Упр.517 Часть 2 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 517. Сжатое изложение. 1. Прочитайте текст. А что вы знаете о растении, которому посвящён текст? Объясните название фотографии.Устно опишите, что вы видите на ней. К...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
517. Сжатое изложение. 1. Прочитайте текст. А что вы знаете о растении, которому посвящён текст? Объясните название фотографии.
Устно опишите, что вы видите на ней. К какому фрагменту текста можно добавить это описание и почему?
Вряд ли когда бушевали в Сибири такие пожары, как в 1915 году. Лето выдалось на редкость сухое. Ни одного дождя за два месяца. Тайга вспыхнула одновременно в разных местах. Гибли в огне охотники и звери. Дым мешал ходить поездам.
В городах днём зажигали свет. Урожай запаздывал. Зерно зрело щуплым и мелким.
Прошло несколько лет, и на месте пожарищ стали появляться пасеки. Их становилось больше. Медосборы рекордные: по три бочки с гектара. Взглянуть на сибирское чудо приезжали даже из Америки. И всем этим медовым благоденствием люди были обязаны одному растению.
На сибирских гарях сплошной стеной стоял иван-чай. Его ещё называют кипреем. Стебли один к одному, прямые, как хлыст, в рост человека, узкие ивоподобные листья. На макушке, точно пика на новогодней ёлке, малиновый султан цветков. В каждом — нектар. Осенью со стеблей летит блестящий белый пух, несёт семена на другие вырубки, другие гари.
Если вы проберётесь в гущу иван-чая и встанете на колени, чаща покажется густым ельником. Мрачно. Сыро. Душно. На земле только опавшие листья да мелкие грибки. Семена деревьев тут отлично прорастают, но без света гибнут. Между тем лучшие леса берут начало именно в зарослях иван-чая. Чуть поднимутся сосенки, иван-чай начнёт хиреть, чахнуть.
Пчеловоды с болью душевной наблюдают такую картину. И те, что похитрее, втихомолку пускают новый пожар по старому пожарищу, не желая терять свои три бочки мёда с гектара. Они думают, что огонь вернёт почве её былое богатство: азотные соли, нитраты. Но на этот раз на гари меньше древесного хлама, чем было в первый раз. Иван-чай расцветает снова, но не так роскошно, не так обильно, как в первый раз. Заросли его всё реже, стебли всё ниже, а жизнь короче.
В Якутии недавно заметили особое влечение оленей к иван-чаю. Там, где он цветёт, животные пасутся охотнее всего. Уходить с такого пастбища не желают. Если заметили вдали малиновые шапки, соблазнить их чем-нибудь другим — дело безнадёжное. Даже зимой, когда глубокие снега, олени чутьём определяют, где он рос, и добывают из-под снега сухие листья. Это не прихоть копытных. Нужда. Кальциевый голод. В лишайниках на Севере кальция почти нет. А в кипрее, который олени едят и зимой, его много. И жира в нём много, как в коровьем молоке. Белка тоже много, как в мясе. (По А. Смирнову)
Иван-чай (кипрей узколистный) – это растение, которое первым появляется на гарях и вырубках, помогая почве восстановиться. Его высокие стебли с малиновыми цветами украшают лесные поляны, а листья и цветки богаты полезными веществами. Иван-чай используют для приготовления травяного чая, он является отличным медоносом, давая пчёлам обильный нектар.
Название фотографии «Пожарище, заросшее иван-чаем» подчёркивает способность этого растения быстро заселять выжженную землю. После пожаров, как упомянуто в тексте, на таких местах появляются густые заросли кипрея, что восстанавливает экосистему.
Описание фотографии
На фотографии изображено поле, покрытое яркими розово-малиновыми цветами иван-чая. Среди густых зарослей видны почерневшие остатки сгоревших деревьев – напоминание о прошедшем пожаре. Эти контрастные элементы символизируют природу, способную возродиться даже после разрушения.
Описание фотографии наиболее логично добавить к фрагменту, где говорится: «На сибирских гарях сплошной стеной стоял иван-чай...». Фотография ярко иллюстрирует этот момент, показывая, как растение занимает опустевшие пространства после лесных пожаров, создавая живой зелёный покров среди обугленных остатков деревьев.
2. Докажите, что выделенные предложения являются безличными. Слова каких частей речи выполняют роль главного члена в этих предложениях? Аргументируйте свою точку зрения.
Безличные предложения – это такие предложения, в которых нет подлежащего, а действие или состояние выражены без указания на конкретного исполнителя.
Рассмотрим выделенные предложения:
1. «Их становилось больше.»
• В данном предложении нет подлежащего, а действие выражает постепенное изменение количества чего-либо.
• Главный член – «становилось больше», где:
o «становилось» – глагол в форме 3-го лица единственного числа в безличном значении (указывает на изменение состояния без конкретного субъекта).
o «больше» – наречие, уточняющее степень изменения количества.
• Это безличное предложение, так как не предполагает подлежащего и передаёт процесс изменения количества.
2. «Мрачно. Сыро. Душно.»
• Это безличные предложения, в которых нет подлежащего.
• Главные члены предложения – слова категории состояния («мрачно», «сыро», «душно»).
• Такие слова указывают на состояние окружающей среды без субъекта действия.
3. «И жира в нём много, как в коровьем молоке. Белка тоже много, как в мясе.»
• В этих предложениях нет подлежащего, а главные члены выражены словами, обозначающими количество.
• Главные члены – наречия «много», которые указывают на степень насыщенности вещества.
• Эти предложения являются безличными, так как не требуют подлежащего и выражают количество предмета или вещества в определённом месте.
Вывод
Во всех выделенных предложениях нет подлежащего, а главные члены выражены:
• глаголом в безличном значении + наречием («становилось больше»),
• словами категории состояния («мрачно», «сыро», «душно»),
• наречием («много»), указывающим на количественную характеристику.
Это доказывает, что данные предложения являются безличными и передают изменение состояния, характеристику среды или количественные показатели без указания на субъект действия.
3. Озаглавьте текст, составьте его план. Выпишите ключевые слова из каждого абзаца. Затем, опираясь на них, напишите сжатое изложение.
Заголовок текста:
«Иван-чай – растение, восстанавливающее природу»
План текста:
1. Лесные пожары 1915 года в Сибири.
2. Последствия пожаров: дым, гибель животных, плохой урожай.
3. Восстановление природы: появление пасек.
4. Иван-чай – основа медосбора.
5. Влияние иван-чая на леса.
6. Действия пчеловодов для сохранения зарослей.
7. Иван-чай как корм для северных оленей.
8. Пищевая ценность кипрея.
Ключевые слова из каждого абзаца:
1. Пожары, тайга, засуха, дым, гибель, поезда.
2. Города, свет, урожай, зерно, засуха.
3. Пасеки, медосбор, рекордные урожаи, приезжали из Америки.
4. Иван-чай, кипрей, цветы, семена, заросли.
5. Тень, сырость, опавшие листья, рост деревьев, заросли.
6. Пчеловоды, пожарище, мёд, восстановление почвы.
7. Олени, пастбище, север, корм, малиновые шапки.
8. Кальций, белок, жир, пища, коровье молоко, мясо.
Сжатое изложение:
В 1915 году в Сибири бушевали сильнейшие лесные пожары из-за засухи. Тайга загорелась одновременно в разных местах, гибли звери и люди, дым мешал движению поездов. Урожай пострадал, зерно выросло щуплым.
Прошли годы, и на местах гарей появились пасеки, так как заросли иван-чая стали давать рекордные урожаи мёда. Это растение, называемое также кипреем, быстро заселяет выжженную землю, но затем уступает место новым лесам.
Некоторые пчеловоды даже поджигали старые пожарища, чтобы сохранить условия для цветения кипрея, но повторные заросли уже не были такими пышными.
Иван-чай оказался важным кормом для северных оленей, которые предпочитают пастись именно там, где он растёт. Даже зимой они разыскивают его под снегом, так как растение богато кальцием, белком и жирами.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением