Упр.673 Часть 2 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)
Решение #1




Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
673. Письмо по памяти. 1. Выразительно прочитайте басню Ивана Андреевича Крылова. В чём её смысл? Объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарику.
Лисица и виноград
Голодная кума
Лиса залезла в сад;
В нём винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись,
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдёт,
Хоть видит око,
Да зуб неймёт.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь».
В басне Ивана Андреевича Крылова рассказывается о голодной лисе, которая увидела в саду аппетитные гроздья винограда. Она очень хотела его достать, но ягоды висели слишком высоко. Лиса долго пыталась добраться до них, но, поняв, что это бесполезно, решила убедить себя, что виноград всё равно незрелый и невкусный.
Главная мораль басни – это самообман и оправдание своей неудачи. Когда человек не может добиться желаемого, он часто старается убедить себя и окружающих, что цель на самом деле не так уж важна или хороша.
Лексическое значение выделенных слов:
1. Рделись – означают краснели, становились алыми (от старого слова «рдеть» – краснеть, сиять красным цветом).
2. Яхонты – старинное название драгоценных камней, особенно рубинов и сапфиров. Здесь слово используется для описания цвета винограда.
3. Досада – чувство раздражения, огорчения из-за неудачи или разочарования.
4. Оскомина – неприятное ощущение на зубах и во рту, возникающее после употребления кислых, терпких продуктов.
2. Найдите в тексте все частицы, определите, какие чувства, эмоции передаются с их помощью.
Лишь (то беда) – уточнение, что есть небольшая проблема.
Ни (зайдет) – усиление утверждения.
Хоть (видит) – усиление действия.
Ну, что ж! – восклицание.
На взгляд-то – недоверие.
3. Проведите орфографический и пунктуационный разборы текста, объясняя правописание слов и постановку знаков препинания. Выучите басню наизусть, напишите по памяти, проверьте и оцените свою работу.
Лисица и виноград
[Голодная кума Лиса залезла в сад];
[В нём винограду кисти рделись].
[У кумушки глаза и зубы разгорелись],
А [кисти сочные, как яхонты, горят];
[Лишь то беда], [висят они высоко]: (пояснение)
[Отколь и как она к ним ни зайдёт],
[Хоть видит око],
Да [зуб неймёт].
Пробившись попусту час целый (дееприч. об.),
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
[На взгляд-то он хорош,
Да зелен] – (вывод) [ягодки нет зрелой]: (дополнение)
[Тотчас оскомину набьёшь]» (прям. речь).
Орфографический разбор текста
1. рделись – пишется через «д» (от слова «рдеть» – старинное, означающее «краснеть, наливаться соком»).
2. яхонты – историческое слово, обозначающее драгоценные камни (рубины, сапфиры).
3. Отколь – старинное наречие, означает «откуда»; пишется слитно.
4. ни зайдёт – частица «ни» употребляется для усиления отрицания, пишется отдельно.
5. неймёт – форма старого глагола «нять» (сейчас не употребляется); пишется слитно.
6. с досадою – существительное с предлогом, пишется раздельно.
7. зелен – старая форма слова «зелёный» (устаревшее употребление без мягкого знака в конце).
8. На взгляд-то – частица «-то» пишется через дефис.
9. Тотчас – наречие, пишется слитно.
Пунктуационный разбор текста
1. Голодная кума Лиса залезла в сад;
• Запятая не ставится между «Голодная кума Лиса» и «залезла в сад», так как это подлежащее и сказуемое.
• Точка с запятой (;) разделяет части сложного предложения, позволяя выделить самостоятельные смысловые части.
2. В нём винограду кисти рделись.
• Простое повествовательное предложение без знаков препинания внутри.
3. У кумушки глаза и зубы разгорелись, А кисти сочные, как яхонты, горят;
• Запятая (,) перед «А» ставится, так как это сложносочинённое предложение.
• Запятая (,) в выражении «как яхонты» – выделяет сравнительный оборот.
• Точка с запятой (;) перед «А кисти...» разделяет сложное предложение.
4. Лишь то беда, висят они высоко:
• Запятая (,) отделяет вводную конструкцию «Лишь то беда».
• Двоеточие (:) указывает на разъяснение причины беды.
5. Отколь и как она к ним ни зайдёт, Хоть видит око, Да зуб неймёт.
• Запятая (,) перед «Хоть видит око» разделяет сложноподчинённое предложение.
• Запятая (,) перед «Да зуб неймёт» разделяет сложносочинённое предложение.
6. Пробившись попусту час целый, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!»
• Запятая (,) после «час целый» – причастный оборот.
• Двоеточие (:) перед прямой речью.
• Запятая (,) в «Ну, что ж!» отделяет вводное восклицание.
• Восклицательный знак (!) подчёркивает эмоциональность восклицания.
7. На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой:
• Запятая (,) перед «Да» – сложносочинённое предложение.
• Тире (—) перед «ягодки нет зрелой» используется как пояснительный знак.
• Двоеточие (:) перед «Тотчас оскомину набьёшь» – поясняет причину.
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением