Упр.33 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 33 1  Прочитайте отрывок из очерка «На затмении».Минутная тишина. Вдруг раздаётся1 звонкий удар маятника метронома, отбивающего секунды.Часы бьют. Должно, шесть...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
33 1 Прочитайте отрывок из очерка «На затмении».
Минутная тишина. Вдруг раздаётся1 звонкий удар маятника метронома, отбивающего секунды.
Часы бьют. Должно, шесть часов.
Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, — нет, не часы... Что такое?!
Началось!.. догадывается кто-то в толпе, видя, что астрономы припали к трубам.
Я вынимаю своё стекло с самодельною ручкой. Оно производит некоторую ироническую сенсацию, так как бумагу, которой оно обклеено, я прилепил к ручке сургучом. <...> Среди быстро пробегающих3 озарённых3 облаков я вижу ясно очерченный солнечный круг. С правой стороны, сверху, он будто обрезан чуть заметно.1
Минута молчания.
Ущербилось! внятно раздаётся голос из толпы.
Не толкуй пустого! — резко обрывает старец.
Я нарочно подошёл к нему и предложил посмотреть в моё стекло. Но старец, с отвращением отвернувшись2, проворчал, что стал стар в такие стёкла смотреть, а солнце он видит без всяких стёкол, своими глазами.
Солнце тонет на минуту в широком мглистом пятне и показывается из облака уже значительно ущерблённым3. Теперь уже это действительно видно простым глазом, чему помогает тонкий нар, который всё ещё курится в воздухе, смягчая ослепительный блеск. (По В. Короленко)
Чтение текста.
Раздаётся1 – [раздай'оца]
р – [р] – согласный, звонкий, сонорный, твёрдый, парный;
а – [а] – гласный, безударный;
з – [з] – согласный, звонкий, твёрдый, парный;
д – [д] – согласный, звонкий, твёрдый, парный;
а – [а] – гласный, безударный;
ё – [й'] – согласный, звонкий, сонорный, мягкий, непарный;
[о] – гласный, ударный;
т – [ц] – согласный, глухой, твёрдый, непарный;
с;
я – [а] – гласный, безударный.
9 букв, 9 звуков.
Буква «ё» после гласного обозначает два звука [й'о]; буквы «т» и «с» дают один звук [ц].
Отвернувшись2
Пробегающих3 (облаков)
1. Облаков (каких?) пробегающих. Пробегающих – особая форма глагола – причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Нач. форма – пробегающий.
3. Образовано от глагола «пробегать».
3. Морфологические признаки:
пост.: действ., несов. в., наст. вр., перех., невозврат.;
непост.: употреблено во мн. ч., Р. п.
4. В предложении является определением: облаков (каких?) пробегающих.
Озарённых3 (облаков)
1. Облаков (каких?) озарённых. Озарённых – особая форма глагола – причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Нач. форма – озарённый.
3. Образовано от глагола «озарить».
3. Морфологические признаки:
пост.: страд., сов. в., прош. вр., неперех., невозврат.;
непост.: употреблено в полной форме, мн. ч., Р. п.
4. В предложении является определением: облаков (каких?) озарённых.
(Показывается) ущерблённым3
1. Показывается (каким?) ущерблённым. Ущерблённым – особая форма глагола – причастие, обозначает признак предмета по действию.
2. Нач. форма – ущерблённый.
3. Образовано от глагола «ущербить».
3. Морфологические признаки:
пост.: страд., несов. в., прош. вр., перех., невозврат.;
непост.: употреблено в полной форме, ед. ч., ср. р., И. п.
4. В предложении является сказуемым: солнце (что делает?) показывается ущерблённым.
С правой стороны, сверху, он будто обрезан чуть заметно4.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: он обрезан), утвердительное; двусоставное, распространённое, полное, осложнено уточняющим обстоятельством места.
2 Определите, какими способами в этом тексте передаётся чужая речь. Выпишите примеры. Сделайте вывод, в каких случаях речь передаётся более точно и выразительно.\
В этом тексте чужая речь передаётся следующими способами:
-с помощью прямой речи:
– Ущербилось! внятно раздаётся голос из толпы.
– Не толкуй пустого! – резко обрывает старец.
- с помощью косвенной речи:
Я нарочно подошёл к нему и предложил посмотреть в моё стекло. Но старец, с отвращением отвернувшись, проворчал, что стал стар в такие стёкла смотреть, а солнце он видит без всяких стёкол, своими глазами.
На основании сравнения способов передачи чужой речи мы можем сделать вывод о том, что речь говорящего передаётся более точно и выразительно с помощью предложений с прямой речью.
3. Объясните, как вы понимаете смысл выделенного словосочетания.
Ироническая сенсация – что-то необычное, что привлекло насмешливое, скептическое внимание окружающих.
4. Охарактеризуйте лексику и синтаксис текста с точки зрения их стилистической принадлежности.
Лексика текста отличается употреблением устаревших слова, архаизмов и историзмов, разговорных слов.
Синтаксис характеризуется употреблением простых неосложнённых и осложнённых предложений, неполных предложений.
5. Выпишите два предложения, которые являются грамматическими и смысловыми синонимами. Выполните их синтаксический разбор. В чём их различие?
Минутная тишина.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: тишина), утвердительное; односоставное, назывное, распространённое, полное, неосложнённое.
Минута молчания.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: тишина), утвердительное; односоставное, назывное, распространённое, неполное, неосложнённое.
Различие предложений в том, что первое предложение полное, а второе неполное, в нём отсутствует сказуемое «наступила».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением