Ответы на вопросы на стр.41 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Темы сочинений. Стр. 411.В каком возрасте нужно читать сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина?Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина занимают особое место в русской...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Темы сочинений. Стр. 41
1.
В каком возрасте нужно читать сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина?
Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина занимают особое место в русской литературе. Они отличаются глубоким сатирическим смыслом, гротеском, аллегориями и скрытой социальной критикой, что делает их произведениями, требующими осмысленного прочтения. Вопрос о том, в каком возрасте следует знакомиться с этими сказками, не имеет однозначного ответа, так как многое зависит от уровня подготовки читателя, его способности воспринимать и анализировать сложные художественные образы, скрытые намёки и многозначность повествования.
Принято считать, что сказки традиционно предназначены для детей, однако произведения Салтыкова-Щедрина не вписываются в это представление. Его тексты наполнены аллюзиями на исторические события, политическую ситуацию, устройство общества и человеческие пороки. Например, в сказке «Премудрый пискарь» рассматривается проблема трусости и социальной пассивности, а «Дикий помещик» разоблачает глупость и бесполезность властителей, оторванных от народа. Дети, незнакомые с социально-политическим контекстом, не смогут в полной мере понять их смысл. Кроме того, в сказках Салтыкова-Щедрина много сложных речевых оборотов, архаизмов, иронических выражений, которые требуют определённого уровня языковой подготовки.
Первое знакомство с этими произведениями может состояться в старших классах школы, когда у учеников формируются навыки анализа и критического восприятия текста. В это время они начинают изучать историю России, знакомятся с особенностями политической и социальной жизни XIX века, что помогает им лучше понять подтекст сказок. Важно, чтобы чтение таких произведений сопровождалось разъяснением учителя или взрослого, так как самостоятельное восприятие может быть затруднено сложностью авторского стиля и метафоричностью языка.
В то же время взрослый читатель получает от сказок Салтыкова-Щедрина особое удовольствие, поскольку он способен увидеть в них не только исторический, но и актуальный смысл. Многие проблемы, затронутые в сказках, сохраняют свою значимость и сегодня. Например, «Медведь на воеводстве» обличает коррумпированную власть, «Карась-идеалист» — бездействие интеллигенции, а «Коняга» — тяжёлую судьбу трудового народа. Взрослый человек может сопоставить эти аллегории с современными реалиями и осознать глубину сатиры писателя.
Таким образом, сказки Салтыкова-Щедрина следует читать в осознанном возрасте. Первое знакомство можно организовать в школьные годы, но их полное понимание приходит только с накопленным жизненным опытом. Эти произведения остаются актуальными и для современного читателя, позволяя увидеть в них не только прошлое, но и настоящее, а возможно, даже и будущее.
2.
Приём гротеска в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина
Гротеск – один из важнейших приёмов в сатире Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Этот художественный приём позволяет автору доводить до предела черты персонажей и ситуаций, создавая преувеличенные, фантастические образы, которые тем не менее метко отражают реальность. Использование гротеска в сказках и сатирических произведениях писателя помогает ему высмеивать общественные пороки, разоблачать власть имущих и показывать абсурдность социального устройства России XIX века.
Гротеск Салтыкова-Щедрина основан на гиперболе, аллегории и фантастических допущениях, которые, тем не менее, воспринимаются как отражение реальной жизни. Например, в сказке «Дикий помещик» помещик настолько желает избавиться от простого народа, что его просьба исполняется, и крестьяне исчезают. В результате он превращается в дикого зверя, разучивается говорить, ходить и думать, становясь жалкой и беспомощной фигурой. Этот гротескный образ доводит до абсурда идею самодостаточности аристократии, показывая, что без народа власть не может существовать.
Подобный приём используется и в сказке «История одного города», где градоначальники представляют собой карикатурные фигуры, доведённые до полного абсурда. Например, один из правителей – Беневоленский – постоянно спит, в то время как город подвергается нападению и разорению. Другой – Угрюм-Бурчеев – пытается насильно ввести порядок, разрушая дома и переселяя горожан в ровные ряды бараков. Эти преувеличенные образы высмеивают бюрократию, жестокость и абсурдность самодержавного управления.
Гротеск Салтыкова-Щедрина особенно ярко проявляется в создании говорящих животных и фантастических существ, которые символизируют человеческие качества и социальные явления. Так, в сказке «Премудрый пискарь» главный герой – маленькая рыбка, которая, следуя наставлениям родителей, всю жизнь проводит в страхе, скрываясь в норе и боясь выйти наружу. Этот абсурдный и на первый взгляд нелепый образ обличает людей, которые предпочитают пассивность и трусливое существование, лишая себя полноценной жизни. Гротеск здесь помогает усилить сатирический эффект, показывая нелепость такого образа жизни.
Другой пример – сказка «Медведь на воеводстве», в которой власть передаётся медведю, символизирующему грубую силу и беззаконие. Этот сюжет гротескно отражает коррупцию и деспотизм власти, демонстрируя, что управлять государством может кто угодно, даже неразумное животное, если оно обладает достаточной жестокостью. Через этот гротескный образ автор разоблачает самодержавный строй, в котором правители далеки от здравого смысла и заботы о народе.
Таким образом, приём гротеска в сатире Салтыкова-Щедрина выполняет несколько функций: он усиливает сатирическую направленность произведений, делает критику власти и общественных пороков более острой, а также помогает передать абсурдность социальной реальности. Благодаря гротеску писатель создаёт яркие, запоминающиеся образы, которые, несмотря на фантастическую форму, точно передают суть пороков общества. Этот приём делает сатиру Салтыкова-Щедрина особенно выразительной и действенной, позволяя ему говорить о серьёзных проблемах через гиперболизированные, комические и одновременно трагические образы.
3.
Фантастика и горькая правда в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Роман-сатира «История одного города» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина представляет собой уникальное произведение, в котором причудливым образом сочетаются элементы фантастики и горькая правда. Этот приём позволяет автору создать своеобразную аллегорическую картину российской действительности XIX века, показать её пороки, а также выразить тревогу за судьбу страны. Фантастические элементы в книге переплетаются с реалистичным изображением российской истории, а гротескные преувеличения подчёркивают истинное положение дел.
Фантастика в «Истории одного города» проявляется прежде всего в самом построении повествования. Книга подана как летописный свод, якобы обнаруженный автором, в котором рассказывается о вымышленном городе Глупове и его правителях. Сам город представлен как некое сказочное пространство, вне реального времени и географии, однако его обитатели и события явно напоминают исторические реалии Российской империи. Глупов населён покорными и безынициативными людьми, готовыми терпеть любые издевательства со стороны власти. В их покорности, доходящей до абсурда, и заключается основная фантастическая черта города.
Одним из самых ярких фантастических образов является градоначальник, у которого вместо головы установлен механический орган, играющий только фразу «не потерплю!». Этот гротескный образ подчёркивает мысль о бездумности и жестокости российской бюрократии. Глуповские правители – карикатурные фигуры, в поведении которых автор намеренно доводит до абсурда реальные черты самодержавных властителей. Например, один из них, Дементий Варравин, питает страсть к разрушению, разоряя город ради призрачного порядка. Другой, Угрюм-Бурчеев, стремится к полной регламентации жизни, но его попытки навести порядок приводят к разорению и гибели города. В этих фантастических персонажах угадываются реальные правители России, их абсурдные реформы и жестокость по отношению к народу.
Гротескные и фантастические элементы в романе подчёркивают горькую правду о российской истории. Автор показывает, что на протяжении веков власть в стране принадлежала жестоким, равнодушным и некомпетентным людям, заботящимся лишь о собственных интересах. Глуповские градоначальники сменяют друг друга, но суть правления остаётся неизменной – народ продолжает страдать, терпеть и не пытаться изменить свою судьбу. Эта мысль выражается в одном из центральных эпизодов романа, когда глуповцы приходят на мирскую сходку и, вместо того чтобы выступить против угнетателей, начинают бить друг друга. В этом преувеличенном, но по сути верном изображении кроется глубокая сатира на российскую действительность, где народ часто оказывается пассивным и покорным.
Горькая правда, скрытая под фантастическим сюжетом, заключается и в том, что самодержавный строй, высмеиваемый автором, неизменно повторяется. История Глупова – это не просто сказочный вымысел, а обобщённый образ истории России, в которой сменяются правители, но сама система остаётся неизменной. Народ не учится на своих ошибках, а каждый новый правитель продолжает подавлять его волю. Этот трагический мотив делает роман не только сатирическим, но и глубоко философским произведением, в котором автор выражает пессимистический взгляд на будущее страны.
Таким образом, «История одного города» – это произведение, в котором фантастика становится способом выразить горькую правду о российской истории. Через гротеск, аллегории и фантастические преувеличения Салтыков-Щедрин показывает цикличность истории, беспомощность народа и деспотизм власти. Несмотря на внешнюю комичность, роман оставляет тяжёлое впечатление, заставляя задуматься о вечных проблемах российского общества.

Темы рефератов. Стр. 41
1.
Жанр сатирической сказки в русской литературе XVIII—XIX веков
Сатирическая сказка – это особый жанр, сочетающий элементы народной сказки, фантастики и социальной сатиры. В русской литературе XVIII—XIX веков этот жанр активно развивался, становясь мощным средством критики общества, власти и человеческих пороков. Использование сказочных мотивов позволяло писателям смело высказываться о недостатках современной им действительности, маскируя резкую сатиру под фантастический или аллегорический сюжет. В этот период сатирическая сказка приобретает литературную обработку, обогащается философскими размышлениями, гротеском и политическими аллюзиями.
Начало литературной сатирической сказке в России положили писатели XVIII века, прежде всего Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Николаевич Радищев и Денис Иванович Фонвизин. Их творчество носило просветительский характер, а сатира была направлена на критику крепостничества, социального неравенства и злоупотреблений чиновников. Важную роль сыграла басня, которая в XVIII веке сблизилась с жанром сказки. Например, в баснях Ивана Андреевича Крылова прослеживаются черты сатирической сказки – яркие аллегорические образы, высмеивающие пороки общества, острая критика правящих кругов, использование гротеска и гипербол.
Настоящий расцвет жанра пришёлся на XIX век, когда русская литература обратилась к глубокой социальной сатире. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин стал основоположником сатирической сказки в её классическом виде. В его произведениях сказочные элементы сочетаются с безжалостной критикой власти, чиновников и обывателей. Цикл «Сказки» (1880-е годы) включает такие произведения, как «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пискарь», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В этих сказках писатель использует приёмы гротеска, аллегории, пародии и сатирического преувеличения, чтобы показать нелепость и жестокость общественного устройства.
В сказке «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин высмеивает русское дворянство, которое, оторвавшись от народа, теряет свою жизнеспособность. Главный герой мечтает избавиться от крестьян, и, когда его желание исполняется, он постепенно деградирует, превращаясь в дикого зверя. Этот сюжет основан на сказочной фантастике, но в основе лежит суровая реальность – дворянская неспособность к труду и паразитический образ жизни. В сказке «Премудрый пискарь» автор обличает пассивность интеллигенции, которая, стремясь к безопасности, превращается в бесполезных существ. Герой – пискарь, который прожил долгую, но бессмысленную жизнь в страхе перед окружающим миром. Его судьба становится метафорой бесхарактерности и трусости.
Сатирическая сказка в XIX веке становилась мощным средством общественной критики, но при этом сохраняла традиционные сказочные черты: антропоморфные образы животных, чудесные превращения, зачин и концовку, характерную для народных сказок. Однако, в отличие от фольклорных произведений, сатирическая сказка русской литературы часто заканчивалась не торжеством справедливости, а печальным или даже трагическим финалом, подчеркивающим неизменность общественного строя.
В XIX веке жанр сатирической сказки не ограничивался творчеством Салтыкова-Щедрина. Александр Сергеевич Пушкин также прибегал к сказочной сатире. В его «Сказке о попе и работнике его Балде» высмеивается духовенство и алчность, а в «Сказке о рыбаке и рыбке» проводится мысль о жадности и жажде власти, которая приводит к краху. Эти сказки, хотя и стилизованы под народные, несут в себе мощный сатирический заряд.
Таким образом, жанр сатирической сказки в русской литературе XVIII—XIX веков прошёл путь от просветительской аллегории к глубокой социальной сатире. Он вобрал в себя традиции народного творчества, соединив их с приёмами реалистического изображения действительности. Сатирическая сказка стала средством разоблачения общественных пороков, обличения самодержавного строя, высмеивания человеческих слабостей и чиновничьего произвола. Этот жанр сохранил своё значение и в XX веке, когда сатирическая сказка продолжила развиваться в творчестве Михаила Булгакова, Евгения Шварца и других писателей.
2.
Чужие литературные герои в сатирических произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – один из крупнейших русских сатириков XIX века, чьи произведения глубоко проникнуты обличением социальных и политических пороков. В своём творчестве он часто прибегал к приёму заимствования и переосмысления чужих литературных героев, используя их для усиления сатирического эффекта. Эти персонажи, заимствованные из мифов, народных сказок, классических литературных произведений, служат ему своеобразными аллегориями и инструментами критики. Через них автор показывает деградацию общества, несправедливость власти, паразитизм чиновничества и глупость обывателей.
Одним из наиболее ярких примеров использования чужих героев является «История одного города». В этом произведении Салтыков-Щедрин создаёт пародийную хронику вымышленного города Глупова, история которого охватывает несколько веков. Автор сознательно использует литературные и исторические архетипы правителей, сочетая в их образах черты мифологических, библейских и литературных персонажей. Например, градоначальники Глупова напоминают одновременно героев классической русской литературы и карикатурные образы исторических деятелей. Один из них – «глуповский Самсон», правитель, отличающийся невероятной физической силой, но полной интеллектуальной беспомощностью, – является пародией на античного героя Самсона, чья мощь не сочетается с мудростью. Он представлен как грубый, ограниченный деспот, чей образ высмеивает самодержавную власть и её абсурдные методы управления.
В «Сказках» Салтыкова-Щедрина встречаются многочисленные отсылки к фольклорным и литературным героям. Например, в сказке «Дикий помещик» образ главного героя напоминает одновременно Ивана-дурака из русских народных сказок и Носорога из басен Лафонтена. Этот персонаж, отказываясь от взаимодействия с народом, деградирует, одичает и становится бесполезным существом. Салтыков-Щедрин, используя знакомые читателю архетипы, показывает уродливые последствия социальной изоляции дворянства и его паразитического существования.
Другой яркий пример переосмысления литературных образов – сказка «Премудрый пискарь». Её главный герой напоминает персонажей древнегреческой философской литературы – отшельников и мудрецов, которые отказываются от активного участия в жизни общества. Однако пискарь в интерпретации Салтыкова-Щедрина не мудрец, а трусливый обыватель, который, стремясь избежать опасностей, превращает свою жизнь в бессмысленное существование. Этот образ является сатирой на пассивную интеллигенцию XIX века, которая предпочитает бездействие и молчание перед лицом несправедливости.
Особое место в творчестве писателя занимает переосмысление образов из западной литературы. В произведении «Современная идиллия» автор обращается к фигуре «доброго помещика», которая является карикатурной версией образа идеального правителя из европейской философской традиции. Он напоминает одновременно Дон Кихота и добрых монархов эпохи Просвещения. Однако в интерпретации Салтыкова-Щедрина этот помещик – самовлюблённый, бессмысленный правитель, чья «забота» о крестьянах сводится к насильственному управлению и абсурдным реформам. Этот приём позволяет автору показать несостоятельность патерналистской системы, в которой власть якобы «заботится» о народе, но на деле его угнетает.
В произведениях Салтыкова-Щедрина также можно встретить образы, напоминающие персонажей Гоголя. Например, в «Губернских очерках» и «Истории одного города» автор использует типаж «мертвых душ», заимствованный у Гоголя, – это чиновники и помещики, которые существуют номинально, но не выполняют никаких функций, являясь бесполезными и даже вредными для общества. Они представляют собой «говорящие маски», механически повторяющие заученные фразы и демонстрирующие полное безразличие к реальной жизни.
В сатирических сказках и повестях писателя часто появляются библейские и мифологические мотивы, но они переосмыслены в гротескном ключе. Например, образ «Кондратьева Вараввы» в «Истории одного города» – это пародийная интерпретация библейского разбойника Вараввы, которого народ предпочёл Христу. В интерпретации Салтыкова-Щедрина этот персонаж – не революционер и не мученик, а типичный русский бюрократ, глупый и жадный, ставший символом несправедливости и лицемерия власти.
Таким образом, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин активно использует чужие литературные образы, переосмысляя их в сатирическом ключе. Он превращает героев античной, библейской, западной и русской литературы в гротескные карикатуры, чтобы подчеркнуть пороки общества, бюрократию, несправедливость власти и моральное разложение чиновников. Этот приём позволяет ему не только усилить сатирическое воздействие на читателя, но и создать универсальные образы, понятные на разных уровнях восприятия. Благодаря этому его произведения остаются актуальными и сегодня, а его сатира продолжает разоблачать общественные пороки, независимо от времени и места.
3.
Сатирические журналы второй половины XIX века: авторы, тематика, жанры
Сатирические журналы второй половины XIX века играли важную роль в развитии русской общественной мысли, став мощным инструментом критики власти, социальной несправедливости, бюрократии и нравственного разложения общества. Они формировали общественное мнение, воздействовали на умы читателей и, несмотря на жесткую цензуру, находили способы донести правду до народа. Жанровое разнообразие, острая полемичность, элементы гротеска и сатиры делали эти издания популярными и востребованными среди интеллигенции и простых читателей.
Во второй половине XIX века сатирические журналы стали особенно популярны в связи с общественно-политическими событиями – реформами Александра II, отменой крепостного права, ростом демократических настроений и усилением революционной борьбы. Многие издания испытывали давление со стороны властей, некоторые были закрыты, но их роль в литературном процессе того времени трудно переоценить.
Одним из самых известных сатирических журналов этого периода был «Искра», основанный в 1859 году Василием Курочкиным. Этот журнал продолжал традиции предшественников, таких как «Современник» и «Отечественные записки», но делал акцент на злободневную сатиру. «Искра» активно разоблачала коррупцию, чиновничий произвол, бездеятельность правительства и социальное неравенство. Здесь публиковались стихотворные фельетоны, сатирические рассказы, пародии, а также карикатуры, ставшие важной частью журнального контента. Одним из ведущих авторов был сам Василий Курочкин, который писал едкие сатирические стихи и фельетоны, высмеивая слабости общества.
Другим значимым изданием был журнал «Будильник», который издавался с 1865 года и занимал промежуточное положение между чисто сатирическим и литературно-художественным журналом. В «Будильнике» сотрудничали такие крупные писатели, как Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Некрасов, Дмитрий Минаев. Салтыков-Щедрин активно использовал площадку журнала для публикации своих памфлетов и сатирических фельетонов, направленных против самодержавия и бюрократии. В «Будильнике» высмеивались не только чиновники и помещики, но и либеральная интеллигенция, революционеры-демократы, представители купечества, что делало издание одним из самых острых в своем жанре.
Журнал «Осколки», основанный в 1875 году Степаном Панютиным, был менее радикальным, но отличался особым стилем сатиры, в котором преобладала ирония и тонкая насмешка. В этом издании сотрудничал один из величайших русских юмористов и сатириков – Николай Лейкин. Его сатирические очерки о жизни мещанства, бюрократии, дворянства раскрывали типичные образы того времени и показывали комичность повседневной жизни. В отличие от более резких сатирических журналов, «Осколки» не подвергался таким жестким гонениям со стороны цензуры, но при этом оставался одним из самых читаемых изданий.
Одним из знаковых изданий второй половины XIX века был журнал «Шут», выходивший с 1863 года и известный своими карикатурами и политической сатирой. Он занимался разоблачением фальшивых ценностей дворянства, лицемерия духовенства и бессмысленности бюрократической системы. Важным элементом журнала были сатирические иллюстрации, которые позволяли обходить цензурные запреты, делая политическую критику более наглядной и доступной для широкой аудитории.
Жанровое разнообразие сатирических журналов включало в себя фельетоны, памфлеты, сатирические рассказы, басни, пародии, эпиграммы, карикатуры и политические анекдоты. Важным элементом многих изданий были «подмётные письма» и «разговоры между персонажами», в которых в аллегорической форме обсуждались важные политические и общественные темы. Такой подход позволял авторам обходить жесткие цензурные ограничения, сохраняя при этом остроту и злободневность высказываний.
Тематика сатирических журналов была разнообразной, но ключевыми темами оставались критика государственной власти, бюрократии, несправедливости и лицемерия общества. Особенно часто высмеивались чиновники, которые изображались ленивыми, глупыми, коррумпированными и некомпетентными. Традиционным объектом сатиры также становилась аристократия, потерявшая связь с народом и ведущая праздный, паразитический образ жизни. Большое внимание уделялось проблемам бедности, социального неравенства, эксплуатации крестьянства и рабочего класса.
Огромное влияние на развитие сатирических журналов оказал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, чьи произведения формировали общественную мысль и становились образцами политической сатиры. Он использовал различные жанровые формы – от аллегорических сказок до фельетонов и памфлетов, создавая яркие, запоминающиеся образы. Его влияние прослеживается в сатирических текстах большинства журналов второй половины XIX века.
Несмотря на постоянное давление со стороны цензуры, сатирические журналы оказывали значительное влияние на общество, формируя критическое отношение к власти и существующему порядку. Они способствовали развитию реалистической литературы, становясь площадками для многих известных писателей, помогали читателям осознавать социальные проблемы и бороться с несправедливостью. Их значение для русской культуры трудно переоценить, так как они стали предшественниками более поздних сатирических изданий и традиций политической журналистики.
Таким образом, сатирические журналы второй половины XIX века представляли собой мощное оружие в борьбе с общественными пороками. Их авторы – Василий Курочкин, Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Лейкин и другие – сумели создать уникальные формы сатирической литературы, которые остаются актуальными и сегодня. Их жанровое многообразие, острая критика власти и социальных порядков сделали эти издания важной частью русской литературной традиции и истории журналистики.
4.
М. Е. Салтыков-Щедрин как редактор журнала «Отечественные записки»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вошел в историю русской литературы не только как выдающийся писатель-сатирик, но и как редактор одного из ведущих литературных журналов XIX века — «Отечественные записки». Этот журнал, основанный еще в 1818 году, стал важным органом общественной мысли, особенно во второй половине XIX столетия, когда его возглавил Николай Некрасов, а затем — Салтыков-Щедрин. Под его руководством журнал приобрел четкую демократическую и сатирическую направленность, став одним из главных критических изданий эпохи.
После смерти Некрасова в 1877 году Салтыков-Щедрин возглавил журнал, приняв на себя нелегкую задачу продолжения традиций критического реализма. В этот период «Отечественные записки» стали еще более острой и бескомпромиссной трибуной, обличавшей общественные и государственные пороки. Под руководством Салтыкова-Щедрина журнал критиковал самодержавие, бюрократию, социальное неравенство, лицемерие либеральной интеллигенции, тяжелое положение крестьянства. Его работа в качестве редактора была не только организационной, но и творческой: он не просто отбирал материалы, но и формировал саму концепцию журнала, определяя его общественную миссию.
Салтыков-Щедрин, обладая уникальным сатирическим даром и аналитическим складом ума, уделял особое внимание жанрам фельетона, публицистики и сатирической прозы. Он сам активно публиковался в журнале, представив читателям знаменитые «Сказки», «Историю одного города» и другие произведения. Сатира, гротеск, аллегория и эзопов язык становились важными инструментами для обхода цензуры и передачи правды о российской действительности. Его редакторская работа отличалась требовательностью: он стремился к высокому уровню публикаций, привлекал лучших авторов, среди которых были Фёдор Достоевский, Глеб Успенский, Николай Писарев, Иван Тургенев. Журнал не только отражал острые социальные и политические вопросы, но и предлагал читателям глубокий художественный анализ действительности.
Однако обостренная критическая позиция журнала не могла не вызвать давления со стороны властей. В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты по распоряжению правительства, что стало серьезным ударом по русской общественной мысли. Закрытие журнала лишило передовую интеллигенцию одной из главных площадок для свободного обсуждения актуальных проблем. Несмотря на это, влияние «Отечественных записок» под руководством Салтыкова-Щедрина оказалось значительным: издание сформировало традицию смелой журналистики и критической публицистики, продолжившейся в русской литературе начала XX века.
Редакторская деятельность Салтыкова-Щедрина оказала огромное влияние на русскую журналистику и литературу. Он сумел превратить журнал в мощное средство общественной критики, оставаясь верным своим идеалам. Несмотря на цензурные гонения и политические запреты, он до последнего боролся за свободу слова, справедливость и правду. Его работа в «Отечественных записках» не только укрепила позиции сатирической литературы, но и способствовала формированию общественного сознания, заставляя читателей задумываться о судьбах страны. Сегодня его редакторская деятельность рассматривается как образец принципиальности, честности и высокой гражданской ответственности писателя перед обществом.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением