Ответы на вопросы на стр.56 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)



































Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 56
1. Как в романе из провинциальной жизни «Евгения Гранде» раскрыто губительное влияние денежных интересов на чувства и духовный мир людей?
Роман Оноре де Бальзака «Евгения Гранде» ярко демонстрирует, как денежные интересы разрушают человеческие чувства, взаимоотношения и духовный мир. В центре повествования — история семьи Гранде, в которой алчность и жадность становятся главными движущими силами.
Губительное влияние алчности на семью Гранде
Главой семьи является Феликс Гранде, богатый провинциальный винодел, который одержим идеей сохранения и приумножения своего состояния. Его отношение к деньгам определяет все аспекты его жизни, включая отношения с членами семьи. Ради своей жадности он пренебрегает чувствами дочери Евгении и отказывается от человеческой близости.
Гранде превращает деньги в мерило всех ценностей, лишая свою семью радостей и счастья. Его скупость приводит к тому, что дом Гранде становится символом холодной атмосферы, где отсутствуют любовь, тепло и забота.
Разрушение чувств Евгении Гранде
Евгения, главная героиня романа, с раннего детства живёт под давлением отцовского контроля и его финансовых интересов. Её внутренний мир и способность любить страдают из-за постоянной атмосферы стяжательства.
Когда Евгения влюбляется в своего кузена Шарля, её чувства сталкиваются с суровой реальностью. Отец видит в этом браке только угрозу своим деньгам и пытается разрушить отношения Евгении с кузеном. Его действия показывают, как алчность подавляет искренние чувства и превращает любовь в расчёт.
Гибель духовности у героев
Шарль, который сначала представлен как романтический герой, после поездки в Индию становится жертвой того же денежного мировоззрения, которое проповедует Гранде. Возвращаясь из Индии богатым, он забывает о любви Евгении и предпочитает брак по расчёту. Таким образом, влияние денежных интересов разрушает его искренние чувства, превращая Шарля в холодного, циничного человека.
Обобщение влияния денег на общество
Через образ Гранде и его окружения Бальзак показывает, что алчность и культ денег разрушают не только отношения внутри семьи, но и духовные ценности общества. Люди начинают воспринимать друг друга как инструменты для достижения материальной выгоды, а не как личностей.
Таким образом, роман «Евгения Гранде» подчёркивает, что денежные интересы становятся причиной деградации чувств, разрушения духовного мира и разобщения людей, лишая их возможности быть счастливыми.
2. Какие скрытые пружины жизни современного высшего общества обнаруживает Бальзак в романе «Отец Горио»?
В романе «Отец Горио» Бальзак исследует жизнь парижского общества первой половины XIX века, раскрывая его лицемерие, эгоизм и моральный упадок. Автор показывает, что под внешним блеском высшего света скрываются алчность, интриги и полное отсутствие искренности.
Культ денег и положение в обществе
В «Отце Горио» деньги играют ключевую роль в определении положения человека. Герои романа, включая семьи аристократов, буржуа и представителей низшего сословия, оценивают друг друга исключительно через призму богатства.
Райский пансион, где живут главный герой Эжен де Растиньяк и старик Горио, является миниатюрной моделью общества, где каждый стремится извлечь выгоду из окружающих. Растиньяк, юноша из бедной провинциальной семьи, пытается пробиться в высшее общество и быстро осознаёт, что единственный путь к успеху — это деньги и связи.
Разрушение семейных отношений
Старик Горио является воплощением жертвенности и безусловной любви к своим дочерям. Он отдает всё своё богатство ради их счастья, однако в ответ получает лишь равнодушие и неблагодарность. Его дочери, Анастази и Дельфина, живут в мире, где доминируют социальные амбиции и материальные интересы, полностью игнорируя чувства отца. Горио умирает в бедности и одиночестве, что символизирует разрушение традиционных семейных ценностей в эпоху капитализма.
Лицемерие и двойные стандарты
Высшее общество Парижа, изображённое в романе, построено на лицемерии. На светских приёмах аристократы поддерживают видимость приличия, но в частной жизни они погрязли в долгах, интригах и любовных связях. Бальзак показывает, что социальный статус часто достигается путём хитрости, манипуляций и циничного использования окружающих.
Эжен де Растиньяк как свидетель упадка общества
Главный герой романа, Эжен де Растиньяк, становится свидетелем всех скрытых пружин жизни парижского высшего общества. Он видит, как деньги управляют всеми аспектами жизни, и понимает, что искренность и честность не имеют значения в мире, где доминируют алчность и социальные амбиции.
Несмотря на первоначальную веру в идеалы, Растиньяк постепенно начинает адаптироваться к правилам этого общества. Финальная сцена, где он бросает вызов Парижу со словами «А теперь кто победит: я или ты?», символизирует его решение бороться за место в этом мире, даже если это потребует отказа от моральных принципов.
Моральный кризис и разобщённость
В романе подчёркивается, что культ денег приводит к моральному кризису. Люди становятся равнодушными друг к другу, а отношения строятся на основе выгоды. Даже дружба и любовь превращаются в средство для достижения социального успеха.
Таким образом, в «Отце Горио» Бальзак раскрывает скрытые механизмы, управляющие обществом: культ денег, разрушение семейных связей, лицемерие и потерю моральных ориентиров. Роман становится не только портретом эпохи, но и предостережением о последствиях власти материальных интересов.
3. Почему главными героями романов «Евгения Гранде» и «Отец Горио» писатель делает молодых людей, не освоивших ещё мораль купли-продажи?
Оноре де Бальзак выбирает главными героями романов «Евгения Гранде» и «Отец Горио» молодых людей, таких как Евгения и Эжен де Растиньяк, чтобы показать их столкновение с безнравственными законами общества и трансформацию их личностей под влиянием этих законов. Молодые герои символизируют наивность, чистоту и надежду, которые разрушаются по мере их взаимодействия с миром, где главенствуют деньги и корысть.
Евгения Гранде как символ искренних чувств
Евгения Гранде в начале романа — это невинная девушка, воспитанная в условиях провинциальной сдержанности. Её моральные ориентиры базируются на любви, семейной верности и честности. Её чувства к кузену Шарлю — это пример неподдельной и искренней любви.
Однако Евгения сталкивается с жестоким миром, где материальные интересы имеют первостепенное значение. Её отец Феликс Гранде, олицетворяющий культ денег, подавляет её волю и разрушает её идеалы. Постепенно Евгения осознаёт, что её чувства и моральные принципы бессильны перед властью денег.
Эжен де Растиньяк как символ стремлений и компромиссов
Эжен де Растиньяк из «Отца Горио» — это молодой провинциал, прибывший в Париж с мечтами о карьере и социальном успехе. В начале романа он верит в идеалы честности и любви. Его наивность проявляется в желании достичь высот, не утрачивая своей морали.
Однако, попав в высшее общество, Эжен сталкивается с жестокой реальностью. Он видит, что в этом мире действуют только законы купли-продажи, где отношения строятся на выгоде. Постепенно Растиньяк начинает адаптироваться к этим правилам, делая выбор в пользу компромиссов с собственной совестью.
Почему молодость важна для конфликта?
Бальзак делает своих героев молодыми, чтобы показать контраст между их начальной чистотой и разрушительным влиянием общества. Молодость ассоциируется с мечтами, честностью и поиском себя, что делает трагедию их нравственного падения ещё более ощутимой.
Молодые герои находятся на этапе формирования личности, поэтому их трансформация под воздействием мира, где правят деньги, подчёркивает главную мысль писателя о разрушающей силе буржуазного общества.
4. В каком направлении идут нравственные изменения в душах этих молодых людей? Почему Бальзак не противопоставляет аморализму современного общества идеальных героев, неподвластных растлевающему влиянию буржуазного мира?
Бальзак в своих романах «Евгения Гранде» и «Отец Горио» не создаёт идеальных героев, которые могли бы устоять перед аморализмом окружающего общества. Вместо этого он показывает сложный процесс их нравственных изменений, подчёркивая, что даже лучшие качества человека подвержены разрушению под влиянием внешних обстоятельств.
Нравственные изменения Евгении Гранде
В начале романа Евгения верит в чистоту чувств, но её любовь к Шарлю становится для неё источником разочарований. Шарль, уехав в Индию, возвращается богатым, но забывает об обещаниях и любви. Это разрушает идеалы Евгении, однако она сохраняет своё достоинство.
Евгения принимает цинизм окружающего мира, но остаётся верной своим внутренним убеждениям. Она отказывается от брака по расчёту и предпочитает жить в одиночестве, сохраняя воспоминания о своей любви. Её нравственное изменение заключается в отказе бороться с миром, где правят деньги.
Нравственные изменения Эжена де Растиньяка
Эжен проходит путь от наивного провинциала до прагматичного игрока парижского общества. Его нравственные изменения происходят под влиянием окружения, где отношения между людьми построены на выгоде и манипуляциях.
В финале романа Эжен бросает вызов Парижу, показывая, что он готов стать частью этого мира, даже если для этого потребуется отказаться от своих идеалов. Его трансформация подчёркивает идею Бальзака о том, что буржуазный мир неизбежно меняет людей.
Почему Бальзак не создаёт идеальных героев?
Бальзак стремится показать реалистичную картину общества. Он подчёркивает, что влияние буржуазного мира настолько сильно, что даже самые честные и искренние люди не могут устоять перед его разрушительным воздействием.
Идеальные герои не вписывались бы в концепцию реализма, так как они не отражали бы настоящую жизнь. Бальзак показывает, что в реальности человек вынужден подстраиваться под обстоятельства, даже если это идёт вразрез с его моральными принципами.
Главная мысль Бальзака
Бальзак утверждает, что нравственное падение людей — это не только их личная ответственность, но и результат действия социальных механизмов. Деньги, социальный статус и власть оказываются сильнее любви, дружбы и морали.
Через образы Евгении и Эжена Бальзак подчёркивает, что борьба с аморализмом общества возможна только через осознание этих законов и личный выбор: подчиниться или попытаться сохранить свои принципы, несмотря на внешние обстоятельства.
5. Как связаны в романах социальная и семейная темы?
В произведениях Оноре де Бальзака, таких как «Евгения Гранде» и «Отец Горио», социальная и семейная тематики переплетаются, показывая, как общественные законы, основанные на власти денег, проникают в семейные отношения и разрушают их. Бальзак изображает семью не как изолированную единицу, а как микрокосм общества, где конфликты, вызванные социальными интересами, находят отражение на уровне личных взаимоотношений.
Семья как отражение социальных процессов
В романе «Евгения Гранде» семья становится моделью буржуазного общества. Глава семьи, Феликс Гранде, олицетворяет капиталистическую идею накопительства, где главной целью жизни становится умножение богатства. Его алчность формирует не только атмосферу в семье, но и судьбы её членов. Евгения, его дочь, воспитывается в условиях сдержанности и лишений, несмотря на огромное состояние отца, что показывает разрыв между материальными возможностями и духовной бедностью.
В «Отце Горио» семья Горио представляет собой трагический пример разрушения родственных связей под влиянием социальных амбиций. Анастази и Дельфина, дочери Горио, руководствуются стремлением укрепить своё положение в высшем свете, что делает их равнодушными к отцовской любви. Этот пример подчёркивает, что семейные отношения становятся инструментом достижения социального успеха.
Разрушение традиционных семейных ценностей
Бальзак демонстрирует, как семейные ценности — любовь, взаимная поддержка и уважение — уступают место алчности, эгоизму и манипуляциям. В «Евгении Гранде» Евгения сталкивается с предательством со стороны Шарля, её кузена, который отказывается от их любви ради выгодного брака. Это разрушает её веру в искренние чувства и подчёркивает влияние денег на межличностные отношения.
В «Отце Горио» дети становятся равнодушными к своим родителям, считая их лишь средством для получения материальной выгоды. Анастази и Дельфина предают своего отца, что приводит к его смерти в одиночестве.
Деньги как инструмент власти в семье
Бальзак подчёркивает, что деньги становятся универсальным инструментом власти не только в обществе, но и в семье. Феликс Гранде контролирует Евгению через финансовую зависимость, лишая её свободы выбора. Подобная ситуация наблюдается и в «Отце Горио», где старик Горио жертвует всем ради дочерей, но его богатство становится для них важнее, чем любовь и забота.
Семья как жертва социальных амбиций
Автор показывает, что разрушение семейных отношений — это прямое следствие влияния общественных ценностей. Семья перестаёт быть местом духовной опоры, становясь полем для борьбы за материальные ресурсы и статус.
Таким образом, Бальзак демонстрирует, что социальные и семейные темы неразрывно связаны: законы буржуазного общества проникают в семью, разрушая традиционные ценности и превращая её в отражение алчного, бездушного мира.
6. Какие особенности творчества Бальзака восхищали русских писателей?
Творчество Бальзака оказало огромное влияние на русскую литературу XIX века. Такие писатели, как Фёдор Достоевский, Лев Толстой и Иван Тургенев, находили в произведениях Бальзака черты, которые вдохновляли их собственные творческие поиски. Особенности его подхода к литературе, такие как реализм, глубокий психологизм и многослойность сюжета, стали эталоном для многих русских авторов.
Реализм и широта охвата жизни
Бальзак создал целую литературную панораму французского общества своего времени, назвав её «Человеческая комедия». Этот масштабный проект включал более 90 произведений, которые охватывали разные слои общества и показывали жизнь во всём её многообразии.
Лев Толстой высоко ценил реализм Бальзака, его умение изображать жизнь людей с деталями и правдоподобием. Толстой считал Бальзака одним из первых писателей, который смог так глубоко исследовать внутренний мир человека и его социальные взаимодействия.
Глубокий психологизм
Русские писатели, особенно Достоевский, отмечали психологическую проработанность героев Бальзака. Он не ограничивался описанием их поступков, а раскрывал внутренние мотивы, страхи и амбиции. Например, Гобсек — это не просто алчный ростовщик, а человек с глубокой философией и собственной системой ценностей.
Эта особенность вдохновила Достоевского на создание сложных психологических портретов, таких как Раскольников или Иван Карамазов.
Социальная критика
Бальзак смело критиковал общество, вскрывая его пороки: алчность, лицемерие, моральный упадок. Эта черта особенно восхищала Достоевского, который находил у Бальзака примеры изображения власти денег и разрушения человеческих ценностей.
Тургенев в своих произведениях также обращался к социальным проблемам, вдохновляясь тем, как Бальзак сочетал личные и общественные конфликты.
Эпичность и многослойность
Бальзак строил свои произведения так, что в них пересекались судьбы героев, социальные процессы и философские размышления. Этот подход повлиял на создание масштабных произведений, таких как «Война и мир» Толстого и «Преступление и наказание» Достоевского.
Универсальность тем
Темы, поднимаемые Бальзаком, — власть денег, разрушение морали, борьба за место в обществе — оказались актуальными и для русских писателей. Они находили в его произведениях общие черты с реалиями российской жизни.
7. В чём продолжил и развил найденные Бальзаком приёмы изображения действительности Достоевский?
Фёдор Достоевский был вдохновлён Бальзаком, но он не только продолжил его приёмы, но и углубил их, добавив философскую и религиозную составляющую, что сделало его творчество уникальным.
Углубление психологизма
Бальзак изучал внутренний мир героев через их поступки и взаимодействия с обществом. Достоевский пошёл дальше, сосредоточившись на моральных и философских конфликтах. Его герои переживают острые внутренние противоречия, связанные с вопросами вины, искупления и смысла жизни. Например, Раскольников из «Преступления и наказания» — это герой, который борется не только с обществом, но и с самим собой.
Философская глубина
Бальзак исследовал материальные аспекты жизни: власть денег, социальные амбиции. Достоевский дополнил эти темы размышлениями о духовности, вере и человеческой природе. Например, князь Мышкин в «Идиоте» становится антиподом героев Бальзака, представляя собой образ идеального человека.
Социальная критика
Достоевский продолжил традицию Бальзака в изображении социальных проблем, но сосредоточился на отношениях между личностью и обществом. Его герои часто противостоят системе, стремясь сохранить свою моральную и духовную независимость.
Конфликт идей
Достоевский добавил в реализм Бальзака элемент борьбы идей. Его герои не просто действуют, они спорят, философствуют, анализируют свои поступки. Это позволяет глубже понять их мотивы и внутренний мир.
Религиозная тематика
В отличие от Бальзака, Достоевский активно использует религиозные символы и образы, исследуя роль веры в жизни человека. Эта черта делает его творчество уникальным продолжением реализма Бальзака.
Для индивидуальной работы. Стр. 56
1. Прочитайте один из романов Бальзака («Евгения Гранде», «Отец Горио», «Шагреневая кожа», «Утраченные иллюзии»). Подготовьте сообщение о сюжете и системе образов произведения. Раскройте идею писателя. На примере одного самостоятельно выбранного эпизода покажите, как Бальзак раскрывает психологию современного человека, его зависимость от коммерческой сути общественных отношений, лежащей в основе европейской буржуазной цивилизации.
Сообщение о сюжете и системе образов романа "Евгения Гранде"
Сюжет произведения
Роман «Евгения Гранде» — это история о столкновении искренних человеческих чувств и идеалов с суровой реальностью буржуазного общества, основанного на власти денег. Действие происходит в провинциальном французском городке Сомюр, где правят нормы буржуазной морали, подчинённой идее накопительства и расчёта.
Введение в атмосферу романа
Феликс Гранде, глава семьи и богатый винодел, с самого начала предстаёт как воплощение алчности и жадности. Его дом — холодный и лишённый уюта, несмотря на огромное состояние, — становится символом духовной бедности, которая контрастирует с материальным изобилием.
Евгения, его дочь, воспитывается в строгости и лишениях, что формирует её как искреннюю, добрую и романтичную натуру, но в то же время лишает её опыта противостояния жёстким законам общества.
Поворотный момент — приезд Шарля
Шарль, кузен Евгении, сын брата Феликса, приезжает в дом Гранде после финансового краха своего отца. Молодой человек, привыкший к роскоши парижской жизни, становится объектом симпатии Евгении. Их отношения быстро перерастают в романтические чувства.
Однако их любовь сразу сталкивается с непреодолимыми препятствиями. Феликс Гранде, видя в Шарле угрозу своему состоянию, делает всё возможное, чтобы разорвать их связь. Он отправляет Шарля в Индию, заставляя его искать средства для восстановления своего положения.
Жертвы и предательство
Евгения, верная своим чувствам, дарит Шарлю свои сбережения, что приводит к конфликту с отцом. Этот эпизод становится символом её борьбы за право любить в мире, где деньги определяют всё.
Шарль, вернувшись из Индии с состоянием, изменяется под влиянием буржуазных ценностей. Он предаёт Евгению, выбирая брак по расчёту, что окончательно разрушает её веру в любовь и искренность.
Финал — торжество одиночества
Евгения остаётся одна, отказываясь вступать в брак ради денег. Её трагедия заключается не только в предательстве Шарля, но и в осознании бессмысленности борьбы за свои идеалы в обществе, где главенствуют материальные интересы.
Система образов
Бальзак выстраивает сложную систему образов, где каждый персонаж становится частью общего портрета буржуазного общества, а их характеры и поступки подчёркивают главные идеи романа.
Евгения Гранде
Характеристика: Евгения — воплощение искренних человеческих чувств, противопоставленных алчности и эгоизму. Она нежна, добродушна и преданна своим идеалам. Однако её мягкость и наивность делают её уязвимой в мире, где деньги имеют абсолютную власть.
Роль в романе: Евгения символизирует трагедию личности, которая пытается сохранить свою духовность и искренность в условиях буржуазной цивилизации. Её внутренний мир остаётся несломленным, но она теряет веру в любовь и счастье.
Феликс Гранде
Характеристика: Отец Евгении — жадный, холодный человек, который всю свою жизнь посвятил накопительству богатства. Его алчность и скупость доходят до абсурда: он экономит на всём, включая еду и одежду, несмотря на своё огромное состояние.
Роль в романе: Феликс Гранде является олицетворением буржуазного культа денег, где материальные интересы подчиняют себе все остальные аспекты жизни. Его отношение к дочери подчёркивает деградацию семейных ценностей.
Шарль Гранде
Характеристика: Шарль в начале романа предстаёт как романтический герой, но его характер раскрывается как слабый и зависимый от общественных ценностей. Его жажда богатства и социального успеха становится сильнее любви к Евгении.
Роль в романе: Шарль — это образ человека, который полностью подчиняется законам буржуазного общества. Его предательство показывает, как материальные ценности разрушают искренние чувства.
Мадам Гранде
Характеристика: Мать Евгении — слабая, покорная женщина, которая полностью подчинена своему мужу. Её жизнь проходит в смирении и терпении.
Роль в романе: Мадам Гранде символизирует традиционную женскую жертвенность, которая в условиях патриархального общества становится нормой.
Окружение
Второстепенные персонажи, такие как нотариусы Крушо и Де Грассен, представляют буржуазное общество, где каждый стремится извлечь выгоду из ситуации. Они подчёркивают атмосферу лицемерия и корысти, которая пронизывает всё окружение Евгении.
Идея романа
Главная идея произведения заключается в критике буржуазного общества, где деньги становятся основой всех человеческих отношений. Бальзак показывает, что в условиях, где материальные ценности занимают центральное место, теряются такие качества, как любовь, честность и духовность. Евгения, несмотря на свои идеалы, становится жертвой мира, в котором всё подчинено коммерческому расчёту.
Пример эпизода: конфликт Евгении с отцом
Эпизод, в котором Евгения решает подарить свои сбережения Шарлю, ярко иллюстрирует главные идеи романа.
Суть конфликта
Евгения, движимая любовью, нарушает волю отца и отдаёт свои деньги Шарлю. Её поступок становится вызовом отцовскому культу накопительства.
Феликс Гранде воспринимает этот поступок как предательство, что приводит к серьёзному конфликту между ними.
Психологический анализ
Евгения демонстрирует силу своих чувств и независимость, несмотря на давление со стороны отца. Этот момент подчёркивает её стремление сохранить свою человеческую сущность.
Феликс же, руководствуясь алчностью, не способен понять мотивы дочери. Его реакция показывает, что в его системе ценностей нет места для любви и преданности.
Коммерческая суть отношений
Конфликт подчёркивает, что в буржуазном обществе даже семейные отношения превращаются в инструмент достижения материальной выгоды. Евгения пытается противостоять этой системе, но её усилия оказываются напрасными.
Заключение
Роман «Евгения Гранде» — это глубокое исследование влияния буржуазных ценностей на человеческие чувства и отношения. Через образы Евгении, её отца и Шарля Бальзак показывает, как власть денег разрушает искренность, любовь и семейные связи. Произведение становится не только критикой буржуазного общества, но и универсальным размышлением о месте духовных ценностей в мире материальных интересов.
2.
Сообщение о сюжете и системе образов романа "Отец Горио"
Сюжет произведения
Роман «Отец Горио» — это одно из центральных произведений цикла «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака, в котором автор раскрывает глубокую социальную драму, затрагивая темы разрушения семейных ценностей, власти денег и морального упадка буржуазного общества. Действие романа разворачивается в пансионе мадам Воке, где пересекаются судьбы людей разных социальных слоёв, чьи жизни связаны общей темой борьбы за выживание в условиях буржуазной цивилизации.
Введение в атмосферу романа
Пансион мадам Воке — это мрачное и бедное место, отражающее упадок его обитателей. Среди жильцов находятся старик Горио, который живёт в бедности, несмотря на своё прошлое богатство, и Эжен де Растиньяк, молодой провинциал, приехавший в Париж с амбициями построить карьеру и добиться успеха.
Пансион — это микрокосм парижского общества, где обостряются социальные контрасты и конфликты, а повседневные заботы жильцов являются отражением социальных законов буржуазной эпохи.
Основные события
Главный герой, старик Горио, когда-то был успешным торговцем, но лишился всего состояния, отдавая деньги своим дочерям, Анастази и Дельфине. Они используют его любовь, но, достигнув социальных высот, полностью отказываются от него.
Эжен де Растиньяк, наблюдая за трагедией Горио, постепенно понимает, что успех в Париже требует от человека моральных компромиссов. Его мечты о честной карьере разрушаются по мере знакомства с аморальностью общества.
Загадочный Вотрен предлагает Эжену преступный путь к богатству: убить родственника одной из девушек, чтобы через её наследство Растиньяк смог быстро разбогатеть. Эта идея становится символом циничного подхода к жизни, характерного для буржуазного общества.
Кульминация
Старик Горио умирает в нищете и одиночестве, брошенный своими дочерьми. Даже на его похоронах они не появляются, предпочитая светские развлечения. Эта сцена подчёркивает не только трагедию одного человека, но и разложение моральных основ общества, где деньги стали важнее семейных связей.
Финал
После смерти Горио Эжен бросает вызов Парижу, произнося знаменитую фразу: «А теперь кто победит: я или ты?» Этот момент символизирует начало его трансформации: он готов принять правила игры буржуазного мира, чтобы добиться успеха.
Система образов
Каждый персонаж романа олицетворяет определённый аспект общества и его влияния на личность. Бальзак строит систему образов, где герои становятся символами социальной и моральной деградации, обусловленной властью денег.
Отец Горио
Характеристика: Горио — главный герой романа, воплощение безграничной родительской любви. Он посвятил всю свою жизнь своим дочерям, отдавая им всё своё богатство. В результате он оказался никому не нужным и пережил крах своих ожиданий.
Роль в романе: Горио символизирует жертвенность и трагедию семейных отношений в условиях буржуазного общества. Его любовь и преданность становятся причиной его гибели, так как общество, построенное на культе денег, не ценит таких качеств.
Эжен де Растиньяк
Характеристика: Эжен — молодой человек, приехавший в Париж из провинции. Его образ олицетворяет наивность, честолюбие и борьбу за место в обществе. Он стремится сохранить свои моральные принципы, но постепенно осознаёт, что успех требует компромиссов.
Роль в романе: Растиньяк — это образ человека, стоящего на пороге морального выбора. Его финальный вызов Парижу показывает его готовность бороться за успех, приняв жестокие правила общества.
Анастази и Дельфина
Характеристика: Дочери Горио олицетворяют цинизм и алчность. Они заботятся только о своём социальном статусе, используя отца как средство достижения своих целей.
Роль в романе: Их образы подчёркивают разложение семейных ценностей в буржуазном обществе, где любовь и благодарность заменяются корыстью и эгоизмом.
Вотрен
Характеристика: Вотрен — харизматичный и циничный персонаж, предлагающий Эжену легкий путь к богатству через преступление. Его философия основана на презрении к моральным нормам.
Роль в романе: Вотрен символизирует темную сторону буржуазного общества, где цель оправдывает средства. Его образ подчёркивает разрушительное влияние социальных законов на человеческую душу.
Пансион мадам Воке
Описание: Пансион становится аллегорией парижского общества, где каждый персонаж олицетворяет определённый социальный слой. Здесь переплетаются интересы и конфликты, создавая атмосферу упадка и напряжения.
Идея романа
Главная идея «Отца Горио» заключается в разоблачении пороков буржуазного общества, где деньги становятся главной ценностью, а человеческие отношения разрушаются под их влиянием. Бальзак показывает, что культ материальных ценностей приводит к деградации морали, утрате искренних чувств и разрушению семьи.
Пример эпизода: смерть Горио
Сцена смерти старика Горио — это кульминация романа, раскрывающая ключевые идеи произведения.
Суть эпизода
Горио умирает в полной бедности, окружённый лишь Эженом и студентом Бьяншоном. Его дочери, несмотря на просьбы, отказываются прийти, предпочитая светские мероприятия. На похороны Горио не приходит никто из его близких.
Психология современного человека
Этот эпизод показывает, как деньги и социальные амбиции разрушают семейные связи. Анастази и Дельфина больше заботятся о своём статусе, чем о судьбе отца. Их поведение демонстрирует моральное разложение, свойственное буржуазному обществу.
Коммерческая суть общественных отношений
Горио воспринимается своими дочерьми не как любящий отец, а как инструмент для достижения их целей. Когда он теряет своё богатство, он становится им неинтересен, что подчёркивает зависимость отношений от материальных ценностей.
Социальная критика
Бальзак через этот эпизод обличает общество, где деньги управляют всеми аспектами жизни. Семья, которая должна быть опорой, становится ареной для борьбы за ресурсы.
Заключение
Роман «Отец Горио» — это трагическая история о разрушении человеческих отношений в условиях буржуазной цивилизации. Через образы Горио, Растиньяка и других героев Бальзак показывает, как деньги и власть искажают природу человека, превращая любовь и благодарность в инструмент для достижения корыстных целей. Произведение остаётся актуальным и сегодня, предлагая глубокий анализ морального упадка общества и его последствий для личности.
3.
Сообщение о сюжете и системе образов романа "Шагреневая кожа"
Сюжет произведения
Роман «Шагреневая кожа» — это философская притча о человеческой жадности, неумении находить баланс между желаниями и реальностью, а также о неизбежной плате за амбиции. Центральным элементом произведения становится шагреневая кожа — магический артефакт, который исполняет все желания своего владельца, но за каждое исполненное желание уменьшает продолжительность его жизни. Сюжет вращается вокруг главного героя, Рафаэля де Валантена, чья жизнь становится трагическим примером разрушительного влияния материальных амбиций.
Начало: встреча с шагреневой кожей
Действие романа начинается в момент полного отчаяния главного героя. Рафаэль, обедневший аристократ, разочарованный жизнью и своими неудачами, решает покончить с собой. Он отправляется в антикварную лавку, чтобы перед смертью насладиться созерцанием старинных предметов.
В лавке он находит шагреневую кожу, магический предмет, который предлагает ему выбор: либо принять её и загадывать желания, зная, что каждый раз его жизнь будет сокращаться, либо отказаться. Рафаэль решает принять кожу, потому что считает, что терять ему уже нечего.
Первое желание: богатство
Первым своим желанием Рафаэль загадывает богатство, и на следующий день он неожиданно становится обладателем большого наследства. Его жизнь резко меняется: теперь он окружён роскошью, вниманием женщин и социальным признанием. Однако шагреневая кожа заметно уменьшается в размере, сигнализируя о сокращении его жизненного пути.
Расцвет богатства и власти
Обладая богатством, Рафаэль наслаждается жизнью парижской элиты. Он ведёт роскошный образ жизни, но постепенно начинает замечать, что каждое новое желание приближает его к смерти. Он начинает бояться загадывать новые желания, но обстоятельства вынуждают его снова использовать шагреневую кожу.
Его материальные достижения не приносят ему счастья, а физическое состояние ухудшается с каждым днём.
Любовь к Полине
Полина, молодая девушка, в которую Рафаэль искренне влюбляется, становится символом недостижимого счастья. Она искренне любит его, но Рафаэль понимает, что его физическое и моральное состояние уже не позволяет ему ответить на её чувства.
Полина олицетворяет духовные ценности, противопоставленные материальным амбициям Рафаэля. Однако он осознаёт её важность слишком поздно.
Конфликт с шагреневой кожей
Рафаэль пытается избавиться от кожи, сжигая её и уничтожая разными способами, но она остаётся неуязвимой. Это символизирует, что человек не может избежать последствий своих поступков и желаний.
Финал: смерть Рафаэля
В финале шагреневая кожа уменьшается до критического размера, а Рафаэль погибает, окончательно осознав бессмысленность своих амбиций. Его смерть становится кульминацией идеи романа о пагубности стремления к безграничному удовлетворению желаний.
Система образов
Образы романа имеют символическое значение, подчёркивая философские и социальные аспекты произведения.
Рафаэль де Валантен
Характеристика: Главный герой романа — молодой человек, чья жизнь становится примером того, как необузданные желания и алчность приводят к гибели. Его образ сочетает в себе черты романтического героя, мечтателя, но также и человека, подчинённого своим слабостям.
Роль в романе: Рафаэль олицетворяет борьбу человека с самим собой, с его внутренними амбициями и слабостями. Его трагедия заключается в том, что он осознаёт свою ошибку слишком поздно, уже не имея возможности изменить ход событий.
Шагреневая кожа
Описание: Магический артефакт, исполняющий желания, но сокращающий жизнь владельца. Она становится центральным символом произведения, воплощающим идею о неизбежной цене за удовлетворение амбиций.
Роль в романе: Шагреневая кожа символизирует человеческие желания и их разрушительную силу. Она подчёркивает философскую мысль Бальзака о том, что каждое желание имеет свою цену.
Полина
Характеристика: Полина — это символ искренних чувств, духовной чистоты и любви. Её образ противопоставляется окружающему Рафаэля миру материальных интересов.
Роль в романе: Полина показывает, что истинное счастье возможно только тогда, когда человек выбирает духовные ценности, а не материальные. Однако Рафаэль понимает это слишком поздно.
Антиквар
Описание: Продавец шагреневой кожи, философ и мудрец, который предупреждает Рафаэля о последствиях использования магического предмета.
Роль в романе: Антиквар символизирует мудрость и предостережение. Его роль — напомнить читателю о том, что человек должен осознавать ответственность за свои желания.
Общество
Второстепенные персонажи, такие как друзья Рафаэля и представители парижской элиты, показывают тщету и пустоту буржуазных ценностей. Их образы подчёркивают контраст между духовными и материальными стремлениями.
Идея писателя
Основная идея романа заключается в том, что человеческие желания, стремление к власти и богатству могут стать причиной самоуничтожения. Бальзак подчёркивает, что жизнь человека зависит от его способности находить баланс между амбициями и реальностью, а жажда удовольствий приводит к моральной деградации и гибели.
Пример эпизода: первое желание Рафаэля
Эпизод, где Рафаэль загадывает первое желание, символизирует начало его пути к самоуничтожению.
Суть эпизода
Рафаэль загадывает желание обрести богатство, и оно сбывается на следующий день. Этот момент становится отправной точкой для раскрытия центрального конфликта романа.
Шагреневая кожа уменьшается, что символизирует сокращение его жизненного пути.
Психология героя
Рафаэль испытывает радость от исполнения желания, но не осознаёт всю серьёзность ситуации. Его действия продиктованы моментальной жаждой успеха, а не разумом.
Коммерческая суть отношений
Бальзак подчёркивает, что богатство и успех в буржуазном обществе часто достигаются ценой человеческого благополучия. Этот эпизод показывает, как материальные амбиции поглощают человека.
Философская мысль
Эпизод иллюстрирует ключевую идею романа: каждое желание имеет свою цену, и человек должен быть готов заплатить за свои амбиции.
Заключение
Роман «Шагреневая кожа» — это глубокое философское произведение, которое исследует природу человеческих желаний, их влияние на личность и неизбежность последствий. Через историю Рафаэля Бальзак показывает, что стремление к безграничному удовлетворению амбиций ведёт к самоуничтожению. Шагреневая кожа становится символом жизни, где каждое желание сокращает её длину. Произведение остаётся актуальным и сегодня, предлагая читателям задуматься о своих стремлениях и ответственности за их реализацию.
4.
Сообщение о сюжете и системе образов романа "Утраченные иллюзии"
Сюжет произведения
Роман «Утраченные иллюзии» Оноре де Бальзака — это эпическая хроника социальных и моральных проблем буржуазного общества XIX века, которая исследует тему разрушения человеческих иллюзий под давлением реальности. В произведении показана судьба провинциального молодого человека, стремящегося к славе, признанию и богатству, но столкнувшегося с суровой действительностью, где правят деньги, связи и интриги.
Часть первая: "Два поэта"
Действие в Ангулеме
Действие начинается в провинциальном французском городе Ангулеме. Люсьен Шардон — сын аптекаря и аристократки. Его происхождение — смешение простонародного и аристократического, что определяет двойственность его характера и амбиций. Люсьен мечтает о славе поэта и литературном признании.
Его лучший друг Давид Сешар, сын владельца типографии, поддерживает Люсьена морально и финансово. Давид увлечён своими научными исследованиями, разрабатывая способ дешёвой печати.
Первые иллюзии Люсьена
Люсьен пишет стихи и надеется, что его талант принесёт ему славу. Однако он сталкивается с насмешками и презрением местной элиты Ангулема. Его увлечённость мадам де Баржетон, местной аристократкой, становится ещё одним источником иллюзий: он мечтает о покорении Парижа, но не понимает, насколько жёсткими будут правила этой игры.
Путь в Париж
Люсьен решает уехать в Париж, где, как ему кажется, его ждёт успех. Его отъезд ознаменован конфликтами: он оставляет свою семью и друга Давида, фактически предавая их ради своих амбиций.
Часть вторая: "Провинциальная знаменитость в Париже"
Первое столкновение с Парижем
В Париже Люсьен быстро понимает, что столица — это место, где правят деньги и связи. Его амбиции сталкиваются с суровой реальностью, где талант не имеет значения без поддержки влиятельных людей.
Он временно достигает успеха в журналистике, занимаясь написанием заказных статей, поддержкой одних и уничтожением других. Люсьен становится частью системы, где слова и идеи продаются, а моральные принципы теряют свою ценность.
Любовь и падение
Люсьен вступает в отношения с актрисой Королиной, которая помогает ему адаптироваться к жизни в Париже. Однако его любовь к ней превращается в очередной компромисс: она использует его для достижения собственных целей.
Его предыдущая покровительница, мадам де Баржетон, отвергает его из-за скандала, связанного с его происхождением. Это становится первым ударом по его надеждам на признание.
Финансовый и моральный крах
Постепенно Люсьен погружается в долги. Его попытки сохранить свой образ успешного литератора рушатся. Он становится жертвой мошенников и интриг. Париж оборачивается для него не местом славы, а ареной, где его иллюзии о дружбе, любви и успехе разбиваются.
Часть третья: "Страдания изобретателя"
Возвращение к Давиду Сешару
Параллельно с историей Люсьена развивается линия Давида Сешара. Давид разрабатывает уникальную технологию дешёвой печати, которая могла бы революционизировать издательское дело. Однако он сталкивается с завистью и жадностью конкурентов.
Его типографию захватывают мошенники, а сам он оказывается в долгах. Давид теряет всё: своё дело, деньги и мечты.
Полное падение Люсьена
Люсьен, вернувшись в Ангулем, оказывается в тяжёлом положении. Он понимает, что его амбиции разрушили не только его жизнь, но и жизнь тех, кто его поддерживал. Он пытается покончить с собой, но его спасает Вотрен, загадочный преступник, который предлагает ему помощь.
Финал
Люсьен остаётся в неопределённости. Его судьба — это история человека, который ради своих иллюзий предал тех, кто его любил, и в итоге остался один.
Система образов
Люсьен Шардон
Характеристика: Люсьен — главный герой, амбициозный, но слабохарактерный молодой человек. Его таланты не подкреплены силой воли и умением противостоять трудностям. Он хочет достичь успеха, но теряет свои принципы.
Роль в романе: Люсьен символизирует молодое поколение, которое стремится к успеху в обществе, но не готово к компромиссам, которые требуют этого успеха.
Давид Сешар
Характеристика: Давид — образец честного и трудолюбивого человека, который стремится изменить мир через своё изобретение. Однако его честность становится его слабостью.
Роль в романе: Давид противопоставлен Люсьену. Он показывает, что даже труд и искренность не могут защитить от жёстких правил буржуазного мира.
Госпожа де Баржетон
Характеристика: Аристократка, которая сначала поддерживает Люсьена, но быстро отказывается от него, когда её репутация оказывается под угрозой.
Роль в романе: Она воплощает мир светской элиты, где дружба и покровительство зависят от статуса и выгоды.
Вотрен
Характеристика: Преступник, который предлагает Люсьену помощь в обмен на его отказ от принципов.
Роль в романе: Вотрен символизирует тёмную сторону общества, где успех достигается через обман и манипуляции.
Идея писателя
Главная идея романа заключается в том, что буржуазное общество разрушает человеческие идеалы и иллюзии. Бальзак показывает, что в мире, где правят деньги и связи, успех достигается ценой моральных компромиссов, а искренние чувства и честный труд теряют свою ценность.
Пример эпизода: падение Люсьена
Суть эпизода
Люсьен, достигший успеха в журналистике, теряет всё из-за своей наивности и неспособности играть по правилам буржуазного мира. Его долги, интриги и разрыв с любовницей приводят к тому, что он оказывается полностью разорённым.
Психология героя
Люсьен испытывает внутренний конфликт: он понимает, что его амбиции разрушают его жизнь, но не может отказаться от своих иллюзий.
Коммерческая суть общества
Бальзак показывает, что в буржуазном обществе даже искусство и литература подчиняются законам рынка. Люсьен становится жертвой этой системы, потеряв свои идеалы.
Философская мысль
Эпизод подчёркивает, что иллюзии о славе и успехе становятся источником разрушения личности, если они не подкреплены моральной стойкостью.
Заключение
Роман «Утраченные иллюзии» — это история о столкновении мечтаний с реальностью, о власти денег и социальной несправедливости. Через судьбы Люсьена, Давида и других героев Бальзак раскрывает тему разрушения человеческих идеалов в условиях буржуазного общества. Произведение остаётся актуальным и сегодня, заставляя задуматься о роли амбиций, принципов и морали в жизни человека.
5. Докажите, что образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» создаётся Достоевским с учётом образов героев-честолюбцев в европейской литературе. Раскройте новаторство русского писателя в истолковании этого социальнопсихологического типа.
Образ Родионa Раскольниковa в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» действительно создаётся с учётом традиции европейской литературы, где герои-честолюбцы стремятся к величию и власти, противопоставляя себя обществу. Однако Достоевский вносит в этот тип героя глубокий психологизм, философскую сложность и духовные поиски, которые делают образ Раскольникова уникальным. Ниже подробно рассмотрим, как образ Раскольникова связан с героями европейской литературы, и в чём заключается новаторство Достоевского.
Герой-честолюбец в европейской литературе
Традиция европейского романа
Герои-честолюбцы, стремящиеся выйти за пределы общепринятых норм, были распространённым типом в европейской литературе XIX века. Ключевыми примерами являются:
Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и чёрное»;
Фабрицио дель Донго из «Пармской обители» того же автора;
Герои произведений Байрона (байронический герой);
Наполеон как идеал величия и силы, часто фигурирующий в умах таких героев.
Образ этих персонажей строится на следующих характеристиках:
Индивидуализм и амбиции: желание выделиться, добиться признания, доказать своё превосходство над другими.
Презрение к толпе: уверенность в своей исключительности, неприятие моральных норм "обычных людей".
Стремление к власти: как социальная, так и моральная власть, позволяющая вершить судьбы других людей.
Сходство Раскольникова с европейскими героями
Амбициозность и стремление к величию
Подобно Жюльену Сорелю, Раскольников считает себя исключительным человеком, который имеет право стоять над законами. Его теория о "тварях дрожащих" и "право имеющих" утверждает, что некоторые люди могут преступать моральные и юридические нормы, если это способствует достижению "великой цели".
Раскольников восхищается Наполеоном как фигурой, которая благодаря своей силе и воле возвысилась над обществом и законами.
Конфликт с обществом
Как и герои европейской литературы, Раскольников видит себя противостоящим несправедливому миру, где бедность, угнетение и социальное неравенство определяют жизнь большинства. Однако, в отличие от Жюльена, который стремится к социальному возвышению, Раскольников пытается утвердить своё моральное превосходство.
Новаторство Достоевского в изображении героя-честолюбца
Достоевский не просто переносит тип героя-честолюбца в русскую литературу, но значительно углубляет его, добавляя следующие уникальные элементы:
А. Глубокий психологизм
В центре внимания Достоевского не только действия героя, но и его мысли, сомнения, борьба с самим собой.
Преступление Раскольникова — это не только социальный жест, но и способ проверить свою теорию о "праве имеющих". Убийство становится своеобразным экспериментом, который разрушает самого героя.
Б. Нравственная борьба
Герой изначально уверен в своей исключительности, но после убийства старухи и Лизаветы он сталкивается с мучительным раскаянием. Его совесть и чувство вины подрывают основы его теории.
Эта нравственная борьба делает Раскольникова более сложным и человечным персонажем по сравнению с героями европейской литературы, которые часто не испытывали таких глубоких угрызений совести.
В. Духовные поиски
В финале романа Раскольников начинает путь к духовному перерождению. Его встречи с Соней Мармеладовой, её вера и смирение помогают ему осознать свои ошибки.
Этот аспект полностью отсутствует в западноевропейской традиции, где герои-честолюбцы редко приходят к искуплению.
Теория Раскольникова: философская основа конфликта
Суть теории
Раскольников делит людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих". Первые живут по установленным законам, не претендуя на величие. Вторые — это личности, подобные Наполеону, которые могут преступать нормы ради высших целей. Убийство старухи процентщицы становится для Раскольникова проверкой этой теории.
Крах теории
После преступления Раскольников обнаруживает, что он не относится к "право имеющим". Его мучения и угрызения совести доказывают, что человеческая природа сильнее теорий.
Достоевский показывает, что идеи о "праве сильного" губительны и для общества, и для самого человека.
Духовное возрождение Раскольникова
Роль Сонечки Мармеладовой
Соня становится для Раскольникова воплощением христианских ценностей: смирения, любви и милосердия. Её вера помогает герою осознать свою вину и начать путь к очищению.
Этот аспект отсутствует у героев европейской литературы, что делает Раскольникова уникальным в ряду "героев-честолюбцев".
Символика возрождения
В финале романа Раскольников признаёт свою вину, что становится первым шагом к духовному возрождению. Его сон о чуме отражает осознание героем разрушительности подобных теорий для общества.
Заключение
Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» строится на основе традиции европейской литературы, но в то же время существенно отличается от западных героев. Достоевский углубляет тип честолюбца, добавляя в него сложные психологические конфликты, нравственные поиски и духовное преображение. В отличие от Жюльена Сореля или Фабрицио дель Донго, Раскольников проходит через страдания и приходит к осознанию своих ошибок, что делает его образ не только социально значимым, но и философски глубоким. Достоевский создаёт универсального героя, который исследует пределы человеческой морали и пути искупления.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением