Упр.397 Часть 2 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 397.1. Выразительно прочитайте текст. Какое настроение он передаёт? Определите, какими тропами и другими выразительными языковыми средствами пользуется автор. Найдите...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
397.1. Выразительно прочитайте текст. Какое настроение он передаёт? Определите, какими тропами и другими выразительными языковыми средствами пользуется автор. Найдите наречия. Какова их роль в данном описании?
Весна наступила рано. Кто-то целыми днями хлопотливо шнырял в лесу и пыхтел, подымая топь. На сугробы опрокидывал ковши горячих лучей, и сугробы ёжились и фыркали, как разбуженные в берлогах звери; звенел вверху, как колокольчиками, тонкими ветками, осыпая с них искристые сосульки; месил жидкое тесто на дорогах, дышал голубым небом, запахом раннего детства, соками размякшей древесной коры, клеем еле заметных почек.
Никто не заметил, когда поднялась топь. Случилось ли это ночью, более глубокой и мудрой, чем день, или днём, но далеко от человека, под защитой густого ольшаника и верб, или утренние зори разгадали тайну, — только топь поднялась высоко и властно залила лес.
Она плотно охватила снизу дубы и берёзы, точно они не были в её власти, и деревья стали ещё более неподвижными, тихими, чем были. Она победно шумела, мчась по оврагам, гнула ивы, ломала хрупкий сушняк, она вползала на высокие дороги, лениво, довольно, как собака после охоты, отдыхала там на солнцепёке, влажно вглядываясь в небо мутными от опьянения собственным разгулом глазами.
Горячо, сине, ярко распласталось небо и, сходясь в узкие воронки, всё целиком падало на поляны, ставшие озёрами. Озёра плавились и лучились. Что-то лежало в них на самом дне, и, пробуждаясь ото сна, солнце опускалось вглубь по воронкам неба.
(По С. Сергееву-Ценскому )
Текст передаёт ощущение ранней весны, пробуждения природы и легкой таинственности. Автор создает атмосферу перемен, в которой ощущается как радость от прихода тепла, так и некоторая загадочность, связанная с природными явлениями.
Автор испольщует:
• Эпитеты: «искристые сосульки», «густой туман», «мутные глаза», «глубокой и мудрой ночи».
• Сравнения: «сугробы ежились и фыркали, как разбуженные в берлогах звери», «звенья наверху, как колокольчики», «луга, как полянки, ставшие озёрами».
• Метафоры: «ночь поднималась толью», «топь подчиняла всю свою власть», «озёра плавились и лучились».
• Олицетворения: «сугробы ежились», «ночь поднималась», «собака спала носом в хвост», «озёра лучились».
Роль наречий:
• Они помогают передать динамику описания, создавая эффект живого движения природы.
• Уточняют характеристики явлений («медленно поднималась», «неведомо где»), усиливая эффект таинственности.
• Создают эмоциональную окраску текста, подчеркивая оттенки настроения («горячо, сгорая в узкие ворота» передает ощущение яркого солнца).
Таким образом, наречия усиливают выразительность описания природы и делают текст более живым и образным.
2. Кто больше? Выпишите из текста наречия, разберите их по составу, определите разряды. Какие из этих наречий нужно отличать от совпадающих по звучанию слов и сочетаний? Обоснуйте свою точку зрения.
Объясните лексическое значение слов хлопотливо, ольшаник, сушняк, солнцепёк с помощью подбора однокоренных.
Рано (времени); хлопотливо (образа действия); вверху (места); когда (времени); ночью (времени); днем (времени); далеко (места); высоко (образа действия); властно (образа действия); плотно (образа действия); снизу (места); победно (образа действия); лениво (образа действия); довольно (образа действия); влажно (образа действия); горячо (образа действия); сине (образа действия); ярко (образа действия); целиком (образа действия); вглубь (места).
Наречия, такие как вверху, ночью, днём, снизу, вглубь, важно отличать от существительных, которые звучат похоже, но имеют другое значение. Например, слово ночью – это наречие, обозначающее время, а ночь – существительное.
Кроме того, наречия хлопотливо, властно, плотно, победно, лениво, довольно, влажно, горячо, сине, ярко не следует путать с краткими прилагательными среднего рода, которые имеют схожую форму.
Хлопотливо – означает с трудом, с заботами, сопряжёнными с какими-либо делами.
Ольшаник – густая заросль ольхи, встречающаяся в болотистых местах.
Сушняк – засохшие деревья, кустарники или сухие ветки, валежник.
Солнцепёк – место, куда сильно светит солнце, вызывая сильную жару.
Эти слова помогают точнее описывать окружающий мир, а различение наречий и существительных важно для правильного понимания и использования языка.
3. Проведите синтаксический разбор предложения с причастным и деепричастным оборотами.
Горячо, сине, ярко распласталось небо и, сходясь в узкие воронки, все целиком падало на поляны, ставшие озерами.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельствами, причастным и деепричастным оборотами).
4. Какой способ словообразования объединяет выделенные слова? Докажите.
Выделенные слова объединяет бессуффиксный способ словообразования.
Топь < топить.
Запахом < запахнуть.
Защитой < защитить.
Разгулом < разгуляться.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением