Ответы на вопросы на стр.64 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)









Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Какими чертами наделён образ учёного в повести «Собачье сердце»?
Какова роль универсальных мифологических прообразов в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце»?
Каково художественное значение «говорящей» фамилии профессора Преображенского в повести «Собачье сердце»?
1.
Образ профессора Преображенского в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» представляет собой сложный и многогранный портрет учёного-интеллектуала, чья деятельность, мысли и поведение раскрывают ключевые идеи произведения. Преображенский – это человек, олицетворяющий достижения науки и культуры, чья жизнь и работа сосредоточены на поиске новых путей для развития человечества. Он изображён как выдающийся представитель интеллигенции, глубоко преданный своему делу, с богатым внутренним миром и высокими профессиональными и этическими стандартами. Однако в его образе отражаются противоречия и кризисы эпохи, ставящие перед учёным серьёзные вопросы о морали, ответственности и роли науки в изменении общества.
Преображенский – это, прежде всего, учёный, увлечённый идеями прогресса и исследовательской деятельности. Его научные эксперименты направлены на изучение возможностей трансформации природы, что отражает стремление к преодолению ограничений человеческого существования. Эксперимент с превращением собаки в человека становится центральным событием повести и одновременно символом научной дерзости. Однако сам процесс и его результаты ставят под сомнение моральные аспекты подобных опытов. Булгаков показывает, что жажда преобразований, даже движимая высокими целями, может привести к катастрофическим последствиям, если не учитывать этическую сторону вопроса.
В то же время Преображенский – это яркий представитель старой российской интеллигенции. Его поведение, манера общения, привычки и даже интерьер его дома демонстрируют уважение к традициям, эстетике и гуманистическим ценностям. Он не скрывает своего скептического отношения к новой власти и открытому вмешательству государства в науку и культуру. Через образ профессора Булгаков подчёркивает противостояние старого и нового мировоззрений. Преображенский сохраняет верность своим принципам, не идёт на компромиссы и встаёт в оппозицию грубым вмешательствам в научные и культурные процессы.
Одной из ключевых черт Преображенского является его гуманизм. Несмотря на резкость высказываний и порой высокомерное отношение к окружающим, он глубоко переживает за судьбы людей. Его дом становится своеобразным убежищем, где царят порядок и уважение к человеческому достоинству. Преображенский выступает как учитель и наставник, который стремится не только обучать, но и воспитывать. Однако его гуманизм проявляется избирательно: он пренебрегает Шариковым, видя в нём воплощение деградации и упадка. Этот момент подчёркивает противоречивость профессора, чья вера в науку и прогресс вступает в конфликт с реальностью.
Преображенский также является символом ответственности учёного за свои действия. Эксперимент, который приводит к появлению Шарикова, заставляет профессора задуматься о границах вмешательства человека в природу. Булгаков через его образ подчёркивает, что наука не может существовать в отрыве от моральных и этических принципов. Профессор осознаёт, что его стремление изменить мир с помощью науки не принесло ожидаемых результатов, а лишь обнажило глубинные проблемы общества.
Таким образом, образ профессора Преображенского в «Собачьем сердце» является не только портретом талантливого учёного, но и философским размышлением о месте науки в обществе, её роли в преобразовании мира и ответственности тех, кто стоит на её передовых рубежах. Булгаков через этот образ поднимает вопросы, которые остаются актуальными до сих пор: каково предназначение науки, где проходят границы вмешательства человека в природу, и как избежать трагических последствий научных экспериментов. Преображенский – это одновременно символ величия человеческого разума и предупреждение о том, что без нравственных ориентиров наука может стать разрушительной силой.
2.
Роль универсальных мифологических прообразов в повестях Михаила Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце» является центральной для понимания их философского содержания, раскрытия сюжетных линий и осмысления проблематики человеческой природы, ответственности науки и столкновения цивилизации с разрушительными силами. Булгаков мастерски вплетает в свои произведения отсылки к мифам и архетипам, что помогает ему выйти за рамки конкретной исторической эпохи и сделать произведения универсальными, затрагивающими извечные вопросы бытия.
Мифологические прообразы в «Роковых яйцах»
В повести «Роковые яйца» центральным мифологическим прообразом является мотив Прометея. Профессор Персиков, открывший луч, способный ускорять рост живых существ, становится своеобразным Прометеем, стремящимся познать тайны природы и привнести в мир новое знание. Однако, как и мифический герой, он сталкивается с трагическими последствиями своих открытий. В отличие от Прометея, который дарит людям огонь, Персиков не имеет благородной цели: его открытия случайны, а мотивация обусловлена не столько заботой о человечестве, сколько научным интересом. Тем не менее, результат его работы оказывается разрушительным, поскольку люди, лишённые понимания и ответственности, используют открытие для целей, выходящих за пределы контроля.
Миф о Гидре также можно рассмотреть в контексте повести. Из яйца, облучённого лучом, рождаются гигантские змеи, которые уничтожают всё на своём пути. Это олицетворение хаоса и разрушительной силы, вызванной вмешательством человека в природные законы. Таким образом, Булгаков использует мифологический образ змеи как символ угрозы, которая возникает, когда человек утрачивает чувство меры и ответственности.
Наконец, «Роковые яйца» перекликаются с библейскими мотивами. Луч Персикова можно интерпретировать как нечто божественное, способное творить жизнь, но при этом требующее осторожного обращения. Как и в библейской истории о древе познания добра и зла, Персиков становится свидетелем того, как знание, предназначенное для созидания, оборачивается разрушением из-за человеческой жадности и некомпетентности.
Мифологические прообразы в «Собачьем сердце»
В «Собачьем сердце» Булгаков обращается к мифам о сотворении человека. Эксперимент профессора Преображенского с превращением собаки Шарика в человека напоминает миф о Франкенштейне, где учёный пытается играть роль Бога, создавая новую жизнь. Однако, как и в случае с Персиковым, результаты оказываются непредсказуемыми. Шариков воплощает не высшее достижение науки, а её моральный провал: он становится символом деградации и утраты человеческих качеств.
Булгаков также использует архетипический мотив дуализма – борьбы высшего и низшего начал в человеке. Преображенский, как представитель старой интеллигенции, олицетворяет культуру, гуманизм и разум, тогда как Шариков символизирует животное, грубое и низменное начало. Эта борьба между «верхом» и «низом» перекликается с мифами о вечной борьбе добра и зла, порядка и хаоса.
Образ Шарикова также можно связать с мифом о Фаусте. Как Мефистофель предоставляет Фаусту знания и возможности, Преображенский «дарит» Шарикову человеческую форму, которая оказывается губительной. Однако в отличие от Фауста, который осознаёт свои ошибки, Шариков лишён способности к саморефлексии и разрушает всё вокруг себя.
Наконец, в «Собачьем сердце» присутствует мотив «гибели Икара». Преображенский, стремясь преодолеть природные законы, напоминает Икара, который летел слишком близко к солнцу и был наказан за свою дерзость. Попытка учёного изменить природу заканчивается провалом, и он вынужден признать свои ошибки, вернув Шарикова в первоначальное состояние.
Общая роль мифологических прообразов
Универсальные мифологические образы в этих повестях выполняют несколько ключевых функций. Во-первых, они помогают Булгакову поднять произведения на уровень философской притчи, где действия и судьбы героев становятся символами более широких процессов. Во-вторых, мифологические мотивы подчёркивают цикличность истории и неизменность основных законов человеческого существования. Научные открытия и революции, описанные в повестях, лишь повторяют извечные трагедии человечества, вызванные гордыней, стремлением к власти и отсутствием ответственности.
В-третьих, эти образы усиливают сатирическую направленность повестей. Булгаков высмеивает наивную веру в науку как универсальное средство решения всех проблем и предупреждает об опасностях, которые возникают, когда человек забывает о своих моральных обязанностях перед природой и обществом.
Таким образом, мифологические прообразы в «Роковых яйцах» и «Собачьем сердце» играют ключевую роль в раскрытии философской и художественной глубины произведений. Они позволяют Булгакову не только отразить противоречия своей эпохи, но и обратиться к вечным вопросам человеческого существования, делая его повести актуальными и сегодня.
3.
Художественное значение «говорящей» фамилии профессора Преображенского в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» является многогранным и глубоко символичным. Она не только подчёркивает основные идеи произведения, но и помогает раскрыть внутренний конфликт персонажа, его место в художественном мире повести и философскую направленность текста.
Фамилия «Преображенский» напрямую отсылает к понятию «преображение», что в русской культуре и христианской традиции связано с библейским сюжетом Преображения Христа, когда он явился своим ученикам в божественной славе. Это событие символизирует духовное обновление, переход к высшей форме существования, достижение совершенства. Таким образом, фамилия профессора указывает на его роль как созидателя, человека, который стремится преобразить мир и поднять его на новый уровень. Профессор Преображенский занимается наукой, которая, по его мнению, может улучшить человеческую природу, исправить её недостатки. Его эксперимент с Шариковым — это попытка преобразования животного в человека, перехода от низшего состояния к высшему. Однако Булгаков подчёркивает, что это «преображение» остаётся физическим и лишено духовной составляющей, что приводит к трагическим последствиям.
Фамилия также отсылает к более широкой теме столкновения старого и нового миров. Преображенский олицетворяет старую русскую интеллигенцию, носителя культурных и нравственных традиций. Его фамилия символизирует веру в силу разума, прогресс и моральные устои, которые должны «преобразить» общество и помочь ему выжить в условиях хаоса и разрушений. Однако профессор оказывается в мире, где эти идеалы не востребованы. Его попытка создать человека из животного заканчивается появлением Шарикова, который представляет собой карикатурный образ «нового человека» революционной эпохи. Таким образом, фамилия Преображенского подчёркивает контраст между стремлением к возвышенному и грубой реальностью, где высокие идеи превращаются в их противоположность.
Более того, фамилия Преображенского связывает его с темой власти над природой и ответственности за её последствия. В научной и культурной традиции понятие «преображения» ассоциируется с осмысленным, постепенным процессом улучшения. Однако эксперимент профессора показывает, что вмешательство в природу без понимания её глубинных законов приводит к хаосу. Шариков становится символом того, как великое стремление к совершенству может обернуться уродством, если оно лишено нравственной основы. Преображенский, несмотря на свою высокую образованность, вынужден признать, что некоторые аспекты жизни остаются вне пределов человеческого контроля, и его фамилия становится ироничным напоминанием о том, что не всё подвластно человеку.
Ирония также заключается в том, что «преображение», осуществляемое профессором, имеет обратный эффект. Вместо того чтобы поднять Шарикова на уровень человека, он фактически снижает человеческую природу до животного состояния, подчёркивая, что преобразование без духовного роста невозможно. Таким образом, фамилия Преображенского становится метафорой утопической веры в науку, которая оказывается бессильной без учёта моральных и этических основ.
Кроме того, Булгаков через эту фамилию усиливает сатирический аспект повести. В мире, где «преображение» понимается исключительно как технический процесс, теряется истинное значение этого слова. Преображенский вынужден бороться не только с последствиями своего эксперимента, но и с общественным устройством, в котором его научные достижения воспринимаются поверхностно и искажаются. Его фамилия становится символом утраты подлинного смысла прогресса, когда высокие цели уступают место бюрократическому и политическому давлению.
Таким образом, «говорящая» фамилия профессора Преображенского играет ключевую роль в раскрытии основной идеи повести. Она отражает его стремление к совершенству, одновременно демонстрируя трагедию этого стремления в условиях социального и духовного кризиса. Фамилия становится символом столкновения идеалов старого мира с новой реальностью, где преобразование природы и человека лишено смысла без нравственных ориентиров. В конечном счёте, она подчёркивает главный философский вывод Булгакова: истинное преображение возможно только через духовное развитие и гармонию с природой, а не через насильственные эксперименты или утопические мечты.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением