Ответы на вопросы на стр.65 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)













Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 65
1. Почему имя Скруджа, героя повести «Рождественская песнь в прозе», стало нарицательным обозначением бессердечного скряги?
Имя Эбенезера Скруджа в повести Чарльза Диккенса стало символом скупости, жадности и полного отсутствия человечности. В начале повести Скрудж предстаёт как воплощение всех худших качеств человека:
Он ведёт исключительно аскетичный образ жизни, несмотря на своё богатство, предпочитая экономить даже на самых необходимых вещах.
Скрудж презирает людей и отвергает любые проявления дружбы или внимания к себе. Он отвергает своего племянника, который приглашает его отпраздновать Рождество, с сарказмом замечая, что праздники — это пустая трата времени.
Его жестокость и равнодушие особенно ярко проявляются в отношении к бедным. Когда к нему приходят благотворители, просящие помощи для нуждающихся, он отвечает, что тюрьмы и работные дома — вполне достаточная мера для помощи этим людям.
Диккенс использует образ Скруджа как карикатуру на викторианское общество, где жадность и материальные интересы ставятся выше морали и добродетели. Имя «Скрудж» (от английского слова scrooge, означающего «жадина») стало нарицательным благодаря успеху повести и широкой популярности этого персонажа. Образ Скруджа олицетворяет тех, кто зациклен на накоплении богатства, забывая о сострадании и любви к окружающим.
С течением времени имя Скруджа стало не просто литературным символом, но и широко используемым обозначением человека, который чересчур скуп или холоден к другим.
2. Какое чудо вернуло богачу Скруджу способность сострадания и любви к людям?
Чудо, которое изменило Скруджа, произошло под влиянием Рождества и его встречи с тремя духами: Духом Прошлого Рождества, Духом Настоящего Рождества и Духом Будущего Рождества. Эти духовные визиты заставили Скруджа пересмотреть свою жизнь и понять последствия своих поступков.
Дух Прошлого Рождества:
Скруджу показывают сцены из его юности. Он видит себя в молодости — мечтательным, радостным человеком, который умел любить и стремился к счастью. Однако жадность и желание преуспеть вытеснили эти чувства. Особенно болезненно Скрудж переживает момент, когда его возлюбленная уходит от него, обвинив в том, что любовь к деньгам вытеснила любовь к ней;
Воспоминания о прошлом заставляют Скруджа понять, как он изменился, и вызывают в нём первые признаки сожаления.
Дух Настоящего Рождества:
Дух показывает Скруджу бедные, но счастливые семьи, такие как семья его клерка Боба Крэтчита. Несмотря на лишения, эти люди сохраняют радость и дружелюбие. Особенно сильно на Скруджа влияет образ больного сына Крэтчита, крошки Тима, который всё ещё верит в добро, несмотря на тяжёлую болезнь;
Скрудж видит контраст между своей одинокой и холодной жизнью и теплом семейных отношений. Это заставляет его задуматься о собственной черствости.
Дух Будущего Рождества:
Дух показывает Скруджу его возможное будущее: смерть в одиночестве, без сожалений со стороны окружающих. Люди радуются его кончине, так как видят в нём лишь жестокого и жадного человека;
Кульминацией видений становится гибель крошки Тима, которая могла бы быть предотвращена, если бы Скрудж проявил доброту и заботу. Это окончательно разрушает равнодушие Скруджа;
Под влиянием этих откровений Скрудж переживает духовное пробуждение. Он начинает новую жизнь, становясь щедрым, добрым и заботливым человеком. Это рождественское чудо показывает, что даже самый черствый человек может обрести способность к любви и состраданию.
3. Как в рождественских повестях и романе «Домби и сын» проявляется вера Диккенса в возможность нравственного перерождения героев с холодным сердцем?
Чарльз Диккенс в своих произведениях подчёркивает, что нравственное перерождение возможно даже для самых жёстких и черствых людей, если они осознают свои ошибки и откроются для сострадания и любви. Эта вера проявляется как в «Рождественской песне», так и в романе «Домби и сын».
Эбенезер Скрудж («Рождественская песнь»):
Скрудж представлен как воплощение скупости, эгоизма и холодного расчёта. Однако видения трёх духов пробуждают в нём чувства, которые он долго подавлял: сострадание, раскаяние и желание помогать другим;
После своего перерождения Скрудж не только меняет своё поведение, но и становится символом надежды для окружающих. Он помогает семье Боба Крэтчита, берёт шефство над крошкой Тимом и начинает активно участвовать в жизни общества;
Через образ Скруджа Диккенс показывает, что даже самые эгоистичные люди могут измениться, если они столкнутся с последствиями своей черствости.
Пол Домби («Домби и сын»):
Пол Домби, главный герой романа, также представлен как человек с холодным сердцем. Он одержим своей деловой репутацией и богатством, пренебрегая человеческими отношениями, особенно с дочерью Флоренс;
Переломным моментом становится потеря его сына, крах бизнеса и полное одиночество. Эти события заставляют Домби осознать ошибки и переосмыслить свои приоритеты;
В конце романа Домби находит путь к примирению с дочерью, а его нравственное перерождение становится центральной темой истории.
Вера Диккенса в перерождение:
Оба произведения показывают, что ключом к изменению является осознание ценности человеческих отношений и моральной ответственности;
Диккенс подчёркивает, что любовь, доброта и сострадание являются основой для нравственного восстановления даже самых чёрствых людей.
Эти произведения отражают гуманистическую философию Диккенса: он верил, что добро и человечность заложены в каждом человеке, и даже те, кто совершает ошибки, могут найти путь к исправлению.
Для индивидуальной работы. Стр. 65
1. Прочитайте «Рождественскую песнь в прозе». Подготовьте сообщение о жанре святочных рассказов (повестей). Как проявляются признаки святочной повести в произведении Диккенса? Кто из русских писателей обращался к жанру святочного рассказа?
Сообщение о жанре святочных рассказов (повестей)
Жанр святочного рассказа: определение и особенности
Святочный рассказ — это жанр, возникший в европейской литературе, связанный с традициями Рождества и Святок. Его основная цель — раскрыть моральные и духовные ценности, используя атмосферу праздника и элементы чуда. Святочные рассказы были особенно популярны в XIX веке, когда социальные проблемы, обострённые индустриализацией, требовали гуманистического осмысления. Этот жанр стал способом напомнить читателям о важности сострадания, милосердия и любви в обществе.
Характерные черты жанра:
Рождественская тематика:
Действие разворачивается в рождественский или святочный период. Это время ассоциируется с теплом, семейным уютом и чудесами.
Фантастические элементы:
Часто в рассказах появляются духи, призраки, ангелы или другие сверхъестественные существа, которые помогают героям осознать свои ошибки и изменить жизнь.
Моральный конфликт:
В центре повествования обычно находится герой, который переживает духовный или нравственный кризис. Через чудесные события он достигает внутреннего преобразования.
Социальная критика:
В жанре святочного рассказа часто поднимаются темы социальной несправедливости, бедности и неравенства.
Оптимистичный финал:
Рассказ заканчивается на светлой ноте, подчёркивая, что добро всегда побеждает зло, а изменения возможны для каждого.
«Рождественская песнь» Чарльза Диккенса как пример святочной повести
Повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе» (1843) является одним из самых известных примеров святочного рассказа. В ней ярко проявляются все характерные черты жанра.
Рождественская атмосфера:
Действие разворачивается в Лондоне накануне Рождества. Диккенс создаёт атмосферу праздника, описывая снежные улицы, оживлённых прохожих и подготовку к торжеству. Однако главный герой, Эбенезер Скрудж, отказывается принимать участие в этом празднике, считая Рождество пустой тратой времени.
Фантастика:
Скруджа посещают три Духа Рождества: Прошлого, Настоящего и Будущего. Эти фантастические персонажи играют ключевую роль в духовном преображении героя. Они показывают ему важные моменты его жизни, настоящее страдание окружающих и мрачное будущее, если он не изменится.
Моральное перерождение:
Скрудж проходит путь от скупого и жестокого человека, отвергающего любовь и дружбу, до щедрого и доброго человека. Его изменения символизируют возможность исправления и осознания своих ошибок.
Социальный посыл:
Через историю Скруджа Диккенс критикует викторианское общество, где материальные ценности часто ставятся выше человеческих. Семья Боба Крэтчита, несмотря на бедность, является примером единства и любви, в то время как богатый Скрудж одинок и несчастен.
Светлый финал:
После своего преображения Скрудж становится благодетелем семьи Крэтчита, помогает крошке Тиму и активно участвует в жизни общества. Финал подчеркивает торжество добра и возможности изменений.
Русские писатели и жанр святочного рассказа
Жанр святочного рассказа нашёл отражение и в русской литературе. Многие писатели, вдохновлённые европейскими традициями, обратились к этой форме, адаптировав её к национальной культуре и проблемам.
Николай Васильевич Гоголь:
Гоголь стал одним из первых русских писателей, обратившихся к святочным рассказам. Его произведения, такие как «Ночь перед Рождеством» и «Заколдованное место», сочетают элементы мистики, народного фольклора и юмора.
В «Ночи перед Рождеством» рождественское чудо объединяет влюблённых и подчеркивает победу добра над злом.
Фёдор Михайлович Достоевский:
В своих святочных рассказах, таких как «Мальчик у Христа на ёлке», Достоевский акцентирует внимание на судьбах бедных и обездоленных людей. Его произведения глубоко христианские по духу и пропитаны состраданием.
Лев Николаевич Толстой:
Толстой обратился к теме духовного возрождения через рассказы, такие как «Где любовь, там и Бог». В них он показывает, как милосердие и вера способны изменить даже самых черствых людей.
Антон Павлович Чехов:
В рассказе «Ванька» Чехов показывает судьбу сироты, который мечтает о лучшей жизни. Святочный элемент проявляется в сочетании трагизма и светлого ожидания чуда.
Иван Сергеевич Тургенев:
Тургенев также создавал святочные рассказы, например, «Стучит!». Его произведения наполнены мистикой и философскими размышлениями.
Заключение
Жанр святочного рассказа, возникший в европейской литературе, стал универсальным инструментом для размышлений о добре, любви и милосердии. «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса является ярким примером этого жанра, где через фантастику и рождественскую атмосферу раскрываются важные социальные и моральные проблемы. Русские писатели, такие как Гоголь, Достоевский и Толстой, использовали святочные мотивы, чтобы передать национальный колорит и осмыслить нравственные ценности. Этот жанр остаётся актуальным и сегодня, напоминая о значении духовных традиций в мире.
2. Познакомьтесь подробнее с романом «Домби и сын». Сопоставьте историю мистера Домби и историю Иудушки Головлёва в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».
Образ мистера Домби: трагедия эгоизма и путь к перерождению
Мистер Домби — главный герой романа Чарльза Диккенса «Домби и сын», символизирует богатого, успешного, но лишённого эмоциональных привязанностей человека. В начале романа Домби предстаёт как олицетворение викторианского буржуазного общества, где деньги и престиж стоят выше всего. Его главной целью является продолжение семейного бизнеса, и рождение сына становится для него событием, которое должно обеспечить эту цель.
Отношение к детям:
Домби видит в своём сыне Поле лишь продолжателя своего дела, «наследника», не задумываясь о его чувствах и потребностях. Пол, слабый и болезненный ребёнок, не оправдывает ожиданий отца, но Домби слепо продолжает возлагать на него надежды. Дочь Флоренс для него почти не существует, так как, по его мнению, она не может внести вклад в семейное дело. Этот контраст между отношением к сыну и дочери подчёркивает жёсткость и эгоизм Домби.
Трагические утраты:
Смерть сына становится переломным моментом в жизни мистера Домби. Внешне он сохраняет хладнокровие, но постепенно начинает осознавать пустоту своей жизни. Крушение бизнеса и одиночество после предательства окружающих доводят его до глубокого кризиса.
Перерождение:
В финале романа Домби претерпевает духовное преображение. Он примиряется с дочерью Флоренс, которая, несмотря на все обиды, сохраняет к нему добрые чувства. Диккенс показывает, что даже самый замкнутый и эгоистичный человек может обрести счастье и близость с окружающими, если он осознает свои ошибки.
Образ Иудушки Головлёва: воплощение лицемерия и деградации
Иудушка Головлёв, центральный персонаж романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», представляет собой совершенно иной тип героя. Если Домби в конце романа проходит путь перерождения, то Иудушка остаётся верным своему эгоистичному и разрушительному образу жизни до самой смерти.
Лицемерие и эгоизм:
Иудушка внешне выглядит благочестивым, постоянно прибегая к религиозным словам и молитвам. Однако его «набожность» лишь прикрытие для манипуляций с окружающими. Он лжёт, интригует и использует родственников ради собственной выгоды.
Его отношение к семье лишено искренних чувств. Он лишает сыновей материальной поддержки, доводит их до отчаяния и гибели. Его мать и сестры также страдают от его манипуляций и безразличия.
Разрушение семьи:
Семья Головлёвых, под влиянием Иудушки, полностью деградирует. Его жадность, неспособность к любви и желание контролировать всё вокруг становятся причиной гибели рода. В отличие от мистера Домби, который осознаёт свои ошибки, Иудушка до конца остаётся убеждённым в своей правоте.
Трагический финал:
Иудушка умирает в полном одиночестве, утратив доверие и уважение всех, кто его окружал. Его смерть становится итогом его эгоистичного образа жизни и одновременно сатирическим осуждением тех социальных пороков, которые он олицетворяет.
Сходства между Домби и Иудушкой
Эгоизм и отчуждение:
Оба героя в начале своих историй одержимы своими материальными интересами и игнорируют потребности близких.
Для мистера Домби главным является успех в бизнесе, для Иудушки — накопление богатства и контроль над семьёй.
Социальная критика:
Через этих персонажей оба автора критикуют пороки своего времени. Диккенс обличает бездушный материализм викторианской Англии, а Салтыков-Щедрин осуждает дворянскую деградацию и лицемерие.
Крушение семьи:
В обоих романах эгоизм главного героя становится причиной разрушения семьи. Домби теряет сына, отдаляется от дочери и лишь в конце находит путь к примирению. Иудушка же уничтожает свою семью полностью.
Различия между Домби и Иудушкой
Перерождение:
Мистер Домби проходит путь духовного возрождения, находя примирение с дочерью и осознавая ценность любви и семьи.
Иудушка Головлёв до конца остаётся лицемером и эгоистом, его смерть подводит черту под разрушительным образом жизни.
Тональность произведений:
Роман Диккенса наполнен гуманизмом и верой в возможность исправления. Даже самые чёрствые герои могут измениться через страдания и осознание своих ошибок.
Салтыков-Щедрин придерживается более пессимистичного взгляда. История Иудушки демонстрирует безысходность и неизбежность деградации в условиях отсутствия нравственных ориентиров.
Отношение к семье:
Для Домби семья становится ключом к его спасению. Его дочь Флоренс сохраняет к нему добрые чувства и даёт ему шанс начать новую жизнь.
Для Иудушки семья становится полем для манипуляций, которые он использует для удовлетворения своих эгоистичных целей.
Заключение
Истории мистера Домби и Иудушки Головлёва — это два разных взгляда на природу человеческой деградации и возможность спасения. Чарльз Диккенс показывает, что даже самый эгоистичный человек может измениться под влиянием любви и осознания своих ошибок. М. Е. Салтыков-Щедрин, напротив, изображает полный крах личности, для которой не существует искупления. Эти образы дополняют друг друга, подчёркивая значимость семьи, нравственности и человечности в жизни каждого человека.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением