Ответы на вопросы на стр.47 Часть 2 ГДЗ Виноградова 4 класс (Литературное чтение)





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Виноградова, Петрова 4 класс, Просвещение:
Какие особенности языка авторского произведения делают его похожим на фольклорную сказку?
Особенности языка авторского произведения «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова, которые делают его похожим на фольклорную сказку:
• Автор использует речевые элементы, характерные для фольклорной сказки: привычные сказочные формулы («в некиим царстве, в некиим государстве»), постоянные эпитеты (красавица писаная, честной купец, леса дремучие), гиперболы (блеснула молния и ударил гром, индо земля зашаталась под ногами), олицетворение (красота б моя девичья прибавлялася, струя бежит), сравнения (как будто из-под земли, как дорогого гостя и званого, как королевишна), повторы (три дочери, три дня и три ночи, чудо чудное, диво дивное).
• Использование народных оборотов речи. Пелагея, которая рассказала сказку Аксакову, расцветила её чисто русскими сказочными мотивами, народными оборотами речи (нет к нему дороги ни конному, ни пешему, ни зверю рыскучему, ни птице перелётной; ни слуха, ни весточки; руки белые; красавица писаная; сады диковинные; палаты белокаменные; заливаться горючими слезами; зверь лесной, чудо морское; яства сахарные, питья медвяные; слова ласковые и приветливые; речи умные и разумные; красоты невиданной и неслыханной; краше нет на белом свете; веселым пирком да за свадебку; стали жить да поживать, добра наживать), прибаутками (Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперёд – дорога торная. Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать), пословицами (Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Богатство — дело наживное. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.) и поговорками (Долго ли, мало ли времени).
Устаревшие слова «переведём» на современный язык.
• В некиим – в некотором.
• Казна – деньги.
• Парча – шелковая материя, затканная золотыми или серебряными нитями.
• Жемчуг бурмицкий – жемчуг особенно крупный и круглый
• Тувалет – туалет, зеркало.
• Инда – даже.
• Яства - еда, кушанья.
• Питья медвяные – напитки из меда, медовые напитки.
• Пуховик – одеяло из пуха.
• Лебяжий – сделанный из пуха лебедя (из лебяжьего пуха).
• Прыскучий – стремительный, быстрый.
• Камка – шёлковая цветная ткань с узорами.
• Музыка согласная – гармоничная музыка.
• Опочивать – спать; отдыхать лёжа.
• Опочивальня – спальня.
• Челядь – дворовые люди, слуги в помещичьем доме.
• Муравчатый – здесь: поросший травой (муравой).
• Девушка сенная – служанка.
Приведём примеры постоянных эпитетов, гипербол, сравнений, олицетворений, повторов.
Постоянные эпитеты: красавица писаная, честной купец, леса дремучие.
Гиперболы: блеснула молния и ударил гром, индо земля зашаталась под ногами.
Олицетворение: красота б моя девичья прибавлялася, струя бежит.
Сравнения: как будто из-под земли, как дорогого гостя и званого, как королевишна.
Повторы: три дочери, три дня и три ночи, чудо чудное, диво дивное.
Найдём примеры, подчёркивающие плавность и певучесть языка сказки.
Примеры, которые подчёркивают плавность и певучесть языка сказки «Аленький цветочек»:
• «Взяла она из кувшина золочёного любимый цветочек аленький, сошла она в зелёны сады, и запели птицы свои песни райские, а деревья, кусты и цветы замахали своими верхушками и ровно перед ней преклонилися».
• «Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».
• «Дивуется честной купец такому чуду чудному и такому диву дивному, и ходит он по палатам изукрашенным да любуется…»
• «Умереть тебе смертью безвременною!»
• Так и пал купец на сыру землю, горючими слезами обливается; а и взглянет он на зверя лесного, на чудо морское, а и вспомнит он своих дочерей, хороших, пригожих, а и пуще того завопит истошным голосом: больно страшен был лесной зверь, чудо морское.
Группа, используя текст, составляет характеристику одной из сестёр. Класс оценивает результаты работы.
Младшая сестра из сказки «Аленький цветочек» добрая, отзывчивая и по-настоящему любит отца. Просит у отца привезти аленький цветочек, который красивее всех на белом свете.
Она готова на любой шаг, чтобы спасти своего отца от чудовища. Отправляется к ужасному невидимому хозяину замка, живёт в роскоши, привязывается к нему. Проходит время, и она уговаривает невидимого господина показаться. Увидев чудовище вживую, пугается, теряет сознание. Постепенно привыкает к ужасному облику чудища. Она увидела в нём самые хорошие качества, за что и полюбила.
Младшая сестра весёлая, любит гулять по саду, рукодельничать и дарить подарки сёстрам и батюшке. Она добрая и ласковая, но когда требовалось, то могла проявить твёрдость и слово она своё держала.
После свидания с родными возвращается в замок. Увидев умирающего зверя, обнимающего аленький цветочек, он признаётся ему в любви. И в тот же миг чудище превращается в принца-красавца и предлагает девушке стать его женой. Так младшая сестра заслужила своё счастье.
Похожие решебники
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением