Упр.637 Часть 2 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 637. 1. Рассмотрите репродукцию картины Алексея Гавриловича Венецианова (1780—1847) «Вот-те и батькин обед» (см. часть 3 учебника). Почему она так названа? Какая частица...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
637. 1. Рассмотрите репродукцию картины Алексея Гавриловича Венецианова (1780—1847) «Вот-те и батькин обед» (см. часть 3 учебника). Почему она так названа? Какая частица использована в этом названии? Чем, по-вашему, огорчён мальчик? Опишите его позу, одежду, выражение лица.
Название передаёт разочарование и досаду мальчика. Судя по всему, он нёс обед для своего отца, но уронил его. Теперь пища разлита, а он остался ни с чем. Фраза «Вот-те и батькин обед» звучит как разочарованное восклицание, будто мальчик сам не верит в свою неудачу.
В названии использована усилительная частица «те», которая придаёт фразе эмоциональную окраску, подчёркивает неожиданность и сожаление.
На картине изображён крестьянский мальчик, который, вероятно, по неосторожности опрокинул сосуд с едой. Теперь у него нет обеда, и, возможно, он боится, что отец рассердится на него за эту неудачу.
Возможно, мальчик не только переживает за утерянную пищу, но и чувствует свою вину и беспомощность.
Описание мальчика:
Поза
Мальчик сидит на земле, подперев голову рукой, его плечи опущены, взгляд рассеянный и грустный. Он держит ложку в руке, но есть ему уже нечего.
Одежда
Он одет в простую белую рубаху, немного длинную и мятую. На ногах нет обуви, что говорит о бедности и простой крестьянской жизни.
Выражение лица
На лице у него огорчение, растерянность, грусть. Взгляд уходит в сторону, будто он думает: «Что же теперь делать?»
Образ собаки
Рядом с мальчиком сидит собака. Она выглядит спокойно, но её присутствие делает сцену ещё более трогательной. Возможно, пёс ждал, что ему тоже достанется кусочек еды, но теперь она пропала.
Вывод
Картина вызывает сочувствие и помогает понять жизнь простых крестьянских детей. Венецианов передаёт не только сюжет, но и эмоции, используя грустные, тёплые тона, реалистичные позы и детали. Название делает сцену ещё более живой и эмоциональной.
2. Прочитайте текст, в котором рассказывается об истории создания картины. О каких чертах характера художника говорит этот эпизод из его жизни? Какой момент встречи живописца и Васятки запечатлён на полотне?
Не было ни одного тёплого дня, когда Венецианов не отправлялся бы рисовать с натуры в окрестные деревни. Он быстро и легко сходился с крестьянами и не только рисовал их. Художнику удавалось вникать в их нужды.
Однажды Венецианов возвращался из леса в деревню и заметил под дубом золотоволосого крестьянского мальчика в старенькой холщовой рубашонке. Маленький Васятка сидел удручённый, подперев не по-детски щеку правой рукой. В левой держал крышку от пустого горшочка, который валялся рядом. Разлитое молоко почти всё впиталось в землю. Белый кудлатый пёс лежал возле мальчика. Собака вряд ли всё понимала, но всё-таки чувствовала, что случилось какое-то несчастье, и даже не осмеливалась полизать молочную лужицу.
Мальчик сидел, не поднимая головы, не замечая, что Венецианов давно стоит в нескольких шагах от него и поспешно переносит на страницу альбома всю эту сцену. Лишь спустя какое-то время мальчик, всхлипывая и размазывая слёзы по лицу грязной ручонкой, рассказал, что нёс отцу в поле обед, но по дороге заигрался с Шариком и опрокинул молоко. Ведь теперь отец останется голодным! Неужели ничего нельзя поправить?
Художник погладил мальчика по голове и ласково сказал:
— Ну не плачь... Разве твоему горю трудно помочь? Пойдём-ка к бабке Аксинье, я как раз иду в ту сторону. Ну и купим у неё молока, а ты отнесёшь его своему батьке.
Через полчаса счастливый Васятка шёл в поле и осторожно нёс в обеих руках горшочек, до краёв наполненный тёплым парным молоком. Он часто оглядывался назад, туда, где у околицы стоял добрый барин и смотрел ему вслед...
Этот эпизод раскрывает Алексея Гавриловича Венецианова как добросердечного, чуткого, внимательного к судьбе простых людей человека. Он не просто наблюдал за жизнью крестьян, но проникался их бедами, сочувствовал им и стремился помочь.
• Его доброта и щедрость проявляются в том, что он не оставил мальчика в беде, а предложил реальное решение — купить новое молоко.
• Проницательность и наблюдательность помогли художнику заметить печальную сцену и передать настоящие эмоции мальчика.
• Простота в общении с крестьянами показывает, что он был человеком, который не возвышался над простыми людьми, а был близок к ним душой.
На картине «Вот-те и батькин обед» Венецианов изобразил момент наивысшего отчаяния мальчика — когда он сидит на земле, грустный, подперев голову рукой, рядом перевёрнутый горшочек, а молоко впитывается в землю.
• Мальчик ещё не осознаёт, что рядом стоит художник и зарисовывает его.
• В этот момент Васятка думает только о том, что его отец останется голодным.
• Собака тоже выглядит печальной, будто разделяет чувство беспомощности ребёнка.
Эта сцена передаёт детскую искренность, беспомощность перед жизненными трудностями и реалии крестьянского быта. Венецианов сумел передать не только сюжет, но и глубокие эмоции своих героев.
3. В тексте выделены все частицы. Определите, к какому разряду относится каждая из них и какие смысловые отношения выражает. При выполнении задания пользуйтесь таблицей из текста рубрики «Теоретические сведения» (см. с. 130).
Не – смысловая, отрицательная.
Ни – смысловая, отрицательная.
Не – смысловая, отрицательная.
Бы – формообразующая, образует форму условного наклонения глагола.
Не – смысловая, отрицательная.
Только – смысловая, выделительно-ограничительная.
Не – смысловая, отрицательная.
Вряд ли – смысловая, со значением сомнения.
Всё-таки – смысловая, усилительная.
Даже – смысловая, усилительная.
Не – смысловая, отрицательная.
Не – смысловая, отрицательная.
Не – смысловая, отрицательная.
Лишь – смысловая, выделительно-ограничительная.
Ведь – смысловая, усилительная.
Неужели – смысловая, вопросительная.
Ну – смысловая, усилительная.
Не – смысловая, отрицательная.
Разве – смысловая, вопросительная.
-ка – смысловая, смягчающая требование.
Как раз – смысловая, уточняющая.
Ну и – смысловая, усилительная.
4. Кто лучше? О чём думает мальчик, изображённый на полотне? Почему он горюет?
Напишите несколько предложений, с помощью которых можно было бы показать внутренний монолог героя. Первое предложение начните с фразы, которая является названием картины. Может быть, у вас получатся не отдельные предложения, а текст. Объясните, почему в таком тексте уместно употреблять частицы, разговорные слова, неполные, вопросительные и восклицательные предложения. Подчеркните частицы в ваших предложениях (тексте).
Внутренний монолог мальчика
Вот-те и батькин обед… Что же теперь делать? Отец ведь не должен остаться голодным! Ну почему я не был осторожнее? Ведь знал же, что нельзя баловаться… Шарик, ну зачем ты прыгал рядом, отвлекал меня? Теперь молока не осталось, а в поле далеко идти… Неужели никто не поможет? Может, бабушка Аксинья даст ещё молока? Хотя вряд ли… Ох, что же теперь скажет отец? А если он разозлится?
Частицы делают речь эмоциональной и живой, передают отчаяние и тревогу героя. Разговорные слова и восклицания помогают показать детскую непосредственность: так мальчик мог бы думать в реальной ситуации. Вопросительные и неполные предложения отражают хаотичность мыслей — ребёнок растерян, он не знает, что делать дальше. Такой монолог передаёт глубину переживаний мальчика, делает его образ реалистичным и выразительным.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением