Ответы на вопросы на стр.52 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Вопросы и задания. Стр. 521. Как развивался русский реализм в XIX веке? Чьи произведения подготовили почву для формирования и становления русского реализма? Вспомните,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопросы и задания. Стр. 52
1. Как развивался русский реализм в XIX веке? Чьи произведения подготовили почву для формирования и становления русского реализма? Вспомните, какие черты реализма характерны для басен И. А. Крылова и комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Развитие русского реализма в XIX веке было тесно связано с общественными переменами и кризисом романтического мировоззрения. На фоне стремительных социальных изменений, вызванных реформами, ростом промышленности и урбанизацией, литература начала обращаться к жизни обыкновенного человека. В отличие от романтизма, который акцентировал внимание на исключительных героях и возвышенных чувствах, реализм стремился показать объективную картину мира.
Подготовку к реализации этого метода обеспечили произведения И. А. Крылова и А. С. Грибоедова. Басни Крылова, такие как «Квартет» или «Стрекоза и Муравей», предлагали не только аллегорическое осмысление человеческих пороков, но и точное описание социальных типов. Его персонажи — это прообразы людей из реальной жизни, в которых легко узнаются представители различных слоёв общества. Крылов умел сочетать сатиру с глубоким философским осмыслением, что делало его произведения универсальными.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» явилась следующим шагом к становлению реализма. Она изображает сложный социальный конфликт между прогрессивными и консервативными слоями дворянского общества. Персонажи комедии, такие как Чацкий, Фамусов, Софья, представляют типы, отражающие разные мировоззрения. Диалоги героев насыщены афоризмами, которые передают их характеры и убеждения, а также создают правдоподобный портрет эпохи.
Черты реализма в этих произведениях проявляются в правдивости, объективности, социально-критической направленности и стремлении к изображению типичных ситуаций, а не вымышленных или идеализированных событий.
2. Сравните особенности романтизма и реализма на примерах творчества А. С. Пушкина или М. К). Лермонтова. Какие свойства реализм заимствовал у романтизма и развил, а какие отбросил и переосмыслил?
Романтизм и реализм, несмотря на свои различия, сосуществовали в XIX веке и часто взаимодействовали. Эти два направления дополняли друг друга, позволяя авторам исследовать не только внутренний мир человека, но и его взаимодействие с внешней средой.
На примере творчества А. С. Пушкина можно проследить постепенный переход от романтизма к реализму. Его роман в стихах «Евгений Онегин» является своеобразным мостом между этими направлениями. В этом произведении романтический герой Онегин не наделён исключительными чертами. Он реалистично изображён как человек своего времени, представитель дворянской интеллигенции, испытывающий скуку и разочарование. Пушкин детально описывает быт, нравы и обычаи дворянского общества, уделяя внимание психологической глубине персонажей. Это и есть те черты реализма, которые начинают развиваться в русской литературе.
У М. Ю. Лермонтова в «Герое нашего времени» также наблюдается соединение романтических и реалистических элементов. Главный герой, Печорин, обладает характерными для романтизма чертами: он индивидуалист, противопоставленный обществу. Однако его поступки анализируются с точки зрения их социальных и психологических мотивов, что сближает произведение с реализмом. Лермонтов исследует не только личность героя, но и его зависимость от среды, раскрывая характер через действия и диалоги.
Таким образом, реализм у романтиков проявляется в стремлении к правдивости, анализу внутреннего мира и социальной обусловленности героев. Однако в романтизме часто отсутствовала объективность, что реалисты пересоздали, уделяя больше внимания окружающей действительности и типичным чертам героев.
3. Какую роль для формирования реализма в русской литературе сыграли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь? Какие принципы реализма закрепились в их произведениях? Чем обогатили реалистическое искусство эти писатели? Какой вклад внёс каждый из них в развитие реализма?
Роль А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя в становлении реализма огромна. Эти три великих писателя стали основателями ключевых направлений в развитии русской литературы, заложив основы реалистической традиции.
• А. С. Пушкин считается основоположником русского реализма. В «Евгении Онегине» он создал образ типичного героя, который был не только личностью, но и продуктом своей эпохи. Это произведение положило начало традиции изображения жизни через призму объективности и анализа социальных конфликтов. Пушкин также обратился к исторической тематике, как в «Капитанской дочке», что стало важным элементом реализма.
• М. Ю. Лермонтов продолжил развитие психологического реализма. Его «Герой нашего времени» стал первым русским романом, в котором исследуются внутренние противоречия личности. Лермонтов показал, как среда и обстоятельства формируют характер человека, при этом уделяя большое внимание его психологии.
• Н. В. Гоголь внёс в реализм элементы социальной сатиры. Его произведения, такие как «Шинель» и «Ревизор», обнажили проблемы социальной несправедливости, бюрократии и человеческого равнодушия. Гоголь исследовал судьбы «маленьких людей», таких как Акакий Акакиевич, и противопоставлял их бессердечному обществу.
Закрепившиеся принципы реализма, такие как объективность, психологизм, социальная направленность и историческая точность, были обогащены благодаря работам этих трёх авторов. Каждый из них внёс свой уникальный вклад, сделав реализм не только методом изображения действительности, но и способом осмысления мира.
4. В чём заключается значение физиологического очерка и «натуральной школы» для развития русского реализма? Каковы художественные принципы «натуральной школы»?
Идейные основы русского реализма связаны с пониманием человека как части общества, его зависимостью от среды и исторических обстоятельств. Реалисты отвергали романтический идеализм, акцентируя внимание на правдивом изображении жизни. Они считали, что литература должна быть зеркалом, отражающим реальную действительность.
Философские принципы реализма включают идею социального детерминизма, согласно которой характеры героев формируются под воздействием общества. Художественные принципы реализма требуют объективности, точности в описаниях и глубокого анализа социальных проблем.
«Натуральная школа», к которой относились такие писатели, как Некрасов и Григорович, сосредотачивалась на изображении повседневной жизни простых людей. Её произведения, такие как «Антон-Горемыка», демонстрировали бедственное положение крестьянства и социальной несправедливости, делая это с предельной точностью и вниманием к деталям.
5. Какие пути и способы избрали русские писатели для переосмысления романтизма и утверждения принципов реализма? Приведите примеры.
Русские писатели использовали множество способов, чтобы пересоздать романтические идеи в рамках реализма. Одним из ключевых подходов стало исследование внутреннего мира героев. Например, у Лермонтова Печорин — романтический герой, который, однако, рассматривается через призму его социальных и психологических связей.
Другой путь заключался в отказе от идеализации. Если в романтизме герой часто противостоит обществу, то в реализме он становится частью этого общества. Гоголь в «Шинели» показывает судьбу «маленького человека», лишённого романтической героики, но наполненного жизненной трагедией.
Толстой и Достоевский пошли ещё дальше, создавая многогранные образы, которые не только страдают, но и пытаются найти своё место в мире. В «Войне и мире» Толстой изображает не героев, а живых людей с их слабостями и достоинствами, что стало важным шагом в утверждении реализма.
6. Как реалисты решали проблемы соотношений между человеком и средой, исторической и социальной действительностью? Поясните термин «исторический и социальный детерминизм».
Реалисты XIX века обратили пристальное внимание на вопрос о том, как среда и обстоятельства влияют на формирование характера, мировоззрения и поступков человека. Они решили проблему соотношений между человеком и средой через объективное изображение действительности, основанное на тщательном анализе исторических и социальных факторов.
Исторический детерминизм — это идея о том, что судьбы героев формируются под влиянием исторической эпохи. Герои реалистических произведений не существуют в вакууме, а находятся в определённой временной и культурной системе координат. Например, в «Войне и мире» Льва Толстого судьбы главных персонажей связаны с событиями наполеоновских войн. Толстой показывает, как великие исторические события формируют не только общество, но и личные судьбы, заставляя героев принимать решения, которые влияют на их жизнь.
Социальный детерминизм — это представление о том, что характер и поведение человека определяются его социальной средой. Это видно в произведениях Достоевского, таких как «Преступление и наказание», где характер Раскольникова формируется под воздействием бедности, несправедливости и неравенства в обществе. Социальная среда заставляет героя принимать радикальные решения, в том числе совершить преступление, чтобы вырваться из тяжёлых обстоятельств.
Реалисты также использовали образ среды как активного участника сюжета. Например, у Гоголя в «Шинели» мир чиновничества играет решающую роль в судьбе Акакия Акакиевича, создавая условия, при которых его скромные желания и нужды становятся трагичными. Таким образом, реалисты решили проблему соотношения человека и среды, показав, как внешние обстоятельства формируют личность, а сама личность взаимодействует с историческими и социальными процессами.
7. Как вы думаете, почему в реализме на первое место выдвигаются прозаические жанры? Почему самым распространенным жанром во второй половине XIX века стал роман? Почему в конце века писатели стали отдавать предпочтение рассказу и новелле?
В реализме прозаические жанры выходят на первое место, так как именно они наиболее полно и глубоко могут отразить сложные связи между человеком, обществом и исторической действительностью. Проза позволяет создать разветвлённый сюжет, насыщенный подробными описаниями, многослойными образами и детализированными характеристиками героев. Это делает роман и рассказ идеальными жанрами для реализации целей реализма.
Почему самым распространённым жанром стал роман? Роман оказался наиболее подходящей формой для изображения сложных социальных, исторических и психологических конфликтов. Во второй половине XIX века роман становится основным жанром из-за своей универсальности: он может охватить обширный временной и пространственный масштаб, показать развитие персонажей в контексте значительных событий. Например, в романе Толстого «Война и мир» показана не только жизнь отдельных героев, но и масштабные исторические процессы, которые формируют их судьбы. Роман позволяет исследовать разные социальные слои, показать их взаимодействие, как это сделал Тургенев в «Отцах и детях», где конфликт между поколениями отражает более широкий разрыв между старым и новым укладом жизни.
Почему в конце XIX века писатели стали отдавать предпочтение рассказу и новелле? В конце XIX века общество и литература переживают значительные перемены. Темп жизни ускоряется, читатели больше склоняются к коротким формам, которые позволяют быстрее погрузиться в проблему и её осмысление. Рассказ и новелла становятся популярными благодаря своей лаконичности и способности концентрироваться на одной ключевой идее или конфликте. Например, рассказы Чехова, такие как «Ионыч» или «Дама с собачкой», позволяют глубоко исследовать психологию героев в ограниченном пространстве текста.
Таким образом, эволюция жанров от романа к рассказу и новелле связана с изменением читательских ожиданий и потребностей времени. Рассказ становится способом сосредоточиться на частной, интимной стороне жизни, не теряя при этом социальной и философской глубины.
8. С помощью каких признаков можно отличить романтическое произведение от реалистического? Если герой исключителен, дан как сложившийся и неизменный характер, если он, подвергаясь воздействию обстоятельств, внутренне от них не зависит, то к какому типу — классицистическому, романтическому или реалистическому — относится произведение, в котором он выведен? Если герой является рупором автора, если он ограничен в самостоятельности мыслей и чувств, а его зависимость от обстоятельств понята писателем как механистическая (каковы обстоятельства, таков и характер героя), то о каком принципе воплощения образа может идти речь — реалистическом, романтическом или классицистическом? При ответе на эти вопросы приведите убедительные примеры из прочитанных вами произведений и дайте обоснованные пояснения.
Романтическое произведение отличается от реалистического прежде всего подходом к изображению героев и их взаимодействия с миром. В романтизме герой часто исключителен, обладает возвышенными чертами, не вписывается в окружающую среду и противопоставляет себя обществу. Его внутренний мир не зависит от внешних обстоятельств, он движим высокими идеями или личными страстями. Например, Печорин в ранних главах «Героя нашего времени» ещё сохраняет черты романтического героя — он индивидуалист, противопоставленный обществу, который действует в соответствии со своими принципами, игнорируя влияние среды.
Реалистический герой, напротив, формируется под влиянием социальной среды, его характер и поступки детерминированы обстоятельствами. У Достоевского Раскольников из «Преступления и наказания» становится примером героя, который неразрывно связан с бедностью, социальной несправедливостью и своими философскими размышлениями. Его внутренний конфликт развивается под влиянием среды, а не идеализированной идеи.
Если герой строго следует сюжетам автора, ограничен в своих мыслях и чувствах, то это характерно для произведений классического типа, где основное внимание уделяется морали или уроку, который следует из судьбы героя. Например, в баснях Крылова герои действуют по законам аллегории, их поступки предопределены моралью рассказа.
В романтизме герои, как правило, не меняются, оставаясь верными своим идеалам, несмотря на влияние обстоятельств. В реализме же, напротив, герои подвержены изменениям. Например, в «Отцах и детях» Тургенева Базаров постепенно трансформируется под влиянием своих личных переживаний, что подчёркивает его реалистичность.
Таким образом, отличить романтическое произведение от реалистического можно по тому, как изображён герой, его внутренний мир и взаимоотношения с окружающей средой. Романтический герой действует в отрыве от общества, а реалистический — находится под влиянием социальных, исторических и личных обстоятельств.
Творческие задания. Стр. 52
1. Подготовьте сценарий «Диалог романтизма и реализма». Каждый ученик, представляющий романтизм или реализм, говорит об особенностях своей роли, называет произведения романтические или реалистические и демонстрирует достоинства романтических или реалистических произведений.
Сценарий: «Диалог романтизма и реализма»
Участники:
1. Романтизм (ученик, представляющий романтизм)
2. Реализм (ученик, представляющий реализм)
3. Ведущий (ученик, направляющий дискуссию)
________________________________________
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые участники! Сегодня мы поговорим о двух великих литературных направлениях — романтизме и реализме. У каждого из вас будет возможность рассказать, в чём сила вашего подхода, привести примеры из литературы и доказать, что именно ваш взгляд на мир важен для читателя. Начнём с основного вопроса: какая главная цель вашего направления?
1. Описание целей
Романтизм:
Для нас, романтиков, главное — воспеть возвышенные чувства, раскрыть внутренний мир человека, его стремления, мечты и борьбу с обстоятельствами. Мы стараемся показать не мир таким, какой он есть, а мир, каким он должен быть — идеальным, прекрасным. Наши герои — это исключительные личности, не похожие на других. Они стремятся вырваться из оков обыденности, возвыситься над суетой, найти свободу.
Например, Байроновский Чайльд Гарольд — это человек, который не удовлетворён привычной жизнью, он ищет что-то большее. В русской литературе героем романтизма можно назвать Лермонтовского Мцыри — молодого монаха, мечтающего о свободе и родной земле. Его побег из монастыря и противостояние природе — это символ борьбы человека за свои идеалы.
Мы изображаем мир таким, каким его чувствует наш герой. Природа для нас — живое существо, которое участвует в жизни героя. Она отражает его внутренний мир, его чувства и эмоции. Когда Лермонтов описывает бурю в «Мцыри», он показывает не только внешнюю картину природы, но и бурю, происходящую внутри героя.
Реализм:
В отличие от романтизма, мы не стремимся к изображению идеалов. Наша цель — показать реальный мир, с его проблемами, несправедливостью, красотой и уродством. Реализм — это зеркало, в котором отражается жизнь. Мы не боимся показывать трудности и конфликты, потому что они помогают читателю лучше понять мир и себя.
Наши герои — это обычные люди, такие как вы и я. Они не исключительные, а типичные представители своего времени. Акакий Акакиевич из «Шинели» Гоголя — это чиновник, который мечтает о новой шинели. Его трагедия заключается не в высоких идеалах, а в банальной человеческой нужде, которая оборачивается настоящей жизненной драмой.
Природа у нас — это не символ, а часть реального мира. Она существует как фон, который подчёркивает обстоятельства. Например, в «Обломове» Гончарова природа подчёркивает неспешность и ленивость главного героя. У Толстого природа в «Войне и мире» служит для отражения исторических событий, таких как битва при Бородино.
2. Герои и их место в литературе
Ведущий:
Чем отличаются ваши герои? Как они взаимодействуют с окружающим миром?
Романтизм:
Наши герои — это личности, которые противопоставляют себя обществу. Они не боятся быть непонятыми, они ищут свободу, смыслы, возвышенные цели. Примером является Евгений из «Медного всадника» Пушкина. Этот герой романтизма сталкивается с мощью государства, символом которого является медный всадник, и пытается бороться с обстоятельствами, но в итоге погибает.
Ещё один пример — Печорин из «Героя нашего времени». Он исключителен, выделяется умом, острым восприятием, но его трагедия в том, что он не находит своего места в обществе. Для него мир слишком скучен и ограничен, а он хочет большего, чего общество ему дать не может.
Реализм:
В отличие от вас, наши герои взаимодействуют с миром более объективно. Они не противопоставляют себя обществу, а являются частью его, завися от среды и обстоятельств. Например, Раскольников из «Преступления и наказания» — это бедный студент, чьи действия напрямую зависят от социального неравенства и философских идей своего времени. Его внутренний конфликт — это борьба между желанием быть великим человеком и страхом перед наказанием.
Другой пример — Наташа Ростова из «Войны и мира». Она не исключительная героиня, но именно это делает её такой живой и близкой читателю. Её взросление, любовь, ошибки и искупление показывают путь обычного человека, ищущего счастье.
3. Роль природы
Ведущий:
Как вы используете природу в своих произведениях?
Романтизм:
Для нас природа — это не просто фон, это участник событий. Она отражает чувства героя, усиливает драматизм или спокойствие. Например, в «Парусе» Лермонтова природа передаёт одиночество и стремление героя к свободе. Парус, окружённый бескрайним морем, — это символ человеческой души, стремящейся к идеалу.
Реализм:
Мы используем природу как реалистичный элемент, который подчёркивает обстоятельства. Природа помогает показать, как герои живут в определённых условиях. Например, в «Тихом Доне» Шолохова природа Донского края неразрывно связана с жизнью казаков, их бытом и судьбами.
4. Жанры
Ведущий:
Почему вы отдаёте предпочтение именно вашим жанрам?
Романтизм:
Мы выбираем поэзию, драму и эпос, потому что эти жанры позволяют выразить возвышенные чувства и идеи. Например, в «Паломничестве Чайльд Гарольда» Байрон использует эпическую форму, чтобы показать путешествие героя как духовный поиск.
Реализм:
Мы используем роман, рассказ и новеллу, потому что они позволяют глубоко исследовать жизнь и характеры людей. Роман — это универсальный жанр, который охватывает множество аспектов жизни. Например, в «Войне и мире» Толстой одновременно показывает личные драмы, исторические события и философские размышления. Рассказ или новелла, как у Чехова, позволяют сосредоточиться на одной важной теме.
5. Достоинства направлений
Ведущий:
А что вы считаете главным достижением вашего направления?
Романтизм:
Наше главное достижение — это стремление к возвышенному, к идеалу. Мы показываем человеку, что он может стать больше, чем он есть, что его душа способна на подвиг. Лермонтов, Байрон, Пушкин — все они вдохновляли поколения на борьбу за свободу и высокие идеалы.
Реализм:
Наше главное достижение — это правда. Мы показываем мир таким, каков он есть, заставляем задуматься о социальных проблемах и несправедливости. Реализм помогает осознать, что изменения начинаются с признания реальности.
Завершение
Ведущий:
Спасибо за интересный и содержательный диалог! Ваши направления раскрывают разные грани человеческой жизни, и оба заслуживают внимания. Теперь слово за зрителями: какой взгляд на мир ближе вам?
2. Проанализируйте одно произведение, которое имеет черты романтизма или реализма.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением