Ответы на вопросы на стр.58 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)

Изображение Учимся читать выразительноЭлементы интонацииГлавнейшими элементами речевой интонации являются фразовые ударения, паузы и мелодика речи.Ударения, выделяющие в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Учимся читать выразительно
Элементы интонации
Главнейшими элементами речевой интонации являются фразовые ударения, паузы и мелодика речи.
Ударения, выделяющие в потоке речи отдельные опорные слова, называются фразовыми ударениями. Место, количество и сила ударений зависят от многих причин: от содержания мысли, грамматического строения, положения слова во фразе или её отдельной части, различных психологических моментов.
Различаются паузы логические, которые расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, и паузы психологические, мотивированные переживаниями говорящего.
Мелодике речи — повышениям и понижениям тона голоса — принадлежит едва ли не основная роль. В сочетании с ударениями и паузами мелодика фонетически оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их в выражения связной мысли или последовательности мыслей. Мелодика различает повествовательное и вопросительное значение фраз, в значительной мере является выразителем эмоционального состояния говорящего. Наконец, она во многих случаях служит средством образной выразительности речи.
Г. В. Артоболевский
1. Прочитайте стихотворения С. А. Есенина выразительно вслух. Обратите внимание при чтении на фразовые ударения, паузы и мелодику речи, о которых пишет Г. В. Артоболевский.
Фразовое ударение – ударение, выделяющее в потоке речи отдельные опорные слова.
Логические паузы – паузы, которые разделяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами.
Психологические паузы – паузы, мотивированные переживаниями говорящего.
Мелодика речи – повышение и понижение тона голоса.
С. А. Есенин «Я покинул родимый дом...»
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь. (голос идёт вниз, пауза)
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть. (голос идёт вниз, пауза)
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде. (голос идёт вниз, пауза)
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде. (голос идёт вниз, пауза)
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге. (голос идёт вниз, пауза)
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, (пауза) что тот старый клен
Головой на меня похож. (голос идёт вниз)
Жирным шрифтом в стихотворении выделены слова, на которые падает фразовое ударение.
С. А. Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями…»
Низкий дом с голубыми ставнями, (голос идёт вниз, пауза)
Не забыть мне тебя никогда, –
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года. (голос идёт вниз, пауза)
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес. (голос идёт вниз, пауза)
Восхищаться уж я не умею (голос идёт вниз, пауза)
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души. (голос идёт вниз, пауза)
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть. (голос идёт вниз, пауза)
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть. (голос идёт вниз, пауза)
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года… (голос идёт вниз, пауза)
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
Жирным шрифтом в стихотворении выделены слова, на которые падает фразовое ударение.
2. Подумайте, как правильно расставить фразовые ударения, определить место паузам, найти верную мелодику, интонацию для каждого стихотворения.
Пауза – это молчание, перерыв в звучании голоса. Паузы могут быть синтаксическими (по знакам препинания в предложении), психологическими (по переживаниям персонажа), логическими (по смысловой нагрузке).
Для того, чтобы правильно расставить паузы при прочтении стихотворения нужно вникнуть в смысл, понять, в каком отрывке какую эмоцию проживает герой, обратить внимание на знаки препинания.
Необходимо несколько раз вслух перечитать стихотворение, прислушиваясь к его звучанию. Чтобы найти верную мелодику, интонацию, расставить ударения, можно прослушать исполнение профессионального актера или чтеца и отметить для себя, какие интонации он использует, где сила его голоса увеличивается, а где - понижается.
3. Каких актёров-чтецов вы знаете? Чем запомнилось вам их чтение?
Я слышал некоторые стихи в исполнении Сергея Безрукова, Светланы Крючковой. Это очень талантливые, эмоциональные актеры, которые вкладывают душу в то, что делают. Человек с профессиональным актерским образованием очень тонко чувствует настроение произведения, пропускает через себя каждую строчку. Оттенки интонаций очень гармонично подчеркивают смысл и атмосферу каждого произведения. Одно удовольствие слушать их речь и представлять картины и образы, о которых они говорят.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением