Упр.62 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
62 1. Прочитайте текст и сформулируйте проблему, поднятую в нём.
Озаглавьте текст.
1 Часто приходится слышать жалобы и сетования: что за орфография у нас? 2 Столько правил, столько исключений!.. 3 Однако вокруг каждой реформы орфографии вспыхивают споры. 4 С одной стороны, всегда есть люди, страстно желающие её упростить прежде всего ученики и учителя. 5 С другой стороны, многие не приемлют никаких изменений: усвоив грамоту, люди не желают переучиваться. 6 Это вполне естественное стремление к стабильности, ведь устойчивость орфографии — не просто большое достоинство, а необходимое условие существования культуры, неотъемлемой частью которой является письмо.
7 И всё-таки изменения неизбежны история письма говорит об этом. 8 Ведь язык постоянно изменяется, и орфография должна следовать за ним. 9 В 1964 году специально созданной Орфографической комиссией были разработаны «Предложения по усовершенствованию русской орфографии».
10 В целях упрощения системы правописания и ликвидации противоречий, неоправданных исключений предлагалось после шипящих писать под ударением о, без ударения е (жолудь — желудей); после ц всегда писать и — огурца); после ж, ш, ч, щ не писать мягкий знак (настеж, слышит, ноч, вещ); оставить один разделительный знак — ь (вьюга, объём); изъять исключенин и писать жури, парашут, брошура, заец. оловяныа, деревя-ный, стекляный; отменить двойные согласные в иноязычных словах (тенис); предлоги с наречиями писать слитно (водиноч-ку) и др.
11 Как же отнеслось общество к предложениям комиссии? 12 Общество в целом их не поддержало и очень эмоционально выражало свой протест в письмах и статьях. 13 Кто-то даже написал, что отказывается есть огурца, написанные через и.
14 Реакция общества понятна: люди не склонны менять свои привычки, в том числе и орфографические.
15 Такой вот парадокс: все жалуются, что орфография трудная, но не соглашаются ничего в ней менять. 16 По этой же причине не были приняты и все последующие проекты упрощения русской орфографии. (По С. Кузьминой)
Автор поднимает в тексте проблему трудности реформы русской орфографии.
Заголовок: «Трудности реформы русской орфографии».
2. Какое утверждение не отражает позицию автора текста? Выразите своё отношение к этому утверждению.
1) Незыблемость орфографических правил — гарантия стабильности культуры, неотъемлемой частью которой является письмо.
2) Изменения в языке неизбежны.
3) Решение об изменениях в системе правописания должны принимать лингвисты, а не широкая общественность.
4) Общество неоднозначно относится к реформе орфографии.
Позицию автора не отражает третье утверждение: «Решение об изменениях в системе правописания должны принимать лингвисты, а не широкая общественность».
Я согласен с этим утверждением, потому что нельзя, конечно, обойтись без серьёзного общественного обсуждения, на котором естественному для образованной общественности орфографическому консерватизму должны противостоять лингвистические доводы, сформулированные понятным для неспециалиста языком.
При этом перед лингвистами не стоит задача упрощения ради упрощения, их задача – сделать правила правописания более стройными, логичными и системными.
3. Правила, которые предлагалось изменить реформой орфографии 1964 года, упоминались и в более поздних проектах упрощения системы русского правописания. Как вы думаете, почему? Сформулируйте каждое из этих правил, проиллюстрируйте примерами и выявите его «уязвимость» (противоречивость, труднообъяснимость, труднозапоминаемость, неоправданность исключений, отягчающих память пишущего, и др.).
Некоторые правила, которые предлагалось изменить реформой орфографии 1964 года и которые упоминались и в более поздних проектах упрощения системы русского правописания:
- Упразднение твёрдого знака. Вместо него в качестве разделительного знака надлежало использовать мягкий знак. Уязвимость: некоторые слова могли вызвать путаницу, особенно когда у разных форм слов разное написание.
- Отмена мягкого знака в окончании слов после букв «ж», «ч», «ш», «щ». Например, мышь превращалась в «мыш», дочь — в «доч». Уязвимость: в некоторых случаях отсутствие мягкого знака могло сбивать с толку пишущих, также трудно определить склонение и род существительного.
- Изъять исключения и писать так, как слышишь. Например, жури, парашут, брошюра, заец, оловяный, деревяный, стекляный. Уязвимость: труднообъяснимость.
- Отмена двойных согласных в словах, заимствованных из иностранных языков. За исключением тех случаев, когда эти согласные явно чувствовались в произношении. Уязвимость: введение правила могло вызвать недопонимание и привести к отсутствию единообразия в написании иностранных слов.
- Написание «и» после «ц». Например, «огурцы» — «огурци», «цыплёнок» — «циплёнок», «цыган» — «циган». Уязвимость: правило может столкнуться с исключениями, когда непонятно, писать или не писать «и.»
- Отмена чередований в некоторых корнях (раст-рост, гар-гор и т. д.). В соответствии с новыми правилами приходилось бы писать «ростение», «возрост», «загарать», «загаревший» и т. д. Уязвимость: труднообъяснимость.
- Написание наречий слитно. Например, «вобщем». Уязвимость: трудность возникала в разграничении случаев, когда следует использовать слитное написание.
Эти и другие предложения упоминались, например, в проекте нового «Свода правил русского правописания» 2000 года, подготовленном Орфографической комиссией РАН.
4. Как вы думаете, действительно ли нужна реформа орфографии? Обоснуйте свою точку зрения в виде сочинения-рассуждения.
Сочинение
Нужна ли реформа орфографии?
Русский орфография сложная, это ни у кого не вызывает сомнений. Именно поэтому возникает вопрос о необходимости реформы. Однако вопрос вызывает множество споров за и против.
Я думаю, что реформа будет оправданна лишь в том случае, если она облегчит языковое взаимодействие. Письмо существует не только для образованных людей, но и для всех. Следовательно, оно должно быть доступнее. Чем удобней будет писать, тем легче будет людям.
Реформа может облегчить жизнь школьникам и учителям. Например, если установить на несколько лет факультативность написания, чтобы ни у кого не возникало проблем с новой грамматикой, но при этом обучать детей в школах уже по новому своду правил.
С другой стороны, реформа невыгодна образованным людям, так как она может уничтожить преимущество грамотности, которая отличает культурных и образованных от необразованных.
Также нельзя не сказать о том, что последний свод правил орфографии, утверждённый в 1956 году, во многом неактуален, и нужен новый, более современный. При этом следует сохранять историческую связь с предыдущими формами языка. Орфография, как и язык в целом, является частью культурного наследия, и её изменение не должно отрицать старые тексты.
Таким образом, необходимость реформы орфографии зависит от конкретных обстоятельств и целей.
5. Какие изменения, по вашему мнению, необходимо внести в систему русского правописания? Разработайте свой проект «Предложения по усовершенствованию русской орфографии».
Проект
Предложения по усовершенствованию русской орфографии
1) Единые правила переноса слов для улучшения читаемости текстов.
2) Сократить список слов с исключениями. Это позволит сделать правила более лёгкими для запоминания.
6. К какому стилю и типу речи относится текст? Докажите.
1) научно-популярный стиль, описание и рассуждение
2) публицистический стиль, рассуждение
3) публицистический стиль, повествование и рассуждение
4) язык художественной литературы, рассуждение
Стиль речи: публицистический.
Тип речи: повествование и рассуждение.
Характерные признаки публицистического стиля: логичность, эмоциональность, оценочность, побудительность, воздействие на читателя.
Повествование – в тексте рассказывается о событиях, которые происходят в определённом порядке.
Рассуждение – автор выдвигает тезис, приводит аргументы в его пользу и делает вывод.
7. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью неопределённого местоимения?
1)6 2)13 3)16 4)15
2) 13.
8. Укажите способ образования слова изменяется в предложении 8.
1) суффиксальный 3) приставочно-суффиксальный
2) приставочный 4) бессуффиксный
Способ образования слова «изменяется» в предложении 8: 2) приставочный.
9. Укажите, какой частью речи является слово однако в предложении 3.
1) наречие 3)предлог
2) союз 4) частица
Слово «однако» в предложении 3: 2) союз.
10. Проанализируйте в тексте написание слов: которые «попадали» под реформу орфографии. Назовите, каким правилам подчиняется их написание в современной орфографии.
Жёлудь, огурцы – правописание гласных после шипящих и «ц».
Настежь, слышишь, ночь, вещь – правописание «ъ» и «ь» после шипящих.
Вьюга, объём – правописание «ъ» и «ь».
Жюри, парашют, заяц, стеклянный – слова-исключения.
Теннис – правописание иноязычных и заимствованных слов.
11. В каком значении слово парадокс употребляется в предложении 15?
1) Мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.
2) Противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений.
3) Неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.
Слово «парадокс» в предложении 15 употреблено в значении: 2) Противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений.
12 Какая характеристика предложения 15 является верной?
1) сложное бессоюзное
2) сложное бессоюзное с подчинительной связью
3) сложное бессоюзное с сочинительной связью
4) сложное бессоюзное с подчинительной и сочинительной связью
Характеристика предложения 15: 2) сложное, бессоюзное, с подчинительной связью.
13. Объясните пунктуацию предложений первого абзаца.
Часто приходится слышать жалобы и сетования: (двоеточие между частями БСП; вторая часть поясняет первую) что за орфография у нас? (вопросительное предложение) Столько правил, (запятая между частями БСП; перечисление фактов) столько исключений!.. (восклицательное предложение, незаконченная мысль) Однако вокруг каждой реформы орфографии вспыхивают споры. (точка в конце повествовательного предложения) С одной стороны, (запятая выделяет вводные слова) всегда есть люди, (запятая выделяет причастный оборот) страстно желающие её упростить прежде всего ученики и учителя. (повествовательное предложение) С другой стороны, (запятая выделяет вводные слова) многие не приемлют никаких изменений: (двоеточие между частями БСП; вторая часть поясняет первую) усвоив грамоту, (запятая выделяет деепричастный оборот) люди не желают переучиваться. (точка в конце повествовательного предложения) Это вполне естественное стремление к стабильности, (запятая разделяет главную и придаточную части СПП) ведь устойчивость орфографии – (тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. в И. п.) не просто большое достоинство, (запятая разделяет однородные сказуемые, соединённые противит. союзом «а») а необходимое условие существования культуры, (запятая разделяет главную и придаточную части СПП) неотъемлемой частью которой является письмо. (точка в конце повествовательного предложения)
14. Текст, который вы прочитали, называется «Люди и орфография». Напишите небольшое сочинение-рассуждение под таким заголовком, взяв за главную мысль предложение 15. Используя необходимую информацию из текста, выразите свою позицию по данному вопросу, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Сочинение
Люди и орфография
Текст «Люди и орфография» затрагивает актуальный вопрос о сложности русской орфографии и нежелании людей изменять стандарты даже при их критике. «Такой вот парадокс: все жалуются, что орфография трудная, но не соглашаются ничего в ней менять», гласит вывод данного текста.
Парадокс заключается в том, на мой взгляд, что люди консервативно реагируют на все предложения что-либо изменить. Почему? Потому что боятся потерять уверенность в себе, ведь они уже усвоили существующую систему правил правописания.
Таким образом, первым аргументом в пользу сохранения орфографических стандартов – стабильность. Люди не хотя т изучать новые правила и переосмысливать уже усвоенное.
И всё же, я думаю, необходимо продолжать работу по улучшению, упрощению, стандартизации орфографии. Правильная орфография поможет нам избежать многих ошибок. Орфография – это очень важный аспект нашей жизни. Она помогает нам понимать друг друга, успешно учиться и работать, расширять наши знания и уважать наш язык и культуру. Поэтому мы должны быть заинтересованы в улучшении орфографии. Изменения должны быть целенаправленными, доступными для понимания и, по возможности, вводиться постепенно. В результате мы можем добиться повышения грамотности людей, ясности и лёгкости в использовании русского языка.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением