Ответы на вопросы на стр.345-346 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 3451. Почему в пьесах Чехова события и поступки теряют роль главного стержня драматического действия? За счёт чего достигается...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 345
1. Почему в пьесах Чехова события и поступки теряют роль главного стержня драматического действия? За счёт чего достигается художественная целостность в «новой драме»?
В пьесах Антона Чехова драматургическое действие строится на другой основе, нежели в классической драме. В отличие от традиционных произведений, где конфликты и события движут сюжет, у Чехова акцент смещён на внутренний мир героев и их повседневные заботы. Поступки и события не занимают центральное место, так как драматург рассматривает их как часть естественного хода жизни. Основная идея заключается в том, что внешние действия теряют значение перед глубоким переживанием личности. Художественная целостность достигается через единство тональности, эмоционального настроя и психологической глубины персонажей. Чехов изображает бытовые мелочи и рутинную жизнь героев как важный контекст для раскрытия их внутреннего состояния. Особое внимание уделяется диалогам, которые передают не только смысл, но и скрытые чувства. Например, в «Вишнёвом саде» обычный разговор персонажей становится отражением их надежд и разочарований. Чехов создаёт атмосферу, где малозначительные с виду детали приобретают символический смысл. Таким образом, зритель или читатель погружается в сложный внутренний мир героев, что создаёт уникальную художественную целостность пьесы.

2. Чем отличается конфликт в чеховских пьесах от традиционного противостояния персонажей в драме?
Конфликт в пьесах Чехова принципиально отличается от традиционного. В классической драме конфликт строится на открытом противостоянии героев, что движет сюжет вперёд. У Чехова же конфликт чаще скрыт и не выражен напрямую. Это внутренний конфликт героев, борьба их желаний, стремлений и реальности. Главная драма разворачивается не между персонажами, а внутри их самих. Например, в «Вишнёвом саде» герои раздираемы между желанием сохранить прошлое и необходимостью принять будущее. Их неспособность действовать приводит к трагическим последствиям, хотя внешне кажется, что ничего важного не происходит. Чехов разрушает традиционное понимание драматического конфликта, вместо этого он исследует внутренние переживания. Персонажи часто терзаются чувством утраты, неопределённостью и одиночеством, что делает их конфликты более универсальными. Такой подход позволяет автору создать глубокие и многогранные образы, которые отражают реальную жизнь. В результате зритель видит не столько столкновение характеров, сколько тонкое взаимодействие различных слоёв человеческой души, что и делает пьесы Чехова уникальными.

3. Что нового вносит Чехов в построение системы образов драматического произведения?
Антон Павлович Чехов существенно изменяет подход к созданию системы образов в драматических произведениях, вводя принципы, которые делают его творчество уникальным. Во-первых, он отказался от жёсткого деления героев на положительных и отрицательных, характерного для классической драмы. Персонажи Чехова многогранны, в них соединяются достоинства и недостатки, слабости и сила, что делает их ближе к реальной жизни. Например, Гаев из «Вишнёвого сада» — одновременно комичный и трагичный персонаж, воплощающий как чувство долга, так и безответственность.
Во-вторых, Чехов разрушает традиционное представление о главных и второстепенных героях. В его пьесах практически все персонажи значимы и равноправны. Их судьбы пересекаются и переплетаются, создавая сложную эмоциональную атмосферу произведения. Так, в «Трёх сёстрах» каждый герой, будь то главные персонажи или второстепенные, вносит свою лепту в раскрытие общей идеи пьесы — тоски по утраченным мечтам.
В-третьих, Чехов акцентирует внимание на внутреннем мире героев, на их скрытых мыслях, чувствах и желаниях. Вместо того чтобы строить характеры через действия, как это делалось в классической драме, Чехов использует диалоги, жесты и даже паузы. Эмоциональная и психологическая глубина образов достигается благодаря деталям, которые создают ощущение их естественности.
В-четвёртых, Чехов вводит так называемые «немые» образы. Это элементы природы, бытовой среды, которые играют символическую роль. Например, в «Вишнёвом саде» сам сад становится не просто местом действия, но и ключевым образом, отражающим изменения в жизни героев.
И, наконец, Чехов использует принцип недосказанности. Его герои не всегда говорят то, что думают, а в их репликах часто больше значений, чем кажется на первый взгляд. Такая техника заставляет зрителя и читателя активно участвовать в осмыслении образов, дополнять их своими размышлениями. Таким образом, Чехов создал новую систему образов, которая одновременно глубока, сложна и психологически точна.

4. В чём различие между речевой организацией пьес А. Н. Островского и А. П. Чехова?
Речевая организация пьес Александра Николаевича Островского и Антона Павловича Чехова отличается как по содержанию, так и по стилю, отражая различные подходы к драматургии и изображению персонажей.
Особенности речевой организации у Островского:
1. Традиционность и социальная направленность. Островский активно использует живую народную речь, диалекты, фразеологизмы и пословицы, что делает речь его персонажей ярко выраженной, соответствующей их социальному положению и характеру. Например, купцы и мещане в его пьесах говорят на языке, насыщенном колоритными выражениями, подчёркивающими их принадлежность к определённому классу.
2. Функциональность диалогов. Реплики персонажей в пьесах Островского часто направлены на развитие сюжета. Каждый диалог имеет конкретную цель: раскрыть конфликт, продвинуть действие или подчеркнуть моральную позицию героя.
3. Патетика и драматизм. Герои Островского нередко выражают свои чувства через монологи или торжественные высказывания. Это создаёт определённый драматический ритм и усиливает эмоциональный накал сцен.
4. Прямолинейность. Персонажи Островского выражают свои мысли и чувства открыто, без недомолвок, что характерно для реалистической драматургии XIX века.
Особенности речевой организации у Чехова:
1. Недосказанность и многозначность. В пьесах Чехова герои часто говорят не то, что думают. Их реплики полны намёков, пауз, которые добавляют глубину и психологизм. Зритель или читатель должен додумывать, что именно скрывается за словами персонажей.
2. Повествовательность и естественность. Речь чеховских персонажей лишена вычурности, она максимально приближена к естественной, обыденной человеческой речи. Герои говорят о повседневных вещах, но за этими разговорами скрывается внутренний драматизм.
3. Параллелизм диалогов. В пьесах Чехова герои часто говорят «каждый о своём», не слушая друг друга. Это подчёркивает их отчуждённость, неспособность к глубокому общению. Например, в «Вишнёвом саде» разговоры персонажей пересекаются, создавая впечатление многоголосия.
4. Психологическая глубина. Чеховская речь раскрывает не столько социальные черты героев, сколько их внутренний мир, душевные переживания, противоречия.
5. Использование пауз. У Чехова паузы играют не меньшую роль, чем слова. Они становятся средством выражения эмоций, создания атмосферы, а также подчеркивают напряжение между персонажами.
Общие различия:
• У Островского речь больше подчёркивает социальные и бытовые аспекты, тогда как у Чехова она направлена на раскрытие психологического состояния.
• Островский использует диалоги для продвижения сюжета, в то время как Чехов делает акцент на внутреннем конфликте и атмосфере.
• Речь у Островского чаще насыщена конкретикой и завершённостью, тогда как у Чехова она полна пауз, недомолвок и многозначности.
Таким образом, речевая организация пьес Островского отражает реалистическую традицию с акцентом на социальные и классовые различия, тогда как Чехов создал новый тип драматической речи, которая подчёркивает внутреннюю драму и отчуждённость героев.

5. Почему освоение чеховской театральной эстетики оказалось трудным для современного ему театра?
Освоение чеховской театральной эстетики оказалось трудным для современного ему театра по нескольким причинам, связанным с особенностями драматургии Чехова и традициями театрального искусства того времени.
1. Отсутствие ярко выраженного действия. Чеховская драматургия отходит от традиционного понимания действия как активного развития событий. В его пьесах внешние события минимальны, а драматизм скрыт в повседневных деталях и внутренних переживаниях героев. Это создавало сложности для театров, привыкших к динамичным и напряжённым сюжетам.
2. Психологическая глубина. Чеховские пьесы требуют тонкого понимания внутреннего мира персонажей, их переживаний и конфликтов. Для актёров, воспитанных на чётких и прямолинейных характерах, было непросто передать многогранность чеховских образов.
3. Рассредоточенность конфликтов. В пьесах Чехова отсутствует чётко выделенный центральный конфликт. Вместо этого зрителю предлагается наблюдать за множеством мелких противоречий, которые переплетаются и создают общую атмосферу. Театры, привыкшие к структурированным драмам, с трудом адаптировались к такому формату.
4. Многозначность реплик. Чеховская речь отличается недосказанностью и многослойностью. Реплики героев часто не имеют прямого отношения к действиям или сюжетным поворотам, а передают их эмоциональное состояние, что требовало от актёров и режиссёров нового подхода к работе с текстом.
5. Использование пауз. Важным элементом чеховской драматургии стали паузы, которые должны передавать напряжение, эмоции и атмосферу сцены. В театре конца XIX века паузы воспринимались как нарушение динамики действия, и с ними было трудно работать.
6. Новаторский стиль. Чехов разрушает традиционные жанровые каноны, совмещая драму, комедию и трагедию. Такое новаторство вызывало непонимание и даже сопротивление со стороны театральной среды, привыкшей к чёткому жанровому делению.
7. Атмосфера быта. В чеховских пьесах акцент сделан на повседневность, детали быта и обыденные разговоры. Это воспринималось как недостаток выразительности и драматизма в сравнении с привычными сценами ярких конфликтов и сильных эмоций.
8. Непривычная структура. Чеховские пьесы лишены традиционного кульминационного построения. Развитие сюжета идёт плавно, без резких поворотов, что заставляло театры искать новые способы постановки и подачи материала.
9. Ирония и трагикомизм. Чехов вводит в свои пьесы элементы тонкой иронии и трагикомедии, которые сложно было передать без потери глубины и нюансов. Театр того времени часто скатывался либо в чрезмерную драматизацию, либо в упрощение комедийных элементов.
10. Требования к актёрской игре. Чеховские пьесы требуют от актёров минималистичной и естественной игры, без излишнего пафоса и театральной патетики. Для многих это стало вызовом, так как они были воспитаны на экспрессивных манерах.
Таким образом, сложность освоения чеховской эстетики заключалась в её новизне и противоречии устоявшимся канонам. Только с развитием театрального искусства и появлением новых режиссёрских подходов, например, в работе К. С. Станиславского, театры смогли оценить глубину и новаторство Чехова.

Для индивидуальной работы. Стр. 346
1. Составьте тезисный план раздела учебника, характеризующего «новую драму». Подтвердите общие положения этого раздела анализом одной пьесы Чехова, прочитанной вами самостоятельно. (Например, «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».)
Тезисный план раздела «Новая драма»
1. Понятие «новой драмы»:
o «Жанром, синтезирующим все мотивы повестей и рассказов Чехова, стала "новая драма".»
o «В ней нет счастливых людей. Герои её все, волей или неволей, оказываются неудачниками.»
2. Особенности композиции:
o «В пьесах Чехова приглушены конфликты, отсутствует принятое в классической драме чёткое деление героев на положительных и отрицательных.»
o «Развитие сюжета идёт плавно, без резких кульминационных событий.»
3. Социальная и психологическая направленность:
o «Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности.»
o «Возникает ощущение, что в не сложившихся отношениях между людьми в той или иной степени виновен каждый герой в отдельности и все вместе.»
4. Символичность и многослойность:
o «Выстрел дяди Вани в профессора Серебрякова — промах не только в буквальном, но и в более широком, символическом смысле.»
5. Исторические истоки:
o «Драма Чехова отражает характерные признаки начинающегося на рубеже веков в России общественного пробуждения.»
o «Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию, от столиц до провинциальных глубин.»
6. Психологическая драма повседневности:
o «Люди слишком поглощены собой, собственными делами, собственными бедами и неудачами, и поэтому они плохо слышат друг друга.»
7. Разрушение традиционной структуры:
o «Чехов устраняет "сквозное действие", ключевое событие, организующее сложное единство классической драмы.»
8. Новаторство в создании образов:
o «Чехов открыл в драме новые возможности изображения характера.»
o «Психологические кризисы становятся важной частью действия.»
9. Речевые особенности:
o «Речь героев Чехова отличается недосказанностью, индивидуализацией, лексической точностью.»
10. Связь с эпохой:
o «Чеховская драма фиксирует драматизм будней жизни и, одновременно, обострённое стремление к переменам.»
Пример анализа пьесы: «Три сестры»
1. Основной конфликт:
o В пьесе подчёркивается разочарование героев в своей жизни и невозможность осуществления мечты о счастье.
2. Психологическая глубина:
o Герои раскрываются через монологи, символические жесты и бытовые разговоры.
3. Символизм:
o Мотивы ожидания и недостижимости («в Москву!») символизируют общую неудовлетворённость жизнью.
4. Композиция:
o События развиваются плавно, нет чёткого завершения. Финал оставляет открытые вопросы.
5. Речь героев:
o В диалогах проявляется неспособность героев к настоящему взаимопониманию, их слова часто противоречат поступкам.
Вывод
Чеховская «новая драма» стала важным этапом в развитии русской и мировой литературы, разрушая каноны классической драмы и открывая новые горизонты в искусстве театра.

2. Известно, что в наше время Чехов является одним из самых востребованных драматургов как в России, так и в зарубежных странах. Как вы могли бы объяснить феномен его популярности?
Феномен популярности Антона Павловича Чехова объясняется множеством факторов, которые делают его произведения востребованными как в России, так и за рубежом. Чехов обращается к темам, которые актуальны в любое время и в любой стране. Его произведения исследуют такие универсальные вопросы, как неудовлетворённость жизнью, поиск смысла, борьба с внутренними противоречиями, одиночество и стремление к счастью. Эти темы понятны и близки каждому человеку, независимо от его культуры или эпохи.
Особое место в творчестве Чехова занимает гуманизм и глубокий психологизм. Его герои представлены как сложные и противоречивые личности. Чехов показывает их слабости, внутренние конфликты, но не осуждает их. Это делает его персонажей живыми и понятными, ведь читатель и зритель могут узнать в них себя или своих близких. Чехов избегает клише и упрощённых образов, раскрывая многообразие человеческой натуры. Такой подход к изображению человека помогает его произведениям оставаться актуальными и востребованными.
Новаторство Чехова в драматургии также сыграло огромную роль в его популярности. Его пьесы отличаются от классических произведений тем, что в них отсутствует традиционный конфликт, кульминация и однозначная развязка. Чехов создал новый тип драматургии, где на первый план выходит не действие, а настроение, атмосфера и тонкая игра эмоций. Его пьесы, такие как «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад», стали настоящей революцией в театре, повлияв на развитие мировой драматургии.
Ещё одним важным фактором популярности Чехова является актуальность его образов и ситуаций. Персонажи Чехова сталкиваются с проблемами, которые волнуют людей и в современном мире: кризис семейных отношений, неудовлетворённость работой, утрата мечты или потеря жизненных ориентиров. Эти универсальные проблемы делают произведения Чехова близкими для читателей и зрителей разных поколений.
Чеховские пьесы оказывают значительное влияние на развитие театрального искусства. Его произведения вдохновили режиссёров, таких как Константин Станиславский, который открыл в них глубокий психологизм и создал уникальный метод работы с актёрами. Пьесы Чехова остаются востребованными на сценах театров по всему миру, так как их универсальность позволяет интегрировать их в разные культурные контексты.
Стиль Чехова также является одним из факторов его популярности. Его произведения отличаются простотой, изяществом и лаконичностью. В них нет избыточных деталей, но каждая фраза несёт глубокий смысл. Тонкая ирония, лёгкая грусть и богатство подтекста делают его произведения настоящими шедеврами. Эта эстетика привлекает зрителей и читателей, которые ценят глубокую мысль, выраженную в простых формах.
Философские размышления Чехова также играют важную роль в его популярности. В его произведениях затрагиваются экзистенциальные вопросы, которые заставляют задуматься о смысле жизни, взаимоотношениях с людьми и своём месте в мире. Чехов не даёт готовых ответов, а оставляет пространство для размышлений и интерпретаций, что делает его произведения особенно интересными для современной аудитории.
Эмоциональная вовлечённость, которую вызывает Чехов в своих пьесах, помогает зрителям переживать истории его героев как свои собственные. Его меланхоличная, тягучая атмосфера создаёт уникальное настроение, заставляя зрителя чувствовать каждое слово и каждую паузу. Эта эмоциональная сила делает произведения Чехова особенно трогательными и запоминающимися.
Таким образом, популярность Чехова заключается в сочетании универсальных тем, глубокого психологизма, новаторской драматургии и философской глубины. Его произведения продолжают вдохновлять режиссёров, актёров и зрителей, оставаясь актуальными в условиях современного мира. Чехов не просто писал о людях своего времени — он создавал портреты человеческой души, которые будут понятны и близки людям ещё долгие годы.

3. Подготовьте сообщение об одной из ярких театральных или кинематографических интерпретаций драматургии Чехова.
Сообщение
Одной из наиболее ярких и значимых кинематографических интерпретаций драматургии Антона Павловича Чехова является фильм «Дама с собачкой», снятый в 1960 году режиссёром Иосифом Хейфицем. Эта экранизация одноимённого рассказа Чехова не только передала глубокий психологизм оригинала, но и обогатила его новыми художественными средствами, доступными кинематографу.
Рассказ «Дама с собачкой», опубликованный в 1899 году, повествует о неожиданной любви между московским банкиром Дмитрием Гуровым и молодой женщиной Анной Сергеевной, встретившихся на курорте в Ялте. Их мимолётный роман перерастает в глубокое чувство, которое меняет их жизни. Чехов мастерски передаёт внутренние переживания героев, их борьбу с общественными нормами и собственными чувствами.
Иосиф Хейфиц, взявшись за экранизацию этого произведения, стремился сохранить тонкость и глубину чеховского повествования. Он уделил особое внимание атмосфере и настроению, передавая через визуальные образы и музыку внутренний мир персонажей. Фильм был снят на киностудии «Ленфильм» и стал одной из лучших экранизаций русской классики.
На выбор актёров для главных ролей Хейфиц подошёл с особой тщательностью. Роль Анны Сергеевны исполнила Ия Саввина, для которой это была дебютная работа в кино. Её игра отличалась естественностью и глубиной, она сумела передать всю сложность и противоречивость своей героини. Алексей Баталов, сыгравший Гурова, привнёс в образ своего персонажа внутреннюю силу и одновременно ранимость, показав эволюцию героя от циничного обывателя до человека, способного на глубокие чувства.
Особое внимание в фильме уделено визуальной составляющей. Оператор Дмитрий Месхиев создал изысканные чёрно-белые кадры, передающие атмосферу конца XIX века. Пейзажи Ялты, интерьеры старинных домов, морские виды — всё это создаёт ощущение погружения в эпоху и усиливает эмоциональное воздействие фильма.
Музыкальное сопровождение, созданное композитором Надеждой Симонян, подчёркивает настроение картины. Лирические мелодии усиливают переживания героев, а звуки природы — шум моря, крики чаек — добавляют фильму реалистичности и глубины.
Фильм «Дама с собачкой» получил признание не только в СССР, но и за рубежом. Он был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и получил специальный приз «За гуманизм и исключительные художественные качества». Ия Саввина была удостоена специального приза за исполнение главной роли. Критики отмечали тонкость режиссёрской работы, великолепную актёрскую игру и верность духу чеховского произведения.
Экранизация Хейфица стала эталоном для последующих адаптаций чеховских произведений. Она показала, как средствами кино можно передать сложные психологические состояния, тонкие эмоции и атмосферу литературного оригинала. Фильм до сих пор остаётся образцом бережного и глубокого подхода к экранизации классики, подтверждая бессмертие творчества Чехова и его актуальность для всех поколений зрителей.
Таким образом, «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица — это не просто экранизация, а самостоятельное художественное произведение, которое, сохраняя верность оригиналу, обогащает его новыми смыслами и формами выражения. Фильм продолжает вдохновлять зрителей и кинематографистов, оставаясь ярким примером того, как кино может взаимодействовать с литературой, создавая шедевры на стыке искусств.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением