Ответы на вопросы на стр.5 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 5
1. В чём видел Гоголь задачу сатирика и трудность его призвания?
Николай Васильевич Гоголь считал, что задача сатирика заключается в обличении общественных пороков, разоблачении несправедливости и нравственных изъянов современного ему общества. Он видел сатиру как средство пробуждения совести и самосознания людей, способствующее исправлению социальных недостатков. Однако Гоголь понимал, что сатирик — это человек, обречённый на одиночество и страдания, поскольку его творчество неизбежно вызывает сопротивление как со стороны властей, так и со стороны самих читателей, не желающих видеть правду о себе и окружающей действительности.
Трудность призвания сатирика Гоголь видел в том, что его слова часто остаются непонятыми или вызывают враждебную реакцию. В отличие от поэта, воспевающего идеалы, или писателя-реалиста, изображающего жизнь во всей её полноте, сатирик вынужден говорить языком насмешки, гротеска и преувеличения, что делает его творчество вызывающим и неудобным для общества. Внешние препятствия, такие как цензура, вынуждают сатирика прибегать к эзоповскому языку и иносказаниям, чтобы избежать преследований. Но ещё большей сложностью является внутренний конфликт: осознавая несовершенство мира, сатирик не должен терять веру в возможность его исправления.
Таким образом, Гоголь воспринимал сатиру не как развлечение, а как тяжёлый духовный труд, требующий моральной стойкости, гражданской смелости и глубокого чувства ответственности перед народом и историей.
2. Почему русская действительность второй половины XIX века создавала почву для появления высокой сатиры Салтыкова-Щедрина?
Русская действительность второй половины XIX века создавала благодатную почву для появления высокой сатиры Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, поскольку этот период характеризовался глубинными социальными противоречиями, порождёнными реформами и консервативными устоями, которые не могли уйти в прошлое без борьбы. После отмены крепостного права в 1861 году страна столкнулась с острейшими проблемами: крестьянская реформа не принесла настоящего освобождения, так как крестьяне получили землю за выкуп, оказавшись в тяжелом экономическом положении. Помещики, в свою очередь, испытывали кризис старого уклада жизни, а буржуазия только начинала формироваться, создавая хаос и неустойчивость в общественных процессах. Это привело к нарастанию классовых противоречий, коррупции, чиновничьего произвола и всеобщего социального лицемерия.
Салтыков-Щедрин, как писатель-сатирик, чутко улавливал эти тенденции и превращал их в центральные темы своего творчества. Он высмеивал бюрократическую систему, показную добродетель правящих кругов, продажность судей, цинизм властей и тупость управленческого аппарата. Его сатира обнажала не только пороки государственных институтов, но и моральную деградацию общества, которое привыкло жить в условиях несправедливости и даже само оправдывало её. Он показывал, что народ, несмотря на свои страдания, часто проявляет пассивность, покорность судьбе, что усугубляет общественные проблемы.
Кроме того, цензурные ограничения заставляли Салтыкова-Щедрина использовать эзоповский язык, аллегории и гротеск, что сделало его сатиру ещё более многослойной и глубокой. Его произведения, такие как «История одного города», «Господа Головлёвы» и «Сказки», стали зеркалом российской действительности, в котором читатель мог увидеть карикатурное, но правдивое отражение своего времени. Таким образом, вторая половина XIX века с её резкими социальными контрастами, недовольством народа, коррупцией и разложением элиты стала идеальной средой для расцвета сатирического гения Салтыкова-Щедрина, чья сатира не только высмеивала, но и вскрывала глубинные болезни общества.
3. Согласны ли вы с тем, что яркая сатирическая литература является показателем здоровья и творческой силы нации?
Я согласен с тем, что яркая сатирическая литература является показателем здоровья и творческой силы нации, поскольку она демонстрирует способность общества к саморефлексии, критическому осмыслению своей действительности и стремлению к исправлению пороков. Сатира всегда возникает там, где есть социальные противоречия, несправедливость, моральное разложение власти и деградация общественных институтов, но её существование свидетельствует не только о наличии этих проблем, но и о том, что общество их осознаёт и способно на них реагировать. Сильная нация не замалчивает свои недостатки, а выносит их на обсуждение, используя сатиру как инструмент воздействия и исправления.
История показывает, что в периоды общественных потрясений, реформ и социальных изменений сатира переживает расцвет. Например, в России XIX века Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин создавал произведения, разоблачающие пороки бюрократической системы, самодержавного строя и помещичьего уклада. Его творчество было ответом на запрос общества, нуждающегося в критике несправедливости. Подобным образом в других странах выдающиеся сатирики, такие как Джонатан Свифт, Марк Твен и Рабле, формировали общественное мнение, помогая нациям осмыслить свои слабые стороны и найти пути для развития. Таким образом, наличие острой сатирической литературы говорит о высокой культурной зрелости народа, его способности воспринимать критику и стремиться к саморазвитию.
Кроме того, сатира требует от писателя не только гражданской смелости, но и высокого художественного мастерства. Она основана на тонкой игре смыслов, использовании гротеска, аллегории, иронии, поэтому расцвет сатирической литературы является признаком высокого уровня национальной литературы в целом. Великие сатирики были не просто обличителями – они создавали глубокие художественные произведения, которые оставались актуальными на протяжении веков. Если в обществе существует и востребована такая литература, это означает, что у него есть живой интеллектуальный потенциал, способный к осмыслению и переосмыслению действительности.
Таким образом, яркая сатирическая литература является не только зеркалом общественных проблем, но и индикатором духовной силы народа. Она показывает, что нация не погружена в апатию, не боится обсуждать острые вопросы и готова к переменам. В этом смысле её существование – не признак кризиса, а свидетельство внутренней силы и стремления к лучшему будущему.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением