Ответы на вопросы на стр.353-354 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)
















































Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Литературоведческий практикум. Стр. 353
1. В чём заключается жанровое своеобразие «Вишнёвого сада»? Докажите, опираясь на текст, что комическая стихия пронизывает всю пьесу, присутствует во всех её сценах.
Антон Павлович Чехов определил «Вишнёвый сад» как комедию, что вызвало споры среди его современников. Режиссёр Константин Станиславский, например, воспринимал пьесу как трагедию, подчёркивая её драматические аспекты. Однако Чехов настаивал на комедийной природе своего произведения, утверждая, что в нём присутствуют элементы фарса.
Комическая стихия пронизывает всю пьесу, проявляясь в характерах персонажей, их поступках и диалогах. Герои часто оказываются в ситуациях, вызывающих смех сквозь слёзы, что подчёркивает их человеческие слабости и недостатки.
Леонид Андреевич Гаев, брат Раневской, представлен как инфантильный и беспомощный человек. Ему 51 год, но он ведёт себя как ребёнок, не способный самостоятельно справляться с бытовыми задачами. Его страсть к игре в бильярд и склонность к пустословию делают его комическим персонажем. Например, его пафосное обращение к шкафу: «Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости». Эта сцена подчёркивает его склонность к высокопарным, но пустым речам.
Ермолай Алексеевич Лопахин, купец, также обладает комическими чертами. Его практичность и деловитость контрастируют с романтизмом других персонажей. Его предложение о вырубке вишнёвого сада и строительстве дач воспринимается как кощунство, но его настойчивость и прямолинейность вызывают улыбку. Он говорит: «Ваш вишнёвый сад давно уже продан. Нечего обманывать себя, нечего обманывать себя, нечего обманывать себя». Его повторения и прямота создают комический эффект.
Симеонов-Пищик, сосед Раневской, постоянно ищет деньги, чтобы расплатиться с долгами. Его бесконечные просьбы о займах и оптимизм, несмотря на бедственное положение, придают его образу комический оттенок. Он говорит: «Денег нет... ну, ничего... найдём...». Его беспечность и вера в лучшее вызывают улыбку.
Шарлотта Ивановна, гувернантка, удивляет окружающих своими фокусами и эксцентричным поведением. Её загадочность и странные высказывания добавляют пьесе элементы фарса. Она говорит: «Я одна, как перст, у меня никого нет, кто я, зачем я, неизвестно». Её философские размышления и фокусы создают комический контраст.
Епиходов, конторщик, известен своей неуклюжестью и постоянными неудачами. Его прозвище «двадцать два несчастья» подчёркивает его комическую роль. Он говорит: «Каждый день со мной случаются какие-нибудь несчастья». Его неуклюжесть и пессимизм вызывают смех.
Дуняша, горничная, стремится подражать аристократам, что выглядит комично. Её манерность и влюблённость в Яшу создают комические ситуации. Она говорит: «Я так боюсь... боюсь...». Её излишняя эмоциональность и манерность вызывают улыбку.
Яша, молодой лакей, мечтает о заграничной жизни и презирает окружающих. Его высокомерие и стремление к «высшему обществу» выглядят комично. Он говорит: «Как бы мне хотелось уехать обратно в Париж». Его претензии и манеры создают комический эффект.
Фирс, старый слуга, постоянно бормочет о прошлом и сетует на современные порядки. Его преданность старым хозяевам и неприспособленность к новым временам вызывают одновременно смех и сочувствие. Он говорит: «Раньше, бывало, и господа, и слуги знали своё место, а теперь всё перемешалось». Его ностальгия и старомодность создают комический эффект.
Таким образом, комическая стихия в «Вишнёвом саде» проявляется через образы персонажей, их диалоги и ситуации, в которых они оказываются. Чехов мастерски сочетает комическое и трагическое, создавая многослойное произведение, в котором смех и грусть идут рука об руку.
2. Покажите, как организована система персонажей комедии. Использует ли Чехов традиционные приёмы группировки и разделения персонажей: главные — второстепенные, протагонисты — антагонисты, герои — комические двойники, деятельные — резонёры и т. д.?
Система персонажей в «Вишнёвом саде» Антона Павловича Чехова представляет собой сложную и многослойную структуру, в которой сочетаются как традиционные приёмы, характерные для классической драмы, так и инновационные элементы. Чехов создаёт органичный ансамбль, где каждый герой играет свою уникальную роль в развитии сюжета и создании общего настроения пьесы.
Главные и второстепенные персонажи. Главными героями пьесы являются Любовь Андреевна Раневская и Ермолай Алексеевич Лопахин. Они представляют два противоположных мира — старую аристократию и новую буржуазию. Раневская символизирует уходящую эпоху, привязанность к традициям и неспособность адаптироваться к изменениям. Лопахин, напротив, олицетворяет практичность, предприимчивость и приход новой социальной реальности. Второстепенные персонажи, такие как Гаев, Трофимов, Аня, Варя, Шарлотта, Яша и Фирс, служат фоном, обогащающим основные линии повествования. Их образы помогают лучше понять главных героев и создать атмосферу пьесы.
Протагонисты и антагонисты. Прямое противопоставление протагонистов и антагонистов в пьесе отсутствует, что является характерной чертой чеховской драматургии. Конфликт между Лопахиным и Раневской не выражен в форме открытой борьбы, но присутствует как скрытое противостояние двух мировоззрений. Лопахин не воспринимается как антагонист, несмотря на то, что он покупает вишнёвый сад. Его действия продиктованы не враждебностью, а необходимостью и прагматизмом.
Комические двойники. В «Вишнёвом саде» присутствуют персонажи, которые выполняют функции комических двойников. Например, Симеонов-Пищик и Епиходов с их нелепыми ситуациями и репликами привносят в пьесу элементы фарса. Симеонов-Пищик, постоянно ищущий деньги, напоминает Лопахина своей финансовой заинтересованностью, но карикатурно подчёркивает крайности буржуазного мира. Епиходов, со своей «двадцать два несчастья», представляет пародийный вариант невезучего героя.
Деятельные и резонёры. Лопахин является наиболее деятельным персонажем пьесы, тогда как Трофимов выступает в роли резонёра, выражающего философские и идеологические взгляды. Трофимов часто произносит монологи о будущем, свободе и необходимости изменений, но сам не предпринимает активных действий. Его слова контрастируют с реальными поступками Лопахина, что подчёркивает разницу между идеализмом и прагматизмом.
Особенности взаимодействия персонажей. Чехов не использует жёсткое разделение на положительных и отрицательных героев, что свойственно классической драматургии. Все персонажи «Вишнёвого сада» многогранны и противоречивы. Они обладают как достоинствами, так и недостатками, что делает их более реалистичными и человечными. Например, Раневская вызывает одновременно сочувствие и критику за свою расточительность и неспособность действовать. Лопахин вызывает уважение за свою работоспособность, но его бездушный прагматизм также критикуется.
Заключение. Таким образом, система персонажей в «Вишнёвом саде» сочетает традиционные элементы с новаторскими подходами Чехова. Автор отходит от чёткого противопоставления героев, создавая ансамбль, где каждый персонаж важен для общего замысла пьесы. Эта многослойность и сложность делают «Вишнёвый сад» выдающимся произведением мировой драматургии.
3. Объясните, как достигает Чехов двойственного освещения всех действующих лиц пьесы и какой смысл имеет у него этот художественный приём.
Антон Павлович Чехов достигает двойственного освещения всех персонажей в «Вишнёвом саде» благодаря использованию тонкой художественной техники, которая сочетает иронические и драматические элементы. Каждый герой в пьесе представляет собой не однобокий, а многогранный образ, что позволяет зрителям и читателям увидеть в нём не только личные качества, но и отражение общего настроения эпохи.
Чехов мастерски использует диалоги, действия и взаимодействия героев, чтобы передать их сложность и неоднозначность. Например, Любовь Андреевна Раневская, с одной стороны, вызывает сочувствие как человек, который теряет свой дом и прошлое, связанное с вишнёвым садом. Однако её расточительность, неспособность адаптироваться к новым условиям и безответственное отношение к долгам подчёркивают её слабости. Ермолай Лопахин, напротив, одновременно изображён как человек дела, символ новой эпохи, но при этом лишённый духовной глубины, что вызывает критику и упрёки.
Двойственное освещение персонажей достигается через контрасты в их действиях и словах. Например, Лопахин активно действует, но его действия продиктованы не высокими идеалами, а прагматизмом. Трофимов произносит вдохновляющие речи о свободе и будущем, но сам остаётся пассивным и зависимым. Эта противоположность подчёркивает разницу между мечтателями и практиками, идеализмом и реальностью.
Чехов также активно использует символику и атмосферу пьесы для создания двойственности. Например, вишнёвый сад одновременно символизирует утрату прошлого и необходимость обновления. Для Раневской он — воспоминание о детстве и былой жизни, а для Лопахина — экономический ресурс, который нужно преобразовать. Это противопоставление подчёркивает не только социальные изменения, но и личные конфликты героев.
Смысл этого приёма заключается в создании глубокой психологической драмы, где нет чётких делений на положительных и отрицательных героев. Чехов показывает, что в каждом человеке есть и достоинства, и недостатки, а жизненные обстоятельства могут раскрывать их с разных сторон. Двойственное освещение героев также подчёркивает переходный характер эпохи, изображённой в пьесе. Через эту многогранность автор создаёт универсальные образы, которые остаются актуальными в любое время.
Таким образом, двойственное освещение всех действующих лиц в пьесах Чехова позволяет зрителям и читателям видеть в героях не только индивидуальные черты, но и общие черты времени, что делает его произведения сложными и многозначными. Этот художественный приём помогает создать произведение, в котором каждый герой важен для общего замысла и раскрытия ключевых тем.
4. Какое из трёх поколений героев пьесы вызывает у вас наибольшую симпатию, почему? Назовите главные черты, характеризующие представителей каждого поколения и общие свойства, присущие всем или почти всем действующим лицам пьесы.
В пьесе «Вишнёвый сад» Антона Павловича Чехова герои разделены на три поколения, каждое из которых отражает определённые черты времени и мировоззрения. Наибольшую симпатию у меня вызывает младшее поколение, представленное Петей Трофимовым и Аней. Они символизируют надежду на будущее, искренность и стремление к переменам, что делает их образами идеалистической, но вдохновляющей мечты о лучшем мире.
Старшее поколение, к которому относятся Любовь Андреевна Раневская и её брат Леонид Андреевич Гаев, воплощает в себе уходящую дворянскую культуру. Раневская вызывает сочувствие своей эмоциональностью и привязанностью к прошлому. Её сентиментальность и воспоминания о детстве подчёркивают трагичность её утраты. Гаев, в свою очередь, представляется комической фигурой, его длинные речи и неспособность к действию говорят о его оторванности от реальности. Оба героя представляют уходящую эпоху, неспособную адаптироваться к новым условиям.
Среднее поколение представлено Лопахиным, Прасковьей Фёдоровной Шарлоттой и другими персонажами, которые активно действуют, но часто лишены духовной глубины. Лопахин — яркий пример нового времени, человека дела, который преуспел благодаря трудолюбию. Однако его отсутствие сентиментальности и неспособность понять романтическую ценность вишнёвого сада делают его образ прагматичным и холодным. Это поколение символизирует переходный этап, прагматизм и устремление к материальному успеху.
Младшее поколение, представленное Трофимовым и Аней, привлекает своей искренностью и желанием перемен. Петя Трофимов — идеалист, который говорит о свободе, высоких ценностях и обновлении. Его наивность и мечтательность создают контраст с материальным миром Лопахина. Аня, в свою очередь, олицетворяет молодость и оптимизм. Она готова отпустить прошлое ради будущего, что подчёркивает её решимость двигаться вперёд.
Общим свойством всех поколений является их неспособность полностью понять и принять друг друга. Героев объединяет растерянность перед изменениями, внутренние конфликты и сложности выбора. Каждый из них сталкивается с необходимостью искать своё место в мире, который быстро меняется. Это делает их одновременно близкими и трагичными, подчёркивая сложность человеческой натуры и взаимоотношений.
Таким образом, младшее поколение вызывает симпатию своей чистотой и стремлением к лучшему, в то время как старшее и среднее поколения представляют собой уходящие и формирующиеся элементы новой реальности, которые создают драматическое напряжение и глубину пьесы.
5. Какой смысл для каждого поколения имеет вишнёвый сад? Почему? Докажите, что отношение к вишнёвому саду является главным аспектом характеристики героев пьесы, предопределяет авторское и читательское отношение к ним.
Вишнёвый сад в пьесе Антона Павловича Чехова символизирует прошлое, настоящее и будущее для различных поколений героев. Каждый персонаж воспринимает его по-своему, что отражает их мировоззрение, отношение к жизни и изменениям. Именно отношение к саду становится ключевым аспектом в характеристике героев, задавая их внутренний конфликт и определяя авторское послание.
Для старшего поколения, представленного Любовью Андреевной Раневской и Леонидом Андреевичем Гаевым, вишнёвый сад олицетворяет прошлое, связанное с их дворянским происхождением, семейными традициями и счастливым детством. Раневская воспринимает сад как символ утраченной идиллии, наполняя его воспоминаниями о детях и ушедшей молодости. Её неспособность принять необходимость продать сад отражает её оторванность от реальности и внутреннюю трагедию. Гаев, в свою очередь, придаёт саду романтическую и культурную ценность, что проявляется в его длинных монологах. Однако его риторика не подкреплена действиями, что подчёркивает бессилие этого поколения перед изменениями.
Среднее поколение, представленное Лопахиным, видит в саде практическую ценность. Для Лопахина он — символ возможности преодоления социального неравенства и доказательства собственного успеха. Его прагматизм и стремление вырубить сад ради строительства дач показывают новый подход к жизни, в котором материальная выгода доминирует над духовными ценностями. Этот взгляд подчёркивает разрыв между поколениями, где Лопахин, хотя и связан с садом своим происхождением, не разделяет его культурной значимости.
Младшее поколение, воплощённое Аней и Петей Трофимовым, видит в саде символ будущего. Для них он перестаёт быть конкретным местом и становится идеей о новом мире, освобождённом от старых привязанностей. Аня готова отпустить сад, считая, что его продажа откроет новые возможности. Петя Трофимов идеализирует будущее, рассматривая сад как этап, который необходимо преодолеть ради больших целей.
Отношение к вишнёвому саду действительно предопределяет авторское и читательское восприятие героев. Раневская и Гаев вызывают сочувствие своей сентиментальностью и неспособностью адаптироваться к изменениям. Лопахин, несмотря на свой успех, кажется холодным и отстранённым, что вызывает неоднозначные чувства. Аня и Петя привлекают своей искренностью и мечтательностью, несмотря на их наивность.
Таким образом, вишнёвый сад становится символом, через который Чехов раскрывает внутренние конфликты героев, их отношение к прошлому, настоящему и будущему. Этот образ объединяет героев и подчёркивает их различия, создавая богатую палитру характеров и делая пьесу глубоким размышлением о человеческой жизни и времени.
6. Какой глубинный, внутренний конфликт, переживаемый всеми героями без исключения, приглушает их борьбу за вишнёвый сад?
Глубинный внутренний конфликт героев пьесы «Вишнёвый сад» заключается в их неспособности адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе и в их собственной жизни. Этот конфликт не имеет ярко выраженного внешнего проявления, но пронизывает всех героев, от старшего поколения до молодёжи, превращая борьбу за вишнёвый сад в символический процесс, в котором каждому персонажу отведена своя роль.
Любовь Андреевна Раневская олицетворяет трагическое противоречие между её сентиментальной привязанностью к саду, как символу утраченного счастья, и её неспособностью справляться с реальными вызовами жизни. Её трагедия заключается в том, что она разрывается между прошлым и настоящим, отказывается принимать новые реалии, теряя при этом связь с собой и своим окружением. Внутренний конфликт Раневской усиливается её страстью к воспоминаниям, которые, с одной стороны, дают ей утешение, а с другой — мешают видеть мир таким, какой он есть.
Леонид Андреевич Гаев, подобно Раневской, не может смириться с идеей утраты сада, но его внутренний конфликт выражается в неспособности перейти от слов к действиям. Его длинные монологи и идеализированные взгляды на сад противопоставлены его пассивности и отсутствию конкретных решений. Это подчёркивает его внутренний разлад и бессилие.
Лопахин, наоборот, борется с собственным комплексом непринятия, стремясь утвердить себя как успешного человека, который может обладать тем, что ранее было символом власти дворянства. Его конфликт — это борьба между памятью о своём крестьянском прошлом и желанием доказать свою состоятельность. Лопахин выигрывает борьбу за сад, но его внутреннее беспокойство, вызванное отсутствием духовной связи с этим местом, остаётся нерешённым.
Аня и Петя Трофимов, представляющие новое поколение, сталкиваются с конфликтом между мечтами о будущем и неспособностью предложить конкретные пути для достижения своих идеалов. Петя, идеализируя будущее, кажется оторванным от реальной жизни, а Аня, хотя и проявляет больше практичности, также не имеет ясного плана действий. Их внутренний конфликт отражает неопределённость переходного периода, в котором они живут.
Таким образом, глубинный конфликт всех героев заключается в их борьбе с самим собой — с воспоминаниями, страхами, амбициями и иллюзиями. Эта внутренняя борьба приглушает внешнюю борьбу за вишнёвый сад, превращая пьесу Чехова в размышление о человеческой природе, времени и неизбежности перемен. Каждый герой отражает свою уникальную грань этого конфликта, что делает пьесу универсальной и многослойной.
7. Символический смысл образа вишнёвого сада очевиден. Как ещё проявляется символический подтекст в комедии? Приведите примеры и дайте им толкование.
Помимо очевидного символического значения вишнёвого сада, в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» присутствуют и другие символы, придающие произведению глубокий подтекст. Рассмотрим некоторые из них:
1. Звук лопнувшей струны. Во втором действии раздаётся «отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий и печальный». Этот звук символизирует разрыв с прошлым, предвестие неизбежных перемен и утрат. Реакции персонажей на этот звук различны: Лопахин предполагает, что это сорвалась бадья в шахте, Гаев думает о птице, Трофимов упоминает филина, а Раневская вздрагивает и говорит: «Неприятно почему-то». Эти разные интерпретации подчёркивают их внутренние состояния и отношение к происходящим изменениям.
2. Белый цвет. В пьесе часто упоминается белый цвет, особенно в описаниях сада: «Сад весь белый». Белый цвет символизирует чистоту, невинность и уходящую красоту дворянской усадьбы. Он подчёркивает эфемерность и хрупкость прошлого, которое скоро исчезнет.
3. Вещественные символы. Некоторые предметы в пьесе приобретают символическое значение:
• Ключи. Варя носит связку ключей, что символизирует её роль хозяйки дома и ответственность. Однако Трофимов говорит ей: «Если у вас есть ключи… бросьте и уходите…», подразумевая необходимость отпустить прошлое и двигаться вперёд.
• Портмоне. Раневская часто заглядывает в своё портмоне, замечая, что деньги быстро исчезают. Это символизирует её расточительность и неспособность управлять финансами, отражая общее состояние её жизни.
4. Звук топора. В финале пьесы слышен звук топора, когда начинают вырубать вишнёвый сад. Этот звук символизирует конец эпохи, разрушение старого мира и начало нового порядка.
Эти символы, наряду с образом вишнёвого сада, придают пьесе многослойность и глубину, позволяя читателям и зрителям проникнуть в скрытые смыслы и понять внутренние переживания персонажей.
8. Подготовьте сообщение о сценической судьбе пьесы «Вишнёвый сад».
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» с момента своей премьеры в 1904 году на сцене Московского Художественного театра (МХТ) прошла долгий и насыщенный путь сценических интерпретаций, отражающих изменения в театральном искусстве и восприятии чеховской драматургии.
Первая постановка: Московский Художественный театр, 1904 год
Премьера «Вишнёвого сада» состоялась 17 января 1904 года в МХТ под руководством Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Станиславский воспринимал пьесу как трагедию, что вызывало разногласия с Чеховым, который настаивал на её комедийном характере. Несмотря на эти разногласия, постановка имела огромный успех и заложила основу для дальнейших интерпретаций пьесы.
Советский период: новые прочтения и акценты
В советское время «Вишнёвый сад» продолжал оставаться в репертуарах ведущих театров страны. В 1976 году режиссёр Леонид Хейфец представил телеспектакль по этой пьесе, который получил широкое признание зрителей. В 1982 году Малый театр выпустил свою версию «Вишнёвого сада» в постановке Игоря Ильинского, которая сохраняется в репертуаре театра и по сей день. Эта постановка подчёркивала смену эпох и поколений, акцентируя внимание на неизбежности перемен.
Постсоветский период: новые интерпретации и эксперименты
В постсоветское время режиссёры стремились к новым прочтениям классической пьесы. В 2004 году, к 100-летию со дня премьеры, режиссёр Адольф Шапиро поставил «Вишнёвый сад» с Ренатой Литвиновой в роли Раневской. Эта постановка отличалась минималистичной сценографией и современным взглядом на персонажей. В 2014 году Лев Додин представил свою версию «Вишнёвого сада» в Малом драматическом театре — Театре Европы, где роли исполнили такие актёры, как Ксения Раппопорт и Данила Козловский. Спектакль получил высокие оценки критиков и был отмечен рядом театральных премий.
Международные постановки: Чехов на мировой сцене
«Вишнёвый сад» неоднократно ставился на зарубежных сценах, становясь частью мирового театрального наследия. В 1945 году Жан-Луи Барро представил свою версию пьесы во Франции, что стало значимым событием в европейском театре. В последующие годы пьеса ставилась в различных странах, включая США, Великобританию и Японию, каждый раз приобретая новые оттенки и интерпретации в зависимости от культурного контекста.
Заключение
Сценическая судьба «Вишнёвого сада» отражает его универсальность и глубину, позволяющие режиссёрам разных эпох и культур находить в нём актуальные темы и образы. От первых постановок в МХТ до современных интерпретаций, пьеса продолжает вдохновлять театральных деятелей и зрителей по всему миру, оставаясь живым и значимым произведением мировой драматургии.
9. Познакомьтесь с одной из современных постановок пьесы. Напишите критический отзыв о ней.
Критический отзыв
В 2017 году Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова представил новую интерпретацию классической пьесы Антона Чехова «Вишнёвый сад». Эта постановка привлекла внимание как критиков, так и зрителей, предложив свежий взгляд на известное произведение.
В центре внимания режиссёра оказалась личная драма Ермолая Лопахина, которого в спектакле играет Антон Хабаров. Безруков акцентирует внимание на безответной любви Лопахина к Любови Андреевне Раневской (в исполнении Карины Андоленко). Такой подход придаёт пьесе новую эмоциональную глубину, делая историю более личной и трогательной.
Сценография спектакля заслуживает отдельного упоминания. Декорации и костюмы тщательно продуманы и соответствуют эпохе, создавая аутентичную атмосферу начала XX века. Музыкальное сопровождение, включая выступление еврейского оркестра в фойе перед началом спектакля, погружает зрителей в соответствующую эпоху и настраивает на предстоящую драму.
Однако, несмотря на множество положительных аспектов, постановка не лишена недостатков. Некоторые критики отмечают излишнюю затянутость спектакля, продолжительность которого составляет около трёх с половиной часов. Кроме того, акцент на любовной линии между Лопахиным и Раневской может показаться чрезмерным для поклонников классической интерпретации пьесы, где социальные и экономические изменения играют более значимую роль.
В целом, «Вишнёвый сад» в постановке Сергея Безрукова представляет собой интересную и эмоционально насыщенную интерпретацию чеховской классики. Режиссёрский подход, акцентирующий внимание на личных драмах персонажей, придаёт пьесе новую глубину, хотя и может вызвать споры среди поклонников традиционных прочтений.
Темы сочинений. Стр. 353
1.
В поисках живой души (по произведениям А. П. Чехова)
Творчество Антона Павловича Чехова стало настоящим зеркалом человеческой души, в котором отражается сложность и противоречивость внутреннего мира человека. Чеховские произведения всегда обращаются к глубинным вопросам жизни: к поиску смысла, к раскрытию истинной сущности личности, к пониманию того, что значит быть живым не только физически, но и духовно. Темой поиска «живой души» пронизано множество его рассказов, повестей и пьес, где каждый герой, будь то Раневская из «Вишнёвого сада» или Беликов из «Человека в футляре», ищет, а иногда и теряет свою душу.
В рассказе «Человек в футляре» Чехов поднимает вопрос о том, что значит быть «живым» в духовном смысле. Главный герой, Беликов, олицетворяет футлярность мышления и существования. Его страх перед жизнью, стремление всё спрятать в рамки предсказуемости и шаблонности делают его духовно мёртвым. Беликов словно закрылся от мира, отгородился от эмоций и человеческих связей, чтобы сохранить иллюзию безопасности. Чехов показывает, что такой образ жизни приводит к утрате живой души, ведь страх перед жизнью убивает в человеке его человечность.
В пьесе «Вишнёвый сад» тема поиска живой души раскрывается через конфликт старого и нового, личного и общественного. Герои пьесы, такие как Раневская и Лопахин, воплощают противоположные взгляды на жизнь. Раневская олицетворяет прошлое, её привязанность к вишнёвому саду – это не просто сентиментальная ностальгия, но и символ утраченной гармонии души. Лопахин же, с его предпринимательским духом, кажется олицетворением нового времени, но и он не находит истинного удовлетворения в жизни. Чехов показывает, что ни прошлое, ни будущее не могут дать ответов на вопросы души, если человек не способен заглянуть внутрь себя.
Одним из ярких примеров поиска живой души можно считать рассказ «Ионыч». Дмитрий Старцев, молодой и целеустремлённый врач, в начале произведения полон стремлений, мечтает о любви и профессиональном развитии. Однако, постепенно он становится равнодушным к своей профессии и людям, которых он лечит. Его жизнь наполняется рутиной, а душа теряет живость и открытость. Чехов словно предупреждает: духовная жизнь угасает там, где человек сдаётся перед обыденностью и погружается в серость повседневности.
Чеховские произведения обращают внимание на то, что часто мы сами лишаем себя возможности быть живыми, отдавая предпочтение иллюзиям, страхам или удобству. Так, в рассказе «Душечка» героиня полностью растворяется в других людях, теряя себя и собственную идентичность. Её «живая душа» словно уступает место пустоте, которая заполняется чужими желаниями и целями. Чехов мастерски передаёт трагизм её существования, показывая, как важна внутренняя целостность для настоящей жизни.
Поиск живой души для Чехова – это не только стремление к духовному просветлению, но и глубокая работа над собой, над своим восприятием мира. В этом контексте особое место занимает рассказ «Крыжовник». Герой рассказа, Николай Иванович, стремится к своей мечте – приобрести имение с крыжовником. Но достигнув цели, он утрачивает способность радоваться жизни. Чехов показывает, как ограниченность мечты и отсутствие духовного роста могут привести к внутренней пустоте.
Антон Павлович Чехов в своих произведениях не даёт однозначных ответов, но ставит перед читателем множество вопросов. Его герои – это люди, которые либо ищут свою душу, либо утрачивают её. Чехов заставляет нас задуматься о том, что значит быть живым, как сохранить свою человечность и не потеряться в бесконечной суете повседневной жизни. Его творчество остаётся актуальным и сегодня, ведь тема поиска живой души – это вечная тема, которая волнует каждого человека.
2.
«Никто не знает настоящей правды»: изображение идейных конфликтов в прозе А. П. Чехова
Творчество Антона Павловича Чехова глубоко пронизано стремлением разобраться в человеческой природе, в противоречиях, которые определяют жизнь общества и индивидуальное существование. Вопрос о правде, её поиске и осознании, становится центральным мотивом многих его произведений. В рассказах и пьесах Чехова идейные конфликты разворачиваются не только в словах героев, но и в их действиях, поступках, в столкновении мировоззрений и ценностей. Его проза поднимает вопросы, которые не теряют своей актуальности, заставляя читателя задуматься: что есть истина и можно ли её познать?
Одним из ярких примеров идейного конфликта в прозе Чехова является рассказ «Крыжовник». Главный герой, Николай Иванович, живёт мечтой о собственном имении, где он будет выращивать крыжовник. Для него это символ счастья и личного благополучия. Однако брат героя, Иван Иванович, видит в этом стремлении узость мышления и утрату духовного роста. Он задаётся вопросом: можно ли считать правдой то, что для каждого человека счастье имеет разные формы? Чехов оставляет этот вопрос открытым, показывая, что поиск истины требует взгляда за пределы личных амбиций и материальных благ.
В рассказе «Человек в футляре» идейный конфликт строится на противопоставлении жизненных позиций Беликова и окружающих его людей. Беликов живёт в мире правил и запретов, которые становятся его своеобразным «футляром», защищающим от реальности. Для него правда заключается в строгом соблюдении установленных норм. Однако Чехов показывает, как такое восприятие истины приводит к духовной стагнации и одиночеству. Конфликт между Беликовым и более свободолюбивыми героями раскрывает тему борьбы за право на индивидуальность и искренность.
Пьеса «Вишнёвый сад» предлагает иной подход к изображению идейных конфликтов. Здесь они разворачиваются между поколениями, социальными классами, мечтами о прошлом и будущем. Раневская видит в вишнёвом саде символ утраченного счастья и гармонии, в то время как Лопахин воспринимает его как средство для достижения экономического успеха. Чехов не осуждает ни одну из сторон, но подчёркивает, что правда для каждого героя индивидуальна и зависит от его жизненного опыта и взглядов. Это столкновение мнений и ценностей подчёркивает сложность поисков универсальной истины.
В рассказе «Ионыч» Чехов затрагивает конфликт между стремлением к высокому и погружением в обыденность. Дмитрий Старцев, начинающий врач, изначально движим идеями служения людям, однако постепенно его захватывает рутина, и он теряет свою духовную энергичность. Вопрос правды здесь связан с осознанием жизненных приоритетов и внутренней честности с самим собой. Чехов показывает, как компромиссы с совестью могут привести к утрате истины, превращая человека в равнодушного обывателя.
Особое место в творчестве Чехова занимает вопрос общественной правды. В рассказе «Душечка» идейный конфликт проявляется в отсутствии у героини собственной позиции. Она подстраивается под мнения окружающих, теряя индивидуальность. Чехов показывает, как отсутствие самостоятельного взгляда на мир лишает человека возможности познать правду и быть свободным.
Таким образом, идейные конфликты в прозе Чехова представляют собой сложное переплетение личных, социальных и философских вопросов. Автор избегает чётких ответов, предоставляя читателю возможность самостоятельно искать истину. Его произведения поднимают вечные вопросы, заставляют задумываться о том, что значит быть честным с собой и с окружающим миром. Идеи Чехова остаются актуальными и сегодня, напоминая о том, что поиск правды — это непрерывный процесс, который требует глубокого осмысления и смелости.
3.
Тайна краткости, или Размышления о том, как содержание целого романа вмещается в небольшой рассказ (на примере одного из рассказов А. П. Чехова)
Антон Павлович Чехов — мастер краткой прозы, который умел вмещать объёмный смысл, глубину характеров и важные философские вопросы в небольшие рассказы. Его произведения часто сравнивают с миниатюрными романами, которые, несмотря на свою внешнюю простоту, раскрывают перед читателем огромный мир человеческих судеб, эмоций и противоречий. Эта тайна краткости Чехова особенно проявляется в таких рассказах, как «Ионыч», где лаконичные описания и точные диалоги передают сложные жизненные драмы.
Рассказ «Ионыч» — пример того, как Чехов смог показать трагедию утраты человеком духовного богатства через обыденные, на первый взгляд, события. Главный герой, Дмитрий Старцев, молодой врач, сталкивается с серостью и ограниченностью окружающей его среды. Сначала он стремится к высокому, к любви и служению обществу. Однако постепенно герой погружается в рутину, теряет мечты и становится равнодушным обывателем. Чехов с поразительной точностью описывает процесс деградации личности, используя минимум слов, но передавая максимум смысла.
Одной из ключевых особенностей чеховской прозы является умение погрузить читателя в атмосферу и внутренний мир персонажей через детали. В «Ионыче» автор избегает пространных описаний, но каждая деталь работает на раскрытие темы. Например, дом Туркиных, полный якобы творческой активности, символизирует пустоту и бессмысленность их жизни. В коротких диалогах и репликах героев отражается их духовная ограниченность. Чехов показывает, что даже любовь, которая могла бы стать спасением для Старцева, не способна преодолеть его отчуждение от мира.
Краткость Чехова — это не только стиль, но и философия. Автор не даёт готовых ответов, а побуждает читателя размышлять, дополнять истории своими переживаниями и выводами. Например, в «Ионыче» Чехов не выносит открытого осуждения героя, а лишь фиксирует его изменения, предоставляя читателю самому оценить, что стало причиной его деградации. Это делает рассказы Чехова универсальными и многослойными, позволяя каждому находить в них что-то своё.
Ещё одним примером концентрации большого смысла в малом формате является рассказ «Человек в футляре». Здесь Чехов раскрывает тему страха перед жизнью и свободы через образ Беликова, живущего в «футляре» своих правил и ограничений. Сюжет рассказа прост: жизнь героя, его взаимодействие с окружающими и трагический финал. Однако за этой простотой скрывается глубокое размышление о том, как общественные нормы и внутренние страхи могут уничтожить личность. Чехов создаёт образ, который становится символом целого поколения людей, боящихся выйти за рамки привычного.
Особенность чеховской краткости заключается и в композиции рассказов. Каждый элемент произведения имеет своё значение, нет ничего лишнего. Например, в рассказе «Крыжовник» философские размышления героя вплетены в бытовую историю о брате, который мечтает о крыжовнике. Чехов использует эту деталь, чтобы говорить о том, как часто люди закрываются в своих иллюзиях, теряя способность видеть настоящую красоту жизни. Рассказ, состоящий из нескольких страниц, превращается в размышление о смысле счастья и о том, как оно влияет на человека.
Таким образом, тайна краткости Чехова заключается в умении сочетать простоту формы с глубиной содержания. Его рассказы поражают точностью деталей, лаконичностью описаний и сложностью поднимаемых вопросов. Чехов доказывает, что для создания глубокого и многогранного произведения необязательно использовать много страниц. Главное — это умение видеть суть жизни и передавать её через образы, которые становятся универсальными символами. Именно поэтому творчество Чехова остаётся актуальным и сегодня, продолжая вдохновлять читателей и писателей своей многозначностью и простотой.
4.
Любовь изменила их обоих (по рассказу «Дама с собачкой»)
Антон Павлович Чехов — выдающийся мастер психологической прозы, который умел через лаконичные и точные образы передать всю глубину человеческих эмоций и переживаний. Рассказ «Дама с собачкой» — одно из самых известных произведений Чехова, в котором раскрывается тема любви как силы, способной изменить человека. На примере героев — Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны — автор показывает, как любовь становится испытанием и трансформацией их внутреннего мира.
Дмитрий Гуров — человек, привыкший к поверхностным отношениям. Его жизнь, казалось бы, наполнена успехом: он уважаемый человек, женат, воспитывает детей. Однако за внешним благополучием скрывается глубокое одиночество. Гуров воспринимает женщин как развлечение, не способное дать ему настоящего удовлетворения. Он циничен, привык к случайным романам, которые не оставляют следа в его душе. В начале рассказа Дмитрий относится к Анне как к очередному увлечению, даже несколько пренебрежительно, видя в ней типичную "дамочку на отдыхе".
Анна Сергеевна, напротив, находится в поисках настоящего чувства. Она замужем, но её брак лишён счастья и гармонии. Анна чувствует себя одинокой и несчастной. Её искренность и наивность контрастируют с опытом и цинизмом Гурова. Однако их встреча в Ялте становится поворотным моментом для обоих героев. Чехов постепенно раскрывает, как зарождающаяся любовь меняет их отношение к жизни и к самим себе.
Любовь становится для Гурова чем-то большим, чем он мог ожидать. Впервые в жизни он начинает видеть в женщине не просто объект удовольствия, а личность с её внутренним миром, страхами и мечтами. Это чувство пробуждает в нём давно утраченные эмоции, заставляет его задуматься о своей жизни. Гуров, привыкший к лёгким победам, теперь испытывает настоящую привязанность и тоску по Анне. Чехов подчёркивает перемены в герое через его внутренние монологи и поведение: он больше не может находить радость в привычной рутине, в общении с друзьями или семье. Его мысли постоянно возвращаются к Анне, и это доказывает, что любовь проникла глубоко в его душу.
Анна Сергеевна также претерпевает значительные изменения. Её встреча с Гуровым становится для неё моментом осознания собственной жизни. Она начинает видеть себя не как беспомощную жертву обстоятельств, а как человека, способного на сильное чувство. Анна решается на шаг, который ранее казался ей невозможным: она нарушает нормы и правила, чтобы сохранить связь с Гуровым. Её переживания и страхи показывают, насколько для неё важны эти отношения, несмотря на всю сложность их положения.
Однако любовь не приносит мгновенного счастья героям. Чехов показывает её как сложное, противоречивое чувство, которое требует от человека душевной зрелости и способности преодолевать трудности. Гуров и Анна живут в постоянной борьбе между своими чувствами и обстоятельствами. Они вынуждены скрываться, встречаться втайне, что добавляет их отношениям драматизма. Но именно эта борьба делает их связь настоящей и глубокой. Через эти трудности герои понимают, что любовь — это не только радость, но и ответственность, готовность жертвовать своим комфортом ради другого человека.
Особенность чеховской прозы в том, что она оставляет пространство для размышлений. Финал рассказа остаётся открытым: мы не знаем, смогут ли Гуров и Анна быть вместе, но очевидно, что их жизнь уже никогда не будет прежней. Любовь изменила их обоих, заставила пересмотреть свои ценности и отношение к миру. Они стали другими людьми — более искренними, готовыми идти на риск ради своего чувства.
Таким образом, рассказ «Дама с собачкой» показывает, как любовь может преобразить человека, открыть в нём новые грани личности и подарить смысл жизни. Чехов подчёркивает, что настоящая любовь — это всегда испытание, но именно она делает нас человечными. Герои «Дамы с собачкой» проходят через это испытание, и их история становится отражением того, как любовь способна изменить нас, сделать сильнее и ближе к самим себе.
5.
Эволюция «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова
Антон Павлович Чехов, великий мастер русского слова, уделял особое внимание изображению «маленького человека» в своих произведениях. Через судьбы простых и незаметных героев Чехов исследует вопросы человеческой сущности, смысла жизни, несправедливости и душевных страданий. В его ранних рассказах «маленький человек» предстаёт как жертва обстоятельств, зависимый от окружающего мира и социальных условий. Однако со временем его образ претерпевает значительные изменения, отражая эволюцию чеховского мировоззрения и подхода к литературе. Рассмотрим этот процесс на примере рассказов «Смерть чиновника» и «Ионыч».
В рассказе «Смерть чиновника» Чехов показывает «маленького человека» в традиционном понимании. Иван Дмитрич Червяков — мелкий чиновник, не имеющий значимости в обществе. Он представляет собой карикатурный образ обывателя, полностью поглощённого формальностями и страхом перед начальством. Центральный эпизод рассказа — случайное чихание Червякова на генерала Бризжалова. Этот эпизод, на первый взгляд, комичен, но вскрывает глубокую трагедию: Червяков не в состоянии преодолеть свой страх перед властью и общественным мнением. Его попытки извиниться перед генералом превращаются в фарс, а нервное напряжение приводит к трагической развязке — смерти героя. В этом произведении Чехов подчёркивает бессмысленность жизни, лишённой самостоятельности, и зависимость «маленького человека» от общественных норм.
Однако в более позднем рассказе «Ионыч» Чехов представляет иной образ «маленького человека» — более сложный и многогранный. Дмитрий Старцев, начинающий врач, приезжает в провинциальный город с высокими идеалами и стремлением помогать людям. На первых этапах его жизни в городе он сохраняет личностные качества, которые делают его симпатичным читателю: доброта, желание улучшить мир, интерес к жизни. Однако постепенно Старцев становится жертвой рутинной жизни и окружающего общества. Он утрачивает интерес к работе, замыкается в себе и становится равнодушным к людям. Чехов показывает, как «маленький человек» может деградировать под давлением обстоятельств, превращаясь из носителя высоких идеалов в равнодушного обывателя. Это превращение становится метафорой духовной смерти, показывая, что деградация возможна не только для слабого, но и для сильного человека.
Эволюция образа «маленького человека» в творчестве Чехова проявляется в его более глубоком понимании природы человеческих страданий и ограниченности. Если в ранних произведениях этот образ подчёркивает социальную несправедливость и карикатурность общественных норм, то в более поздних — он становится символом духовной деградации и внутреннего кризиса. Чехов показывает, что «маленький человек» может быть не только жертвой общества, но и собственной слабости, неспособности противостоять внешним и внутренним вызовам. Именно этот подход делает чеховских героев такими близкими и понятными читателю: в каждом из них можно увидеть отражение своих собственных сомнений, страхов и стремлений.
Таким образом, «маленький человек» в произведениях Чехова — это не статичный образ, а сложная, развивающаяся категория. Через судьбы своих героев писатель задаёт универсальные вопросы о смысле жизни, свободе и личной ответственности. Эти вопросы остаются актуальными и сегодня, заставляя читателя задуматься о собственных ценностях и выборе жизненного пути.
6.
«Человек в футляре»: исторический персонаж или вечный образ?
Рассказ Антона Павловича Чехова «Человек в футляре» — одно из самых известных произведений писателя, в котором представлен образ Беликова, учителя греческого языка, ставшего символом ограниченности, страха перед жизнью и замкнутости. Этот персонаж вызывает множество интерпретаций и размышлений. Кто он: лишь отражение своего времени или универсальный, вечный образ, актуальный для всех эпох?
Беликова можно рассматривать как исторического персонажа, связанного с конкретной эпохой конца XIX века. Этот период в российской истории характеризовался усилением бюрократии, консерватизма и строгих общественных норм. Беликов, с его страхом перед всем новым, стремлением жить «как бы чего не вышло» и постоянной ссылкой на уставы и правила, идеально вписывается в этот контекст. Его характер отражает атмосферу застоя и боязни перемен, которые были свойственны многим людям того времени. Чехов с тонкой сатирой описывает жизнь Беликова, показывая, как система и общественные нормы могут подавить личность, лишить её свободы и радости жизни. Беликов живёт в своём «футляре» — метафоре защитной оболочки, которую он создал, чтобы изолироваться от реального мира. Этот «футляр» символизирует его ограниченность и страх перед жизнью.
Однако образ Беликова выходит за рамки исторического контекста, становясь универсальным. Чехов с удивительной проницательностью создаёт типаж человека, который боится свободы и ответственности, стремится к безопасности и спокойствию любой ценой. Такие люди существовали всегда и продолжают существовать в наше время. «Футлярность» Беликова — это не только социальное явление, но и состояние души, которое может проявляться в разных формах. Современные «Беликовы» могут быть представлены не учителями греческого языка, а, например, людьми, которые боятся перемен, придерживаются стереотипов и живут в страхе перед будущим.
Особое значение в рассказе имеет символика «футляра». Чехов показывает, что футлярность — это не только индивидуальная черта, но и социальный феномен. Общество, в котором жил Беликов, поощряло конформизм, подавление личных стремлений и страх перед новаторством. Это делает рассказ особенно актуальным в любое время, когда общество сталкивается с проблемой ограничения свобод и боязни перемен.
Вечность образа Беликова подчёркивается финальной сценой рассказа, где даже смерть не освобождает героя от его футляра. Он уходит из жизни так же, как и жил — замкнуто, ограниченно, в своей оболочке. Этот финал служит напоминанием о том, как важно преодолевать страх и искать истинную свободу.
Таким образом, «Человек в футляре» — это одновременно и исторический, и вечный образ. Беликов отражает особенности своего времени, но его черты универсальны и находят отклик в сердцах людей разных эпох. Чехов через этот образ поднимает важные вопросы о природе человеческой свободы, страхе перед жизнью и ответственности за собственную судьбу. Рассказ остаётся актуальным и сегодня, заставляя нас задуматься о том, как часто мы сами живём в своих «футлярах», и что нужно, чтобы выбраться из них.
7.
Почему героям «Вишнёвого сада» не суждено сохранить старый сад или посадить новый?
Пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» раскрывает не только судьбу конкретного поместья и его владельцев, но и сложные социальные, культурные и психологические процессы, происходящие в российском обществе рубежа XIX–XX веков. Символика вишнёвого сада пронизывает всю пьесу, становясь образом утраченного прошлого, исторической памяти и новых возможностей. Однако, несмотря на очевидную важность сада для каждого из героев, ни один из них не может его сохранить или возродить. Это связано с их внутренними конфликтами, социальными обстоятельствами и неспособностью принять ответственность за будущее.
Во-первых, вишнёвый сад символизирует прошлое, которое уже невозможно вернуть. Для Раневской и её брата Гаева сад связан с воспоминаниями о детстве, радостью и семейным благополучием. Однако эти герои живут не реальностью, а иллюзиями. Раневская, вернувшись из Парижа, погружена в личные страдания, связанные с утратой сына и разрушенными отношениями, а не в реальные проблемы поместья. Она избегает разговоров о финансовых трудностях, не принимает решений и надеется на чудо. Гаев, в свою очередь, выражает привязанность к саду через патетические монологи, лишённые практического смысла. Их неспособность действовать и адекватно оценивать ситуацию приводит к утрате сада.
Во-вторых, другие персонажи, которые могли бы спасти сад, преследуют свои интересы, несовместимые с его сохранением. Лопахин, сын бывшего крепостного, предлагает практичное, но бездушное решение — вырубить сад и построить дачи. Его предложение символизирует новое время, где прагматизм и коммерческая выгода берут верх над традициями и эстетикой. Однако даже Лопахин, несмотря на свою энергичность и предприимчивость, не способен видеть в саду ничего, кроме источника дохода. Его покупка сада — это победа нового времени над старым, но она лишена духовного смысла и скорее выражает реванш, чем желание создать что-то новое.
Анна и Петя Трофимов, молодые представители следующего поколения, кажутся более идеалистичными. Они говорят о будущем, о необходимости изменений, но их идеи слишком отвлечённые и оторваны от реальности. Анна мечтает о жизни за границей, в то время как Трофимов отвергает всё материальное, видя в саду лишь символ угнетения прошлого. Они не способны предложить конкретные решения, так как их взгляды слишком теоретичны.
На более глубоком уровне утрата сада связана с общим состоянием героев. Каждый из них переживает внутренний кризис, не дающий им действовать. Они слишком погружены в свои личные страдания, чтобы объединиться и сохранить то, что важно для всех. Чехов показывает, что эти герои не просто неспособны спасти сад — они символизируют эпоху, где утрачивается связь между прошлым и будущим, между традициями и прогрессом.
Кроме того, разрушение сада отражает более широкие социальные изменения. Россия на рубеже веков находилась в состоянии перехода, когда старые дворянские традиции постепенно исчезали, а на их место приходили новые, буржуазные ценности. Сад, как символ прошлого, оказывается жертвой этих перемен. Он не вписывается в реальность нового времени, где важны доход и практичность.
Таким образом, вишнёвый сад не мог быть сохранён ни одним из героев, потому что каждый из них был сосредоточен либо на прошлом, либо на абстрактных мечтах, либо на прагматических интересах, лишённых духовной глубины. Чехов с грустью и иронией показывает, как разные поколения и социальные классы теряют способность видеть красоту, значение и потенциал окружающего мира. Утрата сада становится метафорой утраты связи с корнями, истории и традициями. Эта трагедия человеческой разобщённости и неспособности объединиться ради общей цели делает пьесу Чехова актуальной и сегодня.
8.
Чеховское воплощение темы «отцов и детей» в комедии «Вишнёвый сад»
Тема «отцов и детей» занимает важное место в русской литературе, начиная с творчества И. С. Тургенева. А. П. Чехов в своей пьесе «Вишнёвый сад» развивает эту тему, однако делает это в своей уникальной манере, придавая ей философскую и социальную глубину. В комедии сталкиваются не только разные поколения, но и различные взгляды на жизнь, ценности, исторические и культурные ориентиры. Чехов показывает, что между героями, представляющими «отцов» и «детей», существует не только поколенческий разрыв, но и глубокое непонимание, отражающее кризис эпохи.
Одним из ключевых аспектов темы является отношение героев к вишнёвому саду. Для «старшего» поколения, в первую очередь для Раневской и Гаева, сад является символом прошлого. Для них это воспоминание о детстве, уюте и стабильности, которая была утрачена. Раневская видит в саду образ ушедшей беззаботной жизни, который она не хочет отпускать, несмотря на финансовые трудности. Гаев пытается сохранить связь с прошлым через патетические речи, которые, однако, не приводят к реальным действиям. Их привязанность к саду носит сентиментальный характер, лишённый практической составляющей.
В противоположность этому, «младшее» поколение, представленное Анной и Петей Трофимовым, воспринимает сад совершенно иначе. Для Анны он уже не имеет того сакрального значения, что для её матери. Она видит в нём скорее финансовую проблему, чем ценность. Трофимов, идеалист и мечтатель, воспринимает сад как символ социального неравенства и гнёта. Его взгляды на мир и будущее слишком теоретичны и далеки от реальности. Он говорит о высоких идеалах, но не предлагает конкретных решений, чтобы спасти сад. Молодое поколение стремится к обновлению, но его идеи слишком абстрактны, чтобы реализоваться.
Ещё один важный участник конфликта — Лопахин, сын бывшего крепостного, который символизирует переходное поколение. Его взгляды на сад отличаются как от старшего, так и от младшего поколения. Для Лопахина сад не является ни символом прошлого, ни мечтой о будущем. Он видит в нём исключительно экономическую выгоду. Лопахин предлагает вырубить сад и построить на его месте дачи, что отражает прагматизм нового времени. Однако даже он, несмотря на свою предприимчивость, не способен полностью освободиться от тени прошлого: его покупка сада — это своего рода реванш за социальное угнетение его предков.
Таким образом, Чехов раскрывает тему «отцов и детей» через противопоставление героев, их взглядов на жизнь и отношение к саду. Каждый из персонажей по-своему прав, но их неспособность понять друг друга и объединиться ради общей цели приводит к утрате сада. Чехов подчёркивает, что разрыв между поколениями — это не только следствие возраста или опыта, но и результат глобальных исторических изменений, разрушающих традиционные связи между людьми.
Тема «отцов и детей» в «Вишнёвом саду» имеет не только личностное, но и социальное значение. Чехов показывает, как старые дворянские ценности сталкиваются с прагматизмом нового времени, как идеализм молодёжи оказывается бессильным перед реальными проблемами, а прошлое теряет свою силу, уступая место неизбежным переменам. Эта пьеса становится метафорой эпохи, где поколения не могут найти общий язык, а вместе с этим теряют связь с историей, культурой и своими корнями.
9.
Почему мы сочувствуем героям Чехова?
Произведения Антона Павловича Чехова всегда вызывали глубокий отклик у читателей. Причина этого кроется не только в мастерстве писателя, но и в особом умении создавать персонажей, близких и понятных каждому из нас. Мы сочувствуем героям Чехова, потому что они воплощают в себе универсальные черты человеческой натуры: слабости, стремления, страхи и надежды. Эти черты делают их живыми, настоящими и такими, с которыми легко себя ассоциировать.
Прежде всего, герои Чехова привлекают своей обыденностью. В рассказах и пьесах писателя мы видим не выдающихся личностей, а самых обычных людей, столкнувшихся с трудностями повседневной жизни. Например, в рассказе «Человек в футляре» Беликов — это человек, замкнувшийся в своём мире правил и страхов. Его жизнь вызывает жалость, так как она лишена радости и свободы. Мы понимаем, что Беликов не злодей, а жертва обстоятельств и собственного характера. Его трагедия напоминает нам о том, как часто страх перемен лишает нас полноты жизни.
Чеховские персонажи вызывают сочувствие ещё и потому, что их стремления и мечты остаются нереализованными. В рассказе «Ионыч» доктор Старцев мечтал о великом, но постепенно его мечты угасли, уступив место однообразной жизни, наполненной рутиной и одиночеством. Мы видим, как человек, обладающий потенциалом, не сумел справиться с трудностями и потерял себя. Это вызывает грусть и осознание того, как важно не терять своих идеалов.
Глубокое сострадание вызывают герои пьес Чехова. Например, в «Вишнёвом саду» Раневская и Гаев символизируют уходящую эпоху. Их неспособность сохранить сад, который для них значит так много, становится метафорой утраты ценностей и традиций. Хотя их ошибки очевидны, мы не можем не сопереживать им, ведь они, как и все люди, пытаются сохранить связь с прошлым и найти своё место в стремительно меняющемся мире.
Чеховские герои затрагивают нас своей внутренней борьбой. Они часто стоят перед выбором, который определяет их судьбу. В рассказе «Душечка» Ольга Семёновна, героиня, казалось бы, проста, но за её внешней зависимостью от других людей скрывается потребность быть нужной, любить и чувствовать, что её жизнь имеет смысл. Мы сочувствуем ей, потому что видим, как тяжело человеку, утратившему самого себя, найти гармонию.
Ещё одной причиной, почему мы сочувствуем героям Чехова, является его тонкая ирония. Чехов никогда не осуждает своих персонажей, но и не идеализирует их. Он показывает их такими, какие они есть, с их слабостями и достоинствами. Это позволяет нам увидеть в них нечто близкое и понять, что каждый человек достоин понимания и сострадания.
Таким образом, сочувствие к героям Чехова — это результат их человеческой правдивости и близости к читателю. Мы видим в них не только литературных персонажей, но и себя, своих знакомых, близких. Это делает произведения Чехова вечными, а его героев — живыми в наших сердцах.
Темы рефератов. Стр. 354
1.
Женские образы в прозе А. П. Чехова
Творчество Антона Павловича Чехова отличается удивительной правдивостью и глубиной в изображении человеческой натуры. Женские образы в его прозе занимают особое место, раскрывая разные стороны женской души — от нежности и самоотверженности до внутренней борьбы и одиночества. Эти персонажи живут в условиях социальной и личной несправедливости, которые нередко становятся основой для их драматических судеб.
Женские образы как отражение эпохи
Чехов создавал своих героинь в период перехода российского общества от традиционного уклада к модернизации. Его женские образы неразрывно связаны с контекстом времени. Например, в рассказах «Анна на шее» и «Душечка» героини сталкиваются с ожиданиями, которые возлагают на них общество и мужчины. Анна, вынужденная выйти замуж за нелюбимого человека, стремится выжить в условиях, где женщинам мало что позволено. Её история — это пример того, как мечты и стремления ломаются под тяжестью социальных норм.
В «Душечке» Ольга Семёновна является символом женщины, которая полностью растворяется в своих отношениях. Чехов показывает её зависимость от мужчин, подчёркивая, как традиционная роль женщины ограничивает её развитие. При этом образ вызывает сочувствие, поскольку за видимой слабостью скрывается желание быть любимой и нужной.
Женщины в поисках счастья
Особенностью женских образов Чехова является их стремление к счастью, которое они часто понимают через любовь. В «Даме с собачкой» Анна Сергеевна переживает внутренний кризис, разрываясь между долгом и чувством. Её история, как и история Гурова, становится символом попытки найти смысл жизни через любовь, несмотря на общественные ограничения. Анна — это пример женщины, которая, несмотря на сложные обстоятельства, пытается изменить свою судьбу.
Сила и слабость чеховских героинь
Многие женские образы у Чехова сочетают в себе удивительное сочетание силы и уязвимости. Например, в «Попрыгунье» Ольга Ивановна предстаёт как женщина легкомысленная и эгоистичная, но её судьба вызывает сожаление. Чехов не осуждает её, а показывает, как ограниченные возможности выбора и неспособность к самоанализу приводят к трагическим последствиям.
Интересен также образ Екатерины Ивановны из рассказа «Скрипка Ротшильда». Её жизнь была полна страданий, но именно после её смерти её муж начинает осознавать, как много она значила. Чехов через её образ подчёркивает трагедию недооценённой женской жизни.
Чеховский реализм и тонкость изображения
Чеховские героини реальны и многогранны. Он мастерски использует детали, чтобы раскрыть их характеры. Например, в описании одежды, жестов или выражения лиц героинь мы чувствуем их настроение, внутренние переживания и жизненные обстоятельства. Это делает образы женщин у Чехова близкими и понятными каждому читателю.
Использование символики в женских образах
Чехов нередко использует символику, чтобы подчеркнуть внутренний мир своих героинь. Например, в «Ионе» женщина-утешительница становится символом человечности и сострадания, тогда как в «Даме с собачкой» образ маленькой собачки акцентирует внимание на одиночестве и привязанности.
Значение женских образов для творчества Чехова
Женские персонажи в произведениях Чехова не просто второстепенные героини. Они часто становятся зеркалом, через которое автор показывает изменения в обществе, личные драмы и противоречия человеческой души. Их образы вдохновляли не только читателей, но и исследователей литературы, таких как Б. Ейхенбаум, Ю. Лотман и другие.
Заключение
Женские образы в прозе А. П. Чехова — это многообразие характеров, судеб и эмоций. Они помогают понять, какова была жизнь женщин в эпоху Чехова, и при этом остаются актуальными и в наше время. Эти образы продолжают вдохновлять читателей своей глубиной, человечностью и художественным совершенством.
Ссылки
1. Ейхенбаум, Б. «Чехов и его героини».
2. Лотман, Ю. М. «Семантика женских образов в прозе Чехова».
3. Творчество Чехова в контексте российской литературы XIX века.
2.
Медицинская тема в рассказах и повестях Чехова
Антон Павлович Чехов, являясь врачом по профессии, часто обращался к медицинской теме в своём литературном творчестве. Его произведения не только отразили реалии медицинской практики конца XIX века, но и раскрыли гуманистическую природу профессии врача. Через своих персонажей Чехов передаёт сложность врачебной деятельности, её высокую моральную ответственность и сопутствующие ей нравственные конфликты.
Врач как центральный персонаж
Медицинская тема ярко представлена в рассказе «Ионыч». Главный герой, Дмитрий Ионыч Старцев, — уездный врач, изначально стремящийся помогать людям и преданный своей профессии. Однако с течением времени он становится равнодушным, циничным, замыкается в себе. Через этот образ Чехов поднимает тему профессионального выгорания, что особенно актуально и в наше время. Старцев — пример того, как обыденность, отсутствие поддержки и духовного удовлетворения могут повлиять на личность врача.
Проблемы медицины и общества
В рассказе «Скучная история» Чехов вводит персонажа Николая Степаныча, выдающегося профессора медицины. Герой размышляет о смысле жизни, науке и своей профессии. Он сталкивается с одиночеством и разочарованием, чувствуя, что его научные достижения и работа не приносят удовлетворения. Этот рассказ затрагивает не только медицинскую, но и философскую тему, поднимая вопросы личной и профессиональной идентичности.
Интересен также рассказ «Хирургия», где Чехов с юмором описывает казусный случай из практики земского врача. Этот рассказ раскрывает сложные взаимоотношения между врачами и пациентами. Комическое изображение ситуации подчёркивает, что медицина нередко становится ареной человеческих слабостей и некомпетентности.
Гуманизм в медицинской деятельности
Рассказ «Палата №6» представляет один из наиболее трагичных взглядов Чехова на медицинскую тему. В произведении изображается больница, где пациенты находятся в тяжёлых условиях, а врачи — в моральной апатии. Центральный персонаж, доктор Рагин, сталкивается с несправедливостью системы, но не может изменить сложившуюся ситуацию. Через этот рассказ Чехов критикует равнодушие и бездействие медицинских работников, показывая важность сострадания и человечности.
Отношение Чехова к медицине
Чехов считал медицину одной из самых благородных профессий. Он говорил: «Медицина — моя законная жена, а литература — любовница». Это отношение видно в его рассказах, где профессия врача нередко становится символом морального долга и служения людям. Чехов описывал будни врачей с удивительной точностью, уделяя внимание как внешним аспектам профессии, так и внутреннему миру медиков.
Значение медицинской темы в творчестве Чехова
Медицинская тема в произведениях Чехова служит не только для изображения профессиональной сферы врача, но и для глубокого анализа общества и человека. Через своих героев-врачей Чехов раскрывает темы одиночества, сострадания, моральной ответственности и человеческой природы. Эти произведения актуальны и сегодня, вдохновляя медицинских работников и привлекая внимание к нравственным аспектам их деятельности.
Заключение
Медицинская тема в рассказах и повестях Чехова занимает особое место, отражая его профессиональный опыт и мировоззрение. Эти произведения показывают жизнь врачей и пациентов во всей её сложности и противоречивости. Работы Чехова остаются не только литературным наследием, но и важным источником для понимания гуманизма в медицине.
Ссылки:
1. Ейхенбаум, Б. «Творчество Чехова и его профессиональные мотивы».
2. Лотман, Ю. «Чехов и реалии земской медицины».
3. Словарь медицинских мотивов в русской литературе XIX века.
3.
Записные книжки А. П. Чехова и их роль в творческом процессе создания рассказов
Антон Павлович Чехов, будучи великим мастером художественного слова, использовал записные книжки как неотъемлемую часть своего творческого процесса. Эти тетради стали своеобразным архивом его идей, наблюдений и планов, которые впоследствии воплощались в его рассказах, повестях и пьесах. Исследование записных книжек Чехова позволяет глубже понять, как рождались его произведения, а также осознать масштаб его художественного мышления.
Характер записных книжек Чехова
Записные книжки Чехова представляют собой конспективные записи, афоризмы, заметки о наблюдениях и идеях, которые автор фиксировал в течение всей своей жизни. В них не только зарождались сюжеты его рассказов, но и отражались его размышления о жизни, искусстве и литературе. Как писал Чехов в одном из писем: «Заметить — значит наполовину написать».
Чехов был сторонником точности и лаконичности, что отражалось и в его записных книжках. Записи зачастую лаконичны, фрагментарны, но при этом наполнены глубокой мыслью. Это свидетельствует о его умении выделять самое важное и ценное в окружающем мире.
Записные книжки как источник идей для творчества
Многие сюжеты рассказов Чехова имеют своё начало именно в его записных книжках. Например, краткая запись о мелочах человеческой жизни или наблюдение за природой могли стать основой для создания целого произведения. Так, зародившаяся в записной книжке идея о «человеке в футляре» впоследствии обрела форму одного из самых знаменитых рассказов Чехова. В этих записях можно увидеть не только зарождение сюжета, но и попытку автора определить его центральную тему.
Интересным примером является рассказ «Ионыч». Чехов записал в своих заметках об одиночестве, которое разрушает человека, и вскоре эти идеи оформились в образ Дмитрия Старцева, чья жизнь стала иллюстрацией этой мысли. Аналогично записанные Чеховым диалоги, фразы или отдельные выражения нередко становились частью литературного текста.
Художественное и документальное значение записных книжек
Записные книжки Чехова имеют не только литературную, но и историческую ценность. В них отражены его размышления о социальных проблемах, о положении крестьянства, интеллигенции и о состоянии медицины. Чехов фиксировал свою реакцию на значимые события эпохи, будь то голод, эпидемии или общественные изменения. Эти заметки помогали ему не только систематизировать свои мысли, но и придавали его произведениям правдивость и достоверность.
С точки зрения художественного анализа, записные книжки позволяют увидеть, как формировалась чеховская поэтика. Они демонстрируют, как из коротких заметок и идей создавались произведения с глубокой философской и психологической составляющей.
Влияние записных книжек на стиль Чехова
Лаконичность и меткость записей в записных книжках стали важной частью стиля Чехова. Он часто отталкивался от наблюдений за обыденной жизнью, фокусируясь на деталях, которые обычно остаются незамеченными. Например, Чехов писал: «Слова одышливые. Текст должен дышать». Эта установка, найденная в его записных книжках, нашла своё воплощение в произведениях, где каждое слово имеет значение, а повествование стремится к максимальной точности.
Заключение
Записные книжки Антона Павловича Чехова являются уникальным источником для понимания его творческого метода. Они служили не только хранилищем идей, но и инструментом для анализа жизни, благодаря которому Чехов смог создать произведения, остающиеся актуальными и сегодня. Через свои записные книжки Чехов выстроил мост между реальностью и литературой, превратив свои наблюдения и размышления в искусство. Эти тетради позволяют исследователям и читателям глубже понять внутренний мир писателя и ощутить сложность его художественного гения.
Источники:
1. Голубков, В. «Чехов: жизнь и творчество в записках».
2. Михайлов, А. «Рабочие тетради Чехова как источник его идей».
3. Чехов А. П. «Записные книжки. Полное собрание сочинений».
4.
Драматургия А. П. Чехова в контексте становления европейской драмы конца XIX — начала XX века
Антон Павлович Чехов, выдающийся русский драматург и прозаик, оказал значительное влияние на развитие европейской драмы конца XIX — начала XX века. Его творчество, пронизанное особым вниманием к внутреннему миру человека, обыденной жизни и скрытым конфликтам, стало важным этапом в формировании новой драмы, которая впоследствии получила развитие в творчестве таких мастеров, как Генрик Ибсен, Август Стриндберг и Бернард Шоу. Рассмотрение драматургии Чехова в контексте европейской драмы позволяет выявить общие тенденции и уникальные черты его художественного метода.
Особенности чеховской драматургии
Чеховская драматургия знаменовала собой отход от традиционных форм классической драмы, основанных на четкой сюжетной структуре, ярко выраженных конфликтах и героических характерах. В пьесах Чехова события приобретают камерный характер, а сюжетное действие заменяется тонкой передачей психологических переживаний героев. Например, в «Вишневом саде» и «Чайке» конфликт не носит открытого характера, но проявляется в подтексте диалогов, мелких жестах и бытовых подробностях.
Важной чертой чеховской драмы является многоголосие. Каждый персонаж говорит на своем «языке», представляя уникальную точку зрения. Это позволяет создать объемное, многослойное пространство, где герои не только вступают в диалоги, но и сосуществуют, сохраняя свои внутренние конфликты.
Чехов и Генрик Ибсен: общие черты и различия
Творчество Антона Чехова часто сопоставляют с драматургией Генрика Ибсена. Оба автора стремились к изображению внутреннего мира человека и социальных конфликтов, но делали это разными способами. Ибсен, будучи приверженцем социального реализма, акцентировал внимание на драматических столкновениях и борьбе за права личности. Чехов же предпочитал изображать тихие, едва заметные изменения, которые происходят внутри его персонажей.
Например, в «Кукольном доме» Ибсен показывает разрыв Норы с традиционными представлениями о семье и обществе. Чехов, в свою очередь, в «Дяде Ване» демонстрирует конфликт между мечтами героев и их неспособностью что-либо изменить в своей жизни. Таким образом, драматургия Чехова носит более лирический, психологический характер.
Влияние Чехова на европейскую драму
Пьесы Чехова оказали огромное влияние на развитие театра в Европе. Его стиль, ориентированный на внутреннюю динамику, нашел отклик у режиссеров и драматургов, стремившихся к обновлению театрального искусства. Чехов стал одним из первых авторов, чьи пьесы активно ставились на сценах Западной Европы. Например, «Чайка» в постановке К. С. Станиславского вызвала интерес к русской драме во Франции, Германии и Великобритании.
Европейские драматурги, такие как Август Стриндберг и Бернард Шоу, вдохновлялись чеховскими приемами создания драматического действия через диалоги, паузы и внутренние монологи. Стриндберг в своих поздних пьесах использовал элементы символизма, схожие с теми, что присутствуют в «Вишневом саде», а Шоу ценил Чехова за его гуманизм и внимание к деталям.
Чехов и театр XX века
С появлением модернистских направлений в театре Чехов стал восприниматься как основоположник нового подхода к драматургии. Его пьесы адаптировались режиссерами-новаторами, такими как Петер Брук и Йержи Гротовский, которые искали новые формы выражения человеческих переживаний. Влияние Чехова можно проследить в пьесах Сэмюэля Беккета, где внимание сосредоточено на абсурдности повседневной жизни.
Заключение
Драматургия Антона Павловича Чехова стала ключевым этапом в становлении европейской драмы конца XIX — начала XX века. Его произведения, основанные на тонкой психологической проработке персонажей и изображении скрытых конфликтов, изменили представление о театре и драме, оказав значительное влияние на развитие мировой литературы. В контексте европейской драмы Чехов предстает не только как новатор, но и как художник, сумевший раскрыть универсальные темы человеческого существования.
Источники:
1. А. П. Чехов. «Чайка», «Вишневый сад».
2. Немирович-Данченко В. «История постановок Чехова в Европе».
3. Питер Брук. «Театральная эстетика Чехова и современность».
5.
Антон Павлович Чехов и Московский Художественный театр: История великого сотрудничества
Антон Павлович Чехов, одна из ключевых фигур русской и мировой литературы, тесно связан с историей Московского Художественного театра (МХТ). Этот союз стал не только важным этапом в развитии русской драматургии, но и открыл новую главу в театральном искусстве конца XIX – начала XX века. Чехов и МХТ заложили основы нового подхода к театру, который впоследствии оказал влияние на мировую сцену, став воплощением драматургического новаторства и психологической глубины.
Истоки сотрудничества: путь к успеху
К моменту основания МХТ в 1898 году Чехов уже зарекомендовал себя как автор коротких рассказов и драматических произведений, которые пользовались популярностью у читателей. Однако его драматургический талант не был сразу оценён по достоинству. Провал постановки «Чайки» в Александринском театре в 1896 году стал для Чехова серьёзным ударом. Эта неудача заставила его задуматься о дальнейшей работе в области драматургии. Однако Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, основатели МХТ, увидели в «Чайке» произведение, идеально подходящее для воплощения их новаторских театральных идей.
МХТ с самого начала стремился преодолеть шаблонность традиционного театра, в котором господствовали пафосные монологи и чрезмерный драматизм. Станиславский и Немирович-Данченко искали пьесы, которые позволили бы создать «театр жизни», основанный на правдивом отражении человеческой психологии. Чеховская «Чайка» стала их первым крупным успехом. Постановка 1898 года принесла театру признание, а Чехову – славу как новатору в драматургии.
Чехов и МХТ: творческий союз
После успеха «Чайки» сотрудничество Чехова с МХТ продолжилось. Следующими пьесами, поставленными на сцене театра, стали «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад». Каждое из этих произведений стало этапом в развитии театрального искусства.
В «Дяде Ване» Чехов показывает трагизм обыденной жизни. Герои пьесы погружены в бесконечные размышления о несбывшихся мечтах, несостоявшейся любви и утраченных возможностях. Станиславский и Немирович-Данченко сумели передать на сцене тончайшие нюансы этих переживаний, делая акцент на внутреннем конфликте героев, а не на внешнем действии.
«Три сестры» – ещё один шедевр Чехова, который был впервые поставлен в МХТ в 1901 году. Эта пьеса стала примером того, как Чехов с помощью тонкой драматургии исследует темы неудовлетворённости жизнью, утраты смысла и надежды на лучшее будущее. Станиславский с особым вниманием подошёл к созданию атмосферы, подчёркивая гармонию между сценографией, актёрской игрой и текстом.
«Вишневый сад»: итог творчества Чехова
Последняя пьеса Чехова, «Вишневый сад», стала венцом его драматургического наследия. Чехов считал её комедией, но Станиславский, поставивший пьесу на сцене МХТ в 1904 году, трактовал её как трагедию. Этот конфликт в интерпретации подчёркивает многогранность чеховского таланта: его произведения допускают разные прочтения, открывая зрителю глубину человеческих переживаний.
«Вишневый сад» исследует тему перемен, утраты и обновления. Герои пьесы, такие как Раневская и Лопахин, олицетворяют столкновение старого дворянского уклада и новой буржуазной реальности. Постановка в МХТ сделала акцент на символизме пьесы, включая её ключевые образы, такие как вишнёвый сад, который одновременно символизирует утрату прошлого и надежду на будущее.
Новаторство МХТ: психологический театр Чехова
Станиславский и Немирович-Данченко разработали уникальную систему работы с актёрами, которая идеально подходила для воплощения пьес Чехова. Их метод включал детальный анализ текста, поиск скрытых мотивов и внутренних конфликтов героев. Это позволило актёрам создавать глубокие и многослойные образы, раскрывая сложность человеческой психики.
Чеховские пьесы стали основой для создания «психологического театра», где главное внимание уделялось не внешним событиям, а внутреннему миру персонажей. Такой подход оказал огромное влияние на развитие мирового театра, став вдохновением для режиссёров и актёров во многих странах.
Влияние на мировую драматургию
Сотрудничество Чехова с МХТ стало знаковым не только для русской, но и для мировой культуры. Чеховские пьесы стали классикой, их ставят на сценах театров по всему миру. МХТ открыл для зрителей новую драматургию, которая обращается к вечным темам человеческого существования, таким как любовь, одиночество, надежда и утрата.
Заключение
Творческий союз Антона Павловича Чехова и Московского Художественного театра – это пример уникального сотрудничества, результатом которого стало рождение нового театрального искусства. МХТ не только раскрыл талант Чехова как драматурга, но и сформировал новый подход к театру, который продолжает вдохновлять поколения режиссёров и актёров. Чехов и МХТ – это символы новаторства, глубокого анализа и стремления к правдивому отражению жизни.
Источники:
1. Станиславский К. С. «Моя жизнь в искусстве».
2. Немирович-Данченко В. И. «О Чехове и театре».
3. Чехов А. П. Полное собрание сочинений.
4. История Московского Художественного театра.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением