Ответы на вопросы на стр.331 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)








Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Для индивидуальной работы. Стр. 331
1. Как в поведении и словах Беликова проявляется его «футлярное» сознание?
Беликов, главный герой рассказа, олицетворяет «футлярное сознание», что проявляется в его поведении, мыслях и словах.
1. Футлярность в одежде и привычках:
o Беликов постоянно носил калоши, зонтик в чехле и тёплое пальто даже в хорошую погоду. Его вещи (часы, нож) тоже были в чехле. Это символизирует стремление героя изолировать себя от внешнего мира, защититься от всего нового и неизведанного.
o Даже его лицо, скрытое воротником, и манера поведения создают образ человека, стремящегося спрятаться от жизни.
2. Страх перед свободой:
o Беликов воспринимает любое отступление от правил как угрозу. Он беспокоится из-за разрешения на создание драматических кружков или новых идей, таких как чайные или читальни.
o Он считает, что лучше всё запрещать, чтобы «ничего не вышло», и поддерживает только то, что ограничивает свободу.
3. Отношение к окружающим:
o Его «футлярное сознание» проявляется в педагогических советах, где он всегда настаивал на строгом соблюдении правил. Даже малейшие нарушения приводили его в уныние.
o Беликов следит за другими, осуждает их действия, стремясь удержать всех в рамках своей «футлярной» системы ценностей.
4. Идеализация прошлого:
o Беликов преподаёт древние языки, которые для него являются символом стабильности и недосягаемости современного хаоса. Он часто повторяет: «Как звучен, как прекрасен греческий язык!»
5. Парадокс его женитьбы:
o Даже желание жениться становится частью его «футляра». Он рассматривает брак как обязанность, избегая искренних чувств. Его стремление к изоляции мешает ему развивать отношения.
6. Символический итог жизни:
o После смерти Беликова кладут в гроб — последний и абсолютный «футляр», символизирующий его желание окончательно уйти от реального мира.
Таким образом, через образ Беликова Чехов подчёркивает, как страх перед свободой и переменами, а также стремление спрятаться от жизни делают человека несчастным и изолированным.
2. Какую роль в рассказе «Человек в футляре» играет юмор?
Юмор в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» играет важную роль, подчеркивая основные темы произведения и создавая многогранное восприятие образа Беликова.
1. Сатира на «футлярных» людей:
o Чехов использует юмор, чтобы обнажить абсурдность и нелепость поведения Беликова. Описание его привычек (носить калоши в любую погоду, чехлы на всех вещах) вызывает улыбку, но одновременно заставляет задуматься о людях, живущих подобным образом.
2. Смех как способ разоблачения:
o Сцены, в которых Беликов падает с лестницы или становится объектом карикатуры, демонстрируют, как его «футлярное сознание» делает его уязвимым и смешным. Эти моменты раскрывают внутренний конфликт героя, который боится быть осмеянным, но неизбежно оказывается посмешищем.
3. Комизм ситуаций:
o Например, Беликов, ставящий себе портрет Вареньки на стол, но при этом оставляющий всё в своей жизни без изменений, вызывает ироничную реакцию. Также комично его стремление контролировать и осуждать действия других (например, катание на велосипедах), которые никак не касаются его лично.
4. Юмор как контраст трагичности:
o Чехов балансирует между юмором и трагедией, чтобы показать, что, несмотря на комические детали, жизнь Беликова — это в сущности драма. Смешное поведение героя и его страхи подчеркивают его одиночество и неспособность жить свободной и полноценной жизнью.
5. Универсальный характер юмора:
o Юмор позволяет читателям легко узнать в Беликове типичного «футлярного» человека своего времени — и не только своего. Это делает рассказ актуальным и понятным для разных поколений.
Таким образом, юмор в рассказе «Человек в футляре» — это не только средство обличения, но и инструмент, который помогает автору глубже раскрыть суть героев и философскую идею произведения.
3. Почему ничтожному Беликову удаётся держать в страхе весь город?
Беликов, главный герой рассказа Чехова «Человек в футляре», является поразительным примером того, как, казалось бы, ничтожный человек способен держать в страхе не только отдельных людей, но и целый город. Его влияние на окружающих основано не на силе характера или выдающемся уме, а на воплощении строгих ограничений, подавляющих любую свободу. Беликов буквально живёт в «футляре», стремясь оградить себя от реальности. Он носит калоши даже в сухую погоду, пользуется зонтиком, прячет лицо в воротнике, а все его личные вещи укрыты в чехлах. Этот образ жизни символизирует его внутреннюю закрытость и отвращение ко всему новому и непредсказуемому. Ему проще жить по правилам, прописанным другими, где всё запрещено, чем пытаться что-то изменить или осознать.
Беликов боится перемен, и этот страх он проецирует на окружающих. В малом городе, где любой конфликт или слух может привести к нежелательным последствиям, его строгие взгляды становятся особенно значимыми. Его сослуживцы и знакомые стараются не выделяться, чтобы не попасть под осуждение Беликова, ведь его манера доносить до начальства любое отклонение от норм вызывает в них настоящий ужас. Так, например, катание на велосипеде, обычное для сестры нового учителя, становится для Беликова событием почти катастрофическим, нарушением общественного порядка.
Его влияние усиливается не столько его собственными действиями, сколько податливостью общества. Чехов подчёркивает, что люди сами позволяют таким, как Беликов, устанавливать свои правила, потому что боятся выделяться и быть осуждёнными. В его лице они видят строгую систему запретов, которая подавляет их внутренние желания и стремления. Даже те, кто казался умным и образованным, не осмеливались противостоять его влиянию. Учителя гимназии, люди, воспитанные на Тургеневе и Щедрине, всё равно подчинялись Беликову. Они боялись, что их «неправильное» поведение станет известно, и поэтому терпели.
Таким образом, страх перед осуждением и боязнь нарушить привычный порядок стали основой власти Беликова. Однако сам Чехов подчёркивает, что дело не только в нём самом. После его смерти все продолжили жить в тех же «футлярах», потому что проблема была в самом обществе, которое боится перемен и свободы. Беликов стал олицетворением системы, где страх перед новым и неизвестным сильнее стремления к счастью и развитию.
4. Перескажите историю любви Беликова к Вареньке Коваленко. Как вы считаете, возможны ли подобные чувства в «футлярном» герое?
История любви Беликова к Вареньке Коваленко в рассказе «Человек в футляре» Антона Чехова выглядит скорее нелепым и курьёзным эпизодом, чем настоящей любовной историей. Варенька, живая, энергичная, весёлая женщина, своим ярким характером совершенно противоположна замкнутому и строгому Беликову. Она любит петь украинские песни, смеяться и открыто выражать свои эмоции, тогда как Беликов стремится к сдержанности и соблюдению всех норм. Её поведение сразу выделяет её среди окружающих, привлекая внимание Беликова, который, несмотря на свои «футлярные» привычки, начинает думать о женитьбе.
Однако сама идея женитьбы вызывает у Беликова скорее не радость, а беспокойство. Под давлением окружающих он ставит на столе портрет Вареньки и начинает говорить о семейной жизни, но при этом его страх перед любыми переменами усиливается. Он воспринимает этот шаг как нечто обременительное, требующее больших размышлений. Сам он даже не осознаёт, действительно ли хочет жениться, или делает это просто из-за убеждения, что «каждому человеку необходимо жениться».
Ситуация обостряется после конфликта с братом Вареньки, Михаилом Коваленко, который презирает Беликова за его скрытность и лицемерие. Кульминацией становится инцидент, когда Беликов падает с лестницы после столкновения с Михаилом и оказывается в унизительном положении перед Варенькой. Её смех в этот момент окончательно разрушает его иллюзию и приводит к глубокой депрессии, из которой он уже не выходит.
Что касается возможности подобных чувств у «футлярного» героя, то они кажутся крайне сомнительными. Беликов влюбляется не в саму Вареньку, а в идею «нормальной» жизни, которая могла бы сделать его таким, каким он считает правильным быть. Однако его внутренняя робость, страх и неспособность выйти за пределы своего «футляра» делают истинную любовь для него невозможной. Его чувства скорее продиктованы внешними обстоятельствами, чем искренним желанием близости и понимания.
5. Сопоставьте историю Беликова и рассказ об Угрюм-Бурче-еве в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. Чем объясняются переклички между этими образами?
История Беликова из рассказа «Человек в футляре» Антона Чехова и рассказ об Угрюм-Бурчеева из «Истории одного города» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина перекликаются на уровне критики человеческого характера и социального уклада, который эти герои воплощают. Оба персонажа являются своеобразными носителями идей консерватизма, страха перед новизной и желанием установить жёсткий контроль над окружающим миром.
Беликов, учитель греческого языка, символизирует замкнутость, уход в «футляр» — как физический, так и ментальный. Его стремление защититься от реальной жизни проявляется в его поведении, одежде и даже в речи. Он боится любых изменений и нарушений устоявшихся порядков, постоянно повторяя фразу: «Как бы чего не вышло». Его существование полностью подчинено правилам, циркулярам, запретам, которые дают ему чувство безопасности. Однако эта мнимая защищённость делает его жизнь безрадостной и бессмысленной, а его влияние на окружающих — угнетающим.
Угрюм-Бурчеев, в свою очередь, представляет собой утрированную версию диктатора, который пытается воплотить идею абсолютного порядка, уничтожив всё, что не вписывается в его представления о правильной жизни. Он хочет «перепроектировать» город, подчинив его строгой дисциплине, доходящей до абсурда. Его стремление контролировать всё вокруг делает его жестоким и безжалостным. Однако его попытки установить полный порядок приводят только к разрушению, что делает его образ карикатурным и трагическим одновременно.
Перекличка между Беликовым и Угрюм-Бурчеевым заключается в их общем страхе перед свободой, жизнью и человеческой индивидуальностью. Беликов стремится укрыться от мира, а Угрюм-Бурчеев — подавить мир под своей властью. Оба персонажа являются жертвами своих собственных идей: Беликов умирает, так и не выйдя из своего футляра, а Угрюм-Бурчеев остаётся в изоляции, разрушив окружающий мир своим диктатом.
Таким образом, эти образы обличают консерватизм и страх перед переменами, присущие обществу, и показывают, к каким последствиям может привести подавление человеческой свободы — будь то в личной жизни, как у Беликова, или в масштабах города, как у Угрюм-Бурчеева.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением