Упр.489 Часть 2 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 489. Язык и литература. 1. Сначала спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, затем выразительно прочитайте его. Какое явление природы в нём описано?...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
489. Язык и литература. 1. Сначала спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, затем выразительно прочитайте его. Какое явление природы в нём описано? Какими выразительными средствами пользуется автор? Найдите наречия, укажите их разряды и определите роль, которую они играют в художественном описании.
Вн_запно небо прорв_лось
С х_лодным плам_нем и громом,
И ветер нач_л (в)кривь и (в)кось
К_чать сады за нашим домом.
< ... >
А туча шла, гора горой!
Кр_чал п_стух, м_талось стадо,
И только церк_вь под грозой
М_лчала наб_жно и свято.
(Н. Рубцов)
Внезапно (запомнить) небо прорвалось (рвать)
С холодным (холод) пламенем (сущ. на МЯ, Т. п.) и громом,
И ветер начал (начать) вкривь (нареч.) и вкось (нареч.)
Качать (качка) сады за нашим домом.
< … >
А туча шла, гора горой!
Кричал (крик) пастух (пас), металось (мечется) стадо,
И только церковь (церковный) под грозой
Молчала (молча) набожно (Бог) и свято.
Автор описывает грозу — бурное природное явление с громом, ветром и мраком.
Выразительные средства, которые использует автор:
• Эпитеты: холодным пламенем, гора горой, набожно и свято — придают образам выразительность и эмоциональность.
• Сравнение: туча «шла, гора горой» — помогает представить её огромной и тяжёлой.
• Метафора: небо прорвалось — создаёт образ резкой и мощной грозы.
• Олицетворение: ветер начал дуть, туча шла, церковь молчала — природа ведёт себя как живое существо.
Все эти средства помогают сделать описание грозы живым, ярким и насыщенным.
Наречия образа действия: внезапно, вкривь, вкось, набожно, свято.
2. Рассмотрите фотографию. Можно ли её назвать иллюстрацией к данному тексту? Обоснуйте свою точку зрения.
Да, эту фотографию можно назвать иллюстрацией к данному тексту.
Обоснование
На фотографии изображена туча, надвигающаяся на церковь, стоящую на холме. Это очень точно передаёт атмосферу стихотворения: туча «шла, гора горой», и «только церковь... молчала набожно и свято». Фотография отражает контраст между бурной природой (тёмные грозовые тучи) и спокойствием, святостью церкви, стоящей как символ стойкости и веры.
Таким образом, изображение помогает визуально представить то, что описано в поэтическом тексте, усиливает впечатление и передаёт его основную идею.
3. Попробуйте найти описание грозы в прозаических произведениях. Проанализируйте выбранный вами отрывок и сравните его с текстом Николая Михайловича Рубцова. Сделайте вывод.
В литературе гроза часто используется как мощный художественный приём для передачи эмоционального состояния персонажей и создания определённой атмосферы. Рассмотрим описание грозы в рассказе Ивана Тургенева «Бирюк» и сравним его с текстом Николая Рубцова.
Описание грозы в рассказе И. С. Тургенева «Бирюк»:
«Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мной и навстречу мне неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душная жара внезапно сменилась влажным холодом; тени быстро сгущались. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья зашумели, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и разразилась гроза. Дождь лил ручьями».
Анализ и сравнение с текстом Н. М. Рубцова:
1. Динамика и развитие грозы:
o У Тургенева: Гроза описывается в динамике: от надвигающейся тучи до разразившейся бури с дождём, молниями и ветром.
o У Рубцова: Гроза тоже развивается стремительно: небо «прорвалось» «холодным пламенем и громом», ветер начал «вкривь и вкось качать сады».
2. Использование выразительных средств:
o У Тургенева: эпитеты («огромная лиловая туча», «душный жар»), олицетворения («ракиты тревожно шевелились и лепетали», «деревья забушевали»), метафоры («тени быстро сгущались»).
o У Рубцова: Эпитеты («холодным пламенем»), олицетворения («небо прорвалось», «ветер начал качать»), сравнения («туча шла, гора горой»).
3. Эмоциональная окраска:
o У Тургенева: Описание грозы создаёт ощущение тревоги и напряжения, подчёркивая суровость природы.
o У Рубцова: Гроза представлена как внезапное и мощное явление, вызывающее чувство восхищения перед стихией.
Вывод:
У Тургенева гроза подчёркивает драматизм и напряжённость ситуации, тогда как у Рубцова она акцентирует величие и мощь природы.
4. Составьте три-четыре предложения, описывая грозу. Употребите наречия нежданно-негаданно, испуганно, удивлённо, ослепительно.
Неожиданно на горизонте появились тёмные тучи, предвещая приближение грозы. Сверкнула ослепительная молния, озарив небо ярким светом. Птицы испуганно разлетелись в разные стороны, спасаясь от надвигающейся стихии. Люди удивлённо наблюдали за стремительным изменением погоды, не ожидая такого поворота событий.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением