Ответы на вопросы на стр.315-316 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)

Изображение Для индивидуальной работыПроанализируйте стихотворение К. Хетагурова «Будь мужчиной». Сопоставьте его со стихотворением Н. А. Некрасова «Школьник».БУДЬ...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Для индивидуальной работы
Проанализируйте стихотворение К. Хетагурова «Будь мужчиной». Сопоставьте его со стихотворением Н. А. Некрасова «Школьник».
БУДЬ МУЖЧИНОЙ
Встань рано, будь мужчиной,
Умойся, помолись:
«О Господи единый,
Защитой мне явись!..»
Будь в доме хлеба вволю,
Ты б свой имел кусок.
А нет — так будь доволен
Чуреком, мой сынок!
Скорей беги учиться,
Да сумку не забудь!
Не будешь ты лениться —
Найдёшь свой верный путь!
Учись, дружок, с охотой,
Чтоб мудрость всю познать,
И с радостью работай,
Чтоб человеком стать!
(Перевод А. Шпирта)
Анализ стихотворения К. Хетагурова «Будь мужчиной»
Стихотворение Коста Хетагурова представляет собой поучительное наставление от старшего поколения к молодому, исполненное морализаторским тоном. В нем звучит призыв к труду, скромности, духовности и стремлению к знаниям. Лирический герой обращается к юноше, подчеркивая важность трудолюбия и нравственных качеств, которые формируют личность.
В стихотворении явно выражены ценности:
1. Труд как основа человеческого достоинства: «Будь в доме хлеба вволю, ты б свой имел кусок».
2. Образование как ключ к успеху: «Скорей беги учиться, да сумку не забудь!».
3. Скромность: даже в случае лишений герой советует быть довольным малым — «Чуреком, мой сынок!».
4. Духовные ориентиры: молитва к Богу в начале дня укрепляет моральные принципы.
Форма стихотворения проста, что делает его близким к народной педагогике. Это наставление носит универсальный характер, применимо к любому человеку.
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник»
Стихотворение Некрасова также сосредоточено на теме труда и образования, однако акцент ставится на преодолении социальных и экономических трудностей. Герой-рассказчик с теплотой и сочувствием смотрит на мальчика, вынужденного учиться в сложных условиях. Некрасов показывает, как через усилия и обучение мальчик сможет добиться успеха, несмотря на свое бедное происхождение.
Темы:
1. Социальная справедливость: герой-рассказчик подчеркивает, что даже бедный крестьянин способен стать «разумным и великим».
2. Оптимизм и вера в будущее: несмотря на трудности, герой верит, что мальчик сможет достичь успеха и реализовать свои мечты.
3. Патриотизм: поэт связывает личные успехи героя с величием и потенциалом родной страны — России.
Некрасов использует реалистичные образы, показывая конкретные трудности, с которыми сталкиваются дети из бедных семей. Вместе с тем, через них он транслирует идею, что образование и трудолюбие могут стать ключом к преодолению социальных барьеров.
Сопоставление произведений
Оба стихотворения объединяет идея трудолюбия и важности образования. Однако их акценты и подходы различны:
1. Наставничество против сочувствия. Хетагуров представляет наставление как руководство к действию, обращенное к молодому поколению. Некрасов же, напротив, выражает сочувствие и поддержку герою, показывая его нелегкий путь.
2. Социальный контекст. У Некрасова социальное положение героя играет ключевую роль, тогда как у Хетагурова важнее универсальные нравственные ценности.
3. Образ героя. В стихотворении Хетагурова герой — юноша, которому только предстоит начать свой путь, в то время как у Некрасова это мальчик, уже находящийся на пути преодоления трудностей.
Заключение
Оба произведения раскрывают вечные темы человеческого становления, где труд, нравственность и образование становятся основой для достижения личного и общественного блага. Хетагуров подчеркивает духовные и нравственные аспекты, а Некрасов делает акцент на социальных реалиях, создавая реалистичный и вдохновляющий образ школьника. Вместе эти произведения представляют богатство русской и осетинской литературы в ее обращении к важным жизненным вопросам.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением