Ответы на вопросы на стр.314 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)






Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 314
1. Почему Чехов не связывает своё творчество ни с какими политическими идеями, хотя в его произведениях 1890-х годов нарастает общественная проблематика?
Антон Павлович Чехов был писателем, стремившимся к объективности и правде в литературе. Он осознавал сложность общественной жизни и неоднозначность политических идей, поэтому не хотел привязывать своё творчество к какой-либо идеологии. Для Чехова важнее всего было показать реальность такой, какая она есть, со всеми её противоречиями и сложностями. В 1890-е годы в его произведениях действительно усиливается общественная проблематика, но автор избегает прямых ответов и лозунгов. Он считал, что приверженность определённым политическим и
Чехов осознавал, что жизнь не укладывается в рамки идеологических схем. Например, в его повести «Дом с мезонином» конфликт между художником и Лидой Волчаниновой, посвятившей себя «малым делам», демонстрирует столкновение разных точек зрения на помощь обществу. Чехов не принимает ничью сторону, предоставляя читателю возможность самому сделать вывод. Это свидетельствует о его стремлении к художественной независимости.
Кроме того, Чехов был разочарован в популярной среди интеллигенции конца X
Чехов также уделял внимание внутреннему миру человека, который всегда сложнее любых общественных систем. Его герои сталкиваются с глубокими нравственными дилеммами, выходящими за рамки политических или социальных категорий. В своих произведениях Чехов передавал идею о том, что истина многогранна и не может быть сведена к одному набору правил или идей.
Таким образом, Антон Павлович Чехов не связывал своё творчество с политическими идеями, поскольку стремился сохранить художественную правду, универсальность и свободу, избегая догматизма и упрощений.
2. Как изображаются в произведениях Чехова приверженцы социальных или философских теорий? Как Чехов показывает ограниченность их взглядов на жизнь?
Антон Павлович Чехов в своих произведениях часто изображает приверженцев социальных или философских теорий как людей, чьи взгляды на жизнь оказываются ограниченными. В основе их характера лежит увлечённость определённой идеей, которая, по мнению Чехова, нередко заслоняет от них настоящую, многогранную реальность. Такая односторонность героев позволяет писателю раскрыть их внутренние противоречия и трагедию.
Примером может служить Лидия Волчанинова из повести «Дом с мезонином». Она посвящает себя «малым делам» — организации школ и больниц, — но при этом её деятельность носит фанатичный и догматический характер. Лида верит в абсолютную правильность своей позиции и отказывается понимать тех, кто думает иначе. Чехов подчёркивает её неспособность услышать иные точки зрения, что делает её образ не только сильным, но и трагически ограниченным. Такой фанатизм оборачивается неспособностью к глубокому человеческому общению и разрывает связь с жизнью.
Ещё один яркий пример — Иван Лаевский из повести «Дуэль». Он является представителем интеллигенции, но его взгляды основаны на пассивной рефлексии и самооправдании. Лаевский ищет смысл в теоретических размышлениях, но его идеи оторваны от реальной жизни. Он постоянно находится в состоянии внутреннего конфликта, его действия противоречат его убеждениям, а решения носят импульсивный характер. Чехов показывает, что односторонняя зависимость от философских теорий делает человека слабым и нерешительным.
Противоположностью Лаевскому является фон Корен, приверженец социального дарвинизма. Его взгляды также ограничены: он верит в естественный отбор и силу, ставя личное превосходство выше гуманистических ценностей. Чехов изображает его как человека, лишённого душевной тонкости и способности к состраданию. Через образ фон Корена автор показывает, что увлечённость одной идеей может привести к потере человечности.
Таким образом, Чехов изображает приверженцев социальных и философских теорий как людей, чьи идеи, будучи слишком узкими, не способны охватить всю сложность жизни. Через этих персонажей писатель показывает, что абсолютная вера в теорию лишает человека гибкости, делает его неспособным к пониманию и сочувствию, а также порождает внутренние и внешние конфликты.
3. В чём видит писатель источник доброты и человечности таких героев, как доктор Самойленко, дьякон Победов?
Антон Павлович Чехов изображает в своих произведениях таких героев, как доктор Самойленко и дьякон Победов, носителями истинной доброты и человечности, подчёркивая, что эти качества коренятся в их простоте, искренности и способности глубоко чувствовать окружающий мир. Эти персонажи воплощают те черты, которые Чехов считал важными для человека: способность жить не ради высоких теорий, а ради людей, стремление помогать и поддерживать, независимо от своих возможностей и обстоятельств.
Доктор Самойленко, персонаж повести «Дуэль», является символом искренней заботы и человечности. Он прост в своих суждениях, не увлекается философскими теориями и не ищет глубоких объяснений поступкам других людей. Его доброта проявляется в желании помогать даже тем, кто, на первый взгляд, этого не заслуживает, например, Лаевскому. Чехов показывает, что для Самойленко важна не идеология, а простое человеческое участие. Он не осуждает, а сочувствует, видя в каждом человеке, даже самом запутавшемся, достоинство и возможность исправиться.
Дьякон Победов из рассказа «Дуэль» также изображён как человек, черпающий свою доброту в традиционных христианских ценностях. Однако Чехов подчёркивает, что его человечность не ограничивается религиозной доктриной. Победов открыт миру и людям, он видит красоту в обыденных вещах и чутко относится к чужим страданиям. Его вера в добро не является результатом догм или теорий — она естественна, как и его стремление помогать ближнему.
Через образы Самойленко и Победова Чехов показывает, что источником доброты и человечности являются не социальные теории или философские системы, а умение жить простыми человеческими чувствами: состраданием, любовью, готовностью помогать. Такие герои противопоставлены тем, кто погружён в теоретизирование и оторван от реальности, они становятся своеобразным нравственным ориентиром для читателя. Чехов утверждает, что настоящая человечность проявляется в делах, а не в словах, и именно это делает таких персонажей близкими и понятными.
4. В чём, по мысли Чехова, достоинство и в чём слабость теории «малых дел», популярной в кругу интеллигенции в 80— 90-е годы XIX века?
Антон Павлович Чехов в своих произведениях неоднократно обращался к проблеме «малых дел», которая занимала важное место в общественной мысли конца XIX века. Эта теория предполагала, что каждый человек должен в меру своих сил и возможностей заниматься улучшением окружающего мира, помогать ближним, даже если эти действия не выглядят масштабными или героическими. Достоинство этой идеи Чехов видел в её конкретности и практичности. Она позволяла интеллигенции направить свои усилия на решение реальных проблем, сосредоточиться на заботе о народе, например, в сфере образования, медицины, социальной помощи. В этом Чехов видел реальный вклад в улучшение общества, основанный на практических результатах.
Однако писатель отмечал и недостатки теории «малых дел». Во-первых, он критиковал её за ограниченность. Ограничиваясь локальными и сиюминутными задачами, люди, следовавшие этой теории, часто упускали из виду более глобальные вопросы. Чехов подчёркивал, что такие действия могут стать формальными, лишёнными искренности и подлинного интереса к судьбам людей. Это особенно заметно в повести «Дом с мезонином», где героиня Лида, несмотря на своё стремление помогать, действует догматически, не учитывая сложность и многообразие человеческой жизни. Чехов показывал, что такая ограниченность взглядов может привести к конфликтам, непониманию и даже к социальному отчуждению.
Во-вторых, теория «малых дел» подвергалась критике Чехова за склонность к самодовольству. Люди, занятые «малыми делами», могли переоценивать свои достижения, не задумываясь о том, что их действия часто не затрагивают коренных проблем. Чехов считал, что ограниченность такой активности может быть вредной, если она используется как оправдание бездействия в более широком масштабе.
Таким образом, в творчестве Чехова теория «малых дел» получает двойственную оценку. С одной стороны, она представляет собой достойный пример осмысленной деятельности, направленной на улучшение жизни. С другой стороны, её слабость заключается в опасности замыкания в рамках узких задач, что ограничивает возможность более значительных изменений. Чехов призывает к гармонии: сочетанию практических усилий и глубокого осмысления глобальных проблем, что делает его позицию особенно актуальной для современности.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением