наказанию и исправлению.
4. Влияние на общественное сознание
«Остров Сахалин» Чехова вызвал широкий общественный резонанс, привлёк внимание к проблемам каторги и способствовал обсуждению необходимости реформ в пенитенциарной системе. «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, опубликованный в 1973 году, оказал огромное влияние на восприятие советской системы как внутри страны, так и за её пределами, способствуя осознанию масштабов репрессий и необходимости перемен.
Таким образом, «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына можно считать «текстом-последователем» «Острова Сахалин» Чехова, поскольку оба произведения представляют собой глубокие исследования системы наказаний в России, основанные на личных наблюдениях и направленные на привлечение внимания общества к проблемам гуманизма и справедливости.
Творческие задания
• Сопоставьте двор Матрены и избу Агафьи, героини одноименною рассказа В. Распутина, и объясните, что сближает эти женские образы.
В произведениях Александра Солженицына «Матрёнин двор» и Валентина Распутина «Изба» центральные женские образы — Матрёна и Агафья — тесно связаны со своими домами, что подчёркивает их глубокую связь с родной землёй и традиционным укладом жизни.
Связь героинь с домом:
• Матрёна жила в своём доме более сорока лет, и её изба стала неотъемлемой частью её жизни. Дом описывается как старый, но добротный, с четырьмя окнами на северную сторону и крышей из щепы. Внутри избы множество фикусов, которые заполняют одиночество хозяйки, создавая ощущение живого сообщества.
• Агафья после переселения из затопленной деревни перевезла свою избу на новое место и восстановила её по бревнышку. Она ощущает избу как живое существо, разговаривает с ней, чувствует её «дыхание» и «пульс». Изба становится продолжением её самой, отражая её характер и жизненную силу.
Мистическая связь с домом:
Обе героини ощущают глубокую, почти мистическую связь со своими домами. После смерти Матрёны её дом начинает разрушаться, что символизирует утрату хозяйки и распад прежнего уклада жизни. В случае с Агафьей, после её смерти изба остаётся «сиротой», и никто не может в ней жить, так как она наполнена духом своей хозяйки. Изба воспринимается как одушевлённое существо, которое продолжает жить памятью о своей хозяйке.
Символика дома:
В обоих рассказах дом символизирует не только личное пространство героинь, но и традиционный уклад жизни, связь с предками и родной землёй. Разрушение или утрата дома отражает более широкие процессы утраты культурных и духовных ценностей, разрыва связи поколений и разрушения традиционного образа жизни.
Таким образом, образы Матрёны и Агафьи сближает их глубокая связь со своими домами, которые становятся символами их жизни, отражая их внутренний мир и судьбу. Через эти образы авторы подчёркивают важность сохранения традиций, связи с родной землёй и духовных ценностей в меняющемся мире.
• Какую функцию выполняет в рассказе «Один день Ивана Денисовича» несобственно-прямая речь?
В повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» несобственно-прямая речь играет ключевую роль в создании глубины образа главного героя и передачи его внутреннего мира. Этот приём позволяет автору слить воедино повествовательный голос и мысли Ивана Денисовича Шухова, создавая эффект непосредственного присутствия читателя в сознании персонажа.
Функции несобственно-прямой речи в повести:
1. Глубокая характеристика героя: Используя несобственно-прямую речь, Солженицын передаёт не только внешние действия Шухова, но и его внутренние размышления, сомнения и переживания. Это позволяет читателю лучше понять мотивацию и характер героя.
2. Слияние авторского и персонажного голосов: Приём несобственно-прямой речи стирает границы между авторским повествованием и мыслями героя, создавая единый поток сознания. Это усиливает эффект присутствия и сопричастности читателя к событиям повести.
3. Передача субъективного восприятия: Благодаря этому приёму, читатель видит мир лагеря глазами Шухова, ощущает его эмоции и воспринимает окружающую действительность с его точки зрения. Это способствует более глубокому погружению в атмосферу произведения.
4. Создание стилистического единства: Несобственно-прямая речь помогает автору сохранить стилистическую целостность текста, передавая речь и мысли героя без необходимости постоянного использования прямой речи или авторских отступлений.
Пример из текста:
«Шухов знал, что день прошёл удачно: не попал в карцер, бригаду не погнали на Соцгородок, удалось достать лишнюю пайку хлеба. Что ещё нужно зэку для счастья?»
В этом отрывке автор передаёт мысли Шухова, не выделяя их как прямую речь, что позволяет глубже проникнуть в его внутренний мир и понять его восприятие происходящего.
Таким образом, несобственно-прямая речь в «Одном дне Ивана Денисовича» служит важным инструментом для раскрытия внутреннего мира героя, создания эффекта присутствия и передачи субъективного восприятия действительности.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением