Ответы на вопросы на стр.318 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятияГражданская лирика, ирония, концептуальная .метафора, лауреат Нобелевской премии, любовная лирика, постмодернизм, ритм, философская...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Гражданская лирика, ирония, концептуальная .метафора, лауреат Нобелевской премии, любовная лирика, постмодернизм, ритм, философская лирика, шестидесятники, экзистенциализм.
1.
Гражданская лирика — это жанр поэзии, в котором автор выражает свои переживания, размышления и чувства по поводу общественных и политических событий, судьбы Родины, гражданского долга и патриотизма. В таких произведениях поэт становится голосом своего времени, отражая настроения и чаяния народа.
Основные темы гражданской лирики:
• Патриотизм и любовь к Родине: Поэты воспевают величие своей страны, её природу, культуру и достижения.
• Общественные и политические события: Отражение революций, войн, социальных изменений и их влияния на общество.
• Гражданский долг и ответственность: Размышления о роли личности в истории, о необходимости активной гражданской позиции.
• Критика власти и социальной несправедливости: Выражение недовольства существующим порядком, борьба с угнетением и тиранией.
Примеры произведений гражданской лирики:
• Александр Блок, «Двенадцать» — стихотворение, отражающее революционные события 1917 года и их влияние на общество.
• Владимир Маяковский, «Ода революции» — произведение, воспевающее Октябрьскую революцию и её идеалы.
• Николай Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — поэма, критикующая социальное неравенство и угнетение крестьян.
Гражданская лирика играет важную роль в литературе, так как она не только отражает исторические события, но и формирует общественное сознание, вдохновляя на действия и изменения. Она служит связующим звеном между личными переживаниями автора и коллективным опытом народа, становясь мощным инструментом социальной и политической трансформации.
2.
Ирония — это литературный приём, при котором истинный смысл высказывания скрыт или противоположен его буквальному значению. Она используется для выражения насмешки, сарказма или критики, часто с целью подчеркнуть абсурдность или нелепость ситуации.
Примеры иронии:
1. В литературе:
o В басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» муравей говорит стрекозе: «Ты всё пела? Это — дело!» Здесь ирония заключается в том, что муравей упрекает стрекозу за беззаботность, в то время как сам трудится на будущее.
2. В повседневной жизни:
o Если кто-то опоздал на важную встречу и говорит: «Ну, я всегда прихожу вовремя», это ироничное высказывание подчёркивает его опоздание.
Функции иронии:
• Критика и сатира: Ирония позволяет автору или говорящему мягко критиковать или высмеивать определённые явления, поведение или идеи, не прибегая к прямой агрессии.
• Создание комического эффекта: Использование иронии может добавить юмора и лёгкости в текст или разговор, делая их более выразительными и запоминающимися.
• Выражение двойного смысла: Ирония позволяет передавать скрытые или противоположные значения, что обогащает смысл высказывания и делает его многозначным.
Таким образом, ирония является мощным инструментом в языке и литературе, позволяющим передавать сложные идеи и эмоции через контраст между буквальным и скрытым смыслом.
3.
Концептуальная метафора — это когнитивный механизм, при котором абстрактные или сложные понятия понимаются и описываются через более конкретные и знакомые образы. Она лежит в основе многих метафорических выражений в языке и мышлении, позволяя переносить знания из одной области в другую.
Примеры концептуальных метафор:
• Жизнь как путешествие: Мы часто говорим о жизни как о пути, используя выражения типа «сойти с пути», «поставить цель» или «пройти через трудности». Здесь абстрактное понятие жизни воспринимается через образ путешествия.
• Идеи как объекты: Фразы вроде «у меня есть идея» или «эта идея пришла ко мне» иллюстрируют восприятие идей как объектов, которые можно иметь или получать.
• Время как деньги: Выражения типа «тратить время», «экономить время» или «потратить время зря» показывают, как время воспринимается как ценность, подобная деньгам.
Концептуальные метафоры играют важную роль в языке, так как они помогают структурировать и понимать абстрактные понятия через более конкретные и знакомые образы. Они влияют на наше восприятие мира и могут отражать культурные особенности и ценности общества.
4.
Лауреат Нобелевской премии — это индивидуум или организация, удостоенные Нобелевской премии за выдающиеся достижения в одной из областей, указанных в завещании Альфреда Нобеля: физика, химия, физиология или медицина, литература, миротворчество и, с 1969 года, экономические науки.
История Нобелевской премии:
Альфред Нобель, шведский химик, инженер и изобретатель динамита, в своём завещании от 27 ноября 1895 года учредил премии, которые должны ежегодно присуждаться за выдающиеся достижения в указанных областях. Он выделил значительную часть своего состояния на создание фонда, доходы от которого идут на финансирование этих премий.
Процедура присуждения:
Нобелевские премии присуждаются ежегодно Нобелевскими комитетами, состоящими из экспертов в соответствующих областях. Номинации на премию могут выдвигать только определённые лица и организации, включая членов национальных парламентов, университетских профессоров и предыдущих лауреатов. После тщательной оценки кандидатур комитеты принимают решение о присуждении премии.
Лауреаты Нобелевской премии:
С момента её учреждения в 1901 году Нобелевская премия была присуждена множеству выдающихся личностей и организаций. Например, в 1901 году первыми лауреатами стали швейцарец Жан Анри Дюнан и француз Фредерик Пасси. Среди российских лауреатов — Иван Павлов, Илья Мечников, Андрей Сахаров и другие.
Нобелевская премия является одной из самых престижных международных наград, признавая выдающиеся достижения, которые оказывают значительное влияние на развитие человечества.
5.
Любовная лирика — это жанр поэзии, в котором автор выражает свои чувства, переживания и размышления, связанные с любовью. Она охватывает широкий спектр эмоций: от страстного влечения и счастья до разочарования и утраты.
Основные особенности любовной лирики:
• Эмоциональная насыщенность: Стихи наполнены глубокими чувствами, отражающими внутренний мир лирического героя.
• Использование метафор и символов: Для передачи тонких оттенков чувств часто применяются образные выражения, сравнения и символы.
• Личностный характер: Произведения часто носят автобиографический характер, отражая переживания самого поэта.
Примеры любовной лирики:
• Александр Пушкин в стихотворении «Я вас любил: любовь ещё, быть может...» выражает чувства безответной любви и благородного прощания.
• Фёдор Тютчев в стихотворении «Я встретил вас — и всё былое...» передаёт мгновенное и глубокое впечатление от встречи с возлюбленной.
• Анна Ахматова в стихотворении «Сжала руки под тёмной вуалью...» описывает страдания и тоску по утраченной любви.
Любовная лирика играет важную роль в литературе, так как она позволяет глубже понять человеческие эмоции и отношения, отражая универсальные темы любви и страсти.
6.
Постмодернизм — это культурное и философское течение, возникшее в середине XX века как реакция на модернизм. Он характеризуется скептицизмом к универсальным истинам и метанарративам, акцентом на относительности знаний и реальности, а также использованием иронии, пародии и эклектики в искусстве и литературе.
Основные особенности постмодернизма:
• Отказ от метанарративов: Постмодернизм сомневается в существовании универсальных объяснений истории и культуры, подчеркивая множественность и относительность интерпретаций.
• Ирония и пародия: Использование иронии и пародии позволяет подвергать сомнению традиционные ценности и формы, создавая новые смыслы и контексты.
• Эклектизм: Смешение различных стилей, жанров и эпох в искусстве и литературе, что отражает плюрализм и разнообразие современного мира.
• Скептицизм к объективности: Постмодернизм сомневается в возможности объективного знания, подчеркивая влияние языка, культуры и субъективного восприятия на наше понимание реальности.
Примеры постмодернистских произведений:
• Литература: Романы Умберто Эко, такие как «Имя розы», сочетают исторические факты с вымышленными элементами, создавая многослойные тексты, которые требуют активного участия читателя.
• Кино: Фильмы Квентина Тарантино, например «Криминальное чтиво», используют нелинейное повествование и цитирование поп-культуры, что является характерным для постмодернистского подхода.
• Архитектура: Здания, сочетающие элементы разных исторических стилей, как, например, работы архитектора Фрэнка Гери, отражают эклектичность постмодернизма.
Постмодернизм оказал значительное влияние на различные области культуры, включая философию, искусство, литературу и архитектуру, способствуя развитию новых форм выражения и критическому осмыслению традиционных ценностей.
7.
Ритм — это закономерное чередование элементов в различных видах искусства и жизни, создающее определённую структуру и гармонию. В музыке ритм определяется последовательностью длительностей звуков и пауз, организующих музыкальное произведение. В поэзии ритм связан с чередованием ударных и безударных слогов, что придаёт стихотворению мелодичность и выразительность.
Ритм в поэзии:
В поэзии ритм создаётся за счёт чередования ударных и безударных слогов, образующих метрические схемы. Это придаёт стихотворению музыкальность и помогает выразить эмоциональное содержание. Различные виды метра, такие как ямб, хорей, дактиль и амфибрахий, используются для создания определённого ритмического рисунка.
Ритм в языке:
В языке ритм проявляется в интонации, паузах и акцентах, что влияет на восприятие речи. Ритмическая организация речи помогает выделять важные элементы, структурировать информацию и придавать высказыванию эмоциональную окраску.
8.
Философская лирика — это жанр поэзии, в котором автор выражает свои размышления о смысле жизни, природе бытия, вечных ценностях и других фундаментальных вопросах. Такие произведения стремятся не только передать личные чувства, но и исследовать более глубокие и универсальные истины.
Характерные черты философской лирики:
• Глубина содержания: Стихи затрагивают универсальные темы, такие как смысл жизни, смерть, судьба человечества, моральные и этические вопросы.
• Размышления о вечных ценностях: В центре внимания находятся не повседневные события, а фундаментальные размышления о мире и человеческом месте в нём.
• Философская концептуализация: Поэт использует стихи для формулировки и исследования философских концепций и идей.
• Обращение к интеллекту читателя: Тексты предназначены для того, чтобы вызвать глубокие размышления, а не только эмоциональный отклик.
• Использование символов и аллегорий: Они часто применяются для обозначения более глубоких идей и значений.
• Стилистическая выразительность: Язык философской лирики богат и многогранен, часто включает в себя необычные метафоры и образы.
Примеры философской лирики в классической литературе:
• Александр Пушкин, «Пророк» — стихотворение, в котором поэт размышляет о духовном пробуждении и поиске смысла жизни.
• Фёдор Тютчев, «Тишина» — произведение, выражающее размышления о вечности и месте человека в мире.
• Николай Некрасов, «Когда из глубины души...» — стихотворение, посвящённое вопросам социальной справедливости и человеческого страдания.
Философская лирика играет важную роль в литературе, так как она позволяет глубже понять человеческие эмоции и отношения, отражая универсальные темы любви и страсти.
9.
Шестидесятники — это поколение советской интеллигенции, чья молодость пришлась на период с конца 1950-х до начала 1970-х годов. Они стали свидетелями и участниками эпохи "оттепели", характеризующейся ослаблением цензуры, относительной либерализацией общественной жизни и культурным возрождением.
Исторический контекст:
После смерти И. В. Сталина в 1953 году началась эпоха "оттепели", ознаменованная XX съездом КПСС в 1956 году, на котором был осуждён культ личности Сталина. Это событие стало катарсисом для многих представителей интеллигенции, открывших для себя новые горизонты в искусстве, науке и общественной жизни.
Ключевые особенности шестидесятников:
• Культурное возрождение: Появление новых литературных течений, театральных и кинематографических направлений, а также развитие авторской песни.
• Социальная активность: Выражение гражданской позиции, участие в общественных движениях, стремление к демократизации общества.
• Интеллектуальное обновление: Интерес к западной культуре, философии и науке, что способствовало расширению кругозора и критическому осмыслению действительности.
Представители шестидесятников:
• Литература: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Иосиф Бродский.
• Музыка: Булат Окуджава, Владимир Высоцкий.
• Кино: Марлен Хуциев, Андрей Тарковский.
• Наука: Физики, математики и другие учёные, активно участвовавшие в научных дискуссиях и разработках.
Шестидесятники сыграли важную роль в истории советской культуры, подготовив почву для более глубоких изменений в обществе и став символом стремления к свободе и самовыражению.
10.
Экзистенциализм — философское направление XX века, акцентирующее внимание на уникальности человеческого существования, свободе выбора и ответственности. Термин происходит от латинского слова existentia, что означает «существование».
Основные идеи экзистенциализма:
• Свобода и ответственность: Человек обладает свободой выбора, что накладывает на него ответственность за свои поступки и их последствия.
• Абсурдность существования: Жизнь не имеет заранее заданного смысла; человек сам придаёт ей значение через свои действия и выборы.
• Аутентичность: Стремление к подлинности требует от человека осознания своей свободы и ответственности, а также отказа от следования навязанным социальным ролям и ожиданиям.
• Изоляция и одиночество: Осознание собственной свободы может приводить к чувству изоляции и одиночества, так как человек осознаёт свою уникальность и отделённость от других.
Представители экзистенциализма:
• Сёрен Кьеркегор: Датский философ, часто рассматриваемый как предшественник экзистенциализма, акцентировал внимание на индивидуальном существовании и религиозной вере.
• Фёдор Достоевский: Русский писатель, чьи произведения исследуют глубины человеческой души, свободу воли и моральные дилеммы.
• Фридрих Ницше: Немецкий философ, известный концепциями «смерти Бога» и «сверхчеловека», подчёркивающими необходимость индивидуального самоопределения.
• Жан-Поль Сартр: Французский философ и писатель, один из основоположников современного экзистенциализма, утверждавший, что «существование предшествует сущности».
• Альбер Камю: Французский писатель и философ, исследовавший абсурдность человеческого существования и поиски смысла в мире без Бога.
Экзистенциализм оказал значительное влияние на литературу, психологию, театральное искусство и другие области культуры, стимулируя глубокие размышления о природе человеческого существования и смысле жизни.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением