Упр.485 Часть 2 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)
Решение #1






Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
485.1. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Проведите синтаксический разбор предложений, соответствующих схеме
Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику.
Дом проч(?)но сто_л на земле больше ста лет и время его бе_жалос но ск_собоч_ло. Ноч(?)ю смакуя отрадное од ноч_ство я н_сторожё(н, нн)о слушаю как по древн_м б_кам с_сновой хоромины резко б(?)ют п_лотнища влажного март_вского ветра. Сосе_ский кот-полуноч(?)ник постоя(н, нн)о ходит в темноте чердака и я хочу непременно разг_дать тайну этих шгов.
А дом буд(то) тихо сопит от т_ж_лых ш_гов кота. Изредк_ т_жело бухают сп_лзающие с ветхой крыши снежные глыбы и в напр_жё(н, нн)ых от многото(н, нн)ой тяж_сти стропилах рождается обл_гчение. Я ф_зически ощущаю это обле_чение. Так же тя_ко сп_лзают с души мн_гослойные глыбы прошл_го...
А по ч_рдаку ход_т бе(с, сс)о(н, нн)ый кот и (по)сверчйному тика_т ходики. Пам_ть (не)спешно тасует мою б_ографию...
(По В. Белову)
Дом прочно (всегда без ь) стоял (от слова «стоять») на земле больше ста лет, и время безжалостно (жалость) скособочило (косо; от слова «скособочить»). Ночью, смакуя отрадное одиночество (один), я настороженно (неизменяемая приставка; от насторожённый) слушаю, как по древним (прил., м. р., 1-е скл. Т. п.) бокам (бок) сосновой (сосны) хоромины резко бьют полотнища (запомнить) влажного мартовского ветра. Соседский (соседи) кот-полуночник (ЧН всегда без ь) постоянно (от постоянный) ходит в темноте чердака, и я хочу непременно разгадать (разгадка) тайну этих шагов (шаг).
А дом будто (запомнить) тихо сопит от тяжёлых (тяжесть; от глаг. тяжелеть) шагов (шаг) кота. Изредка (наречие) тяжело бухают сползающие (полз) с ветхой крыши снежные глыбы, и в напряжённых (напрячь) от многотонной тяжести стропилах рождается облегчение (лёгок). Я физически (физика) ощущаю это облегчение (лёгок). Так же тяжко (тяжесть) сползают с души многослойные (много) глыбы прошлого (прил., какого? ср. р. Р. п.).
А по чердаку (запомнить) ходит (2-е спряжение) бессонный кот, и по-сверчиному тикают (2-е спряжение) ходики. Память (запомнить) неспешно (=медленно) тасует мою биографию (запомнить)...
Дом прочно стоял на земле больше ста лет, и время его безжалостно скособочило.
(Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, две грамматические основы:
1 – дом стоял; двусоставное, распространенное, ничем не осложнено;
2 – время скособочило; двусоставное, распространенное, ничем не осложнено).
Соседский кот-полуночник постоянно ходит в темноте чердака, и я хочу непременно разгадать тайну этих шагов.
(Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, две грамматические основы:
1 – кот-полуночник ходит; двусоставное, распространенное, ничем не осложнено;
2 – я хочу разгадать; двусоставное, распространенное, ничем не осложнено).
Изредка тяжело бухают сползающие с ветхой крыши снежные глыбы, и в напряженных от многотонной тяжести стропилах рождается облегчение.
(Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, две грамматические основы:
1 – бухают глыбы; двусоставное, распространенное, ничем не осложнено;
2 – рождается облегчение; двусоставное, распространенное, ничем не осложнено).
А по чердаку ходит бессонный кот, и по-сверчиному тикают ходики.
(Повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, две грамматические основы:
1 – ходит кот; двусоставное, распространенное, ничем не осложнено;
2 – тикают ходики; двусоставное, распространенное, ничем не осложнено).
Смакуя — от глагола смаковать, то есть наслаждаясь вкусом чего-либо или получая удовольствие от чего-либо (необязательно связанного с едой). В тексте: «Ночью, смакуя отрадное одиночество...» — значит, герой с наслаждением переживает одиночество, чувствует в нём радость, покой.
Хоромы — большой старинный деревянный дом, обычно с богатой отделкой, с палатами. Это слово связано с древнерусской архитектурой. В тексте подчёркивается, что дом старинный, величественный, с историей.
Стропила — это наклонные балки в крыше, на которые укладывают кровлю. Они поддерживают крышу. В тексте упоминаются в контексте ветхой крыши, с которой «снежные глыбы» сползают, — значит, дом старый, возможно, повреждённый.
Ходики — небольшие настенные или настольные часы с маятником, часто с боем. В тексте: «тикают ходики» — создаётся ощущение уюта, тишины, уединения, когда слышен даже звук часов.
2. Выразительно прочитайте текст. Какое настроение он передаёт? Назовите выразительные средства языка, которыми пользуется автор. Подчеркните однокоренные слова, повторяющиеся во втором абзаце. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения.
Однокоренные слова во втором абзаце: тяжелых, тяжести, тяжело, тяжко.
Текст В. Белова передаёт спокойное, задумчивое, немного грустное настроение. Автор описывает старый дом, в котором чувствуется дыхание времени, покой и тишина. Атмосфера наполнена ностальгией и созерцанием.
Примеры выразительных средств языка из текста:
1. Эпитеты:
o «отрадное одиночество» — передаёт душевное состояние лирического героя.
o «Влажный мартовский ветер», «Серебристый кот», «Многотонная тяжесть» — создают образную картину дома и природы.
2. Метафоры:
o «Память неспешно тасует мою биографию» — сравнение памяти с игроком, который перебирает карты, передаёт размышления о жизни.
o «дом словно затих» — как будто дом живой и замолчал от времени и тишины.
3. Сравнение:
o «тихо сопит от тяжёлых шагов кота» — создаёт звуковой образ уюта и покоя.
o «так же тяжело сползают с души многослойные глыбы прошлого» — сравнение памяти с тяжестью льда подчёркивает силу воспоминаний.
4. Повторы и однородные члены:
o «По бокам сосновой избы резко бьётся полотнище влажного мартовского ветра» — ритмичный, подробный образ, как в поэзии.
Таким образом, Белов с помощью эпитетов, метафор и точных описаний звуков, запахов и ощущений создаёт картину тишины, уюта и воспоминаний, в которой дом становится живым свидетелем ушедшей жизни.
Предложение «Память неспешно тасует мою биографию» — это метафора, в которой память сравнивается с игроком в карты, а жизнь человека — с колодой, полной событий, воспоминаний, чувств.
Что означает эта фраза:
• Память — это то, что остаётся с человеком, она «перебирает» разные моменты жизни.
• Неторопливо — говорит о спокойном, задумчивом состоянии, как будто человек размышляет в одиночестве, в тишине.
• Тасует — то есть перемешивает, не по порядку, а как придётся, вспоминает то детство, то юность, то старость — всё переплетено.
• Моя биография — значит, воспоминания о моей жизни, обо всём, что было.
Иными словами, автор хотел выразить мысль о том, что в одиночестве и тишине в голову приходят разные воспоминания, они всплывают сами по себе, не в хронологическом порядке, а как будто жизнь сама разыгрывается в мыслях заново, в разных вариантах и эпизодах.
3. Подчеркните наречия, а затем попробуйте прочитать текст про себя, пропуская их. Что получится? Сделайте вывод о том, какую роль в тексте играют слова этой части речи.
В тексте В. Белова наречия играют важную роль в создании настроения, описании действий и усилении выразительности речи. Они помогают передать тихую, задумчивую атмосферу, подчеркнуть неспешный ритм жизни, течение времени и глубину воспоминаний. Например, наречие «неспешно» в последней строке текста подчёркивает, как медленно и спокойно всплывают в памяти образы прошлого. Наречие «тихо» помогает почувствовать звуковую тишину старого дома, где «сопит от тяжёлых шагов кот». Такие слова не только конкретизируют действия, но и делают их более эмоционально окрашенными, наполняя повествование мягкой лиричностью и глубиной. Наречия задают темп повествования, передают внутреннее состояние героя и усиливают атмосферу уюта и покоя, царящую в доме, где память о прошлом живёт в каждом звуке и предмете.
4. Устно определите, к какому разряду относится каждое наречие.
Прочно (образа действия); безжалостно (образа действия); ночью (времени); настороженно (образа действия); резко (образа действия); постоянно (образа действия); непременно (образа действия); тихо (образа действия); изредка (времени); тяжело (образа действия); физически (образа действия); тяжко (образа действия); по-сверчиному (образа действия); неспешно (образа действия).
В этом тексте все наречия являются обстоятельствами.
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением