Ответы на вопросы на стр.47 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)














Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Для индивидуальной работы. Стр. 47
1. Подготовьте развёрнутое сообщение о жизни и творчестве О. де Бальзака.
Жизнь и творчество Оноре де Бальзака
Оноре де Бальзак (1799–1850) — один из крупнейших французских писателей XIX века, основоположник реалистического направления в литературе, создатель масштабного цикла произведений под названием «Человеческая комедия». Его творчество стало уникальным отражением французского общества той эпохи, а глубокий психологизм и аналитический подход к изображению человеческих характеров оказали значительное влияние на развитие мировой литературы. Но путь к признанию был долгим и тернистым.
Ранние годы и образование
Оноре Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Туре в семье Бернара-Франсуа Бальса, который происходил из крестьянского сословия. Однако отец будущего писателя смог подняться по социальной лестнице, заняв должность помощника мэра города. Это позволило семье добиться определённого статуса. Чтобы подчеркнуть своё новое положение, он добавил к фамилии благородную приставку «де», хотя не имел никакого отношения к дворянству.
Детство Оноре прошло в обстановке строгого воспитания. С раннего возраста мальчика отправили в пансион Вандома, где он получил начальное образование. Именно в этих стенах проявился его интерес к чтению и литературе, но строгая дисциплина и жёсткий режим пансиона наложили отпечаток на его характер.
После окончания пансиона Бальзак продолжил обучение в Школе права в Париже. Его родители ожидали, что он станет успешным юристом, но Оноре рано понял, что его призвание — литература. Окончив учёбу, он решил посвятить себя писательскому труду, что вызвало недовольство в семье. Молодому человеку пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь, что во многом закалило его характер.
Начало литературной карьеры
Путь Бальзака к признанию был сложным. В 1820-е годы он работал под псевдонимами, создавая пьесы, мелодрамы и первые романы, которые не пользовались успехом. Эти произведения часто носили коммерческий характер и были далеки от глубокого анализа общества, к которому он придёт позже.
Однако этот период был важен для формирования его стиля и мировоззрения. Бальзак осознал, что стремление к быстрой славе не приносит настоящего удовлетворения, и решил сосредоточиться на более серьёзных литературных проектах. В 1829 году он выпустил роман «Шуаны», который стал первой работой, обратившей на него внимание критиков. Роман, описывающий борьбу королевских войск с революционерами в эпоху французской революции, показал Бальзака как писателя, способного соединять исторические события с глубоким изображением человеческих страстей.
Создание «Человеческой комедии»
В 1830-е годы Оноре де Бальзак задумал масштабный литературный проект, который должен был отразить всю многогранность французского общества. Цикл «Человеческая комедия» объединил более 90 произведений, включая романы, повести и эссе.
«Человеческая комедия» была разделена на три основные части:
«Этюды о нравах» — произведения, посвящённые повседневной жизни различных классов и социальных слоёв;
«Философские этюды» — размышления о природе человека, его стремлениях и слабостях;
«Аналитические этюды» — изучение законов, определяющих функционирование общества.
Эта структура позволила Бальзаку показать не только внешнюю сторону жизни, но и внутренние мотивы, которые движут его героями. Писатель уделял огромное внимание деталям, изучая поведение людей в разных ситуациях, их желания, слабости и мечты. Именно поэтому его произведения стали не просто литературой, но и своеобразной энциклопедией французского общества XIX века.
Главные произведения цикла
Одним из самых известных романов цикла стал «Отец Горио» (1834). В этом произведении Бальзак рассказал историю старика, который жертвует всем ради счастья своих дочерей, но в итоге оказывается забыт и покинут. Этот роман стал символом трагедии человеческой преданности в обществе, где главными ценностями становятся деньги и положение.
Ещё одним ярким произведением стала «Евгения Гранде» (1833), описывающая жизнь провинциальной девушки, столкнувшейся с жадностью и лицемерием окружающих. Бальзак показал, как алчность разрушает человеческие отношения и приводит к нравственному падению.
В романе «Шагреневая кожа» (1831) писатель обратился к философским вопросам, исследуя пределы человеческих желаний и их влияние на судьбу человека. Герой этого произведения получает волшебный предмет, исполняющий его мечты, но каждый раз это приближает его к смерти. Этот роман стал ярким примером соединения фантастики с реализмом.
Особенности творчества
Творчество Бальзака отличается глубоким психологизмом, вниманием к деталям и масштабностью охвата. Его произведения не только отражают социальные процессы, но и исследуют человеческую природу. Основные черты его стиля:
Реализм. Бальзак изображал своих героев такими, какие они есть, не идеализируя их. Его персонажи — это живые люди со своими слабостями и противоречиями;
Детализация. Каждый роман насыщен описаниями интерьеров, одежды, манер героев, что создаёт полное погружение в эпоху;
Социальная критика. Оноре вскрывал пороки общества: алчность, жадность, лицемерие, карьеризм;
Философская глубина. Многие его произведения поднимают вопросы смысла жизни, свободы выбора, влияния общества на личность.
Личная жизнь и характер
Бальзак был человеком с непростым характером. Его жизнь часто сопровождалась финансовыми трудностями из-за любви к роскоши и неудачных деловых проектов. Он был трудоголиком, работая по 15–16 часов в день, что сильно подорвало его здоровье.
Особое место в его жизни занимала переписка с польской графиней Эвелиной Ганской. Их отношения длились около 18 лет, и только в 1850 году, незадолго до смерти, они поженились. Этот брак стал для Бальзака утешением, но его здоровье к тому времени уже было сильно подорвано.
Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года в возрасте 51 года. Его похороны прошли на кладбище Пер-Лашез в Париже, где ему воздали последние почести как одному из величайших писателей Франции.
Влияние и наследие
Творчество Бальзака оказало огромное влияние на мировую литературу. Его произведения стали образцом реалистического романа, а его подход к изображению общества вдохновил таких писателей, как Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Чарльз Диккенс.
«Человеческая комедия» остаётся актуальной и сегодня, представляя собой не только художественное произведение, но и ценнейший исторический документ, позволяющий понять жизнь и нравы французского общества XIX века. Бальзак сумел создать не только галерею ярких характеров, но и вечные образы, которые продолжают волновать читателей всего мира.
2. Прочитайте новеллу «Гобсек». Самостоятельно проанализируйте это произведение. Покажите, как в нём сочетается социальный и психологический анализ.
Подробный анализ новеллы «Гобсек»: сочетание социального и психологического анализа
Новелла Оноре де Бальзака «Гобсек» — одно из ключевых произведений реалистической литературы XIX века. В центре внимания — история ростовщика Гобсека, чья жизнь и философия стали своеобразным символом эпохи, в которой доминировали денежные отношения, а моральные ценности отступили на второй план. Через этот образ Бальзак одновременно исследует устройство общества и глубины человеческой природы, соединяя социальный и психологический анализ.
Контекст создания новеллы
Новелла «Гобсек» была написана в 1830 году, в период, когда Франция переживала экономические и социальные преобразования. Капитализм наращивал своё влияние, социальная мобильность становилась реальностью, а буржуазия постепенно вытесняла аристократию с позиции лидирующего класса. Эти изменения нашли отражение в творчестве Бальзака, который стремился создать правдивый портрет современного ему общества.
Гобсек как центральный персонаж новеллы воплощает противоречия этого переходного периода. Его жизнь символизирует власть денег, ставших главным мерилом успеха и власти, а его философия обнажает внутреннюю пустоту, возникающую в обществе, где всё подчинено материальным интересам.
Социальный анализ в «Гобске»
Изображение власти денег
В новелле Бальзак показывает, как деньги становятся высшей ценностью в обществе, вытесняя мораль и духовность. Гобсек говорит: «В деньгах всё», подчёркивая, что они не только средство достижения власти, но и инструмент контроля над людьми. Для Гобсека деньги становятся абсолютной силой, заменяющей ему все остальные аспекты жизни.
Ростовщик использует своё богатство не для удовлетворения личных потребностей, а для того, чтобы управлять окружающими. Его клиенты, представители разных социальных слоёв, приходят к нему за займами, фактически становясь его заложниками. Этот аспект подчёркивает социальное неравенство и зависимость людей от финансовых механизмов.
Критика аристократии
Через сюжетную линию семьи де Ресто Бальзак показывает упадок французской аристократии, не способной адаптироваться к новым экономическим реалиям. Граф де Ресто, типичный представитель дворянства, разоряется из-за своей неспособности управлять финансами, а его жена обращается к Гобсеку за помощью, тем самым попадая в зависимость от него.
Бальзак подчёркивает, что в новой капиталистической системе аристократия теряет свою былую власть, уступая место буржуазии, представленной Гобсеком. Ростовщик, выходец из низов, символизирует новый тип человека, который достигает успеха не благодаря происхождению, а через контроль над экономическими ресурсами.
Социальное лицемерие
В новелле ярко раскрывается тема лицемерия, свойственного как аристократии, так и буржуазии. Гобсек, несмотря на свою жадность, остаётся честным в своих действиях и прямо заявляет о своих интересах. На фоне этого аристократы, скрывающие свои истинные мотивы за маской благородства, выглядят гораздо менее порядочными.
Лицемерие проявляется и в отношениях между членами семьи де Ресто. Их притворная забота друг о друге сменяется конфликтами, когда дело касается наследства и денег. Этот аспект подчёркивает, что разрушение семейных уз — один из результатов господства материальных ценностей.
Психологический анализ в «Гобске»
Образ Гобсека как сложного персонажа
Гобсек — это не просто ростовщик, но и многослойный персонаж, чья жизнь пронизана противоречиями. Его отношение к деньгам — это одновременно проявление жадности и способ самоутверждения. Гобсек отказывается от роскоши и удовольствий, сосредотачиваясь исключительно на накоплении, что делает его жизнь почти аскетичной.
Его стремление к контролю над деньгами объясняется глубокой недоверчивостью к людям. Он считает, что деньги — это единственный способ обеспечить безопасность и избежать зависимости от других.
Философия героя
Гобсек философствует о том, что деньги дают человеку абсолютную власть. Его мировоззрение формировалось под влиянием жизненного опыта, научившего его считать, что люди движимы жадностью и эгоизмом. Он видит окружающих сквозь призму их недостатков и считает, что истинное лицо человека проявляется, когда дело касается денег.
Внутренние конфликты
Несмотря на своё богатство, Гобсек живёт в постоянном страхе потерять накопленное. Этот страх превращает его в своего рода узника собственного богатства. Он не способен наслаждаться плодами своей жизни, что подчёркивает духовную пустоту его существования.
Гобсек как метафора человеческой природы
Бальзак через образ Гобсека поднимает вопрос: являются ли жадность и эгоизм неотъемлемыми чертами человека? Ростовщик, обладая невероятной проницательностью, видит суть человеческой натуры, но сам оказывается её пленником.
Сочетание социального и психологического анализа
Новелла «Гобсек» блестяще демонстрирует, как социальные процессы и психологические мотивы связаны друг с другом.
С одной стороны, произведение является исследованием общества, в котором деньги становятся универсальной ценностью. Бальзак показывает, как капитализм меняет расстановку сил в обществе, разрушает аристократию и возвышает буржуазию. Через фигуру Гобсека автор критикует господство материальных интересов, подчёркивая их разрушительное влияние на человеческие отношения.
С другой стороны, новелла исследует внутренний мир главного героя, раскрывая его страхи, амбиции и философию. Гобсек — это не просто олицетворение жадности, но и сложный психологический портрет человека, который, достигнув власти, утратил способность радоваться жизни.
Вывод
Новелла «Гобсек» — это не только социальная сатира, но и глубокое философское произведение, исследующее природу человеческой жадности и власть денег. Через образ Гобсека Бальзак показывает, как деньги могут стать как источником силы, так и причиной духовного опустошения. Произведение остаётся актуальным и сегодня, заставляя читателей задуматься о роли материальных ценностей в жизни общества и человека.
3. Раскройте связь образа главного героя новеллы «Гобсек» с предшествующей мировой литературой.
Гобсек, главный герой одноимённой новеллы Оноре де Бальзака, — это сложный и многогранный персонаж, олицетворяющий идеи власти денег, жадности и философского прагматизма. При создании образа Гобсека Бальзак использует богатые традиции мировой литературы, сочетая черты алчных героев из классических произведений, философские взгляды эпохи Просвещения и реалистическую проницательность XIX века. Гобсек не только продолжает линии, заложенные в предшествующих литературных произведениях, но и значительно развивает их, становясь символом новой эпохи — эпохи власти капитала.
Связь Гобсека с образами из античной и средневековой литературы
Гобсек, с его культом накопительства и абсолютной веры в силу денег, имеет связь с алчными героями античной и средневековой литературы. В частности, это персонажи, воплощающие жадность как грех.
Античные корни: Гобсек перекликается с образом мифологического царя Мидаса, который мечтал превращать всё в золото, но оказался пленником собственного желания. Как и Мидас, Гобсек полностью подчиняет свою жизнь накоплению богатства, теряя возможность наслаждаться им.
Средневековые аллегории: В литературе Средневековья жадность изображалась как один из смертных грехов. Персонажи, движимые алчностью, часто изображались сатирически. Хотя Гобсек на первый взгляд может быть продолжением этой линии, он отличается глубиной и философской сложностью. Его жадность — это не просто порок, а тщательно обоснованная жизненная стратегия.
Связь с Шейлоком из пьесы Уильяма Шекспира «Венецианский купец»
Один из наиболее очевидных литературных предшественников Гобсека — это Шейлок, ростовщик из пьесы Шекспира. Между ними можно провести следующие параллели:
Жадность как сила: Оба героя делают деньги средством управления людьми. Шейлок готов пожертвовать всем ради получения своего "фунта мяса", а Гобсек посвящает всю жизнь накоплению богатства и использует его для влияния на других.
Социальное отчуждение: Как Шейлок, так и Гобсек стоят особняком в обществе. Шейлока изолируют из-за его еврейского происхождения, а Гобсека — из-за его философии и взгляда на жизнь, которые противоречат традиционным ценностям.
Честность и цинизм: Оба героя, несмотря на свою жадность, остаются честными в своих поступках, что контрастирует с лицемерием других персонажей. Гобсек, как и Шейлок, действует открыто и справедливо по своим правилам.
Однако между ними есть и значительные различия. Шейлок движим местью и чувством несправедливости, тогда как Гобсек руководствуется холодным расчётом. Его жадность — это не только средство выживания, но и философия, в которой деньги заменяют моральные и духовные ценности.
Связь с комедией Ж.-Б. Мольера «Скупой»
Образ Гобсека перекликается с Гарпагоном из комедии Жана-Батиста Мольера «Скупой». Мольеровский герой — это карикатурный персонаж, чья жадность доходит до абсурда, что делает его объектом сатиры.
Общее: Как и Гарпагон, Гобсек одержим накопительством. Оба персонажа лишают себя удовольствий и радостей жизни, чтобы сохранить своё богатство. Они видят в деньгах не только ценность, но и абсолютную безопасность.
Отличие: В отличие от Гарпагона, Гобсек не является комическим персонажем. Его жадность носит философский характер, и он способен на глубокие размышления о человеческой природе. Это делает Гобсека более сложным и многогранным героем.
Гобсек — это своего рода эволюция мольеровских персонажей. Если в «Скупом» жадность показана как смешной порок, то в «Гобске» она превращается в мощный символ новой эпохи, в которой деньги правят миром.
Связь с философией эпохи Просвещения
Гобсек связан с философией XVIII века, особенно с идеями рационализма, индивидуализма и критики человеческой природы, которые характерны для произведений Вольтера, Дидро и Руссо.
Влияние Вольтера: В произведениях Вольтера, таких как «Кандид», богатство и власть часто изображаются как инструменты, подчёркивающие порочность общества. Гобсек продолжает эту линию, демонстрируя, как жадность становится не только личным пороком, но и системной чертой эпохи капитализма.
Рационализм: Гобсек — человек крайнего рационализма, который руководствуется холодным расчётом. Он видит людей такими, какие они есть, и отказывается от иллюзий. Это сближает его с философами-просветителями, которые стремились разоблачить лицемерие общества.
Связь с русской литературой: Плюшкин из «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя
Гобсек имеет много общего с Плюшкиным, алчным помещиком из поэмы Гоголя. Оба персонажа являются символами крайнего накопительства и жадности.
Общее: Как и Плюшкин, Гобсек одержим идеей сохранения и увеличения своего богатства. Оба героя живут в изоляции, отказываясь от радостей жизни ради своих накоплений.
Отличие: Гобсек более философичен. Его жадность — это результат осознанного выбора и глубокого анализа человеческой природы, тогда как Плюшкин изображён как деградировавший человек, утративший всякую осмысленность своих действий.
Гобсек как новый тип героя реалистической литературы
В отличие от своих предшественников, Гобсек становится героем реалистической литературы, который не только символизирует определённые пороки, но и отражает дух своей эпохи. Если в предыдущих произведениях жадность изображалась как карикатурный или морализаторский элемент, то в «Гобске» она превращается в сложное явление, исследуемое через призму философии и психологии.
Гобсек — это одновременно продукт и критик своего времени. Он понимает, что деньги правят миром, и использует это знание, чтобы контролировать других. Однако, будучи пленником собственной философии, он лишает себя радости и смысла жизни, что делает его фигурой одновременно сильной и трагической.
Заключение
Образ Гобсека связан с богатыми традициями мировой литературы, включая античные мифы, комедии Мольера, шекспировские драмы и философские произведения эпохи Просвещения. Однако Бальзак значительно углубляет этот архетип, превращая Гобсека в сложного реалистического героя, который не только олицетворяет власть денег, но и становится символом эпохи капитализма. Гобсек — это одновременно продолжение и развитие классических образов алчности, что делает его одной из самых ярких фигур мировой литературы XIX века.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением