Упр.6 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
6 1. Прочитайте отрывок из книги «Кем вы ему приходитесь?». Сформулируйте тему текста и его основную мысль.
Всякий понимает, что нельзя сказать другому: «Поешь за меня» или «Подыши за меня». Но многие с лёгкостью1 говорят: «Подумай за меня». А это так же невозможно, как дышать за другого. И если мы верим в свою правоту, мы должны добиваться правды, нс перекладывая2 свою ношу на чужие плечи.
Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды:
Бывало страшно, очень страшно.
Он говорил правду: ему бывало страшно. Но он умел преодолеть2 свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... Скажу правду, а меня лишат стипендии, дадут выговор... Скажу правду — снимут с работы...1 Уж лучше промолчу3.
Вот это «промолчу» и есть трусость. За молчанием иногда скрывается равнодушие2. Но чаще всего трусость. И именно она делает возможной подлость. Молчание создаёт для подлости, для низости отличную «питательную среду». Подлость любит темноту. Она любит молчание. Предательство, гнусность питаются только темнотой, тайной. Света они не выносят. Вот почему молчание есть соучастие в подлости.
Читали ли вы книгу Гейма «Крестоносцы»? Прочитайте3 это хорошая книга. Там идёт речь об одном рабочем но имени Тони. Он нс принимал участия в забастовке, но, когда увидел, что полицейский замахнулся на женщину, он кинулся к ней на помощь, и его ранили. «Чего ради ты ввязался3 в драку?» спросили его. И он ответил перед смертью: «Я думаю так: когда это случается где-нибудь, значит, случилось и со мной. И я не жалею о том, что сделал: когда ты видишь сорную траву, ты её вырываешь с корнем. Иначе она заглушит всё поле».
Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй3, самая выразительная: «Моя хата с краю». Но хат, которые были бы с краю, нет. Эту мысль очень точно выразил английский поэт Джон Донн, живший три столетия назад: «Нет такого человека, что был бы островом, каждый частица материка, часть целою...»
Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. В ответе за всё плохое и за всё хорошее. И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то3 особые, роковые минуты — на войне, во время какой-нибудь катастрофы. Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под нулей испытывается человеческое мужество. Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах. (Ф. Вигдорова)
Тема текста: личная ответственность, смелость и принципы неуклонной правдивости в повседневной жизни.
Основная мысль текста: каждый человек несёт ответственность за собственные поступки и обязан честно выражать свои убеждения.
Лёгкостью1 – [л'охкаст'й'у]
л – [л'] – согласный, звонкий, сонорный, мягкий, парный;
ё – [о] – гласный, ударный;
г – [х] – согласный, глухой, твёрдый, парный;
к – [к] – согласный, глухой, твёрдый, парный;
о – [а] – гласный, безударный;
с – [с] – согласный, глухой, твёрдый, парный;
т – [т'] – согласный, глухой, мягкий, парный;
ь – [-];
ю – [й'] – согласный, звонкий, сонорный, мягкий, непарный;
[у] – гласный, безударный.
9 букв, 9 звуков.
Буква «ь» не обозначает звука; «ю» после разделительного мягкого знака обозначает два звука [й'у].
Перекладывая2, преодолеть2, равнодушие2.
Промолчу3
1. (Что сделаею?) промолчу. Промолчу – глагол, обозначает действие.
2. Нач. форма – промолчать.
3. Морфологические признаки:
пост.: сов. в., неперех., невозврат., II спр.;
непост.: употреблено в форме изъявит. накл., буд. вр., ед. ч., 1-го л.
4. В предложении является сказуемым: (что сделаею?) промолчу.
Прочитайте3
1. (Что сделайте?) прочитайте. Прочитайте – глагол, обозначает действие.
2. Нач. форма – прочитать.
3. Морфологические признаки:
пост.: сов. в., перех., невозврат., I спр.;
непост.: употреблено в форме повелит. накл., мн. ч., 2-го л.
4. В предложении является сказуемым: (что сделаейте?) прочитайте.
Ввязался3
1. (Что сделал?) ввязался. Ввязался – глагол, обозначает действие.
2. Нач. форма – Ввязаться.
3. Морфологические признаки:
пост.: сов. в., неперех., возврат., I спр.;
непост.: употреблено в форме изъявит. накл., прош. вр., ед. ч., м. р.
4. В предложении является сказуемым: (что сделаел?) ввязался.
Пожалуй3 – частица, служит для усиления смысла; модальная, неизм.
(В) какие-то3 (минуты)
1. В минуты (какие?) какие-то. Какие-то – мест., указывает на неопределённость признака.
2. Нач. форма – какой-то.
3. Морфологические признаки:
пост.: неопределён.;
непост.: употреблено в форме мн. ч., В. п.
4. В предложении является определением: в минуты (какие?) какие-то.
1Скажу правду – 2снимут с работы…4
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (две грамматические основы: 1 – скажу; 2 – снимут), бессоюзное, утвердительное;
1) односоставное, определённо-личное, распространённое, полное, неосложнённое;
2) односоставное, неопределённо-личное, распространённое, полное, неосложнённое.
[1 = ] – [2 = ].
Части соединены интонационно. Между частями ставится тире. Смысловое значение между частями: действие во второй части произойдёт при условии, описанном в первой части.
2. Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения и прочитайте их выразительно, выделяя голосом интонационные особенности. Какова их интонация?
Бессоюзные сложные предложения:
Но многие с лёгкостью говорят: «Подумай за меня».
Он говорил правду: ему бывало страшно.
Скажу правду – снимут с работы…
Прочитайте – это хорошая книга.
3. Найдите сложноподчинённые предложения и охарактеризуйте вид придаточных. Составьте горизонтальную и вертикальную схемы двух-трёх предложений (на выбор).
Сложноподчинённые предложения:
1А это так же невозможно, 2как дышать за другого.
И если мы верим в свою правоту, мы должны добиваться правды, не перекладывая свою ношу на чужие плечи.
Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды:
Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас.
И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты – на войне, во время какой-нибудь катастрофы
4. Объясните значение слова подлость. Проверьте себя по толковому словарю. Какие контекстуальные синонимы этого слова встречаются в этом тексте? Выпишите их.
Подлость – 1) низость, бесчестность, гнусность; 2) подлый поступок (разг.)
Контекстуальные синонимы: низость, предательство, гнусность.
5. Выпишите три-четыре слова с нулевым окончанием с разными грамматическими значениями. Окончания выделите, значения укажите.
Страх – сущ., 2-е скл., м. р., ед. ч., В. п.;
Делал – глагол, изъявит. накл., прош. вр., несов. в., ед. ч., м. р.;
Трусость – сущ., 3-е скл., ж. р., ед. ч., И. п.
6. Какую проблему поднимает автор текста? Что вы можете сказать по данной проблеме?
В тексте автор поднимает проблему личной ответственности, смелости и морального выбора в повседневных ситуациях. Он обращает наше внимание на трусость, которая проявляется в молчании перед подлостью или неправдой. Проблема заключается в том, что люди, избегая конфликтов или негодования, иногда поддерживают негативные явления, тем самым создавая благоприятную среду для распространения подлости и низости.
Автор ставит под сомнение такие пословицы, как «Моя хата с краю», которые оправдывают молчание. Он считает, что каждый человек несёт ответственность за всё, что происходит вокруг него, и должен проявлять мужество в защите правды и справедливости.
Ответственность и честность – это ключевые ценности, о которых говорит автор текста. Он осуждает пассивность людей, допускающее распространение зла и подлости, и призывает к активной жизненной позиции.
7. Как автор отвечает на вопрос: «Почему молчание есть соучастие в подлости»? Найдите ответ на этот вопрос в тексте. А как бы вы на него ответили?
На вопрос: «Почему молчание есть соучастии в подлости?» – автор отвечает так:
«В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... Скажу правду, а меня лишат стипендии, дадут выговор... Скажу правду – снимут с работы... Уж лучше промолчу.
Вот это «промолчу» и есть трусость. За молчанием иногда скрывается равнодушие. Но чаще всего трусость. И именно она делает возможной подлость. Молчание создаёт для подлости, для низости отличную «питательную среду». Подлость любит темноту. Она любит молчание. Предательство, гнусность питаются только темнотой, тайной. Света они не выносят. Вот почему молчание есть соучастие в подлости.»
Я бы на этот вопрос ответил так:
Порой мы бываем свидетелями несправедливости, но молчим, опасаясь последствий или просто равнодушно взираем на происходящее, потому что нас это не касается. И вот это страшно, потому что своим молчанием, равнодушием мы позволяем совершаться злу, несправедливости, подлости. Нужно воспитывать в себе стойкость, мужество, учиться говорить правду, учиться быть справедливым и честным, чтобы при встрече с негативными проявлениями суметь встать на защиту правды.
8. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания последнего абзаца. Аргументируйте свой ответ примерами из собственной жизни и прочитанных книг.
Сочинение
Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас
Далеко не каждый человек способен признать ошибки, которые он совершил, и сказать о них из-за собственного страха. Именно такую проблему ответственности человека за свои поступки и влияние на окружающий мир рассмотрела в своём тексте Ф. Вигдорова.
Автор рассуждает о том, что в трудной жизненной ситуации нельзя оставаться в стороне и мы все в ответе за свои поступки. Ф. Вигдорова приводит несколько примеров, когда человек боится сказать правду. Тем самым она показывает, что люди должны проявлять храбрость не только в бою, но и повседневной жизни. Писатель подводит к мысли, что мужество проявляется в умении сказать правду.
Точка зрения автора абсолютна ясна: «Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас». Необходимо иметь мужество, что преодолеть в себе «стадное» чувство страха.
Я согласен с мнением Вигдоровой и считаю, что со страхами нужно бороться.
Люди, которые преодолели в себе трусость, по-настоящему мужественны. Они знают, что надо нести ответственность за совершенные поступки. Не бояться высказывать открыто свое мнение, следует поступать так, как велит тебе совесть, руководствоваться в жизни высокими принципами морали. Все это возможно, если человек уже с детства приучается говорить правду, если умеет отвечать за свои поступки, если у него есть чувство собственного достоинства. Если он имеет мужество признать свои ошибки и исправить их. Только так мы сможем бороться с любыми негативными проявлениями в жизни.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением