Ответы на вопросы на стр.324 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Для индивидуальной работы. Стр. 324Прочитайте рассказ «Студент». Какие впечатления он вызвал у вас? 1. Понятны ли вам чувства персонажей, переживающих заново...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Для индивидуальной работы. Стр. 324
Прочитайте рассказ «Студент». Какие впечатления он вызвал у вас?
1. Понятны ли вам чувства персонажей, переживающих заново евангельские события?
Впечатления от рассказа «Студент»
Рассказ Антона Павловича Чехова «Студент» поражает своей глубокой философией и эмоциональной силой, несмотря на кажущуюся простоту сюжета. Произведение, наполненное атмосферой весеннего холода и мрачности, постепенно раскрывается как история о связи прошлого, настоящего и вечных ценностей.
Чехов мастерски передаёт состояние природы, благодаря чему читатель ощущает дискомфорт и холод — как физический, так и душевный. Это подчёркивает настроение героя — студента Иванова, который задумывается о вечной бедности, страданиях и неизменности человеческой жизни. Однако переломным моментом становится его встреча с вдовами Василисой и Лукерьей у костра. Их реакция на рассказ студента о страданиях апостола Петра вызывает мощный эмоциональный всплеск. Слёзы Василисы и смущение Лукерьи показывают, что человеческие чувства универсальны и неподвластны времени.
Главной мыслью рассказа является идея непрерывной цепи событий, связывающей поколения. Чехов подводит читателя к мысли, что даже обыденная жизнь наполнена высоким смыслом, если рассматривать её через призму истории, веры и человеческих переживаний. Особенно трогателен финал, где студент осознаёт, что правда и красота, заложенные в прошлом, продолжают направлять жизнь людей и сегодня.
Эта история вызывает у читателя чувство причастности к чему-то большему, вечному. Она учит ценить простые моменты жизни и видеть в них глубокий смысл, вдохновляет верить в то, что добро и красота всегда будут важны для человечества.

2. Как соотносятся события душевной жизни студента и пасхальный мотив Воскресения Христова?
Чувства персонажей, описанных в рассказе Чехова «Студент», вполне понятны и вызывают глубокий отклик. Василиса и Лукерья, вдовы, живущие в бедности и одиночестве, неожиданно находят духовное утешение в рассказе о страданиях апостола Петра. Этот момент становится для них не просто пересказом евангельской истории, а символическим переживанием, связывающим их с великими человеческими чувствами — любовью, страданием, раскаянием.
Когда студент рассказывает историю отречения Петра от Христа, это вызывает у Василисы слёзы и глубокие эмоции. Слёзы старухи символизируют не просто переживания за судьбу Петра, но и её собственное внутреннее состояние. Она словно проживает этот момент заново, видя в Петре отражение своих страданий и слабостей. Лукерья, напротив, молча и напряжённо слушает рассказ, показывая, что её чувства скрыты глубже, но она также остро воспринимает происходящее.
Эти реакции персонажей показывают, что евангельская история не теряет своей актуальности. Она затрагивает универсальные человеческие чувства, которые понятны и сегодня. Сцена у костра становится символом единения времён и духовной связи между людьми разных эпох. Чехов подчёркивает, что даже в самых обычных людях живёт глубокая духовная сила, которая позволяет им сопереживать великим событиям прошлого, находя в них смысл и надежду.

3. Проследите, как меняется пейзаж в рассказе, оцените его художественную функцию.
События душевной жизни студента Ивана Великопольского тесно переплетаются с пасхальным мотивом Воскресения Христова, что является центральной идеей рассказа. Рассказ Чехова начинается с описания мрачной и холодной ночи, отражающей внутреннее состояние героя. Иван погружён в размышления о вечности страданий и неизменности человеческих бед, его душевное состояние напоминает отчаяние, близкое к духовной пустоте.
Однако встреча с вдовами Василисой и Лукерьей становится поворотным моментом. Рассказ студента о евангельских событиях — отречении апостола Петра — вызывает у Василисы слёзы, а у Лукерьи — глубокое внутреннее потрясение. Этот момент показывает, как прошлое связано с настоящим. Иван видит, что евангельская история способна пробудить отклик даже в самых простых людях, преодолевая границы времени. Этот отклик в душах вдов заставляет самого студента пересмотреть своё восприятие мира.
Пасхальный мотив в рассказе раскрывается через духовное пробуждение героя. Он осознаёт, что жизнь, несмотря на страдания и мрак, наполнена смыслом, который передаётся из века в век. Прошлое и настоящее оказываются связаны цепью непрерывных событий, где каждое звено влияет на следующее. Это осознание приводит к внутреннему преображению Ивана. Его душу охватывает радость, чувство молодости, силы и сладостное ожидание счастья. Как Воскресение Христово символизирует победу жизни над смертью, так и душевное состояние студента символизирует возрождение веры в смысл человеческой жизни.
Таким образом, душевная жизнь студента перекликается с пасхальным мотивом через идею обновления и духовного преображения, подчёркивая, что правда, красота и вера в лучшее продолжают направлять человеческую жизнь на протяжении веков.

4. Как вы думаете, почему студента больше всего волнует история отречения Петра? Почему он настойчиво подчёркивает сходство тогдашнего и теперешнего состояния мира?
В рассказе Антона Чехова «Студент» пейзаж играет ключевую художественную роль, отражая душевное состояние героя и усиливая центральную идею произведения.
1. Начало рассказа. В первой сцене описывается тихая, спокойная погода с пением дроздов и звуками природы. Этот пейзаж передаёт внешнюю гармонию, которая, однако, резко меняется с наступлением ночи. Автор создаёт контраст между дневной умиротворённостью и мрачной атмосферой вечера, когда «подул холодный пронизывающий ветер» и «всё стихло». Эта смена погоды подготавливает читателя к внутренним переживаниям студента, создавая атмосферу тревоги и отчуждённости.
2. Описание ночи. Когда Иван Великопольский возвращается домой, он замечает, что природа вокруг становится мрачной и пустынной. Образ ледяных игл на лужах и запах зимы символизируют ощущение утраты гармонии и порядка в мире. Это отражает пессимистичное настроение героя, который думает о неизменности страданий и бедствий на протяжении веков.
3. Пейзаж у костра. Контрастом мрачной ночи становится сцена у костра, где освещённый огнём уголок вдовьих огородов создаёт ощущение тепла и уюта. Пламя костра становится символом духовного света, который пробуждает в герое новые мысли. Этот яркий образ подчёркивает переломный момент в рассказе, когда студент пересказывает евангельскую историю и наблюдает за эмоциональной реакцией Василисы и Лукерьи.
4. Заключительная сцена. В финале рассказа, когда Иван переправляется через реку и поднимается на гору, он видит багряную зарю. Этот пейзаж наполнен символизмом: заря указывает на новое начало, духовное возрождение героя, его обновлённое восприятие жизни. Природа здесь становится отражением внутреннего состояния студента, который наполняется радостью и верой в смысл человеческого существования.
Художественная функция пейзажа заключается в создании настроения, соответствующего меняющимся переживаниям героя. Пейзаж не только сопровождает внутренний мир студента, но и служит метафорой его духовного пути: от отчаяния и холода к согревающему свету костра и, наконец, к яркой заре, символизирующей надежду и обновление. Таким образом, пейзаж в рассказе становится выразительным средством, усиливающим эмоциональное воздействие произведения.
5.
Студента в рассказе «Студент» больше всего волнует история отречения апостола Петра, потому что она становится для него символом слабости человеческой природы, вечных противоречий и сложностей, которые неизменно сопровождают людей на протяжении веков. Это евангельское событие раскрывает глубокую внутреннюю драму, в которой человек, несмотря на любовь и преданность, не может противостоять своему страху и слабости.
1. Личное соприкосновение с евангельской историей. Иван Великопольский в своём рассказе «Василиса и Лукерья» акцентирует внимание на том, как Пётр, будучи ближайшим учеником Иисуса, трижды отрекается от Него. Это подчёркивает, что даже самый преданный человек может оказаться слабым и уязвимым. Для студента это особенно важно, так как он сам ощущает свою связь с этой историей, видя в ней отражение человеческой природы.
2. Сходство эпох. Студент подчёркивает, что «точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Петре». Это утверждение подчёркивает неизменность основных условий человеческой жизни: бедности, страданий, внутренней борьбы. Он видит, что прошлое и настоящее связаны неразрывной цепью событий, а проблемы, с которыми сталкивались люди в древности, остаются актуальными и сегодня.
3. Отражение современного мира. Студент видит в окружающей его действительности проявления тех же слабостей и страданий, что и в истории Петра. Это осознание заставляет его задуматься о том, что все люди, независимо от времени и места, связаны общими переживаниями, страхами и надеждами.
4. Поиск духовного смысла. История Петра становится для героя способом осмысления своей жизни и окружающего мира. Он стремится найти в этой истории подтверждение тому, что даже через страдания и слабости человек может прийти к чему-то большему — к осознанию правды, духовному обновлению и надежде.
Таким образом, акцент на сходстве времён помогает герою установить связь между прошлым и настоящим, осознать универсальность человеческого опыта и почувствовать себя частью этого непрерывного исторического и духовного процесса.

6. Какие переклички с творчеством Достоевского можно подметить в рассказе «Студент»? Случайны ли они?
Рассказ «Студент» Антона Павловича Чехова имеет определённые параллели с творчеством Фёдора Михайловича Достоевского, что позволяет рассмотреть произведение в более широком литературном контексте. Эти переклички не случайны, так как оба писателя обращаются к глубоким философским и духовным темам, актуальным для понимания человеческой природы.
1. Мотивы духовных исканий. Как и в произведениях Достоевского, в «Студенте» поднимается вопрос духовных исканий. История отречения Петра становится для героя ключевым моментом в понимании связи между прошлым и настоящим. Подобные размышления о вере и нравственности свойственны и персонажам Достоевского, например, Алёше Карамазову или князю Мышкину.
2. Проблематика греха и раскаяния. В рассказе акцент сделан на отречении апостола Петра, его душевных страданиях и последующем раскаянии. Это перекликается с темами, которые Достоевский развивает в своих произведениях, таких как «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы», где герои проходят через мучительный процесс осознания своих поступков и искупления.
3. Связь прошлого и настоящего. Чехов, как и Достоевский, показывает, что события далёкого прошлого продолжают оказывать влияние на современный мир. Эта идея прослеживается в финале рассказа, когда студент понимает, что история Петра имеет отношение к его времени и к людям, которых он встретил.
4. Символика природы. В «Студенте» природа играет важную роль в передаче эмоционального состояния героя и общей атмосферы рассказа. Подобное использование природы как символа, отражающего внутренний мир персонажей, можно увидеть в произведениях Достоевского, например, в описаниях Петербурга или деревенских пейзажей в «Братьях Карамазовых».
5. Тема страдания как пути к истине. У Достоевского страдание часто выступает средством очищения и духовного прозрения. В «Студенте» Василиса, слушая историю апостола Петра, плачет, осознавая связь своей жизни с вечными евангельскими истинами. Это подчёркивает идею страдания как неизбежной составляющей человеческой жизни.
6. Образ простого человека. Как и Достоевский, Чехов акцентирует внимание на духовной глубине простых людей. Василиса и Лукерья в рассказе способны искренне переживать и сочувствовать, несмотря на внешнюю простоту.
Эти переклички подчёркивают общность вопросов, волновавших Чехова и Достоевского: поиск смысла жизни, преодоление страданий, духовное возрождение. Однако, несмотря на схожесть тем, Чехов более сдержан в своём повествовании, предпочитая лаконичность и недосказанность, в то время как Достоевский стремится к эпичности и философской глубине.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением