Упр.66 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
66 1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите микротемы, назовите основную мысль.
1 Однажды мы шли с Луговским но пустынной Массандровской улице в Ялте.
2 Было пасмурно, тепло, дул ветер.3 Обгоняя нас, бежали, шурша по мостовой, высохшие листья клёна. 4 Они останавливались толпами на перекрёстках, как бы раздумывая, куда бежать дальше. 5 Но пока они перешёптывались об этом, налетал ветер, завивал их в трескучий смерч и уносил. 6 Луговской с мальчишеским восхищением смотрел на перебежку листьев, потом поднял один лист и показал мне:
Посмотри, у всех сухих кленовых листьев кончики согнуты в одну сторону иод прямым углом. 7 Поэтому лист и бежит от малейшего движения воздуха на этих загнутых своих концах, как на пяти острых лапках.8 Как маленький зверь!..
9 Вечером в тот день, когда рядом с нами бежали по улицам листья клёна, Луговской пришёл ко мне и, явно смущаясь, сказал:
10 — Понимаешь, какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. 11 Он бежал у самой моей ноги. 12 Когда я останавливался, он тоже останавливался. 13 Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. 14 Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл: там слишком крутая для нет гранитная лестница и к тому же это учреждение. 15 Должно быть, осенним листьям вход туда воспрещён. 16 Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. 17 Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. 18 И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга. 19 Правда, глупо?
20 — Не знаю, ответил я, — больше грустно...
21 Тогда Луговской достал из кармана куртки сложенный тетрадный листок, развернул его и прочёл только что написанные стихи об этом листике клёна, стихи, похожие на печальную, виноватую улыбку.
22 Такую улыбку я иногда замечал и на лице у Луговского. 23 Она появлялась у него, когда он возвращался из своих стихов в обыкновенную жизнь. 24 Он приходил оттуда как бы ослеплённый, и нужно было некоторое время, чтобы ет глаза привыкли к свету зимнего декабрьского дня.
25 У Луговского было качество подлинного поэта он не занимал поэзию на стороне. 26 Он сам заполнял ею окружающий мир и все его явления, какими бы возвышенными или ничтожными они ни казались. (По К. Паустовскому)
Заголовок: «Подлинный поэт».
Микротемы: 1) наблюдение за осенними кленовыми листьями; 2) случай с Луговским; 3) стихи-улыбка; 4) подлинная поэзия.
Основная мысль текста: подлинный поэт сам заполняет окружающий мир т все его явления.
1Было пасмурно, тепло, 2дул ветер.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (две грамматические основы: 1 – было пасмурно, тепло; 2 – дул ветер), бессоюзное, утвердительное.
[1 = ], [2 – = ].
Части соединены интонационно. Между частями ставится тзаятая, смысловое значение между частями – перечисление событий.
1-я часть: односоставное, безличное, нераспространённое, полное, неосложнённое.
2-я часть: двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
2. Почему этот текст можно отнести к публицистическому стилю речи? Составьте план-рассуждение своего ответа с тезисами и аргументами.
План-рассуждение
Почему текст можно отнести к публицистическому стилю
1. Тезис: Текст описывает события, такие как прогулка по улицам Ялты, наблюдение за природой, поход на телефонную станцию.
Аргумент: Описания происходящего представлены с точностью и такими деталями, которые характерны для публицистического стиля, стремящегося к объективности.
2. Тезис: В тексте отражены чувства и эмоции персонажей: восхищение, грусть, смущение.
Аргумент: Публицистический стиль часто включает в себя элементы личного отношения к событиям для создания эмоциональной окраски и лучшего восприятия аудиторией.
3. Тезис: В тексте присутствует анализ и рассуждение над необычным происшествии с листом клёна.
Аргумент: Публицистический стиль стремится к размышлениям и анализу событий, даже если они кажутся незначительными, что заметно в описании поведения листа клёна и реакции Луговского.
4. Тезис: В тексте присутствует индивидуальный стиль и мнение автора, выраженные через языковые приёмы, такие как метафоры, олицетворения, стихи, оценочные слова.
Аргумент: Публицистический стиль часто характеризуется авторской индивидуальностью и стремлением к творческому подходу к передаче информации, а также выражению авторского мнения.
5. Обращение к читателю: Текст содержит элементы обращения к читателю, например, в вопросах, адресованных к собеседнику.
Аргумент: Публицистический стиль часто включает в себя элементы диалога с аудиторией, что создаёт ощущение прямого общения и участия читателя в происходящем.
Итоговый вывод: Данный текст можно отнести к публицистическому стилю речи, так как он объединяет в себе описание повседневных событий, выражение личных переживаний, рассуждение над явлениями, выразительный стиль автора и обращение к читателю.
3. Докажите, что в данном тексте сочетаются все типы речи. Как вы будете рассуждать, чтобы доказать свою точку зрения?
В данном тексте сочетаются все типы речи. Чтобы доказать свою точку зрения, я буду опираться на строение текста, обращать внимание на основные черты, характерные для определённого типа речи.
Типы речи:
- повествование (история, произошедшая с Луговским);
- описание (осенние кленовые листья, наблюдение за ними);
- рассуждение (автор текста рассуждает о подлинной поэзии, затем делает вывод, что Луговской является подлинным поэтом).
4. Какие выразительные средства языка использованы в тексте? С какой целью? Проанализируйте их.
Выразительные средства, использованные в тексте: эпитеты (пустынной улице, высохшие листья, с мальчишеским восхищением), метафора (не занимал поэзию на стороне; смешного маленького друга), олицетворение (листья перешёптывались; ветер завивал их и уносил; лист бежит), сравнение (как маленький зверь; стихи, похожие на печальную, виноватую улыбку), восклицательные предложения.
Средства выразительности придают тексту яркость, усиливают его эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя, делают описания более точными, образными.
5. Назовите лексические и морфологические средства связи предложений в первых трёх абзацах. Определите способы их связи.
Лексические средства связи предложений в первых трёх абзацах: лексический повтор (Луговской, листья, клён, кленовые, ветер).
Морфологические средства связи: местоимения (нас, они, мне), наречия (однажды, поэтому), союз (но).
Способ связи предложений: последовательный.
6. Приведите примеры слов, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните, с чем это связано.
Примеры слов, в которых количество букв и звуков не совпадает:
Ялте – 4 буквы, 5 звуков; буква «я» в начале слова даёт два звука [й'а].
Дальше – 6 букв, 5 звуков; буква «ь» смягчает предшествующий согласный, но не даёт звука.
Грустно – 7 буквы, 6 звуков; буква «н» не произносится и не даёт звука.
7. Найдите слова, в которых произношение не совпадает с написанием.
Слова, в которых произношение не совпадает с написанием: однажды [аднажды], Луговским [лугафск'им], было [была], они [ан'и], листьев [л'ис'т'й'иэф], бежит [б'ижыт], пришёл [пр'ишол].
8. В предложениях 6—9 назовите примеры однозначных и многозначных слов. Каково их значение в тексте?
Однозначное слово: восхищение.
Многозначные слова: бежит (о листе, который перемещается), лапки (кончики листьев, похожие на лапки зверя), концы (кончики листьев), углом (часть плоскости между двумя линиями, исходящими из одной точки).
9. Подберите синонимы и антонимы к выделенным словам.
Пустынной – синонимы: пустой, безлюдной, тихой; антонимы: шумной, многолюдной.
Нехорошо – синонимы: плохо, отвратительно; антонимы: хорошо, приятно.
Обыкновенную – синонимы: обычную, серую, скучную; антонимы: необыкновенную, чудесную, интересную.
Ничтожными – синонимы: жалкими, презренными, мизерными; антонимы: значительными, великими, важными.
10 Как вы понимаете смысл словосочетания останавливались толпами в предложении 4? Какое это средство выразительности?
Останавливались толпами – останавливались все вместе, кучкой. Средство выразительности: метафора.
11. Укажите примеры слов активного и пассивного запаса (архаизмы, неологизмы и т.п.).
Примеры слов активного запаса: телефонная станция (архаизм), учреждение, ничтожным.
12. Выпишите из текста слова, образованные разными морфологическими способами.
Приставочный способ: вышел, раздавил, приходил.
Суффиксальный способ: явно, обгоняя, пустынной, кончики.
Приставочно-суффиксальный способ: перебежку, перешёптывались, налетал.
13. Выпишите шесть-семь слов с непроизводной и производной основами. У производных основ выделите производящую основу.
Слова с непроизводной основой: ветер, листья, кармана, сухих, зверь, парка.
Слова с производной основой: перешёптывались, движения, восхищением, пустынным, раздавил.
14. Найдите в тексте глаголы I и II спряжения. Какой разноспрягаемый глагол встречается в тексте? В чём его особенность?
Глаголы I спр.: понимаешь, останавливался, замечал, дул, ждал.
Глаголы II спр.: заходил, раздавил, смотрел, уносил.
Разноспрягаемый глагол: бежать. Его особенность в том, что при его спряжении встречаются окончания и первого, и второго спряжения.
15. Назовите примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.
Примеры глаголов совершенного вида: поднял, показал, посмотри, пришёл, сказал, увязался, не пошёл, погладил, остался, вышел.
Примеры глаголов несовершенного вида: шли, было, дул, бежали, останавливались, бежать, перешёптывались, налетал, завивал.
16. Запишите по три прилагательных разных разрядов. Все ли разряды прилагательных представлены в тексте? Какой разряд отсутствует? Дополните его своими примерами.
Качественные прилагательные: малейшего, странный, пустынной.
Относительные прилагательные: телефонную, гранитную, кленовых.
В тексте отсутствуют притяжательные прилагательные.
Притяжательные прилагательные: комариный, заячий, папин.
17. Составьте таблицу разрядов местоимений и заполните её примерами из текста.
Разряды местоимений
Личные
Притяжательные
Возврвтное
Относительные
Указательные
Определительные
Отрицательные
Неопределённые
Вопросительные
Примеры из текста
Мы, они, нас, их, мне, с нами, я за мной, он, от меня, для него, его, она, ею
Моей, своих
Сам
Какими
Этом, этих, тот, это
Всех, самых, все
Кто-то
-
18. Найдите в тексте существительные, которые употребляются только в форме единственного или множественного числа. Приведите свои примеры таких существительных.
Существительные, которые употребляются только в форме ед. ч.: воздух, свет, юность, мука, изобретательность.
Существительные, которые употребляются только в форме мн. ч.: в тексте таких существительных нет: ворота, чернила, щипцы, духи.
19. Какое разносклоняемое существительное встретилось вам в тексте? Приведите ещё примеры таких существительных.
Разносклоняемое, существительное: время.
Примеры: бремя, темя, семя, стремя, племя, пламя, вымя, имя, знамя, путь.
20. Объясните правописание слов с частицами не и ми в последнем абзаце текста.
Не занимал («не» с глаголами раздельно), ничтожными (не употребляется без «не»), ни казались («ни» для утверждения, с глаголом раздельно).
21. Приведите из предложений 20—24 по два примера словосочетаний с разными видами связи (согласование, управление, примыкание).
Согласование: по пустынной улице, высохшие листья, в трескучий смерч.
Управление: шли с Луговским, обгоняя нас, останавливались на перекрёстках.
Примыкание: однажды шли, бежать дальше, пришёл вечером.
22. Укажите, чем осложнены предложения 3, 4, 21.
Предложение 3 осложнено деепричастными оборотами (обгоняя нас, шурша по мостовой).
Предложение 4: главная часть осложнена деепричастным оборотом (как бы раздумывая).
Предложение 21 осложнено однородными сказуемыми (достал, развернул и прочёл) и обособленным распространённым определением (стихи, похожие на печальную, виноватую улыбку).
23. Определите, какой схеме соответствует предложение 26.
Предложение 26 соответствует схеме 1.
24. Установите смысловые отношения между частями сложноподчинённых предложений. Охарактеризуйте средства связи (союз, союзное слово), назовите вид придаточной части.
Они останавливались толпами на перекрёстках, как бы раздумывая, куда бежать дальше. (СПП с придаточным изъяснительным, союзное слово «куда»)
Но пока они перешёптывались об этом, налетал ветер, завивал их в трескучий смерч и уносил. (СПП с придаточным времени, союз «пока»)
Вечером в тот день, когда рядом с нами бежали по улицам листья клёна, Луговской пришёл ко мне и, явно смущаясь, сказал. (СПП с придаточным определительным, союзное слово «когда»)
Понимаешь, какой странный случай. (СПП с придаточным изъяснительным, союзное слово «какой»)
Когда я останавливался, он тоже останавливался. (СПП с придаточным времени, союз «когда»)
Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. (СПП с придаточным времени, союз «когда»)
Но когда я вышел, его уже не было. (СПП с придаточным времени, союз «когда»)
И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга. (СПП с придаточным сравнения, союз «будто»)
Она появлялась у него, когда он возвращался из своих стихов в обыкновенную жизнь. (СПП с придаточным времени, союз «когда»)
Он сам заполнял ею окружающий мир и все его явления, какими бы возвышенными или ничтожными они ни казались. (СПП с придаточным определительным, союзное слово «какими»)
25. Каковы смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений? Охарактеризуйте средства связи между частями.
Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. (отношения перечисления, сочинительный соединительный союз «и»)
Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. (отношения перечисления, сочинительный соединительный союз «и»)
26. Определите вид предложения 2.
1) простое предложение с однородными членами
2) бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых
3) бессоюзное сложное предложение, состоящее из трёх простых
Вид предложения 2: 2) бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых.
27. Какое предложение текста соответствует данной схеме?
Охарактеризуйте это предложение.
Данной схеме соответствует предложение 24.
Сложное предложение, состоит из трёх частей с различными видами связи: сочинительной (части 1 и 2), подчинительной (части 2 и 3).
28. Прочитайте текст ещё раз. Составьте его план. Выпишите ключевые слова и словосочетания. Напишите изложение. В конце изложения опишите, какими вы представляете характер Луговского и его отношение к жизни.
План
1. Наблюдение за осенними кленовыми листьями.
2. Размышления Луговского о листьях.
3. Странный случай.
4. Стихи Луговского о кленовом листе.
5. Улыбка поэта.
6. Подлинный поэт.
Ключевые слова и словосочетания: Луговской, в Ялте, высохшие листья клёна, смотрел на перебежку листьев, под прямым углом, на пяти острых лапках, странный случай, увязался лист клёна, стало нехорошо, не уберёг маленького друга, только что написанные стихи, улыбка, качество подлинного поэта, не занимал поэзию на стороне.
Изложение
Однажды автор шёл с Луговским но пустынной Массандровской улице в Ялте. День был пасмурный, но тёплый. Ветер гнал по мостовой
высохшие листья клёна. Мы с удовольствием наблюдали, как ветер, завивал их в трескучий смерч и уносил.
Луговской с мальчишеским восхищением смотрел на перебежку листьев, потом обратил внимание на то, что у всех сухих кленовых листьев кончики согнуты в одну сторону иод прямым углом. Поэтому лист и бежит на этих загнутых своих концах, как маленький зверь на пяти острых лапках.
Вечером того дня Луговской пришёл и поделился странным случаем.
Лист клёна буквально увязался за ним и не отставал. Он реагировал на все движения Луговского и остановился только перед входом на телефонную станцию. Когда Луговской вышел, листика уже не было. Это исчезновение огорчило Луговского, будто он предал и не уберёг смешного маленького друга. И под впечатлением от этого события стихи, которые и прочёл автору.
У Луговского было качество подлинного поэта, он не занимал поэзию на стороне. Он сам заполнял ею окружающий мир и все его явления, какими бы возвышенными или ничтожными они ни казались.
Судя по описанию, Луговской был человеком чутким, восприимчивым, способным тонко чувствовать красоту окружающего мира. Он откликался эмоциональными стихами на происходящее, даже если это был всего лишь маленький сухой лист клёна.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением