Ответы на вопросы на стр.347 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятияМагический реализм, интеллектуальный роман, экспрессионизм, романтизм, культура и политика, политика и философия, гармония и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Магический реализм, интеллектуальный роман, экспрессионизм, романтизм, культура и политика, политика и философия, гармония и хаос.
1.
Магический реализм — это литературное направление, возникшее в XX веке и объединяющее реальность и элементы магии, которые воспринимаются как естественная часть повседневной жизни. Этот стиль основан на представлении о том, что граница между реальным и воображаемым размыта, а сверхъестественное может быть неотъемлемой частью мира. Магический реализм активно использует символику, мифологические образы и культурные особенности, чтобы подчеркнуть уникальность человеческого восприятия реальности. Авторы, работающие в этом жанре, обычно не объясняют, почему в их произведениях присутствуют магические элементы — они просто являются частью описываемого мира. Габриэль Гарсиа Маркес стал одним из основателей и наиболее известных представителей магического реализма. В его романе «Сто лет одиночества» чудесное воспринимается как естественное: призраки общаются с живыми людьми, герои обладают необычными способностями, а время и пространство подчиняются не логике, а внутренней философии мира. Магический реализм подчёркивает уникальность восприятия разных культур, исследуя глубокие вопросы о человеческой природе, духовности и культурных традициях.
2.
Интеллектуальный роман — это жанр художественной литературы, в котором основное внимание уделяется осмыслению философских, моральных и культурных вопросов. В отличие от традиционных романов, в которых главную роль играют события, в интеллектуальном романе основное внимание уделяется мыслям и переживаниям героев. В этих произведениях часто переплетаются элементы философии, психологии, истории и даже науки, заставляя читателя задуматься о природе человеческого существования. Германа Гессе, одного из ключевых авторов этого жанра, часто называют создателем современных интеллектуальных романов. Его произведение «Игра в бисер» посвящено размышлениям о гармонии между духовным и интеллектуальным развитием, поиску смысла жизни в мире, где царит разобщённость. В интеллектуальных романах, как правило, персонажи являются носителями идей, а сюжет служит фоном для изучения философских проблем. Эти романы требуют от читателя глубокого погружения, поскольку они поднимают вопросы, касающиеся основ бытия, культуры, морали и разума.
3.
Экспрессионизм — это художественное направление, появившееся в конце XIX — начале XX века и акцентирующее внимание на эмоциональном и субъективном восприятии мира. Это направление возникло как реакция на реализм и натурализм, стремившиеся объективно изображать реальность. Экспрессионизм, напротив, отвергает объективность, уделяя внимание внутреннему миру человека, его переживаниям и чувствам. В литературе экспрессионизм часто выражается через гротеск, искажение реальности и символизм. Франц Кафка — один из ярчайших представителей этого направления. Его произведения, такие как «Превращение» и «Замок», передают чувство отчуждённости, тревоги и внутреннего конфликта, показывая абсурдность существования. Экспрессионизм в литературе стремится выразить то, что нельзя передать с помощью логики или рационального мышления, делая акцент на чувственном восприятии и интуиции.
4.
Романтизм — это культурное движение конца XVIII — начала XIX века, возникшее как реакция на рационализм эпохи Просвещения. Романтизм подчёркивает значение чувств, эмоций и индивидуального опыта, противопоставляя их сухому интеллектуализму и логике. В литературе романтизм стремится изобразить идеализированный мир, который часто противопоставляется повседневной реальности. Герои романтических произведений — это люди, ищущие свободы, борющиеся за свои идеалы, вдохновлённые природой, мистикой и искусством. В русской литературе яркими представителями романтизма были Михаил Лермонтов и Александр Пушкин. Их произведения исследуют темы одиночества, борьбы с обществом, связи с природой и стремления к идеалу. Романтизм воспевает красоту и силу человеческого духа, подчёркивая важность внутреннего мира человека.
5.
Культура и политика — это сложное взаимодействие двух важных сфер общественной жизни, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Культура формирует общественные ценности, нормы и традиции, тогда как политика определяет структуру и законы, управляющие обществом. Взаимосвязь культуры и политики наиболее ярко проявляется в моменты социальных и исторических изменений, когда искусство и литература становятся инструментами политической пропаганды или сопротивления. Например, в XX веке Джордж Оруэлл в своем романе «1984» использует художественное слово, чтобы осмыслить и критиковать тоталитарные режимы. Культура может как поддерживать существующий политический строй, так и быть инструментом революции и преобразований.
6.
Политика и философия — это области, которые исследуют вопросы власти, государства, свободы и социальной справедливости. Политическая философия изучает основы политических систем, их влияние на общество и отдельных людей, а также этические аспекты власти. Такие философы, как Жан-Жак Руссо, Томас Гоббс и Карл Маркс, оказали огромное влияние на формирование политических идей. Их труды исследуют природу человеческого существования, общественный договор и вопросы равенства. Политическая философия помогает понять, как власть влияет на общество и какие ценности должны лежать в основе государства.
7.
Гармония и хаос — это два противоположных начала, которые используются для описания различных аспектов человеческой жизни и устройства мира. Гармония символизирует порядок, равновесие и стабильность, в то время как хаос олицетворяет беспорядок, разрушение и неопределённость. Эти концепции часто исследуются в литературе и философии, подчёркивая их взаимодополняющий характер. Например, в произведении Германа Гессе «Степной волк» внутренний конфликт героя отражает борьбу между стремлением к гармонии и хаотичной природой человеческой души. Гармония и хаос позволяют взглянуть на мир как на динамическую систему, в которой противоположности создают баланс.
Вопросы и задания
1. Что такое интеллектуальный роман, когда он возник в европейской литературе и почему романы Г. Гессе можно отнести к жанру интеллектуального романа? К какому ещё направлению относят прозу Г. Гессе?
Интеллектуальный роман — это литературный жанр, который выделяется своей сосредоточенностью на философских, моральных, научных и культурных размышлениях, а также на внутреннем мире героев. В этом жанре сюжет часто отступает на второй план, уступая место анализу идей и духовным поискам персонажей. Возникновение интеллектуального романа в европейской литературе связывают с концом XIX — началом XX века. Это время значительных социальных, научных и культурных изменений, которые побудили писателей исследовать глубокие вопросы человеческого существования и места личности в мире. Одним из первых примеров таких романов можно считать работы Томаса Манна, Франца Кафки и Марселя Пруста, где исследуются не только судьбы героев, но и абстрактные вопросы морали, искусства и науки.
Произведения Германа Гессе, такие как «Игра в бисер», «Степной волк» и «Демиан», можно отнести к жанру интеллектуального романа, так как они сосредоточены на поиске смысла жизни, гармонии между разумом и духом, а также на анализе культурных и философских идей. Романы Гессе исследуют темы духовного развития, внутренней борьбы и морального выбора, что является ключевыми элементами этого жанра. Например, в романе «Игра в бисер» герои погружаются в размышления о роли культуры, науки и искусства в жизни человека, пытаясь найти идеал гармонии и порядка.
Проза Германа Гессе также тесно связана с романтизмом и элементами магического реализма. Его произведения, хоть и носят философский характер, пронизаны романтическим восприятием мира, стремлением к идеалу и поиском внутренней свободы. Эти черты делают Гессе не только представителем интеллектуального романа, но и писателем, впитавшим в себя традиции европейского романтизма.
2. Расскажите о творческом пути Г Гессе. Назовите его основные произведения.
Герман Гессе (1877–1962) — немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1946 года, один из крупнейших представителей интеллектуального романа и литературного модернизма. Его творчество охватывает более полувека и связано с поиском смысла жизни, духовным развитием, внутренней гармонией и исследованием человеческой души. Гессе родился в семье миссионеров и провел детство в Германии, а также некоторое время жил в Индии. Его воспитание, проникнутое протестантскими традициями и восточной философией, оказало значительное влияние на его мировоззрение и творчество.
Творческий путь Гессе начался с публикации его первых стихов и романов в начале XX века. Однако настоящую известность ему принес роман «Петер Каменцинд» (1904), который рассказывает о поиске своего места в мире молодым человеком. В этом произведении уже обозначились ключевые темы творчества Гессе: одиночество, внутренний кризис и духовные поиски.
Важным этапом в его творчестве стали романы «Демиан» (1919), «Сиддхартха» (1922) и «Степной волк» (1927). Эти произведения раскрывают глубокие философские и психологические темы, такие как борьба противоположностей внутри человека, поиск истины и гармонии. Например, в «Сиддхартхе» герой проходит путь духовного самопознания, вдохновленного идеями буддизма и индуизма, а «Степной волк» исследует внутренний разлад между человеческой природой и духовным идеалом.
Наивысшей точкой философских размышлений Гессе стал его роман «Игра в бисер» (1943), который представляет собой аллегорию интеллектуального и духовного поиска. В нем описан утопический мир, где культура, наука и искусство соединяются в единую гармоничную систему. Это произведение стало своеобразным итогом его литературной карьеры и принесло ему Нобелевскую премию.
Основные произведения Германа Гессе:
• «Петер Каменцинд» (1904)
• «Под колесом» (1906)
• «Демиан» (1919)
• «Сиддхартха» (1922)
• «Степной волк» (1927)
• «Нарцисс и Гольдмунд» (1930)
• «Игра в бисер» (1943)
Творчество Гессе сочетает в себе элементы романтизма, модернизма, философии и психоанализа. Оно остается актуальным и сегодня, благодаря своей универсальности и глубокому осмыслению человеческого существования.
3. Прочитайте роман Г. Гессе «Игра в бисер...». Что означает название романа? К какому времени относится его действие? Как вы понимаете метафорический смысл педагогической провинции Касталии?
Название романа Германа Гессе «Игра в бисер» имеет символическое значение. Оно отражает основную идею произведения — стремление к совершенству через сочетание искусства, науки и духовности. «Игра в бисер» представляет собой метафору утонченной интеллектуальной деятельности, в которой знания из разных областей объединяются в гармоничную систему. Бисер символизирует красоту и точность, с которой участники игры выстраивают свои композиции. Таким образом, название указывает на поиск идеала, где культура и интеллект соединяются в единую вселенную.
Действие романа происходит в неопределенном будущем, которое, однако, сохраняет черты прошлого. Это утопическое время, где духовность и культура ценятся выше материальных благ, а человечество стремится к интеллектуальному развитию. Общество в романе сосредоточено вокруг Касталии — провинции, представляющей собой центр науки, искусства и образования. Это место символизирует идеал гармоничного развития личности через познание и творчество.
Метафорический смысл педагогической провинции Касталии заключается в ее утопической природе. Касталия — это не просто географическое пространство, а символ духовной высоты, к которой стремится человек. Она воплощает идеал общества, в котором знания и культура являются главными ценностями. Провинция отрывается от реального мира, живя в изоляции, что позволяет ее жителям сосредоточиться исключительно на интеллектуальных и культурных поисках. Однако это также подчеркивает ее оторванность от реальности, делая невозможным прямое влияние на жизнь людей за ее пределами. Таким образом, Касталия служит аллегорией гармоничного, но утопического мира, который пытается решить вечные вопросы человеческого существования.
4. Расскажите о жизненном пути Йозефа Кнехта. Как вы считаете, почему он решил оставить Касталию?
Жизненный путь Йозефа Кнехта, главного героя романа Германа Гессе «Игра в бисер», представляет собой сложное и глубокое путешествие, наполненное поиском истины, гармонии и собственного предназначения. С детства Йозеф Кнехт проявляет необыкновенные способности и интерес к знаниям, что позволяет ему стать одним из выдающихся участников Касталии — утопической педагогической провинции, где наука, искусство и духовность объединены в единую систему. Его воспитание и обучение в Касталии формируют в нем высокие нравственные и интеллектуальные идеалы, а также глубокое понимание культуры и философии.
В течение своей жизни Кнехт проходит путь от ученика до magister ludi — мастера игры в бисер, занимая одну из самых высоких и уважаемых должностей в провинции. Однако, достигнув вершины, он начинает сомневаться в смысле существования Касталии и своей роли в ней. Постепенно Кнехт осознает, что, несмотря на высокие идеалы и интеллектуальные достижения, Касталия остается оторванной от реального мира, не способной влиять на него или решать важные социальные проблемы. Он понимает, что изолированная интеллектуальная деятельность, которой занимаются жители Касталии, лишена практического применения и связи с жизнью.
Решение Йозефа Кнехта покинуть Касталию связано с его осознанием необходимости действовать в реальном мире, чтобы использовать свои знания и опыт на благо общества. Он считает, что интеллектуальные достижения имеют смысл только тогда, когда они связаны с практической жизнью, помогают людям и решают их насущные проблемы. Покидая Касталию, Кнехт делает выбор в пользу служения миру, который находится за пределами провинции, и стремится найти свое предназначение в непосредственном взаимодействии с людьми.
Этот шаг также отражает основной философский посыл романа: необходимость соединения духовного и материального, идеального и реального. Йозеф Кнехт символизирует личность, которая преодолевает границы своего мира ради поиска истины и гармонии, не ограничиваясь абстрактными размышлениями. Его уход из Касталии становится актом самопожертвования и глубокой веры в то, что знания и культура должны служить людям, а не быть самоцелью.
5. В чём смысл разногласий Йозефа Кнехта и Плинио Дезиньори? Как решается в романс проблема естественной и созерцательной жизни?
Разногласия между Йозефом Кнехтом и Плинио Дезиньори в романе Германа Гессе «Игра в бисер» отражают ключевой философский конфликт произведения — противопоставление естественной и созерцательной жизни. Йозеф Кнехт представляет собой идеал созерцательного, духовного пути, который сосредоточен на интеллектуальном развитии, самопознании и поиске гармонии через культуру, науку и философию. Его жизнь и деятельность в Касталии иллюстрируют приверженность идеалам высокой культуры и абстрактного знания, оторванного от повседневной реальности.
Плинио Дезиньори, напротив, символизирует естественную жизнь, основанную на практических делах, взаимодействии с обществом и решении реальных проблем. Плинио, выросший за пределами Касталии, скептически относится к изолированному миру интеллектуалов, считая его бесполезным для настоящей жизни. Для него важно участие в реальных социальных процессах, а не отстраненное созерцание. Этот конфликт между героями — отражение вечного противостояния духа и материи, идеала и реальности, духовного поиска и практической пользы.
Проблема естественной и созерцательной жизни в романе решается через внутренний путь Йозефа Кнехта. Поначалу он полностью привержен идеалам созерцательной жизни, считая Касталию вершиной духовного совершенства. Однако со временем Кнехт осознает, что изолированность Касталии делает ее неспособной влиять на внешний мир. Он приходит к выводу, что истинная гармония достигается не через отказ от реальности, а через соединение созерцательной и естественной жизни.
Йозеф Кнехт решает покинуть Касталию, чтобы применить свои знания и опыт на практике, соединяя духовные идеалы с деятельностью в реальном мире. Это решение становится кульминацией его философского поиска и подчеркивает центральную идею романа: культура и духовность обретают истинный смысл только тогда, когда они служат людям и обществу. Таким образом, конфликт между Кнехтом и Дезиньори разрешается в пользу поиска баланса между духовным и материальным, созерцательным и практическим, что делает роман Гессе актуальным для читателей разных эпох.
6. Прочитайте одно из жизнеописаний (на выбор) («Кудесник», «Исповедник» и «Индийское жизнеописание») и покажите, почему в нём угадывается «другая жизнь»
В романе Германа Гессе «Игра в бисер» заключительная часть содержит три «жизнеописания», которые представляют собой альтернативные воплощения главного героя, Йозефа Кнехта. Эти рассказы иллюстрируют различные аспекты его духовного пути и поиска смысла жизни. Рассмотрим «Индийское жизнеописание» и проанализируем, как в нём отражается «другая жизнь» Кнехта.
«Индийское жизнеописание» повествует о молодом брахмане по имени Даса, который живёт в древней Индии. С детства он проявляет глубокую религиозность и стремление к познанию истины. Однако, несмотря на приверженность традициям и учениям своего народа, Даса ощущает внутреннюю неудовлетворённость и стремление к более глубокому пониманию бытия.
Однажды он встречает странствующего аскета, который рассказывает ему о пути отречения и медитации. Вдохновлённый этой встречей, Даса решает оставить дом и отправиться в поисках просветления. Он становится учеником мудреца, постигает искусство медитации и достигает глубокого внутреннего покоя. Однако со временем он осознаёт, что истинное просветление невозможно достичь в одиночестве, и возвращается к людям, чтобы поделиться с ними своим опытом и знаниями.
В этом жизнеописании прослеживаются параллели с жизнью Йозефа Кнехта. Оба героя проходят путь от глубокого погружения в духовные практики и учения к осознанию необходимости взаимодействия с миром. Кнехт, будучи магистром Игры в бисер, понимает ограниченность изолированной интеллектуальной жизни и решает покинуть Касталию, чтобы применить свои знания на практике и служить обществу. Даса, в свою очередь, после периода аскетизма возвращается к людям, осознав, что истинная мудрость заключается не только в личном просветлении, но и в служении другим.
Таким образом, «Индийское жизнеописание» отражает альтернативный путь Йозефа Кнехта, подчёркивая идею о том, что истинное понимание и гармония достигаются через баланс между внутренним развитием и активным участием в жизни общества.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением