Упр.33 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
33 1 Прочитайте отрывок из очерка «На затмении».
Минутная тишина. Вдруг раздаётся1 звонкий удар маятника метронома, отбивающего секунды.
Часы бьют. Должно, шесть часов.
Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, — нет, не часы... Что такое?!
Началось!.. догадывается кто-то в толпе, видя, что астрономы припали к трубам.
Я вынимаю своё стекло с самодельною ручкой. Оно производит некоторую ироническую сенсацию, так как бумагу, которой оно обклеено, я прилепил к ручке сургучом. <...> Среди быстро пробегающих3 озарённых3 облаков я вижу ясно очерченный солнечный круг. С правой стороны, сверху, он будто обрезан чуть заметно.1
Минута молчания.
Ущербилось! внятно раздаётся голос из толпы.
Не толкуй пустого! — резко обрывает старец.
Я нарочно подошёл к нему и предложил посмотреть в моё стекло. Но старец, с отвращением отвернувшись2, проворчал, что стал стар в такие стёкла смотреть, а солнце он видит без всяких стёкол, своими глазами.
Солнце тонет на минуту в широком мглистом пятне и показывается из облака уже значительно ущерблённым3. Теперь уже это действительно видно простым глазом, чему помогает тонкий нар, который всё ещё курится в воздухе, смягчая ослепительный блеск. (По В. Короленко)
Чтение текста.
Раздаётся1 – [раздай'оца]
р – [р] – согласный, звонкий, сонорный, твёрдый, парный;
а – [а] – гласный, безударный;
з – [з] – согласный, звонкий, твёрдый, парный;
д – [д] – согласный, звонкий, твёрдый, парный;
а – [а] – гласный, безударный;
ё – [й'] – согласный, звонкий, сонорный, мягкий, непарный;
[о] – гласный, ударный;
т – [ц] – согласный, глухой, твёрдый, непарный;
с;
я – [а] – гласный, безударный.
9 букв, 9 звуков.
Буква «ё» после гласного обозначает два звука [й'о]; буквы «т» и «с» дают один звук [ц].
Отвернувшись2
Пробегающих3 (облаков)
1. Облаков (каких?) пробегающих. Пробегающих – особая форма глагола – причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Нач. форма – пробегающий.
3. Образовано от глагола «пробегать».
3. Морфологические признаки:
пост.: действ., несов. в., наст. вр., перех., невозврат.;
непост.: употреблено во мн. ч., Р. п.
4. В предложении является определением: облаков (каких?) пробегающих.
Озарённых3 (облаков)
1. Облаков (каких?) озарённых. Озарённых – особая форма глагола – причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Нач. форма – озарённый.
3. Образовано от глагола «озарить».
3. Морфологические признаки:
пост.: страд., сов. в., прош. вр., неперех., невозврат.;
непост.: употреблено в полной форме, мн. ч., Р. п.
4. В предложении является определением: облаков (каких?) озарённых.
(Показывается) ущерблённым3
1. Показывается (каким?) ущерблённым. Ущерблённым – особая форма глагола – причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Нач. форма – ущерблённый.
3. Образовано от глагола «ущербить».
3. Морфологические признаки:
пост.: страд., несов. в., прош. вр., перех., невозврат.;
непост.: употреблено в полной форме, ед. ч., ср. р., И. п.
4. В предложении является сказуемым: солнце (что делает?) показывается ущерблённым.
С правой стороны, сверху, он будто обрезан чуть заметно4.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: он обрезан), утвердительное; двусоставное, распространённое, полное, осложнено уточняющим обстоятельством места.
2 Определите, какими способами в этом тексте передаётся чужая речь. Выпишите примеры. Сделайте вывод, в каких случаях речь передаётся более точно и выразительно.\
В этом тексте чужая речь передаётся следующими способами:
-с помощью прямой речи:
– Ущербилось! внятно раздаётся голос из толпы.
– Не толкуй пустого! – резко обрывает старец.
- с помощью косвенной речи:
Я нарочно подошёл к нему и предложил посмотреть в моё стекло. Но старец, с отвращением отвернувшись, проворчал, что стал стар в такие стёкла смотреть, а солнце он видит без всяких стёкол, своими глазами.
На основании сравнения способов передачи чужой речи мы можем сделать вывод о том, что речь говорящего передаётся более точно и выразительно с помощью предложений с прямой речью.
3. Объясните, как вы понимаете смысл выделенного словосочетания.
Ироническая сенсация – что-то необычное, что привлекло насмешливое, скептическое внимание окружающих.
4. Охарактеризуйте лексику и синтаксис текста с точки зрения их стилистической принадлежности.
Лексика текста отличается употреблением устаревших слова, архаизмов и историзмов, разговорных слов.
Синтаксис характеризуется употреблением простых неосложнённых и осложнённых предложений, неполных предложений.
5. Выпишите два предложения, которые являются грамматическими и смысловыми синонимами. Выполните их синтаксический разбор. В чём их различие?
Минутная тишина.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: тишина), утвердительное; односоставное, назывное, распространённое, полное, неосложнённое.
Минута молчания.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: тишина), утвердительное; односоставное, назывное, распространённое, неполное, неосложнённое.
Различие предложений в том, что первое предложение полное, а второе неполное, в нём отсутствует сказуемое «наступила».
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением