Упр.34 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
34 1. Прочитайте отрывок из статьи Леонида Наумовича Волынского
«Зрелые годы». Какие типы речи представлены в этом тексте?
Вспоминая о Репине, Корней Иванович Чуковский рассказывает, что, не зная ещё Репина лично, он представлял его себе могучим великаном.
Такое представление о Репине сложилось в детстве и у меня, и мне приятно было узнать, что был он вовсе не великаном с львиной гривой и громовым голосом, а человеком небольшого, скорее всего даже маленького роста, подвижным, смешливым, с тонкими чертами лица и узкими, изящными, как бы девичьими руками.1 У него были вьющиеся тёмно-русые волосы, лукавая улыбка, привычка покручивать длинный ус. От постоянного прищуривания во время работы вокруг глаз его лучились морщинки.
Когда находишь в таком гиганте, как Ренин, черты живые, земные, обыкновенные, испытываешь радость, легко объяснимую радость за человека, сильного прежде всего духом творчества и делами своими.
Репин был вспыльчив. Был порою до крайностей неумерен3 в оценках. Его похвалы и восторги бывали чрезмерны3, так же как и порицания. Он безудержно захваливал работы своих товарищей от большой и беззаветной3 любви к искусству. Случалось ему и ругать незаслуженно. Его бурные атаки на Рафаэля и других великих мастеров прошлого также были, мне кажется, выражением любви к родному искусству, формой протеста против академического идолопоклонства перед чужеземными2 образцами.
К своим собственным работам он относился с болезненной неудовлетворённостью. Уже будучи знаменитым, он убегал с весенних вернисажей, не попадая в рукава шубы и бормоча:
Не вышло... Не нашёл... О-о-о, как же это, не так надо было!
Это самое «не так надо было» звучало в его устах постоянным припевом.
В этом тексте представлены такие типы речи: описание, повествование с элементами рассуждения.
Чужеземными2
(Был) неумерен3
1. Был (каков?) неумерен. Неумерен – имя прил., обозначает признак предмета.
2. Нач. форма – неумеренный.
3. Морфологические признаки:
пост.: качественное;
непост.: употреблено в краткой форме, ед. ч., м. р.
4. В предложении является сказуемым: (был каков?) был неумерен.
(Бывали) чрезмерны3
1. Бывали (каковы?) чрезмерны. Чрезмерны – имя прил., обозначает признак предмета.
2. Нач. форма – чрезмерный.
3. Морфологические признаки:
пост.: качественное;
непост.: употреблено в краткой форме, мн. ч.
4. В предложении является сказуемым: похвалы и восторги (бывали каковы?) бывали чрезмерны.
(От любви) беззаветной3
1. От любви (какой?) беззаветной. Беззаветной – имя прил., обозначает признак предмета.
2. Нач. форма – беззаветный.
3. Морфологические признаки:
пост.: качественное;
непост.: употреблено в полной форме, ед. ч., ж. р., Р. п.
4. В предложении является определением: от любви (какой?) беззаветной.
1Такое представление о Репине сложилось в детстве и у меня, и 2мне приятно было узнать, 3что был он вовсе не великаном с львиной гривой и громовым голосом, а человеком небольшого, скорее всего даже маленького роста, подвижным, смешливым, с тонкими чертами лица и узкими, изящными, как бы девичьими руками4.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (три грамматические основы: 1 – представление сложилось; 2 – приятно было узнать; 3 – был не великаном, а человеком), с сочинительной связью (1-я и 2-я части) и подчинительной связью (главная часть – 2-я, придаточная часть – 3-я), утвердительное.
[1 – = ], и [2 = ], (3 что – = , а = , , , , и , , ).
1-я и 2-я части соединены сочинительным союзом «и». Между частями ставится запятая, смысловое значение между частями – перечисление фактов. 2-я и 3-я части соединены подчинительным союзом «что». Придаточное предложение причины. Между главной и придаточной частями ставится запятая.
1-я часть: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
2-я часть: односоставное, безличное, распространённое, полное, неосложнённое.
3-я часть: двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми, однородными определениями.
2. Какие способы передачи чужой речи используются в тексте? Охарактеризуйте эти предложения.
В тексте используются такие способы передачи чужой речи:
- прямая речь:
– Не вышло... (простое, неполное предложение) Не нашёл... (простое, неполное предложение) О-о-о, как же это, не так надо было! (сложное, бессоюзное предложение)
- косвенная речь:
Вспоминая о Репине, Корней Иванович Чуковский рассказывает, что, не зная ещё Репина лично, он представлял его себе могучим великаном. (сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным)
- цитирование:
Это самое «не так надо было» звучало в его устах постоянным припевом. (простое, двусоставное предложение)
3. Объясните подчёркнутые орфограммы.
Вспоминая (вспомнить), рассказывает («с» на конце приставки перед глух. согл.), представлял (представить), могучим (словар.), великаном (словар.), сложилось (чередование –лаг//-лож-; за корнем нет -а-), приятно (словар.), громовым (гром), смешливым (смех), морщинки (морщить), гиганте (словар.), объяснимую (ясно), похвалы (похвалит), чрезмерны (неизменяемая прист.), порицания (словар.), безудержно (удерживать), незаслуженно (= напрасно), выражением (словар.), искусству (словар.), знаменитым (словар.), вернисажей (словар.), припевом (=сопутствующее действие).
4. Объясните значение выражения сильного духом творчества и делами своими.
«Сильного духом творчества и делами своими» – это личность, обладающая творческим потенциалом, успешно реализующая свои идеи и проекты. Это умение человека противостоять сложностям и действовать независимо от обстоятельств, в которых он находится. Это стремление не сдаваться, несмотря ни на что, не поддаваться трудностям, всегда находить способ противостоять судьбе, сохранять присутствие духа и человеческое достоинство.
5. Какой частью речи являются выделенные слова? Укажите их синтаксическую функцию в тексте.
Вспыльчив, чрезмерны – краткие прилагательные, в предложении являются частью составного именного сказуемого (был вспыльчив, бывали чрезмерны).
6 Найдите в Интернете фотографию-портрет Ильи Ефимовича Репина, сделанную в начале XX века. Сравните автопортрет художника и его фотографию. Совпадает ли описание психологического портрета, приведённого в тексте, с автопортретом и фотографией? Как внешность и характер, на ваш взгляд, отражаются в автопортрете и фотографии художника?
Автопортрет И.Е. Репина 1887 года и портрет 1901 года
Сравнив автопортрет И.Е. Репина 1887 года, портрет 1901 года и психологический портрет, приведённый в отрывке из статьи Леонида Наумовича Волынского «Зрелые годы», я пришёл к выводу, что описание художника полностью совпадает с его изображением.
Автопортрет притягивает взглядом внимательных, выразительных глаз живописца. Он словно смотрит на тебя, проникая в глубины сознания. Изогнутая бровь говорит о каком-то удивлении или сомнении, хотя в целом ощущается настроение сосредоточенности, гармонии и покоя художника. Вьющиеся тёмно-русые волосы обрамляют красивое лицо с тонкими чертами. Усы и изящная бородка добавляют образу художника обаяния.
На портрете 1901 года мы видим Репина с лёгкой улыбкой, слегка прищуренными глазами, от которых в разные стороны разбегаются добрые морщинки. Глаза смотрят прямо, будто насмешливо. Непокорные волосы уложены, они обрамляют утончённое лицо художника. Усы и бородка изысканно ухожены. Во всём облике ощущается состояние утончённой чувствительности и принципиальности в вопросах искусства, о которых говорится в тексте.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением