Ответы на вопросы на стр.338-339 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Для индивидуальной работы. Стр. 3381. Подготовьте рассуждение о нравственных итогах повести «Дама с собачкой». Постарайтесь объяснить, почему для главных героев...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Для индивидуальной работы. Стр. 338
1. Подготовьте рассуждение о нравственных итогах повести «Дама с собачкой». Постарайтесь объяснить, почему для главных героев обретение любви оказывается одновременно и духовным возрождением, и житейским тупиком.
В повести «Дама с собачкой» Антон Павлович Чехов создает сложную моральную ситуацию, где любовь становится одновременно источником духовного подъема и непреодолимой жизненной преградой. Гуров и Анна Сергеевна, случайно встретившись, находят друг в друге близкие души. Для них это чувство выходит за пределы банальной курортной интрижки и превращается в подлинную любовь, преображающую их внутренний мир.
Для Гурова любовь к Анне становится своеобразным духовным катарсисом. Этот герой, привыкший к легкомысленным отношениям и циничному отношению к женщинам, осознает глубину своих чувств. Анна Сергеевна, в свою очередь, переживает схожее пробуждение. Оба героя, впервые в жизни, сталкиваются с настоящей близостью, которая открывает перед ними новые горизонты души. Это чувство становится для них тем глотком воздуха, который разрушает серую повседневность и наполняет их существование смыслом.
Однако парадокс заключается в том, что их любовь, ставшая символом духовного возрождения, одновременно приводит их к жизненному тупику. Оба связаны брачными узами, их отношения вынуждены оставаться в тени. Общество, с его устоями и консерватизмом, не позволяет героям открыто жить по зову сердца. Финал повести подчеркивает это противоречие: Гуров и Анна пытаются придумать, как избавиться от необходимости прятаться и обманывать, но понимают, что впереди их ждет сложный и долгий путь. Чехов словно оставляет финал открытым, давая понять, что истинное счастье невозможно без борьбы, но и победа не гарантирована.
Таким образом, любовь в этой повести оказывается не только благословением, но и испытанием, обнажающим внутренние слабости героев и их неспособность до конца противостоять жизненным трудностям. Чехов показывает, что подлинные чувства способны вырвать человека из обыденности, но для этого требуется смелость и готовность к изменениям, которые не всегда достижимы.

2. Что сближает героев повести «Дама с собачкой» с персонажами рассказа «О любви»? Можно ли считать, что в обоих произведениях варьируется одна и та же идея?
Героев повести «Дама с собачкой» и рассказа «О любви» Антона Павловича Чехова объединяет общая тема любви как силы, которая обостряет чувства, трансформирует личность и одновременно сталкивается с жизненными ограничениями. Оба произведения исследуют идею любви как нечто возвышенное, но трудно осуществимое в реальной жизни.
В «Даме с собачкой» Гуров и Анна Сергеевна, встретившись случайно, находят друг в друге родственные души. Их любовь оказывается неожиданной и глубокой, но вынуждена существовать в тайне из-за общественных условностей. Их чувства не только освещают пустоту повседневной жизни, но и создают эмоциональное напряжение, поскольку герои понимают, что для воплощения любви в реальность потребуется преодоление социальных преград.
В рассказе «О любви» Алексей Алексеевич также сталкивается с невозможностью реализовать свои чувства к Анне Алексеевне. Любовь представляется как нечто светлое и чистое, но обстоятельства, включая замужество Анны и нерешительность Алексея, превращают эту любовь в жертвенное чувство. Герой рассказывает о своей любви с сожалением и осознанием, что счастье оказалось упущенным из-за страха сделать решительный шаг.
Обе истории объединяет идея любви, которая оказывается выше обыденности, но неизбежно сталкивается с жизненными барьерами. В обоих случаях Чехов подчеркивает трагизм несовпадения возвышенных чувств с реальной жизнью. Однако в «Даме с собачкой» любовь становится катализатором для внутреннего возрождения героев, тогда как в «О любви» она остается упущенным шансом, навсегда оставшимся в прошлом.
Можно сказать, что обе истории варьируют одну и ту же идею: любовь как высшее чувство, способное преобразить человека, но требующее от него смелости и решимости для преодоления социальных и личных преград. Однако Чехов акцентирует разное звучание этой идеи: в «Даме с собачкой» остается надежда на возможность изменений, тогда как в «О любви» доминирует чувство утраты и сожаления.

3. Подготовьте сообщение о фильме «Дама с собачкой» (1960. Режиссёр И. Хейфиц). Согласны ли вы с утвердившимся мнением об этой картине как одной из лучших экранизаций прозы Чехова? Объясните свою точку зрения.
Сообщение о фильме
«Дама с собачкой» (1960. Режиссёр И. Хейфиц)
Фильм «Дама с собачкой», снятый в 1960 году режиссёром Иосифом Хейфицем, является одной из самых известных экранизаций произведений Антона Павловича Чехова. Эта картина, созданная к столетию со дня рождения писателя, получила признание как в СССР, так и за его пределами.
Сюжет и его воплощение
Сюжет фильма следует оригинальному рассказу Чехова. Дмитрий Дмитриевич Гуров, московский банкир, находясь на отдыхе в Ялте, знакомится с молодой женщиной — Анной Сергеевной, которая прогуливается с маленькой собачкой. Между ними завязывается роман, который, поначалу казавшийся мимолётным увлечением, перерастает в глубокое чувство, меняющее их жизни.
Хейфиц сумел передать тонкость и глубину чеховского повествования, акцентируя внимание на внутренних переживаниях героев. Фильм отличается медленным, размеренным ритмом, что позволяет зрителю проникнуться атмосферой и прочувствовать эмоциональное состояние персонажей.
Актёрская игра
Главные роли исполнили Алексей Баталов (Гуров) и Ия Саввина (Анна Сергеевна). Баталов передал сложный образ Гурова — человека, разочарованного в жизни, ищущего смысл и находящего его в неожиданной любви. Саввина, для которой эта роль стала дебютной в кино, блестяще воплотила образ Анны Сергеевны — нежной, ранимой женщины, оказавшейся в плену противоречивых чувств.
Ия Саввина была удостоена специальной премии на XIII Международном кинофестивале в Каннах в 1960 году за исполнение этой роли.
Режиссёрская работа и художественные особенности
Иосиф Хейфиц, ранее не обращавшийся к экранизациям русской классики, сумел создать фильм, который критики назвали выдающимся, открывающим новый этап кинематографического прочтения Чехова. Режиссёр уделил особое внимание деталям, передавая тонкие психологические нюансы и атмосферу произведения.
Художники-постановщики Белла Маневич и Исаак Каплан создали аутентичные декорации, точно передающие дух конца XIX века. Костюмы и интерьеры тщательно воссоздают эпоху, что усиливает погружение зрителя в историю.
Музыкальное сопровождение
Композитор Надежда Симонян написала проникновенную музыку, которая подчёркивает эмоциональные состояния героев и дополняет визуальный ряд фильма. Музыкальное сопровождение играет важную роль в создании общей атмосферы картины.
Награды и признание
Помимо Каннского кинофестиваля, фильм получил почётный диплом за режиссуру на IV Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне в 1960 году. В 1961 году Британская киноакадемия присудила фильму диплом «За изобразительное решение».
Мнение о фильме
«Дама с собачкой» Хейфица по праву считается одной из лучших экранизаций прозы Чехова. Фильм передаёт глубину и многогранность оригинального произведения, сохраняя его атмосферу и тонкость. Актёрская игра, режиссёрское мастерство и художественное оформление создают цельное произведение, которое остаётся актуальным и по сей день.
Таким образом, я полностью согласен с утвердившимся мнением о фильме как одной из лучших экранизаций чеховской прозы. Картина Хейфица — это пример бережного и глубокого подхода к литературному первоисточнику, что позволяет ей занимать особое место в истории кино.

Язык литературы. Стр. 338
1. Из прочитанных вами рассказов А. П. Чехова выберите примеры различных типов речи (описания, повествования, рассуждения). Укажите признаки типа речи в каждом фрагменте.
Описание
Описание в произведениях Антона Павловича Чехова играет ключевую роль, так как с его помощью автор создаёт атмосферу, передаёт настроение, акцентирует внимание на деталях. Описание отличается своей статичностью, оно концентрируется на внешних характеристиках или состояниях объектов, героев, мест действия. В рассказах Чехова такие фрагменты позволяют читателю увидеть окружающий мир глазами автора, ощутить детали, которые могут быть недоступны в повседневной жизни. Описания насыщены эпитетами, метафорами и сравнениями, создающими живую, реалистичную картину.
Пример из рассказа «Дама с собачкой»: "На террасе сидел человек лет сорока, с тёмными бакенбардами. Это был московский обыватель Гуров, по образованию филолог, но служивший в банке; он был женат и имел троих детей."
Этот отрывок подробно рисует внешний облик и даёт основную информацию о персонаже. Мы узнаём, что Гуров – человек зрелого возраста, имеющий семейные обязательства, но его занятие в банке не связано с образованием филолога, что подчёркивает его отчуждённость от мечтаний молодости. Чехов добавляет детали, такие как бакенбарды, создавая портрет персонажа.
Признаки описания:
• Это статичная форма речи, в которой нет движения, нет динамики событий.
• Использование подробностей и деталей: возраст героя, профессия, внешние черты.
• Эпитеты и художественные средства: «тёмные бакенбарды», подчёркивающие конкретные особенности облика.
Повествование
Повествование – это форма речи, которая отражает развитие событий. В произведениях Чехова повествование зачастую отражает последовательность действий героев, их взаимодействие друг с другом и окружающим миром. Важной особенностью повествования у Чехова является лаконичность и глубина. Даже короткий фрагмент может передать значительный смысл или эмоциональную составляющую. Глаголы, употребляемые в повествовании, часто находятся в форме совершенного вида, что подчёркивает завершённость действия.
Пример из рассказа «Ионыч»: "Старцев приехал к Туркиным. Его встретили радушно, провели в гостиную. За ужином Иван Петрович рассказывал анекдоты, Вера Иосифовна читала роман, а Екатерина Ивановна играла на рояле."
Этот отрывок показывает последовательность событий, происходящих в доме Туркиных. Мы видим, как героя вводят в атмосферу радушия, добродушной семейной обстановки. Чехов показывает порядок действий, вводя читателя в пространство дома.
Признаки повествования:
• Динамика, которая выражается через действия героев: «приехал», «встретили», «рассказывал».
• Последовательность: одно действие логически переходит в другое.
• Использование глаголов совершенного вида подчёркивает завершённость событий.
Рассуждение
Рассуждение – это форма речи, передающая размышления героя или автора. В таких фрагментах содержатся размышления, выводы, аргументы, иногда вопросы. Чехов часто использует рассуждения для того, чтобы раскрыть внутренний мир своих героев, показать их сомнения, переживания, попытки осмыслить своё место в жизни. Рассуждение также может быть способом для Чехова выразить свои философские взгляды или социальные наблюдения.
Пример из рассказа «Ионыч»: "Старцев размышлял: «Почему жизнь проходит так однообразно? Можно ли изменить её?» Он приходил к выводу, что всё дело в людях, которые ничего не хотят менять."
В этом отрывке мы видим внутренний монолог героя, его попытку осмыслить свои ощущения. Старцев задаёт себе вопросы, ищет ответы, однако его размышления приводят к довольно пессимистичному выводу: всё остаётся таким же однообразным из-за нежелания людей меняться.
Признаки рассуждения:
• Наличие размышлений, постановка вопросов: «Почему жизнь проходит так однообразно?».
• Аргументация и выводы: Старцев делает обобщение о природе людей.
• Использование вводных слов, показывающих ход мыслей: «всё дело в людях».
Эти три типа речи – описание, повествование и рассуждение – в произведениях Чехова тесно переплетаются. Через описание он создаёт атмосферу, через повествование рассказывает историю, а через рассуждение раскрывает внутренний мир героев. Все эти элементы делают прозу Чехова глубокой, многослойной и незабываемой.

2. Проведите исследование рассказа «Человек в футляре». Покажите, какой художественный эффект достигается сочетанием повествования, описания и рассуждения в этом тексте.
В рассказе «Человек в футляре» Антон Павлович Чехов мастерски соединяет повествование, описание и рассуждение, создавая уникальный художественный эффект, который позволяет глубже раскрыть образ главного героя Беликова, атмосферу повествования и авторскую позицию.
Повествование в этом рассказе является основой для изложения событий. Через последовательность действий и ситуаций Чехов рассказывает историю Беликова, его повседневную жизнь, взаимоотношения с окружающими и трагическую развязку. Например, когда Беликов описывается в процессе выполнения своих привычных действий, мы видим его рутину, однообразие жизни и полное отсутствие стремления к изменениям. Повествовательная линия помогает читателю почувствовать общий ход событий, динамику их развития, а также неизбежность финала.
Описание играет важную роль в создании образа Беликова. Чехов подробно передаёт внешний облик героя, его манеру поведения, предметы, окружающие его. Например, описания его одежды («чехлы на зонте, перчатках, даже на лице») подчёркивают его страх перед внешним миром, стремление спрятаться, изолироваться от реальности. Описание также создаёт атмосферу рассказа: тёмную, мрачную, давящую, что усиливает ощущение безысходности. Описания дома Беликова, его вещей и привычек формируют символический «футляр», подчёркивая главную метафору произведения.
Рассуждение позволяет автору и другим персонажам (например, учителю Буркину, который рассказывает эту историю) глубже проанализировать суть феномена «футлярной жизни». Рассуждения героев показывают их отношение к Беликову, осуждение его замкнутости, страха перед любыми изменениями. Сам Беликов тоже выражает свои взгляды через внутренние монологи, где главной мыслью становится его страх перед нарушением привычного порядка. Рассуждения выводят рассказ за пределы конкретной истории, поднимая её до уровня философского размышления о природе человеческого существования.
Художественный эффект сочетания трёх типов речи:
1. Гармоничное соединение повествования, описания и рассуждения позволяет Чехову создать многослойный текст. Каждый элемент усиливает друг друга: повествование обеспечивает динамику, описание добавляет детали и атмосферу, а рассуждение помогает раскрыть внутренний мир героев и авторскую позицию.
2. Символизм образа Беликова. С помощью описания, Чехов делает Беликова не просто героем, но символом целого явления – страха перед жизнью, консервативности, пассивности. Рассуждения подчёркивают, что такие «люди в футляре» разрушают не только себя, но и окружающий мир.
3. Эмоциональное воздействие. Повествовательная динамика захватывает внимание читателя, описание вызывает яркие визуальные образы, а рассуждения заставляют задуматься о проблемах, которые поднимает Чехов.
В результате рассказ производит сильное впечатление, заставляет читателя погрузиться в размышления о смысле жизни, свободе, страхах и ограничениях, которые человек сам себе создаёт. Чехов показывает, что сочетание типов речи не просто усиливает выразительность текста, но и служит инструментом для глубокого анализа человеческой природы.

Литературоведческий практикум. Стр. 338-339
1. Перечитайте рассказы и повести А. П. Чехова (учитывая рекомендации учителя и по собственному выбору).
Отзывы на рассказы и повести А. П. Чехова
Человек в футляре
Рассказ впечатляет глубоким символизмом и философским подтекстом. Беликов, главный герой, становится воплощением страха перед жизнью, стремления спрятаться за «футляром» привычек, правил и предрассудков. Чехов ярко показывает, как замкнутость, избегание перемен и страх перед окружающим миром уничтожают личность. Рассказ заставляет задуматься о том, как часто люди сами ограничивают свою свободу и живут в «футляре» собственной осторожности и консерватизма.
Ионыч
Произведение поражает тем, как тонко Чехов исследует процесс духовного угасания героя. Дмитрий Ионыч Старцев изначально кажется идеалистом, но годы жизни среди скучной, ограниченной среды постепенно превращают его в типичного обывателя. Чехов мастерски использует художественные детали, такие как портреты, описания повседневной жизни, внутренние монологи, чтобы показать, как материальная стабильность и монотонная рутина разрушают личность. Рассказ — это предупреждение о том, как важно сохранять духовную активность и не поддаваться влиянию обыденности.
Дама с собачкой
Один из самых проникновенных и чувственных рассказов Чехова. История случайной встречи Гурова и Анны Сергеевны перерастает из банального курортного романа в глубокое чувство, меняющее жизни обоих героев. Чехов показывает, как истинная любовь способна пробудить в человеке духовную жажду, желание вырваться из оков серой обыденности. Однако финал повести оставляет ощущение горькой недосказанности, поскольку герои, несмотря на свои чувства, оказываются в тупике. Повесть поражает психологической глубиной, лиризмом и тонким изображением человеческих переживаний.
О любви
Рассказ о том, как часто люди упускают своё счастье из-за сомнений, нерешительности и социальных предрассудков. Герой Алёхин рассказывает историю несбывшейся любви, которая могла бы изменить его жизнь, но оказалась принесена в жертву общественным ожиданиям и страху перед переменами. Чехов акцентирует внимание на внутреннем конфликте между чувством и долгом, оставляя читателя задуматься о ценности любви и возможности настоящего счастья.
Анна на шее
Чехов показывает, как бедность и стремление к роскоши могут изменить человека. Анна, юная героиня, сначала выглядит скромной и мечтательной, но, погрузившись в мир богатства и лицемерия, утрачивает свою искренность и душевную чистоту. Рассказ критикует общественные пороки, такие как жажда власти и материальных благ, и подчёркивает, как они могут разрушить моральный облик человека.
Скрипка Ротшильда
Глубоко трагичный рассказ о жизни, прожитой зря, и об осознании упущенного слишком поздно. Главный герой, Яков, в конце своей жизни понимает, что его злоба, обиды и недовольство лишили его радости. Чехов показывает, как важно уметь прощать и ценить моменты счастья, пока не стало слишком поздно. Рассказ оставляет сильное впечатление своей эмоциональной глубиной и философским подтекстом.
Попрыгунья
Рассказ о противопоставлении внутреннего и внешнего содержания человека. Героиня, Лиза, живёт поверхностной, «прыгающей» жизнью, наполненной пустыми развлечениями и фальшивыми эмоциями, в то время как её муж Николай посвящает себя благородному труду врача. Чехов критикует легкомысленность и пустоту светской жизни, показывая, как она может погубить истинные чувства и ценности.
Крыжовник
Произведение об иллюзорной мечте и самообмане. Герой рассказа, Николай Иванович, посвятил всю свою жизнь достижению призрачного счастья — собственного сада с крыжовником, но, добившись этого, потерял способность к истинной радости. Чехов поднимает вопросы о смысле жизни, самообмане и границе между мечтой и реальностью. Рассказ полон философских размышлений, которые заставляют читателя задуматься о собственных жизненных целях.
Учитель словесности
Произведение показывает конфликт между чувством и долгом. Герой, учитель Кириллов, оказывается перед выбором: следовать своим чувствам или соблюдать нравственные принципы. Чехов исследует сложность человеческих отношений, разницу между настоящей любовью и мимолётным влечением. Рассказ заставляет задуматься о том, как сложно сохранить моральный облик в условиях эмоционального кризиса.
Толстый и тонкий
Короткий рассказ, насыщенный сатирой. Чехов высмеивает чинопочитание и социальное неравенство. Встреча двух друзей детства — толстого и тонкого — становится символом того, как человеческие отношения и искренность могут разрушаться под гнётом общественных норм и иерархии.
Хамелеон
Чехов обличает лицемерие и угодничество. Сюжет строится вокруг истории с собакой, и реакция окружающих на инцидент меняется в зависимости от предположений о её хозяине. Рассказ показывает, как люди готовы прогибаться под власть и приспосабливаться к обстоятельствам ради собственной выгоды. Простота сюжета и точность наблюдений делают произведение чрезвычайно выразительным.
Смерть чиновника
Ещё одно сатирическое произведение Чехова, которое высмеивает страх перед начальством и бюрократическое устройство общества. Главный герой, мелкий чиновник, погибает от страха после случайного инцидента с вышестоящим лицом. Рассказ подчёркивает абсурдность человеческих страхов и мелочность бюрократической системы.
Чехов, мастер краткого жанра, в каждом из своих произведений затрагивает глубокие философские и социальные вопросы. Его рассказы, полные психологической точности, моральных дилемм и сатирических элементов, оставляют неизгладимое впечатление и заставляют задуматься о сложностях человеческой природы и общества.

2. На какие периоды можно разделить творчество писателя? Охарактеризуйте особенности каждого периода. Назовите наиболее яркие произведения, созданные в это время.
Творческие периоды Антона Павловича Чехова
Творчество Антона Павловича Чехова представляет собой сложный, многогранный путь развития писателя, который отразил в своих произведениях глубокие изменения как в собственном мировоззрении, так и в литературных подходах. Этот путь условно делится на три периода, каждый из которых имеет свои характерные особенности и примечательные произведения, отражающие его идейное и художественное развитие.
Ранний период (1880–1885 годы)
Этот этап творчества Чехова совпадает с началом его литературной деятельности. Писатель сотрудничает с юмористическими журналами, такими как «Осколки», «Стрекоза», и создает произведения, которые развлекают читателей своим легким юмором и сатирическим взглядом на бытовые ситуации. В это время Чехов пишет короткие фельетоны и рассказы, используя различные псевдонимы, наиболее известный из которых — «Антоша Чехонте». Основной задачей Чехова в этот период становится рассмешить и развлечь читателя, но даже в юмористических произведениях он не забывает о социальной сатире. Уже в этих ранних работах можно заметить склонность писателя к наблюдению за деталями, тонкий юмор и умение вскрывать человеческие слабости. Однако глубины и серьезности эти тексты пока не достигают.
Особенности этого периода связаны с простотой сюжетов, юмористической тональностью и сатирической направленностью. Чехов высмеивает бюрократию, человеческие пороки, лицемерие и глупость, создавая легкие и запоминающиеся образы.
Примеры произведений этого периода включают такие рассказы, как «Толстый и тонкий», где писатель изящно высмеивает угодливость и карьеризм, «Смерть чиновника», в котором разоблачается мелочность и пустота служебного рвения, и «Хамелеон», где Чехов раскрывает человеческую трусость и склонность подстраиваться под обстоятельства.
Средний период (1886–1896 годы)
Этот период ознаменован изменением в творческом подходе Чехова. Он отходит от легкого юмора и сатиры в сторону более глубоких тем, сосредотачиваясь на внутреннем мире человека, его переживаниях и конфликтах. Чехов обращается к философским вопросам и проблемам одиночества, утрат, социальных противоречий. Произведения этого времени значительно сложнее и многослойнее, в них ярче раскрываются психологические и экзистенциальные темы.
Основное внимание в своих текстах Чехов начинает уделять людям, их характерам, душевным страданиям и надеждам. Писатель все чаще показывает жизнь без прикрас, уделяя внимание трагическим сторонам бытия. Комическое в его произведениях уступает место трагическому, но иногда оба аспекта соединяются, создавая особую атмосферу его прозы.
Особенности этого периода включают переход от юмористической к серьезной психологической прозе, углубление в переживания и внутренний мир персонажей, исследование противоречий между мечтами и реальностью.
Знаковые произведения среднего периода включают рассказы и повести «Палата №6», где Чехов раскрывает тему человеческого безумия и социальной несправедливости, «Ионыч», где автор изображает духовное омертвение, «Степь», повесть-пейзаж, передающую ощущение простора и метафору жизни как бесконечного пути, и «Чёрный монах», где писатель поднимает вопросы о гениальности, одиночестве и душевной болезни.
Поздний период (1897–1904 годы)
Этот период творчества Чехова связан с его зрелостью как писателя и драматурга. Он создает произведения, которые входят в золотой фонд русской литературы. Основными темами становятся вопросы смысла жизни, духовного кризиса, экзистенциального одиночества. Чехов в поздний период демонстрирует невероятную лаконичность стиля, каждый его рассказ или пьеса становятся многозначными и глубокими произведениями. В них чувствуется мастерское владение художественными средствами, передача сложных эмоций и философских идей.
Поздний Чехов, сохраняя верность своим идеям, показывает, как незначительные детали жизни могут раскрыть целые миры человеческих переживаний. Его пьесы этого времени, такие как «Вишнёвый сад», «Три сестры», «Чайка» и «Дядя Ваня», стали революционными для театрального искусства, заложив основы современной драматургии.
Особенности позднего периода включают философскую направленность, лаконизм, глубокую психологичность и исследование противоречий между личностью и обществом.
Значимые произведения этого времени включают «Даму с собачкой», одно из самых известных произведений Чехова, где любовь становится средством духовного возрождения, «О любви», где автор продолжает исследовать темы человеческих отношений, «В овраге», который разоблачает социальные язвы, и пьесы, которые стали вершиной его творчества.
Чехов завершает свой творческий путь на высокой ноте, оставляя в наследие произведения, которые остаются актуальными и сегодня, продолжая вдохновлять читателей и исследователей. Его творчество является ярким примером того, как художник слова может эволюционировать, постоянно совершенствуясь и углубляя понимание человеческой природы.

3. Проанализируйте одно из прочитанных самостоятельно произведений (рассказ или повесть). Обратите внимание на мастерство Чехова-рассказчика. Как оно проявляется в композиции и сюжете, в изображении персонажей, в картинах природы или изображении бытовой обстановки, в стиле повествования?
Анализ рассказа А. П. Чехова «Ионыч»
Антон Павлович Чехов – мастер лаконичного рассказа, способный создать произведение, которое кажется простым по форме, но наполнено глубокими смыслами. Рассказ «Ионыч» является одним из ярчайших примеров такого подхода. Рассмотрим, как в этом произведении проявляется мастерство Чехова-рассказчика через композицию, сюжет, характеры персонажей, картины природы и бытовой обстановки, а также стиль повествования.
Композиция и сюжет
Композиция рассказа «Ионыч» строится линейно, с акцентом на постепенное развитие главного героя — земского врача Дмитрия Старцева. В начале рассказа он представляется как молодой, энергичный и полон надежд человек, однако с течением времени его образ претерпевает трансформацию, показывая духовное омертвение. Чехов подчеркивает эту деградацию через последовательное изображение событий, которые кажутся обыденными, но постепенно накапливаются в мрачную картину утраты смысла жизни.
Сюжет делится на несколько ключевых этапов: знакомство Старцева с семьей Туркиных, зарождение в нем романтических чувств к Екатерине Ивановне, разочарование в любви и постепенное погружение в скуку и равнодушие. Чехов избегает резких поворотов сюжета, создавая впечатление плавного, неизбежного сползания героя к духовной пустоте.
Изображение персонажей
Чехов уделяет большое внимание характеру и внутреннему миру персонажей. Дмитрий Старцев в начале рассказа изображен как человек добросердечный и деятельный. Его работа врачом в земской больнице представлена как важная и благородная миссия. Однако общение с местными обывателями и отказ Екатерины Ивановны становятся переломным моментом для героя. Чехов показывает, как Старцев теряет свои высокие цели и превращается в равнодушного и циничного человека, которого окружающие называют «Ионыч».
Семья Туркиных играет важную роль в раскрытии темы духовного опустошения. Иван Петрович и Вера Иосифовна представлены как представители обывательского мира, где культура существует лишь на уровне показного любительства. Екатерина Ивановна («Котик») – изначально живая и амбициозная девушка – со временем становится бледной копией своей матери, живущей скучной и предсказуемой жизнью.
Картины природы и бытовой обстановки
Природа и детали обстановки в рассказе играют роль не только фона, но и средства раскрытия внутреннего состояния персонажей. Например, в сцене свидания Старцева и Екатерины Ивановны в саду описывается наступление осени, которое символизирует угасание надежд и чувств героя. Лунный свет на кладбище, где Старцев ждет Екатерину, усиливает ощущение одиночества и тоски.
Бытовая обстановка, описанная Чеховым, также важна для передачи настроения. Дом Туркиных с его богатством и показным уютом оказывается лишен душевной теплоты. Ужин, сопровождаемый рассказами Ивана Петровича и игрой Екатерины на рояле, создает атмосферу однообразия и духовной пустоты, которая охватывает главного героя.
Стиль повествования
Чехов использует лаконичный, но очень выразительный стиль. Его язык прост, но при этом насыщен деталями, которые раскрывают характеры персонажей и атмосферу происходящего. Например, реплики Ивана Петровича с его вычурным языком («Недурственно», «Прекрасно») подчеркивают его поверхностность. Чехов избегает морализаторства, оставляя читателю самому сделать выводы о судьбах героев.
Важной особенностью чеховского стиля является сочетание иронии и трагизма. Автор сдержанно, но проницательно изображает духовное падение Старцева, оставляя читателя в состоянии размышления и грусти.
Художественный эффект сочетания элементов
Комбинируя повествование, описание и рассуждение, Чехов создает многослойное произведение. Повествование движет сюжет вперед, описание помогает создать яркие образы и настроения, а рассуждение, скрытое за действиями героев, подводит читателя к философским выводам. Такое сочетание делает рассказ «Ионыч» не просто историей о конкретном человеке, но метафорой духовного омертвения, которое может поразить каждого, если он утратит высокие цели и мечты.
Рассказ «Ионыч» является выдающимся примером чеховского мастерства, в котором простота формы сочетается с глубиной содержания. Автор исследует вопросы смысла жизни, духовного кризиса и одиночества, оставляя произведение актуальным для каждого поколения читателей.

4. Раскройте на примере одного произведения глубокую связь прозы Чехова с предшествующим развитием русской классической литературы. Какие идеи, стремления своих предшественников Чехов подхватывает?
Глубокая связь прозы Чехова с развитием русской классической литературы на примере рассказа «Ионыч»
Проза Антона Павловича Чехова вплетена в богатую традицию русской классической литературы. В его произведениях звучат отголоски идей и художественных приемов, характерных для творчества таких предшественников, как Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Иван Сергеевич Тургенев, Федор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой. Рассказ «Ионыч» — яркий пример того, как Чехов подхватывает и развивает традиции, переосмысляя их через призму своего времени.
Связь с традициями русской классики
1. Тема духовного омертвения и внутреннего конфликта Чехов в «Ионыче» продолжает гоголевскую тему «мертвых душ», показывая постепенную деградацию личности под влиянием повседневной рутины и обывательской среды. Как и у Гоголя, в рассказе есть элемент сатиры, но Чехов уходит от гротеска, делая упор на психологическую достоверность. Образ Ионыча Старцева перекликается с персонажами из произведений Гоголя, которые теряют духовную связь с миром и превращаются в «пустые оболочки».
Кроме того, тема разрыва между мечтами и реальностью напоминает произведения Достоевского, где герои часто оказываются жертвами своих иллюзий и внешних обстоятельств. Чехов, однако, избегает драматизма, свойственного Достоевскому, создавая более сдержанный, но не менее трагичный образ героя.
2. Критика обывательской среды Семья Туркиных в «Ионыче» представляет собой мир показного интеллигентства и ограниченности. Это наследие Тургенева и его «Записок охотника», где изображается порочная замкнутость и безынициативность провинциального общества. Как и Тургенев, Чехов стремится показать, как среда губительно влияет на человека, но его подход менее романтичен, что делает критику более острой.
3. Связь с «маленьким человеком» Пушкина Образ Старцева вначале имеет нечто общее с пушкинскими «маленькими людьми», такими как Самсон Вырин из «Станционного смотрителя». Как и Самсон, Старцев оказывается одиноким и подавленным обстоятельствами. Однако Чехов развивает эту тему, показывая, что духовное падение и одиночество могут быть результатом не только внешнего давления, но и внутренней слабости.
Идеи, подхваченные Чеховым
1. Исследование человеческой души. Как и Толстой, Чехов сосредотачивается на внутреннем мире своих героев. В рассказе «Ионыч» он исследует, как обыденность и отсутствие высокой цели разрушают личность.
2. Идея социальной ответственности. Чехов, как и Тургенев, осознает необходимость изменений в обществе, однако его подход более скептичен. В «Ионыче» герой изначально стремится помогать людям, но постепенно погружается в эгоизм и безразличие.
3. Проблема несовершенства человека. Чехов продолжает идею Достоевского о человеческой слабости. Однако, в отличие от Достоевского, Чехов не пытается найти в своих героях внутреннего «божественного начала». Вместо этого он обращает внимание на их приземленность.
Художественные приемы, унаследованные Чеховым
1. Символика. Луна, осень, сад и кладбище в «Ионыче» создают метафорическую картину внутреннего состояния героя. Подобный подход к описаниям природы встречается у Толстого и Тургенева.
2. Психологизм. Как и Достоевский, Чехов уделяет большое внимание деталям, которые раскрывают психологию героя. Например, сцены ожидания Старцева в саду или на кладбище передают его внутреннюю растерянность и тоску.
3. Социальная сатира. Подобно Гоголю, Чехов мастерски высмеивает обывательскую среду, показывая ее поверхностность и убогость.
Вывод
Рассказ «Ионыч» демонстрирует глубокую связь Чехова с русской классической литературой. Он подхватывает идеи своих предшественников, но привносит в них новый взгляд, характерный для рубежа XIX–XX веков. Чехов избегает морализаторства и драматизации, предпочитая сдержанное изображение жизни, которое заставляет читателя самостоятельно размышлять о смысле происходящего.

5. Используя письма и воспоминания писателя и его современников, подготовьте сообщение на тему «Чехов о литературном творчестве». Какие суждения писателя вы считаете наиболее справедливыми, точными?
Сообщение
Чехов о литературном творчестве
Антон Павлович Чехов, один из величайших русских писателей и драматургов, оставил после себя не только богатое литературное наследие, но и обширную переписку, в которой он делился своими взглядами на искусство письма, роль литератора и принципы создания художественных произведений. Его письма и воспоминания современников позволяют глубже понять его подход к литературному творчеству и те критерии, которые он считал важными для писателя.
О важности точности и ясности языка
Чехов придавал огромное значение чистоте и точности языка. Он считал, что писатель должен стремиться к ясности выражения и избегать излишней вычурности. В одном из писем к брату Александру он писал: «Краткость — сестра таланта».
Это высказывание стало крылатым и отражает убеждение Чехова в том, что лаконичность и точность формулировок являются ключевыми качествами хорошего писателя. Он советовал избегать многословия и стремиться к тому, чтобы каждое слово несло смысловую нагрузку.
О правдивости и объективности в литературе
Чехов считал, что литература должна отражать жизнь во всей ее полноте, без прикрас и идеализации. Он подчеркивал необходимость объективного подхода к изображению действительности. В письме к А.С. Суворину от 11 сентября 1888 года он отмечал: «Надо, чтобы писатель был объективен, как химик, чтобы он не осуждал и не оправдывал, а только беспристрастно показывал жизнь».
Это суждение отражает стремление Чехова к беспристрастному изображению реальности, где автор не навязывает читателю свою точку зрения, а предоставляет возможность самостоятельно оценивать происходящее.
О труде и дисциплине в писательской деятельности
Чехов подчеркивал, что талант требует постоянной работы и самодисциплины. Он не верил в вдохновение как единственный источник творчества, считая, что успех в литературе достигается через упорный труд. В письме к брату Николаю он писал: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Он советовал молодым писателям постоянно совершенствовать свои навыки, работать над собой и не полагаться лишь на природные способности.
О роли писателя в обществе
Чехов верил, что литература должна не только отражать действительность, но и побуждать к размышлениям, способствовать моральному и духовному развитию общества. Он писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные».
Это подчеркивает его убеждение в социальной ответственности писателя, который должен обращать внимание на проблемы общества и стимулировать читателя к состраданию и пониманию окружающего мира.
О необходимости самокритики и совершенствования
Чехов считал, что писатель должен быть самокритичен и постоянно стремиться к совершенствованию своего мастерства. Он подчеркивал важность умения видеть свои недостатки и работать над их устранением. В письме к А.С. Суворину он отмечал: «Надо быть требовательным к себе, иначе ничего не выйдет».
Это суждение отражает его убеждение в том, что только через постоянную работу над собой и критический подход к своему творчеству можно достичь высокого уровня мастерства.
Воспоминания современников о Чехове
Современники Чехова отмечали его серьезное отношение к литературному труду и высокие требования к качеству произведений. Писатель и критик В.Г. Короленко вспоминал: «Чехов был чрезвычайно требователен к себе и другим. Он не терпел халтуры и всегда стремился к совершенству в своем творчестве».
Художник И.Е. Репин писал о Чехове: «Его рассказы поражали своей простотой и глубиной. Он умел видеть в обыденном необычное и передавать это с удивительной точностью».
Эти воспоминания подчеркивают те качества, которые Чехов считал важными для писателя: требовательность к себе, стремление к совершенству, умение видеть глубину в простых вещах и передавать это читателю.
Заключение
Суждения Антона Павловича Чехова о литературном творчестве отражают его глубокое понимание искусства письма и высокие требования к себе и своим произведениям. Его советы о важности точности и ясности языка, правдивости и объективности, необходимости упорного труда и самокритики остаются актуальными и сегодня. Они продолжают вдохновлять писателей, стремящихся к созданию искренних и глубоких произведений, способных затронуть сердца и умы читателей.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением