Ответы на вопросы на стр.59 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 591. Какая жизненная школа определила гуманистическую направленность прозы Ч. Диккенса?Жизненная школа, которая сформировала...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 59
1. Какая жизненная школа определила гуманистическую направленность прозы Ч. Диккенса?
Жизненная школа, которая сформировала гуманистические взгляды и направленность творчества Чарльза Диккенса, была связана с его личным опытом бедности и несправедливости. Диккенс родился в семье чиновника, который вскоре потерял стабильный доход. В юности писатель столкнулся с тяжёлыми жизненными обстоятельствами: его отец был арестован за долги и отправлен в долговую тюрьму. В это время 12-летний Чарльз был вынужден работать на фабрике ваксы, чтобы обеспечить себя и частично помочь своей семье. Этот период жизни оказал глубокое влияние на мировоззрение будущего писателя.
Ранний опыт нищеты и несправедливости: Диккенс изнутри узнал мир социальных низов, наблюдал тяжёлую жизнь бедных и униженных, что позже стало центральной темой его произведений. Он глубоко прочувствовал, как бедность разрушает семьи и человеческое достоинство, а богатые и влиятельные слои общества часто остаются равнодушными к страданиям других.
Формирование эмпатии к угнетённым: Именно личный опыт работы на фабрике ваксы научил Диккенса состраданию к бедным и осознанию необходимости социальной справедливости. Это сделало его произведения искренними, пропитанными духом гуманизма.
Таким образом, тяжёлое детство и необходимость с раннего возраста сталкиваться с жестокими условиями жизни сформировали у Диккенса твёрдую веру в добро, справедливость и человеческое достоинство. Этот опыт нашёл отражение в его прозе, где он изображал проблемы социальной несправедливости и стремился пробудить сочувствие читателей к бедным и угнетённым.

2. Почему именно Диккенс уже в 1840-е годы стал одним из самых популярных зарубежных авторов в России?
Чарльз Диккенс стал чрезвычайно популярным в России в 1840-е годы благодаря следующим причинам:
Социальная тематика его произведений
Произведения Диккенса были посвящены социальным проблемам: бедности, эксплуатации детей, несправедливости. Эти темы находили отклик у русских читателей, которые видели в Англии отражение аналогичных проблем, существовавших в российском обществе XIX века.
Например, описания детского труда, бедности и трагедий в семьях в романах Диккенса, таких как «Приключения Оливера Твиста» или «Лавка древностей», перекликались с реалиями жизни в России.
Гуманизм и нравственность
Произведения Диккенса проникнуты духом гуманизма, веры в добро и справедливость. Его герои, даже находясь в самых тяжёлых условиях, стремятся сохранить человечность и моральные принципы. Эти идеи были близки русской литературе, особенно в творчестве писателей, таких как Николай Гоголь и Фёдор Достоевский.
Доступность перевода и активное распространение
В 1840-е годы произведения Диккенса активно переводились на русский язык и публиковались в популярных журналах. Эти переводы помогли сделать его произведения доступными для широкой аудитории. Переводы отличались высоким качеством, что позволило русским читателям почувствовать оригинальный стиль писателя.
Положительная оценка русскими писателями
Русские писатели высоко оценивали творчество Диккенса. Так, Фёдор Михайлович Достоевский называл его "английским Гоголем", подчёркивая сходство в стиле и гуманистической направленности их произведений. Эта высокая оценка способствовала распространению интереса к произведениям Диккенса среди русских читателей.
Универсальность образов и тем
Герои Диккенса и их истории обладали универсальной притягательностью. Они показывали борьбу добра и зла, бедности и богатства, что делало их близкими и понятными для читателей в разных странах, включая Россию.
Таким образом, популярность Диккенса в России объясняется его способностью изображать глубокие социальные проблемы, его гуманистическим подходом и широким распространением его произведений через переводы. Его произведения оказали значительное влияние на русскую литературу, продолжая вдохновлять русских писателей XIX века.

Для индивидуальной работы. Стр. 59
1. Подготовьте сообщение-обзор об английской литературе XIX века, покажите, какое место в ней занимает творчество Ч. Диккенса.
Сообщение-обзор об английской литературе XIX века и месте Чарльза Диккенса в ней
Английская литература XIX века: особенности и контекст
XIX век стал временем кардинальных изменений в жизни Великобритании, которые сформировали облик литературы той эпохи. В период промышленной революции страна переживала стремительное развитие технологий, урбанизацию и рост промышленности. Однако эти изменения сопровождались серьёзными социальными проблемами, такими как эксплуатация детей, ухудшение условий жизни рабочих, бедность и неравенство. Литература стала важным инструментом для анализа и отражения этих явлений.
Социальный и исторический контекст эпохи:
Промышленная революция: Индустриализация изменила экономическую и социальную структуру общества, увеличив пропасть между богатыми и бедными.
Рост городов: Урбанизация привела к перенаселённости, антисанитарии и социальным конфликтам. Лондон стал эпицентром этих изменений.
Викторианская мораль: Общество пропагандировало идеалы добродетели, трудолюбия и семейных ценностей, но за этим часто скрывались лицемерие и двойные стандарты.
Основные темы английской литературы XIX века:
Социальная несправедливость: Писатели изображали страдания бедных и критику общества за равнодушие к их проблемам.
Классовые конфликты: Литература акцентировала внимание на противоречиях между богатыми и бедными, привилегированными и угнетёнными.
Детство и семейные ценности: Образы детей часто использовались для раскрытия социальных проблем и моральных конфликтов.
Борьба за нравственное совершенствование: Многие произведения исследовали вопросы совести, нравственности и человеческой души.
Доминирующий жанр:
Роман стал центральным жанром, так как он позволял авторам развернуть подробное изображение жизни общества и характеров героев. В романах сочетаются элементы реализма, психологического анализа, сатиры и гуманизма.
Выдающиеся авторы и их произведения:
Джейн Остин: «Гордость и предубеждение» (1813) — роман о социальных отношениях и браке.
Джордж Элиот: «Миддлмарч» (1871–1872) — изображение жизни английской провинции.
Братья Бронте: «Джейн Эйр» (1847) и «Грозовой перевал» (1847) — глубокий анализ человеческих эмоций.
Томас Гарди: «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (1891) — трагедия, показывающая влияние социальных норм на судьбу женщины.
Уильям Теккерей: «Ярмарка тщеславия» (1847–1848) — сатира на высшее общество.
Место Чарльза Диккенса в английской литературе
Чарльз Диккенс (1812–1870) стал одной из ключевых фигур английской литературы XIX века. Его творчество охватывает почти все социальные и моральные аспекты викторианской эпохи, а его произведения остаются актуальными благодаря гуманистическим идеалам и глубокому пониманию человеческой природы.
Основные темы творчества Диккенса:
Социальное неравенство и бедность:
В таких произведениях, как «Оливер Твист» (1837–1839) и «Жестокие времена» (1854), Диккенс показывает реальность бедных слоёв общества. Он критикует системы работных домов, где бедные страдали от жестоких условий.
Детство и судьбы детей:
Дети в произведениях Диккенса символизируют как невинность, так и жертвы социального устройства. Например, Оливер Твист — образ ребёнка, который вынужден бороться за выживание в жестоком мире.
Критика капитализма:
В романе «Жестокие времена» он показывает, как индустриализация и капитализм разрушают человеческие отношения.
Моральное возрождение:
В «Рождественской песне» (1843) Диккенс подчёркивает возможность изменения человека через сострадание и любовь.
Художественные особенности:
Реализм с элементами сентиментальности:
Его произведения отличаются реалистическими описаниями, но в них присутствует сильный эмоциональный компонент.
Яркие персонажи:
Персонажи Диккенса — это живые, многогранные образы, часто представляющие собой определённые человеческие типы. Например, Эбенезер Скрудж из «Рождественской песни» стал символом жадности и последующего нравственного преображения.
Сатирический тон:
Диккенс использовал сатиру для обличения социальных пороков, но всегда с ноткой юмора и тепла.
Мастерство диалога:
Разговоры персонажей передают их характеры и делают повествование динамичным.
Ключевые произведения:
«Записки Пиквикского клуба» (1836–1837) — дебютный роман, который принёс Диккенсу известность.
«Оливер Твист» — история сироты, раскрывающая ужасы бедности.
«Домби и сын» (1846–1848) — роман о разрушительных последствиях жадности.
«Рождественская песнь» — одна из самых известных историй о духовном возрождении.
«Большие надежды» (1860–1861) — история взросления и самоопределения.
Влияние Диккенса:
Диккенс оказал огромное влияние на современников и последующие поколения. Его произведения вдохновили таких писателей, как Фёдор Достоевский, Лев Толстой и Антон Чехов.
Его гуманистический подход стал образцом для многих авторов, стремившихся сочетать социальный анализ с литературной выразительностью.
Значение творчества Диккенса
Чарльз Диккенс внёс неоценимый вклад в английскую литературу и мировую культуру:
Социальное влияние:
Его произведения привлекали внимание к социальным проблемам, таким как бедность, эксплуатация детей и несправедливость системы.
Диккенс активно участвовал в благотворительности, а его работы вдохновляли на реформы в области образования и защиты детей.
Гуманистическая философия:
Диккенс верил в возможность нравственного преображения человека и общества через любовь, сострадание и добродетель.
Его произведения напоминали читателям о важности моральных ценностей в мире, где господствовали материальные интересы.
Актуальность сегодня:
Темы, поднятые Диккенсом, остаются значимыми. Его произведения продолжают читать, изучать и экранизировать, так как они затрагивают универсальные проблемы человечества.
Заключение
Чарльз Диккенс является одной из главных фигур английской литературы XIX века. Его произведения сочетают в себе реализм, гуманизм и острый социальный анализ, что делает их не только выдающимися художественными текстами, но и важными социальными документами. Диккенс остаётся примером того, как литература может влиять на общественное сознание и побуждать к изменениям. Благодаря своему таланту и человечности, он по праву занимает центральное место среди писателей своей эпохи.

2. Подготовьте сообщения о социально-сатирических произведениях У. Теккерея. Объясните, что сближает его с Диккенсом и в чём отличие художественной позиции двух писателей.
Социально-сатирические произведения Уильяма Теккерея: сходства и отличия с Чарльзом Диккенсом
Социально-сатирические произведения Уильяма Теккерея
Уильям Мейкпис Теккерей (1811–1863) — один из ключевых писателей викторианской эпохи, известный своими острыми социально-сатирическими произведениями, которые фокусировались на разоблачении пороков буржуазного общества. Его творчество отражает цинизм, амбиции, жадность и лицемерие различных социальных слоёв, особенно высшего света.
Основные произведения:
«Ярмарка тщеславия» (1847–1848) — центральное произведение Теккерея, представляющее галерею эгоистичных, циничных и амбициозных персонажей, чьи жизни вращаются вокруг тщеславных стремлений к богатству, власти и социальному положению. Главная героиня Ребекка Шарп — амбициозная, но морально компромиссная женщина, которая воплощает дух викторианской эпохи.
«Книга снобов» (1846–1847) — сатирический цикл эссе, где Теккерей высмеивает социальные претензии, лицемерие и снобизм представителей английского общества.
«Приключения Барри Линдона» (1844) — роман о моральной деградации главного героя, стремящегося к богатству и статусу любой ценой.
«История Пенденниса» (1848–1850) — роман воспитания, в котором герой, проходя через разочарования, сталкивается с суровой реальностью общества.
«Денис Дюваль» (незаконченный) и другие произведения продолжают развивать темы социального анализа.
Особенности сатиры Теккерея:
Его сатира глубоко проникнута скептицизмом. Теккерей считал, что человеческая природа неизбежно порочна, и его герои часто изображаются с насмешливой иронией.
Центральная тема большинства произведений — жажда власти, денег и статуса, которая разрушает человеческие отношения и лишает общество моральных ценностей.
В его романах нет идеализированных героев. Даже положительные персонажи демонстрируют слабости и недостатки.
Моральное послание:
Теккерей подчёркивает бессмысленность гонки за материальными ценностями. Его герои, движимые тщеславными желаниями, в конечном итоге оказываются морально разорёнными.
В то же время он не предлагает читателю решений социальных проблем, что подчёркивает его пессимистический взгляд на человеческую природу.
Сходства Теккерея и Диккенса
Несмотря на значительные различия в художественных подходах, творчество Теккерея и Чарльза Диккенса имеет ряд общих черт, которые делают их произведения яркими представителями викторианской литературы:
Социальная проблематика:
Оба писателя обращают внимание на несправедливость, царящую в викторианской Англии, и показывают её через призму человеческих пороков.
Они изображают пороки буржуазного общества — жадность, лицемерие, эксплуатацию бедных и социальное неравенство.
Сатира:
Оба автора активно используют сатирические приёмы, чтобы разоблачать пороки общества. У Диккенса сатирический тон смягчается гуманизмом, в то время как у Теккерея он гораздо более жёсткий и ироничный.
Образы персонажей:
Как Диккенс, так и Теккерей создают многослойные персонажи, которые представляют различные типы человеческой природы и отражают социальные проблемы.
Однако, если Диккенс зачастую изображает борьбу положительных героев с несправедливостью, Теккерей высмеивает как своих героев, так и их окружение.
Критика социального устройства:
Оба автора указывают на несправедливость социальных норм викторианского общества. У Диккенса это выражается в сострадании к бедным, у Теккерея — в язвительной критике высшего света.
Отличия художественной позиции Теккерея и Диккенса
Тон повествования:
Диккенс: В произведениях Диккенса преобладает гуманистический и оптимистический тон. Он верит в возможность нравственного преображения общества и отдельных людей. Даже в самых мрачных историях он даёт своим героям надежду (например, преобразование Скруджа в «Рождественской песне»).
Теккерей: Его тон гораздо более ироничен и пессимистичен. Теккерей не предлагает решения проблем, а скорее высмеивает и критикует их. Его персонажи редко находят искупление или внутренний покой.
Идеализация героев:
У Диккенса положительные персонажи часто идеализированы (например, Оливер Твист, Эбенезер Скрудж после перерождения). Это делает его произведения более сентиментальными.
У Теккерея герои гораздо сложнее: даже Ребекка Шарп, будучи авантюристкой, вызывает у читателя определённое сочувствие. Теккерей не идеализирует своих персонажей, подчеркивая их человеческие слабости.
Фокус на разных социальных слоях:
Диккенс сосредоточивается на бедных, рабочих, детях и изображает их страдания в несправедливом обществе. Он стремится привлечь внимание к необходимости социальных реформ.
Теккерей фокусируется на высших слоях общества, их лицемерии, эгоизме и пустоте. Его внимание сосредоточено на тех, кто уже достиг богатства и власти, но не нашёл в этом счастья.
Моральный вывод:
Диккенс верит в добро и милосердие как основу изменения общества. Его произведения полны надежды на лучшее будущее.
Теккерей считает человеческую природу неизменной, а общество — порочным. Он не стремится вдохновить читателя на перемены, а скорее показывает бесполезность материальных и тщеславных стремлений.
Заключение
Уильям Теккерей и Чарльз Диккенс по-разному подходили к отображению викторианской Англии. Диккенс писал с гуманистической позиции, веря в силу любви, милосердия и человеческого духа, а его произведения были проникнуты состраданием к бедным и угнетённым. Теккерей же, напротив, был пессимистом, сатирически изображая пороки высшего света и не оставляя своим героям надежды на исправление. Несмотря на различия, оба писателя сделали огромный вклад в развитие социальной литературы, создавая многогранные портреты общества своего времени.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением