Ответы на вопросы на стр.31-32 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Примерные темы сочинений. Стр. 31-321. Человеческая самобытность Л. К. Толстого и своеобразие его идеологической и эстетической позиции. Чтобы раскрыть тему полностью,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинений. Стр. 31-32
1. Человеческая самобытность Л. К. Толстого и своеобразие его идеологической и эстетической позиции. Чтобы раскрыть тему полностью, необходимо рассмотреть общественные взгляды А. К. Толстого, привести примеры его гражданской смелости, дать представление о его понимании красоты в различных её проявлениях и формах. Для подтверждения изложенного автор сочинения может обратиться к различным жанрам — лирическим, лиро-эпическим, сатирическим.
Человеческая самобытность А. К. Толстого и своеобразие его идеологической и эстетической позиции
Вопрос о человеческой самобытности Алексея Константиновича Толстого и особенностях его идеологических и эстетических убеждений тесно связан с той ролью, которую он играл в культурной и общественной жизни России середины XIX века. С одной стороны, писатель происходил из высшей знати и в юности был близок к императорскому двору, занимал придворные должности, хорошо знал «верхушку» общества. С другой стороны, в своём творчестве он нередко проявлял критический взгляд на современную ему действительность, проявлял свободу мысли, создавал тексты, дышавшие внутренней независимостью. Именно это сочетание «официального статуса» и «внутренней свободы» делает его фигуру столь интересной для исследователей.
Чтобы понять «самобытность» Толстого как человека и мыслителя, надо учесть несколько ключевых сторон его личности. Прежде всего, он обладал, судя по воспоминаниям современников и сохранившимся письмам, искренней любовью к отечественной истории и верой в высокие духовные ценности. При этом Толстой не был простодушным идеалистом: он видел несовершенства государственного строя, тиранические перегибы власти, лицемерие в кругах высшего общества. Однако, будучи сам придворным человеком, он не пошёл по пути открытого политического протеста; вместо этого он старался сохранять внутреннюю независимость, выражая её то в своих лирических стихотворениях, то в сатирических текстах (например, в сотрудничестве с Жемчужниковыми под псевдонимом Козьмы Пруткова).
Говоря об идеологических убеждениях, следует отметить, что Толстой высказывался за умеренную монархию, но монархию «нравственную» и свободную от произвола. Он верил, что власть царя может (и должна) быть справедливой, обращённой к истинным интересам народа, а не к тираническим капризам. Тем самым он тяготел к консервативным взглядам, но не к реакционным: он искал нравственных оснований для государственного управления и видел в православно-христианских корнях русского народа неисчерпаемый источник добра и здравого смысла. Толстой считал, что в народных традициях (историях, песнях, преданиях) кроется подлинная мудрость, потому охотно обращался к древним легендам и сказаниям, чтя в них «естественную поэзию» жизни.
Его эстетические взгляды также формировались под влиянием романтических настроений. Поэт выступал за возвышенное понимание природы, истории и любви, считая, что истинная красота всегда связана с чистым сердцем и открытой душой. В его лирических стихотворениях нередко звучит тоска по идеалу, по бескрайней свободе, сопряжённой с «дышащими просторами» русской земли. При этом Толстой был далёк от чрезмерных иллюзий: он понимал, что жизнь полна конфликтов и трагедий. Отсюда его тяга к балладным формам, где есть и столкновение со злом, и мистические элементы, и торжество вечного, духовного начала.
Живя при дворе, Толстой демонстрировал гражданскую смелость хотя бы в том, что решался говорить об узких местах своей эпохи при помощи сатиры. Проект Козьмы Пруткова как будто бы «разоблачал» глупость, чванство, бюрократию, иронично высмеивал официальную идеологию, при этом сохраняя «игровой» формат. Ещё одной иллюстрацией его гражданской позиции служит исторический роман «Князь Серебряный», где изображено царствование Ивана Грозного. В романе очень ясно проступает критика деспотизма и восхищение людьми, сохранившими честь и внутреннюю свободу даже под гнётом опричнины. Таким образом, можно сказать, что Толстой как личность стоял на позициях «независимого дворянина», который высоко ценит достоинство и справедливость, не приемлет насилие и действует по совести.
Самобытность Толстого, следовательно, состоит в том, что он гармонично сочетает в себе придворного аристократа, «беллетриста-романтика» и сатирика, обличающего общественные пороки. Его идеологическая и эстетическая концепция объединяет приверженность старинным русским нравственным устоям, веру в божественное начало и искреннее отвращение к любым проявлениям лжи. Этой позицией пронизаны и его поэтические «молитвенно-лирические» строки, и исторические сюжеты, и памфлеты под именем Козьмы Пруткова. Толстой везде остаётся собой, с неповторимым сочетанием высокой романтики и здравого юмора, любви к «всей Руси» и неприятия тирании. Именно это делает его уникальным явлением в литературе XIX века.
2. Русская история в изображении Л. К. Толстого (общая концепция и её развитие).
Автору сочинения следует обратиться к лирическим стихотворениям и балладам А. К. Толстого, посвящённым историческим событиям: желательно раскрыть связь содержания баллад с источниками, если они ему известны, и высказать свои мысли об историчности или нсисторичности сюжетов, образов и стиля А. К. Толстого. Если автор сочинения читал роман «Князь Серебряный», было бы похвально включить его в анализ.
Русская история в изображении А. К. Толстого
(общая концепция и её развитие)
Говоря о вкладе Алексея Константиновича Толстого в осмысление русской истории, прежде всего вспоминают его исторический роман «Князь Серебряный». Но на самом деле историческая тематика пронизывает многие стороны его творчества: он писал баллады, эпические стилизации, делал сюжетные зарисовки, которые затрагивали ключевые моменты национального прошлого. Для Толстого было важно показать не только «сухой факт» истории, но и её духовно-нравственный смысл, что во многом определило его общую концепцию исторического развития России.
В центре внимания Толстого — идея, что «историческая Русь» сохраняла свою сущность благодаря глубинной связи народа с православием, с вечными принципами справедливости и совести. Он видел в древнерусских преданиях и легендах отражение национального характера, способного противостоять внутреннему и внешнему злу. Писатель не идеализировал прошлое безоговорочно: в «Князе Серебряном» он жёстко критикует политику Ивана Грозного, показывает опричнину как олицетворение насилия и страха. Однако, поскольку его романтическая природа склонялась к возвеличиванию героического, он воздаёт должное мужеству и благородству тех, кто, подобно князю Серебряному, Репнину, Шибанову, готов сохранить честь даже перед лицом смертельной опасности.
В более кратких исторических произведениях (напр., балладах) Толстой нередко апеллирует к мотивам старинных былин, к героическим образам вроде Ильи Муромца. Он подчёркивает романтический ореол русских витязей, которые в народном сознании стали образцом беззаветной отваги. Такие тексты выполняют «воспитательную» и «патриотическую» функцию: поэт как бы говорит читателю, что в прошлом есть «моральный камертон», помогающий и современным людям обрести нравственные ориентиры.
Особое место в концепции Толстого занимает его умеренно-консервативный взгляд на монархию: он уважал царскую власть, но считал её справедливой лишь тогда, когда правитель защищает людей от произвола, а не поощряет деспотию. Писатель видел трагедию русской истории именно в том, что подчас слишком много власти скапливалось у тиранически настроенного монарха, тогда как в «идеальной модели» государь должен был олицетворять божественное правление для всеобщего блага. Этот конфликт между высоким идеалом и мрачной реальностью отражён в судьбах его героев: те, кто хранит верность исконным моральным законам (свобода, честь, верность слову), при столкновении с беззаконием царского двора обречены на страдания — но всё же их пример воспламеняет души, побуждая их не отказываться от истины.
Таким образом, общая концепция русской истории у Толстого строится на том, что Россия прошла сложные испытания, но её сущность — в глубинах народной жизни, в христианских основах культуры, в деяниях людей с «честным сердцем». Этот романтический патриотизм не был слепой апологетикой прошлого: поэт-писатель понимал остроту противоречий и усталость народа от тирании. Но, следуя романтической традиции, он верил, что «народная душа» и настоящие герои способны возродить подлинную Русь, если будут жить по совести и не предавать внутренний идеал.
3. Романтическая одухотворённость лирики А. К. Толстого о любви. В сочинении предлагается осветить вопрос романтизма любовной темы в лирике А. К. Толстого. Для лучшего представления о своеобразии любовного чувства и его воспроизведении Л. К. Толстым желательно сравнить отдельные стихотворения поэта (по выбору) со стихотворениями А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.
Романтическая одухотворенность лирики А. К. Толстого о любви
Любовная лирика Алексея Константиновича Толстого, несмотря на сравнительно небольшой объём, занимает особое место в русской романтической традиции XIX века. Поэт трактует любовь не как сугубо земное чувство, но как высшую силу, побуждающую человека к творчеству и духовному росту. При этом в его стихах заметно сосуществуют два начала: с одной стороны, возвышенный, почти религиозный пафос, а с другой — тонкое ощущение чувственности, не чуждое телесных переживаний. Эта «двоедушность» (или, точнее, двойственность) и создаёт обаяние лирики Толстого.
С ранних стихотворений автор рисует любовь как безграничную стихию: он часто пользуется метафорами моря, простора, ветра, намекая, что сердечное влечение не знает границ и способно поднять человека над будничностью. В то же время в текстах звучит и мотив трагической невозможности до конца осуществить это безграничное стремление, потому что любовь в «земном» мире сталкивается с условностями, социальными запретами, а порой и с человеческой слабостью. Толстой не раз описывает томление, жажду слияния душ, которые, однако, не всегда находят абсолютное счастье.
Прекрасным примером является его стихотворение «Коль любить, так без рассудку…», где поэт призывает к максимализму в чувствах: если уж любить — то страстно, если прощать — то всем сердцем. Но такой призыв обнаруживает, что душа человека влечётся к идеалу «целиком» отдаваться эмоции, тогда как реальность может диктовать осторожность, компромиссы. Отсюда возникают минорные полутона и внутренняя борьба: лирический герой испытывает восторг, а рядом — скрытую печаль от того, что любовь, возведённая в абсолют, редко совпадает со спокойным течением жизни.
Романтическое измерение в любовной лирике Толстого при этом остаётся глубоким, но не экзальтированным: поэт пишет о своих чувствах без избыточной барочной вычурности, предпочитая лирическую простоту и ясные образы. Он может сравнивать женский взгляд с тихим светом или пейзажем при закате, передавая трепет мгновения. Важно, что любовь у Толстого нередко сопряжена с мотивом природы: лес, река, луна, звёздное небо становятся соучастниками сердечного порыва. Сквозь всё это проступает внутреннее убеждение: любить — значит приближаться к божественному, но божественное высвечивает и человеческую уязвимость.
Таким образом, «двоедушность» лирики Толстого о любви сводится к тому, что в ней сплетаются мечта о высшем (одухотворённом) чувстве и осознание неустроенности реального мира, к которому так трудно приспособить «абсолют» любви. Именно это противоречие придаёт его стихам особое изящество и грустную красоту, а также высвечивает романтическую сущность автора, готового идеализировать чувство, но видящего его неизбежные столкновения с прозаической действительностью.
4. А. К. Толстой как один из создателей несравненного Козьмы Пруткова.
Эта тема целиком посвящена участию Л. К. Толстого в создании образа Козьмы
Пруткова. Автор сочинения может блеснуть своими познаниями в области биогра-
фических сведений о Козьме Пруткове и в изложении особенностей его литератур-
ного портрета, своеобразия его пародий и сатирических текстов.
А. К. Толстой как один из создателей несравненного
Козьмы Пруткова
Образ и тексты Козьмы Пруткова долгое время считались плодом совместного творчества А. К. Толстого и его двоюродных братьев Жемчужниковых (Алексея, Владимира и Александра). «Несравненный» Козьма Прутков — это своеобразная литературная маска: якобы государственный чиновник, выдуманный «автор афоризмов» и «философ», который высмеивает пороки современного общества, главные из которых — ограниченность, чванство, лицемерие и бюрократия.
Само появление Козьмы Пруткова произошло в 1850-х годах, когда цензура и официальная идеология крепко держали в узде печать, и критиковать власть напрямую было крайне сложно. Толстой и братья Жемчужниковы, обладая тонким чувством юмора, решили создать «фальшивую персону», приписав ей потоки высокопарных или псевдофилософских высказываний, которые обнажали убогость чиновничьего ума и официальных «мудрых» фраз. Под маркой Пруткова печатались афоризмы наподобие «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану» — фраза, внешне звучащая «глубокомысленно», но на деле демонстрирующая абсурд и многословие.
Алексей Константинович Толстой привнёс в Прутковский проект литературное мастерство и изящность слога, а также умение делать сатиру не только «уличающей», но и стильной, парадоксальной. В результате Козьма Прутков превратился в живучего «персонажа», который карикатурно представлял мир бюрократов, для которого важны только чины, растянутые тирады и «говорящие имена». Когда читаешь подобные тексты, невольно замечаешь, что глупые аксиомы Пруткова нередко напоминают реальные речевые штампы и казённые подзаконные акты. Своего рода «несравненность» Пруткова в том, что критика, спрятанная за шуточным фасадом, била по чиновной породе, по бездушию и претенциозности.
Наличие же нескольких авторов добавляло игре фактурности: Козьма Прутков мог «спорить» с А. К. Толстым или с кем-то из Жемчужниковых, что создавало иллюзию самостоятельной фигуры. Для своего времени это была очень смелая форма сатиры: говорить прямо о глупости системы было нельзя, а говорить, «подражая» этой глупости, стало результативным ходом. Если бы Пруткова пытались «расправить» — т. е. уточнить, кто и какую именно реплику сочинил, — разрушилось бы очарование коллективной мистификации. Поэтому мы можем назвать Толстого одним из ключевых вдохновителей и «редакторов» этого незабываемого карнавала глупостей, чей подтекст, впрочем, казался всем понятен — никакое цензурное благоустройство не спасало пустых администраторов от насмешки.
5. Сатира А. К. Толстого.
Предложенная тема касается прежде всего корпуса сатирических произведений А. К. Толстого — не только лирических стихотворений, но и крупных сочинений — «Сон Попова», «Поток-Богатырь», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашова» и др.
Сатира А. К. Толстого
Хотя Алексей Константинович Толстой прославился в первую очередь как автор лирических стихотворений и исторического романа «Князь Серебряный», у него были поразительно меткие сатирические тексты, в которых он проявил себя и как искренний обличитель, и как человек тонкого остроумия. Первое, что вспоминается, — его участие в создании образа Козьмы Пруткова: под этим псевдонимом вышли десятки едких афоризмов, притч и «бюрократических» памфлетов. Но сатира Толстого не исчерпывается одним только Прутковым.
Вообще, «двойственность» писателя и здесь даёт о себе знать: имея высшие придворные чины, он видел систему «изнутри» и мог судить о её абсурдных чертах с особой наглядностью. В своих сатирических зарисовках (в том числе в «драматических сценках») Толстой зачастую рисует портреты чиновников, чванных сановников, пустословных «благородных» особ, обнажая их ограниченность и духовную пустоту. Эта тема лицемерия и «паркетных» манер не раз возникает в его текстах, хотя явной конфронтации с властью он не ищет. Наоборот, он высмеивает зло при помощи тонкой игры слов и парадоксальных ситуаций.
Помимо чиновничьего мира, объектом сатирического взгляда Толстого оказывалась и старая феодальная мораль, если она оборачивалась слепой жестокостью или ханжеством. Он хорошо понимал, что формально «высокородные» люди могут оказаться и глупцами, и самодурами, и надменными ограниченными натурами, губящими всё живое. Благодаря ироничной манере писателя эти персонажи выглядят ещё более жалкими, чем если бы он обличал их прямым, злым сарказмом.
В более широком контексте можно указать на политическую сатиру Толстого, которая косвенно проявилась в «Истории государства Российского от Gostomysla до Тимашева», приписываемой Козьме Пруткову. В этом «пародийном историческом очерке» авторы, включая Толстого, выворачивают наизнанку официальный патриотизм и показывают через абсурд якобы «славную» череду правителей. Смешно и страшно видеть, как тезисы официальной идеологии превращаются в набор нелепых утверждений; так сатира выполняет разоблачающую функцию, просвещая читателя через смех. Подобная тяга к высмеиванию шаблонных истин совпадает с общим либеральным духом 1860-х, когда российская интеллигенция искала способы хотя бы намёками сказать о назревшей необходимости перемен.
Таким образом, сатира А. К. Толстого многослойна: она может выступать в лёгкой, афористичной форме (Козьма Прутков), быть встроенной в драматические или прозаические тексты (высмеивание придворных и всевозможного чинопочитания) или принимать очертания историко-политической пародии. Но во всех этих проявлениях ощущается колючий и в то же время музыкально-образный слог, свойственный Толстому, умение шутить так, что за улыбкой проступает серьёзное моральное содержание. С учётом дворцовой реальности, в которой существовал сам писатель, можно назвать эту сатиру не только художественным приёмом, но и своеобразным подвигом, ведь высмеять власть и её окаменелые правила при поддержке «большого брата цензуры» было делом нелёгким. Толстой не шёл на «явную» конфронтацию, но с помощью изящной насмешки, коллективной иронии и стилизаций вносил ощутимый вклад в дело освобождения ума и слова.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением