Ответы на вопросы на стр.319 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)
















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Творческие задания
1. Проведите сравнительный анализ стихотворений «Рождественская звезда» Б. Пастернака и «Рождественская звезда» II. Бродского.
Стихотворения Иосифа Бродского и Бориса Пастернака под названием «Рождественская звезда» отражают уникальные поэтические миры каждого из авторов, несмотря на схожесть темы.
Структура и стиль:
Бродский использует географические и астрономические метафоры, создавая образ мира, где «младенец родился в пещере, чтоб мир спасти». Его стихотворение начинается с описания местности, «привычной скорей к жаре, чем к холоду», что подчеркивает контраст между земным и божественным. В конце стихотворения Бродский утверждает, что «точкой была звезда», что может символизировать точку отсчета или начало новой эры.
Пастернак, в свою очередь, рисует более интимную картину, где «в холодную пору» младенец согревается дыханием вола. Он описывает природу как участницу события, отмечая, что «морозная ночь походила на сказку». В стихотворении Пастернака звезда представлена как «горящая скирдой соломы и снега», что придает образу земную, осязаемую форму.
Мотивы и символы:
У Бродского звезда воспринимается как взгляд Отца, что подчеркивает божественное присутствие и наблюдение. Младенец, по мнению Бродского, «был всего лишь точкой», что может символизировать его скромное начало и величие в будущем.
Пастернак же изображает звезду как «пламя», «горящую скирдой», что может символизировать свет и тепло, исходящие от рождения Спасителя. Он также отмечает, что «все мысли веков, все мечты, все миры» устремляются к этому событию, подчеркивая его вселенское значение.
Философские и религиозные аспекты:
Бродский акцентирует внимание на божественном наблюдении и присутствии, что отражает его философский подход к религиозным темам. Он подчеркивает, что звезда — это взгляд Отца, что может указывать на идею божественного провидения и наблюдения.
Пастернак же фокусируется на земном аспекте Рождества, изображая природу и людей, участвующих в этом событии. Он описывает, как «все мысли веков, все мечты, все миры» устремляются к этому событию, подчеркивая его вселенское значение.
Таким образом, оба стихотворения отражают уникальные поэтические миры своих авторов, несмотря на схожесть темы. Бродский подчеркивает божественное присутствие и философские аспекты Рождества, в то время как Пастернак фокусируется на земном аспекте и вселенском значении этого события.
2. В чем различия между обычной и сложной (концептуальной) метафорами, характерными для поэзии И. Бродского? Найдите образцы .мегафор этого типа в стихотворениях «Дидона и Эней», «Postscriptum», «Горение», «То не Муза воды набирает в рот...», «Вечер. Развалины геометрии...» или других (по выбору).
В поэзии Иосифа Бродского метафоры играют ключевую роль, служа не только выразительными средствами, но и инструментами философского осмысления мира. Особое внимание уделяется различию между обычными и сложными (концептуальными) метафорами, каждая из которых выполняет свою функцию в поэтическом языке Бродского.
Обычные метафоры представляют собой перенос значений, основанный на сходстве или ассоциации между двумя различными явлениями. Они часто используются для создания ярких образов и эмоциональных эффектов. Например, в стихотворении «То не Муза воды набирает в рот...» Бродский пишет: «То не Муза воды набирает в рот...»
Здесь вода символизирует вдохновение или поток мыслей, что является типичным примером обычной метафоры.
Сложные (концептуальные) метафоры представляют собой более глубокие и многослойные переносы значений, которые отражают сложные философские идеи и концепты. Они часто включают в себя абстрактные понятия и требуют более глубокого осмысления. В стихотворении «Горение» Бродский использует метафору, где время представлено как мясо Вселенной:
«Время есть мясо немой Вселенной.»
Эта метафора отражает философское восприятие времени как нечто материальное и осязаемое, что является характерным для концептуальных метафор Бродского.
Примеры концептуальных метафор в поэзии Бродского:
1. В стихотворении «Дидона и Эней» Бродский пишет: «Восходящее солнце следит косыми глазами за мачтами голой рощи...»
Здесь деревья сравниваются с кораблями, а солнце — с наблюдателем, что придает сцене мифологический оттенок.
2. В стихотворении «Postscriptum» Бродский использует метафору, где смерть представлена как нечто неизбежное и неотвратимое: «Смерть — это не то, что с нами происходит...»
Эта метафора отражает философское восприятие смерти как части жизни.
3. В стихотворении «То не Муза воды набирает в рот...» Бродский пишет: «То не Муза воды набирает в рот...»
Здесь вода символизирует вдохновение или поток мыслей, что является типичным примером обычной метафоры.
4. В стихотворении «Вечер. Развалины геометрии...» Бродский использует метафору, где вечер сравнивается с разрушением геометрических форм: «Вечер. Развалины геометрии...»
Эта метафора отражает разрушение порядка и гармонии, что является характерным для концептуальных метафор Бродского.
Таким образом, в поэзии Иосифа Бродского метафоры служат не только для создания образов, но и для выражения глубоких философских идей, отражая сложность и многослойность его поэтического языка.
3. Сделайте сообщение на тему «Ахматова и Бродский: история взаимоотношений» (или «Образ Ахматовой в поэзии Бродского»).
Сообщение
Образ Ахматовой в поэзии Бродского
Иосиф Бродский и Анна Ахматова — две выдающиеся фигуры русской поэзии XX века, чьи творческие пути не только пересекались, но и взаимно обогащали друг друга. Их отношения были не только личными, но и творческими, и оказали глубокое влияние на поэтическое наследие Бродского, особенно в контексте образа Ахматовой в его стихах. Бродский был тем поэтом, который признавал величие Ахматовой, ее уникальный стиль и неизмеримую роль в истории русской поэзии.
Влияние Ахматовой на Бродского
В начале 1960-х годов, когда Бродский еще не стал тем поэтом, которым его знали в дальнейшем, он познакомился с Анной Ахматовой. Это знакомство стало важным и решающим этапом в его творческом становлении. Ахматова оказала на Бродского огромное влияние, и не только как поэт, но и как личность, воплотившая в себе стойкость и внутреннюю силу. Для Бродского она была не просто наставником, а настоящим символом верности своему делу, своего рода маяком, который показывал, как можно жить и творить в условиях давления, цензуры и политических репрессий.
Ахматова, по сути, научила его тому, что поэзия — это не только талант, но и ответственность. Она привила ему чувство сдержанности, ответственности за каждое слово, за каждую строку, за каждую мысль. По ее примеру Бродский научился четкости и точности, при этом сохраняя силу выражения своих чувств. Ахматова показала ему, как, несмотря на внешнее давление, сохранить свою внутреннюю свободу, свою уникальность и приверженность к искусству, не уступая жизненным трудностям. Важно отметить, что Бродский признавал, что влияние Ахматовой стало для него не только поэтическим, но и жизненным уроком. Она научила его быть верным своим внутренним убеждениям, несмотря на внешние обстоятельства.
Образ Ахматовой в поэзии Бродского
В стихах Бродского образ Ахматовой предстает как символ поэтической силы и глубины. Он изображает ее как величайшую поэтессу, чей стиль и философия жизни и творчества оказали глубокое воздействие на развитие русской литературы. В стихотворении «А. А. Ахматовой» Бродский выражает свое восхищение этой женщиной и поэтом, подчеркивая ее стойкость и внутреннюю силу. Он называет Ахматову «царицей русской поэзии», что указывает на его признание ее статуса как ведущего поэта не только своего времени, но и в истории русской литературы.
Бродский восхищается ее способностью передавать чувства и переживания, которые и делают ее поэзию вечной и актуальной. Ахматова, по мнению Бродского, была тем поэтом, который мог говорить о самых болезненных и личных темах, таких как утрата, страдания, одиночество, но при этом оставаться глубоко человечной и искренней. В ее поэзии Бродский видит пример подлинной поэтической правды и трагического осознания жизни, что так восхищало его и вдохновляло на собственное творчество.
Кроме того, в стихах Бродского часто подчеркивается непокорность Ахматовой перед временем. Он видит в ней человека, который сумел пережить все тяготы своего времени, не утратив при этом своей индивидуальности и стойкости. Для Бродского Ахматова была воплощением духовной свободы, тех идеалов, которые он сам стремился воплотить в своем творчестве. Он восхищается ее умением не поддаваться разрушительным силам, сохраняя свою сущность и свою поэзию.
Литературный диалог между Бродским и Ахматовой
Отношения между Бродским и Ахматовой можно рассматривать как особый литературный диалог, в котором Бродский не только восхищался, но и учился. Ахматова стала для него своего рода наставницей, и в их общении было не только литературное подражание, но и глубокая, настоящая связь двух поэтов, разделяющих общее понимание сути поэзии. Бродский, хотя и был признанным мастером, всегда воспринимал Ахматову как одну из главных фигур русской литературы, к которой можно обратиться за советом и вдохновением.
Для Бродского Ахматова была источником не только творческого вдохновения, но и личной силы. Он признавал, что ее искусство и жизнь служат ему примером, как можно оставаться верным себе и своему делу в самых трудных условиях. В этом контексте Ахматова становится для него не просто учителем, но и воплощением того идеала поэта, который несет свет в темные уголки мира, несмотря на все препятствия.
Заключение
Образ Ахматовой в поэзии Бродского имеет многогранное и глубокое значение. Она для него — не просто великий поэт, но и символ человеческой стойкости, душевной силы и независимости. Ее влияние проявляется в его собственном подходе к поэзии и жизни, а также в тех вечных ценностях, которые он стремится передать в своих стихах. Ахматова стала для Бродского не только вдохновением, но и личным примером того, как нужно жить и творить, несмотря на любые внешние обстоятельства. Именно в таком контексте образ Ахматовой в поэзии Бродского предстает как неотъемлемая часть его творческой жизни и развития.
Примерные темы сочинении
• Образ родины в творчестве И. Бродского-эмигранта.
Используя в качестве основного материала стихотворения «Развивая Платона», «Пятая годовщина», «На столетие Анны Ахматовой», в сочинении на данную тему следует показать двойственное отношение поэта к покинутой родине, категорически неприемлемой для нет с ее советско-коммунистической идеологией и в то же время обладающей силой невольного притяжения, как часть его личного прошлого, а также как земля, ценная тем, что сё считали родной великие русские поэты.
Образ родины в творчестве И. Бродского-эмигранта
Иосиф Бродский, один из самых ярких и значимых поэтов XX века, подарил русской литературе множество произведений, в которых он осмыслял не только вечные философские вопросы, но и актуальные темы своей эпохи. Среди них — тема родины, которая приобрела особое значение в его эмигрантский период. Это была не просто родина в традиционном понимании этого слова, но и пространство, наполненное сложными чувствами и противоречиями, пересекающимися с личной и политической судьбой поэта. В своих стихах, таких как «Развивая Платона», «Пятая годовщина», «На столетие Анны Ахматовой», он многогранно отражает свою двойственную привязанность к родине, которая, с одной стороны, была связана с его советским и российским прошлым, а с другой — с его новым статусом эмигранта.
Бродский, покинувший СССР в 1972 году, испытал глубокое внутреннее противоречие в отношении своей родины, которое он ярко выразил в своих стихах. Родина для него оставалась одновременно и местом, в котором он был воспитан и сформирован, и источником личных трагедий, репрессий и разочарований. Одним из наиболее ярких произведений, в котором он размышляет о родине, является стихотворение «Развивая Платона». Это стихотворение демонстрирует стремление Бродского понять природу своего отношения к родной земле, а также осмыслить её значение в контексте его новой жизни. В стихах звучит отчетливое чувство боли от разрыва с родиной, но и одновременно присутствует осознание того, что эта боль неотделима от его творческой и человеческой личности.
Тема родины в эмигрантский период Бродского часто переплетается с его философскими размышлениями о свободе, о смысле жизни и человеческого существования. В стихотворении «На столетие Анны Ахматовой» Бродский отмечает, что хотя он покинул родину, земля, на которой он родился, остаётся частью его самого, частью его поэтической идентичности. В то же время, он осознает, что для других, в том числе и для его поэтических кумиров, эта земля может быть совсем не такой важной. В «Пятой годовщине» он продолжает развивать тему родины, но с еще более откровенным пониманием того, что для него лично родина — это не просто географическое место, но и часть его внутреннего мира, его памяти и его судьбы.
Однако эмигрантский Бродский был не только поэтом, исследующим глубины философии, но и человеком, который с болью переживал свой разрыв с Родиной. Эту боль можно проследить и в стихах, посвященных тому, как он осознает свою новообретённую свободу, но и как тяжело ему смириться с тем, что он больше не может вернуться домой. В стихотворении «Пятая годовщина» он размышляет о своем статусе эмигранта и о том, что Родина, которую он оставил, всегда будет его частью, несмотря на любые обстоятельства. Бродский замечает, что в его жизни, как и в жизни многих других, родина всегда будет с ним, как неотъемлемая часть его внутреннего мира.
Тем не менее, в позднем Бродском эта тема будет обрастать не только личными переживаниями, но и более широкими размышлениями о судьбе России и её месте в мировой культуре. Он понимает, что родина для него перестала быть просто географическим понятием, а стала неким мифологическим, историческим и культурным элементом, который невозможно «отключить» или «стереть». В стихах, таких как «На столетие Анны Ахматовой», он ясно и откровенно говорит, что при всей сложности и противоречивости своего отношения к родине, он не может полностью освободиться от её влияния. Это не просто память, это нечто большее — это культурная и духовная связь, которая продолжает формировать его мировоззрение.
Таким образом, образ родины в творчестве Бродского в эмиграции складывается как многослойный и противоречивый. Он не может быть сведён только к отрицанию или только к идеализации, он воспринимается поэтом как нечто, что и связывает его с его личной историей, и что, одновременно, остаётся для него темой боли и утраты. Творчество Бродского в эмиграции — это, в сущности, путь к осознанию того, как невозможно избавиться от родины, даже находясь в чуждой среде, и как важно принять этот факт для того, чтобы продолжать жить и творить.
• «Навсегда расстаёмся с тобой, дружок...» — тема любви в поэзии И. Бродского.
На примере стихотворений в сочинении предполагается выявить по преимуществу трагическое звучание любовной темы в поэзии Бродского независимо от того, какие конкретные биографические причины (измена возлюбленной, вынужденная эмиграция) могли обострить этот трагизм. Интересно было бы также проследить, как от стихотворения к стихотворению меняются образы лирического героя и его возлюбленной.
«Навсегда расстаемся с тобой, дружок…» — тема любви в поэзии И. Бродского.
Тема любви в поэзии Иосифа Бродского — одна из самых глубоких и многозначных, она сопровождает его творчество на протяжении всей жизни. Тема любви в стихах Бродского не ограничивается только чисто личными переживаниями, она переплетается с философскими размышлениями о жизни, смерти, времени и человеческой судьбе. При этом трагизм, присущий любви поэта, проявляется не только в переживаниях разлуки и утраты, но и в более глубоком осмыслении любви как неизбежного состояния человека в мире страха и страданий.
Стихотворение «Навсегда расстаемся с тобой, дружок…» является примером, в котором тема любви звучит особенно трагично и сильно. Сложность этой темы состоит в том, что Бродский подводит читателя к осознанию: любовь — это не только счастье и радость, но и неизбежная боль, разочарование, утрата. Любовь у Бродского тесно связана с понятием времени и пространства, с неизбежностью изменений, которые происходят в жизни человека. В стихах, подобных этому, любовь представляет собой некую форму существования человека в мире, где он не может избежать ни радости, ни страха, ни потери.
В стихотворении «Навсегда расстаемся с тобой, дружок…» Бродский пишет об окончательной утрате — как о неизбежной судьбе, которая накрывает человека и заставляет его расставаться с тем, что ему дорого. Бродский использует эту тему не только как личный опыт любви, но и как метафору разрыва с родной землей, культурой и временем, что особенно остро ощущается в его эмигрантский период. Изменение окружения, места жительства, разрыв с родиной усиливают трагизм поэта. Утрату родины можно интерпретировать как утрату близкого человека, поскольку для Бродского Россия и его родной язык были неотделимы от его творческого мира.
Бродский в своём творчестве постоянно возвращается к теме разлуки, но также при этом и к теме любви, которая остаётся неизменной и в разлуке. В стихотворении, которое становится своеобразной декларацией любви и разлуки, поэт обращается не только к переживаниям о любви, но и к философскому пониманию её природы. Он осознает любовь как нечто неизбежное и жестокое, как то, что будет длиться вечно, но только в форме памяти, а не в реальности.
Любовь в поэзии Бродского — это нечто большее, чем просто переживание страсти и привязанности. В стихах Бродского любовь часто превращается в метафору для более широких понятий, таких как расстояние, время и человеческая память. Бродский представляет её как своего рода феномен, который не всегда приносит радость, но всегда сопровождает человека в его поисках смысла жизни.
Одним из интересных аспектов этой темы в творчестве Бродского является то, как её трагичность и философичность перерастают в размышления о жизни и смерти, о самопознании и поиске гармонии с миром. Любовь у Бродского часто становится связующей нитью между личным и универсальным, между биографическим и философским. Читая его стихи, мы осознаём, что любовь для него — это не просто привязанность к кому-то или чему-то, а процесс осознания собственной человеческой сущности в контексте внешних обстоятельств.
Тем не менее, в более поздних стихах Бродского трагизм любви сочетается с философской глубиной осознания неизбежности изменений, с принятием своего одиночества в мире. В стихотворении «Postscriptum» любовь представлена как нечто существующее вне времени, как нечто вечное, хотя и страдательное. Тема разлуки не исчезает, но она становится частью более широкого осознания того, что любовь и утрата — это не просто личная боль, а часть более обширного процесса осознания жизни.
Таким образом, тема любви в поэзии Бродского представляет собой сложное переплетение личных переживаний и философских размышлений о сущности человеческого существования. Трагизм любви Бродского не ограничивается просто темой разлуки, он касается самой природы человека и его взаимодействия с миром, временем и памятью.
Темы рефератов
• И. Бродский о назначении поэта (по материалам речи И. Бродского при вручении ему Нобелевской премии).
И. Бродский о назначении поэта (по материалам речи
И. Бродского при вручении ему Нобелевской премии)
Иосиф Бродский, как один из самых значимых поэтов второй половины XX века, не только принес своему поколению уникальный стиль и философскую глубину, но и по-своему отразил в своей поэзии роль поэта в обществе. В своей речи, произнесенной при вручении Нобелевской премии в 1991 году, Бродский затронул важнейшие вопросы о назначении поэта и его месте в мире. Эта речь, как и все его творчество, стала значимым заявлением о том, как он видит роль поэта в обществе и в истории, и в ней глубоко чувствуется не только личная философия Бродского, но и его связь с культурой, обществом, а также с теми вызовами, которые перед ним стоят как перед поэтом.
Речь как выражение мировоззрения поэта
Речь Бродского на церемонии вручения Нобелевской премии стала ярким примером его отношения к поэзии, искусству и роли поэта в современном мире. В этой речи он акцентирует внимание на том, что поэзия и слово для него — это не просто инструмент художественного самовыражения, но и средство для осознания и преодоления действительности. Он утверждает, что поэт должен быть тем, кто "не примиряется" с миром, а наоборот, исследует его в поисках смысла, задает вопросы, которые не могут быть легко разрешены. Для Бродского поэт — это не только художник, но и философ, который своими словами воздействует на общество и человека, часто противостоя власти, обыденности и мещанству.
Поэт как наблюдатель и критик общества
Для Бродского поэзия имеет глубоко философский характер, а поэт — это не просто свидетель, но и критик общества. Он подчеркивает, что поэт должен быть тем, кто всегда наблюдает, кто всегда ищет скрытые истины, кто способен видеть мир в его сложной многогранности и передавать это через свою поэзию. В этом контексте Бродский обозначает поэтическое слово как не только средство красоты и искусства, но и как оружие для борьбы с несправедливостью и банальностью. В своих стихах он обращает внимание на судьбу человека в мире, где часто царит абсурд, где актуальны вопросы жизни и смерти, бытия и небытия.
Функция поэта в мировом контексте
Один из ключевых аспектов речи Бродского — это понимание поэта как фигуры, существующей вне политических и социальных ограничений. В своей речи Бродский проводит параллели между современным обществом и античным, показывая, что поэт в любой эпохе обязан быть независимым наблюдателем, который несет ответственность перед истиной, а не перед властями или мещанскими устоями. Бродский рассматривал поэта как независимого человека, стоящего на страже культуры, а не угождающего внешним обстоятельствам. Он подчеркивает, что поэт не должен угождать властям, а наоборот, всегда быть в оппозиции к ним, занимая критическую позицию, как это делали поэты в античные времена.
Место поэта в мире и его миссия
Бродский считает, что поэт существует в мире для того, чтобы выявлять и вскрывать скрытые механизмы функционирования общества, чтобы через слово работать над его осознанием и изменением. Он не призывает к революции или активному политическому протесту, но утверждает, что через поэтическую работу человек способен влиять на ход истории. В своей речи Бродский рассматривал поэзию как своего рода миссию, задачей которой является открытие новых горизонтов для человеческого сознания.
Роль искусства и поэзии в личной жизни Бродского
Личное отношение Бродского к поэзии также сыграло важную роль в его мировоззрении. Для Бродского поэзия — это не просто работа, а жизненная необходимость, способ самовыражения, и выражение его внутреннего мира. В своей речи он подчеркивает, что поэт не выбирает эту роль, он становится поэтом не по собственной воле, а в силу того, что он не может не писать. Это обязательство перед собой и миром становилось важнейшей темой в его творчестве.
Тематические контексты речи Бродского
Тематически речь Бродского при вручении Нобелевской премии обращалась к таким вопросам, как свобода личности, важность сохранения культурных традиций и роли искусства в формировании общественного сознания. Бродский рассматривал поэзию как средство, которое помогает человеку осознать свою роль в мире, а также как инструмент сопротивления обыденности и хаосу.
Эмблематический момент в биографии Бродского
Речь Бродского на церемонии вручения Нобелевской премии является эмблематическим моментом не только в его жизни, но и в истории русской литературы, так как она стала кульминацией его признания в мире. В ней поэт подводит итог своим размышлениям о сущности поэзии, роли поэта и значении искусства для общества. Он не просто получает награду, но и использует эту трибуну, чтобы высказать важные идеи о смысле поэзии и ее функции в мире.
Заключение
Таким образом, речь Бродского при вручении Нобелевской премии служит ярким выражением его понимания поэзии как особой сферы человеческой жизни, которая выходит за пределы личных переживаний и становится важным инструментом для воздействия на мир. Он понимал поэзию как необходимость и миссию, утверждая, что поэт должен быть в оппозиции к существующему порядку вещей, исследуя мир в поисках его скрытых истин. В этой речи Бродский продемонстрировал не только свою философию поэзии, но и глубокое осознание важности слова как инструмента для изменения человеческого сознания и общества.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением