Ответы на вопросы на стр.68-69 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Творческие задания. Стр. 68-691. В статье «Лучше поздно, чем никогда» (1879) И. А. Гончаров даёт следующую классификацию женских типов в русской литературе: «Надо...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Творческие задания. Стр. 68-69
1. В статье «Лучше поздно, чем никогда» (1879) И. А. Гончаров даёт следующую классификацию женских типов в русской литературе: «Надо сказать, что у нас, в литературе (да, я думаю, и везде), особенно два главные образа женщин постоянно являются в произведениях слова параллельно, как две противоположности: характер положительный — пушкинская Ольга и идеальный — его же Татьяна». Как вы считаете, к какому женскому типу (условно «Ольги» или
«Татьяны») можно отнести следующие образы из романов И. А. Гончарова: Наденька Любецкая, Юлия Гафаева, Лизавета Александровна Адуева («Обыкновенная история») и Ольга Ильинская, Агафья Матвеевна Пшеницына («Обломов»)? Видите ли вы в романах писателя женские образы, не вписывающиеся полностью в эту классификацию и представляющие некие «переходные»» типы? Обо-
снуйте свой ответ с помощью анализа текста.
Иван Александрович Гончаров в статье «Лучше поздно, чем никогда» (1879) выделяет два ключевых женских типа в русской литературе: «Ольга» и «Татьяна». Эти типажи противоположны по своей сути и отражают различные подходы к жизни. «Ольга» символизирует активность, рациональность, прагматизм и стремление изменить мир. Она олицетворяет современность, прогресс и энергию нового времени. «Татьяна», напротив, воплощает романтическую мечтательность, чувственность и привязанность к традиционным ценностям. Она связана с внутренним миром и эмоциональными устремлениями. В романах Гончарова, таких как «Обыкновенная история» и «Обломов», эти типажи представлены через образы героинь, однако писатель не ограничивается ими и вводит переходные типы, которые сочетают в себе черты обоих подходов.
Образы в «Обыкновенной истории»
Надежда Любецкая — яркая представительница типа «Ольга». Её образ пронизан рациональностью, жизненной практичностью и активностью. Она стремится к жизненной устойчивости, не ограничиваясь романтическими идеалами. Надежда показывает Александру Адуеву, главному герою романа, новый подход к жизни, разрушая его иллюзии о любви и счастье. Её образ символизирует изменения, происходившие в обществе XIX века, где женщины становились всё более независимыми и осознанными участницами социальной жизни.
Юлия Гафьева, напротив, ближе к типу «Татьяна». Она романтична, мечтательна, но её идеализм часто вступает в конфликт с реальностью. Юлия любит Александра, но её чувства остаются безответными. Её внутренний мир сосредоточен на эмоциях, и она представляет традиционные романтические идеалы, подобные Татьяне Лариной из «Евгения Онегина». Этот образ подчёркивает конфликт между реальностью и мечтой.
Лиза Адуева — образ переходного типа. Она сочетает черты «Татьяны» — преданность семье, мягкость и доброту — с элементами «Ольги», такими как практичность и способность активно решать семейные вопросы. Лиза показывает, как возможно сочетание традиционных ценностей с адаптацией к изменяющимся условиям жизни.
Образы в «Обломове»
Ольга Ильинская — классический пример «Ольги». Её энергия, стремление изменить Обломова, пробудить в нём активность и ответственность делают её символом нового времени. Однако её любовь к Обломову, построенная на желании его преобразить, не лишена эмоциональности, что сближает её с типом «Татьяна». Ольга представляет собой сложный образ, в котором сочетаются идеалы прогресса и эмоциональной привязанности.
Агафья Матвеевна Пшеницына, напротив, является воплощением «Татьяны». Её жизнь сосредоточена на доме и семье, она принимает Обломова таким, какой он есть, создавая для него атмосферу покоя и уюта. Её образ подчёркивает ценности стабильности и традиционного уклада.
Переходные типы и их значение
В романах Гончарова можно найти женские образы, которые выходят за рамки строгой классификации. Так, Лиза Адуева из «Обыкновенной истории» и Ольга Ильинская из «Обломова» демонстрируют черты обоих типов. Лиза проявляет активность, но остаётся верна семейным традициям. Ольга, хотя и деятельна, глубоко переживает свои чувства к Обломову, что делает её образ более многогранным.
Юлия Гафьева также иллюстрирует попытку соединения двух подходов. Она эмоциональна и романтична, но её жизненные обстоятельства требуют большей зрелости и рациональности. Эти переходные образы отражают сложность человеческой натуры и демонстрируют, как изменяющиеся условия жизни влияют на характер и поведение героев.
В романах И. А. Гончарова действительно можно найти женские образы, которые не вписываются полностью в предложенную классификацию на типы «Ольга» и «Татьяна». Эти героини представляют собой переходные типы, сочетающие черты обоих подходов к изображению женского характера. Рассмотрим такие образы подробнее.
Примером такого «переходного» типа является Лиза Александровна Адуева из романа «Обыкновенная история». С одной стороны, она воплощает традиционные черты типа «Татьяна»: преданность семейным ценностям, мягкость характера, стремление к гармонии в семье. Однако её способность принимать активное участие в жизни мужа и сына, трезво смотреть на их действия и заботиться о будущем своей семьи показывает в ней черты типа «Ольга». Лиза не ограничивается ролью пассивной домохозяйки, но и не проявляет типичной для «Ольги» энергии в преобразовании мира. Она балансирует между этими двумя крайностями, находя «золотую середину».
Другим примером является Юлия Гафьева из того же романа. На первый взгляд, она ближе к типу «Татьяна»: её мечтательность, романтизм, стремление к любви как к возвышенному чувству очевидны. Однако в процессе развития сюжета Юлия показывает удивительную трезвость ума и способность адаптироваться к реальным условиям жизни. Она принимает решения, которые основаны не только на эмоциях, но и на практическом подходе, что позволяет видеть в её характере элементы типа «Ольга».
В романе «Обломов» можно выделить ещё один интересный пример — образ Ольги Ильинской. Хотя она явно соответствует типу «Ольга», её внутренняя борьба между чувствами к Обломову и рациональным стремлением изменить его характер наводит на мысль о её двойственности. Ольга не только деятельна и целеустремлённа, но и способна на глубокие переживания, что сближает её с типом «Татьяна». Она становится своего рода символом конфликта между эмоциями и разумом, между прошлым и будущим, что делает её образ более сложным и многогранным.
Заключение
Женские образы в романах Гончарова представляют собой не только противопоставление двух типов, но и их взаимодействие. Через «Ольгу» и «Татьяну» писатель исследует изменения в роли женщины в обществе, её место и характер. Переходные образы подчёркивают гибкость человеческой природы и сложность адаптации к новым условиям, делая литературные портреты героинь Гончарова особенно глубокими и многослойными.
2. Вспомните, в произведениях каких русских писателей, появившихся до романа Гончарова, встречался тип «русского (обрусевшего) немца». Какие положительные и отрицательные черты этого национально-культурного типа были предметом писательского внимания? Что нового, по сравнению со своими предшественниками, вносит И. А. Гончаров в изображение типа «русского немца»? Почему образом Штольца были недовольны критики славянофильской ориентации?
Образ "русского немца" в русской литературе XIX века — это отражение исторических и культурных взаимодействий между Россией и Западной Европой. Этот типаж обычно ассоциируется с качествами, которые русские писатели приписывали немецкому национальному характеру: педантичностью, рациональностью, трудолюбием, дисциплинированностью. Однако эти качества зачастую рассматривались в контексте русской ментальности и противопоставлялись исконно русским чертам, таким как душевная широта, эмоциональность, склонность к созерцанию и инертности. Образ "русского немца" служил инструментом для сатирического осмысления, культурной критики или поиска гармонии между двумя культурными традициями.
Образ "русского немца" до Гончарова
1. Александр Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву"
В этом произведении Радищев представляет персонажей, обладающих типично "немецкими" чертами: дисциплиной, строгой рациональностью и трудолюбием. Однако эти качества зачастую противопоставляются русской эмоциональности и широте души. Радищев рассматривает такие образы в критическом ключе, подчёркивая их отчуждённость от российской духовной традиции. Это были скорее герои-карикатуры, служащие для сатирической критики бюрократической системы и западного влияния.
2. Николай Гоголь. "Ревизор"
Персонаж Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского, хотя и не является этническим немцем, несёт в себе черты бюрократического формализма, педантичности и оторванности от реальности. Его образ высмеивается за чрезмерную преданность правилам, отсутствие гибкости и неспособность к живому человеческому общению. Через него Гоголь исследует влияние бюрократической рациональности, которая ассоциировалась с немецким духом, на российское общество.
3. Александр Пушкин. "Пиковая дама"
Герман, герой "Пиковой дамы", символизирует смешение немецкого происхождения и русской среды. Пушкин через этот образ показывает трагедию разрыва между страстью и рациональностью. Герман стремится к богатству, но его стремление, подкреплённое рациональным расчётом, приводит к личной катастрофе. Это характерный пример того, как немецкие черты в русской литературе использовались для исследования конфликтов между эмоциональной и рациональной сторонами человеческой натуры.
4. Фёдор Достоевский. "Преступление и наказание"
Хотя персонаж Лужин не является этническим немцем, он олицетворяет рационализм и прагматизм, которые ассоциировались с западным влиянием. Лужин — это пример критики "немецкого" подхода к жизни, где всё измеряется выгодой и расчётом. Достоевский противопоставляет его русскому идеалу сострадания, искренности и духовной глубины.
5. Иван Тургенев. "Отцы и дети"
Евгений Базаров, хотя не принадлежит к "немецкому" типу напрямую, воплощает рационализм и материализм, типичные для западного мировоззрения. Тургенев использует образ Базарова для того, чтобы показать конфликт между русской традиционной ментальностью и новыми западными идеями. Этот герой показывает, как немецкая рациональность и скептицизм могли быть адаптированы в русской культуре.
Новаторство Гончарова: образ Штольца
Иван Александрович Гончаров в своём романе "Обломов" создаёт персонажа Андрея Штольца, который представляет собой эволюцию образа "русского немца". Штольц — это воплощение гармоничного синтеза немецкой рациональности и русской эмоциональности. Его характер является новой интерпретацией данного типажа: он лишён карикатурности и односторонности, свойственных ранним произведениям.
• Штольц как положительный герой. Гончаров изображает Штольца как активного, целеустремлённого и трудолюбивого человека, который противостоит инертности и апатии Обломова. Его образ демонстрирует, как черты "немца" — рационализм, прагматизм, организованность — могут быть не просто адаптированы, но и гармонично дополнены русскими ценностями.
• Критика образа Штольца. Несмотря на положительные черты, образ Штольца вызвал критику со стороны славянофилов, которые указывали на недостаток в нём исконно русской души. Они считали его слишком рациональным, лишённым духовной глубины, что делало его, по их мнению, чуждым русской культуре. Однако Гончаров показывает, что именно такие личности, как Штольц, могут стать мостом между Россией и Западом.
Заключение
Образ "русского немца" в русской литературе XIX века прошёл путь от карикатурных и сатирических воплощений у Радищева и Гоголя до более сложных и гармоничных интерпретаций у Гончарова. Штольц становится символом возможности культурного диалога, сочетая в себе лучшие качества двух миров. Он показывает, что гармония между рациональностью и духовностью, западным прагматизмом и русской широтой души достижима, если оба начала находятся в равновесии. Этот подход Гончарова делает его вклад в литературное осмысление "русского немца" значимым и новаторским.
3. Австрийский писатель Стефан Цвейг (1881 1942) статью о романе «Обломов» назвал «Торжество инертности» (1902). Вог как он трактует характер Ильи Ильича Обломова: «Обломов не только самый простой, но и самый распространённый случай этого морального и свойственного всем людям упадка. Его герой инертен, и в этом всё. Он спит полдня, уже не выходит из дому, обрывает всякое общение с внешним миром и мало-помалу теряет какой-либо интерес к нему.
Леность — вот катастрофа его жизни, однако нс происходит никакого события, которое его сломило и обессилило бы, это всего лишь мелочи, которые давят его своей тяжестью и ослабляют его».
Что нового, по мнению австрийского критика, Гончаров внёс в изображение характера «инертного» человека по сравнению с другими писателями? Почему, характеризуя Обломова, С. Цвейг предпочитает говорить не столько о лени, сколько об «инертности»? Постарайтесь определить опенки смыслового различия между этими синонимичными понятиями.
Австрийский писатель Стефан Цвейг в своей статье «Торжество инертности» (1902) предложил глубокое и оригинальное осмысление образа Ильи Ильича Обломова, рассматривая его не только как символ лени, но и как воплощение более сложного явления — инертности. По мнению Цвейга, Гончаров внёс в русскую литературу новаторский подход к изображению «инертного» человека, который отличается от традиционных представлений о лености.
Новаторство Гончарова
Цвейг подчёркивает, что Обломов — это не просто ленивый человек, как могли быть изображены персонажи в других произведениях русской или мировой литературы. Инертность героя Гончарова глубже, она пронизывает всю его жизнь, начиная от эмоционального состояния и заканчивая социальной пассивностью. Эта инертность — не столько отсутствие действия, сколько утрата интереса к жизни, потеря связи с внешним миром. Таким образом, Гончаров показывает, что проблема Обломова — это не просто личная слабость, а результат сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов.
В отличие от персонажей, которые изображались ленивыми из-за своего характера или условий жизни, Обломов представляется как трагическая фигура. Его инертность обусловлена не только личными особенностями, но и общими процессами, происходящими в обществе XIX века, такими как кризис патриархальных ценностей, разрушение уклада жизни и столкновение с новыми социальными вызовами. Именно этот аспект делает образ Обломова новаторским.
Различие между ленью и инертностью
Цвейг делает акцент на терминологической разнице между понятиями «леность» и «инертность». Лень подразумевает осознанное нежелание действовать, избегание работы или усилий. Это активное сопротивление деятельности. Инертность же, напротив, — это пассивное состояние, связанное с утратой внутреннего импульса к движению и взаимодействию с окружающим миром. Обломов инертен не потому, что он выбирает бездействие, а потому, что он не видит смысла и цели в действиях. Его жизнь наполнена мелочами, которые стали его единственным способом существования, но они не дают ему истинного удовлетворения.
Сравнение с другими писателями
Гончаров создаёт уникальный портрет героя, который отличается от других «ленивых» персонажей литературы. Например:
• В «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя герой Манилов тоже представляется пассивным и ленивым, но его лень носит карикатурный характер, направленный на сатиру бюрократической системы.
• В «Евгении Онегине» А. С. Пушкина герой переживает хандру и скуку, однако его состояние связано с кризисом светского общества и разочарованием в романтических идеалах. Онегин сохраняет способность к действиям, но не видит в них смысла.
• У Тургенева, в «Отцах и детях», Евгений Базаров, напротив, олицетворяет энергию и активное сопротивление инертности, противопоставляя себя старшему поколению.
Образ Обломова выделяется своей универсальностью и глубиной. Он не просто индивидуальный персонаж, а символ целого пласта общества, переживающего упадок. Инертность Обломова позволяет Гончарову не только исследовать характер человека, но и показать изменения, происходящие в культуре и ментальности эпохи.
Заключение
Таким образом, Гончаров внёс в литературу образ, который выходит за пределы привычных характеристик ленивых героев. Инертность Обломова — это метафора духовного и социального кризиса, который испытывает общество в эпоху перемен. Цвейг справедливо подчёркивает, что Гончаров изобразил эту инертность как «торжество», показывая её всепоглощающее влияние на жизнь героя. Именно в этом состоит величие и трагедия образа Обломова.
4. Подготовьте сообщение о роли художественной детали в романе «Обломов».
Роль художественной детали в романе "Обломов"
Роман Ивана Александровича Гончарова "Обломов" является ярким примером мастерского использования художественной детали. Детали играют ключевую роль в создании образов героев, передаче настроения и раскрытии глубоких философских тем произведения. Они помогают читателю лучше понять внутренний мир героев и социальные процессы, происходящие в описываемую эпоху.
1. Художественная деталь как средство характеристики героев
Художественные детали в романе "Обломов" часто используются для описания главного героя Ильи Ильича Обломова. Например, его халат становится символом его характера и образа жизни. Этот предмет одежды подчёркивает ленивость, инертность и приверженность героя к покою и привычкам. Халат символизирует не только физическую, но и духовную неподвижность Обломова, его нежелание менять устоявшийся уклад жизни.
Сцены в доме Обломова, его уютный и немного запущенный уголок, также описаны через детали: мягкие подушки, старинная мебель, разбросанные книги. Всё это подчёркивает привязанность героя к прошлому, его неспособность адаптироваться к требованиям новой эпохи. Эти детали создают атмосферу застоя, где время как будто останавливается.
2. Символические детали в контексте сюжета
Художественные детали также играют символическую роль, отражая основные темы романа. Например, описание сада в Обломовке, где герой проводит свои детские годы, наполнено пасторальными деталями. Тихий, идиллический пейзаж с мягкими очертаниями деревьев и спокойной рекой символизирует утопический мир, который Обломов стремится сохранить в своей душе. Этот мир становится его внутренним убежищем, но также и причиной отрыва от реальности.
С другой стороны, детали, связанные с образом Андрея Штольца, контрастируют с образом Обломова. Штольц описывается через простоту и функциональность: его рабочий кабинет, скромная одежда, отсутствие излишеств. Эти детали подчёркивают активность и рациональность Штольца, его способность к действиям и преобразованиям.
3. Роль деталей в построении сюжета и композиции
Детали помогают Гончарову передать динамику изменений в жизни героев. Например, изменения в обстановке дома Обломова отражают его внутреннее состояние. По мере развития сюжета дом становится всё более запущенным, что символизирует ухудшение морального и физического состояния героя.
Кроме того, художественные детали помогают подчеркнуть контраст между персонажами. Дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, где Обломов обретает своё последнее пристанище, описан через тёплые, простые и уютные детали, что подчёркивает гармонию этого мира с внутренним состоянием героя. В то же время этот уют также становится символом окончательной капитуляции Обломова перед жизнью и отказа от борьбы.
4. Детали как отражение эпохи
Гончаров через художественные детали передаёт социально-исторический контекст эпохи. Например, описания городских интерьеров, модной одежды, поведения персонажей передают атмосферу XIX века, показывают столкновение старого патриархального уклада с новыми реалиями. Каждая деталь помогает читателю увидеть изменения в обществе, которые влияют на героев.
Заключение
Художественная деталь в романе "Обломов" — это мощное средство, которое использует Гончаров для раскрытия характеров героев, передачи философской глубины произведения и создания атмосферы. Детали позволяют автору связать внутренний мир персонажей с внешними обстоятельствами, раскрывая конфликт между прошлым и настоящим. Именно благодаря таким деталям роман Гончарова приобретает яркость, выразительность и многогранность.
5. Каково место «Сна Обломова» в замысле и композиции романа? Подготовьте сообщение на эту тему.
Место "Сна Обломова" в замысле и композиции романа
"Сон Обломова" занимает особое место в романе Ивана Александровича Гончарова "Обломов", являясь одним из самых ярких и значимых эпизодов произведения. Этот фрагмент не только раскрывает внутренний мир главного героя, но и служит важным элементом композиции, соединяя личностные характеристики Обломова с общей философской идеей романа.
1. "Сон Обломова" как ключ к пониманию характера героя
В "Сне Обломова" автор даёт читателю возможность заглянуть в подсознание главного героя и понять, откуда берутся его мировоззрение и стиль жизни. В этом эпизоде раскрывается идиллическая картина Обломовки — места, где Илья Ильич провёл своё детство. Это описание наполнено теплом, спокойствием, гармонией с природой и людьми. Однако, одновременно с этим, оно указывает на основную проблему героя — его привязанность к этому патриархальному миру, где нет места динамике, конфликтам и прогрессу.
Обломов видит Обломовку как идеальный мир, где отсутствуют любые заботы и тревоги. Это место становится символом утраченного рая, к которому он стремится вернуться на протяжении всей жизни. Однако эта идиллия также несёт в себе элементы стагнации и неподвижности, которые формируют основу инертного характера Обломова.
2. Композиционная роль "Сна Обломова"
В композиции романа "Сон Обломова" играет роль своеобразного ретроспективного эпизода, который объясняет мотивацию героя. Этот фрагмент расположен в первой части произведения, что позволяет читателю сразу понять истоки поведения Обломова и его внутренние противоречия. Сон выполняет функцию психологического анализа, раскрывая, как детские впечатления формируют жизненные установки и мировоззрение взрослого человека.
Кроме того, "Сон Обломова" представляет собой контраст с реальным миром, в котором разворачиваются основные события романа. Если Обломовка из сна наполнена покоем и стабильностью, то реальная жизнь требует от героя активности, решения проблем и принятия ответственности, чего он всеми силами избегает. Этот контраст подчёркивает трагедию Обломова, неспособного адаптироваться к изменяющимся условиям.
3. Философская и социальная символика сна
Сон также служит философским обоснованием центральной идеи романа — конфликта между традиционным укладом и требованиями нового времени. Образ Обломовки символизирует уходящий мир патриархальных ценностей, где главными принципами являются покой, трудолюбие в своём ритуальном аспекте и согласие с природой. В то же время этот мир оказывается неспособным ответить на вызовы прогресса и социальной мобильности.
Гончаров через "Сон Обломова" поднимает важные вопросы: как человек должен совмещать приверженность традициям с необходимостью развития? Где граница между гармонией и стагнацией? Эти вопросы делают эпизод не только личной историей героя, но и отражением широких социальных процессов, происходивших в России XIX века.
4. Значение сна в контексте замысла романа
"Сон Обломова" является частью общего замысла Гончарова, направленного на исследование человеческой природы в условиях социального и исторического перехода. Этот эпизод подводит читателя к осознанию того, что внутренний конфликт Обломова — это не только его личная трагедия, но и трагедия целого поколения, оказавшегося на перекрёстке двух эпох.
Сон раскрывает глубинные причины пассивности героя, показывая, что его инертность — это результат не только личных качеств, но и влияния внешних обстоятельств. В этом смысле "Сон Обломова" является одним из ключевых элементов философской концепции романа, подчёркивая сложность человеческой натуры и её зависимость от социальных и культурных условий.
Заключение
Таким образом, "Сон Обломова" играет центральную роль в романе, соединяя личностный портрет главного героя с широкой социальной и философской перспективой. Этот эпизод не только углубляет понимание характера Обломова, но и помогает читателю осмыслить основные идеи произведения, делая роман Гончарова ярким примером психологической и социальной прозы.
6. Подумайте над смыслами эпилогов в романах «Обыкновенная история» и «Обломов», сопоставьте их и подготовьте развёрнутый ответ.
Анализ эпилогов в романах
И. А. Гончарова «Обыкновенная история» и «Обломов»
Эпилоги в произведениях Ивана Александровича Гончарова играют важнейшую роль в раскрытии авторского замысла, подведении итогов и осмыслении судьбы главных героев. В романах «Обыкновенная история» и «Обломов» эпилоги выполняют разные функции, однако объединяет их стремление показать завершение жизненного пути героев и отразить философский смысл произведения.
Эпилог в романе «Обыкновенная история»
Эпилог «Обыкновенной истории» подводит итог трансформации главного героя Александра Адуева. На протяжении романа он проходит путь от романтического юноши, полного мечтаний, до прагматичного и расчетливого человека, полностью адаптировавшегося к условиям буржуазного общества. Эпилог демонстрирует завершённость этого процесса: Александр становится копией своего дяди, Петра Ивановича, к которому он так сильно стремился в начале своего взросления.
В эпилоге Гончаров показывает, как жизненные обстоятельства и общественные законы подавляют индивидуальность и эмоциональность. Александр отрекается от своих прежних идеалов, а любовь, которая когда-то была для него смыслом жизни, превращается в нечто второстепенное. Этот момент подчёркивает главную идею романа — конфликт между романтическим мировоззрением и реалиями эпохи, который неизбежно заканчивается победой прагматизма.
Кроме того, эпилог демонстрирует философский взгляд автора на жизнь. Гончаров показывает, что общество, построенное на практичности, хотя и помогает человеку достичь успеха, лишает его духовной глубины. Александр теряет свою индивидуальность, иронично превращаясь в «обыкновенного» человека, не выделяющегося на фоне остальных.
Эпилог в романе «Обломов»
Эпилог романа «Обломов» отличается своей трагической направленностью. Он завершает повествование о жизни Ильи Ильича, показывая его судьбу после отречения от активной жизни и окончательного погружения в мир лености и покоя. Обломов умирает в окружении заботы Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая принимает его таким, каким он есть, не требуя от него изменений.
Эпилог акцентирует внимание на двух аспектах. Во-первых, он подводит итог жизненной философии Обломова, которая заключается в отказе от движения, от прогресса и принятия покоя как высшей ценности. Этот финал контрастирует с образом Андрея Штольца, символизирующего активную и деятельную жизнь. Штольц продолжает двигаться вперёд, воплощая западный рационализм и идею прогресса, тогда как Обломов остаётся верен своим внутренним идеалам, умирая в гармонии с самим собой.
Во-вторых, эпилог подчёркивает трагичность судьбы героя. Обломов не смог преодолеть инертность и консерватизм, которые, по мнению Гончарова, являются одной из характерных черт русского народа. В то же время финал вызывает сочувствие к герою: его выбор жить в покое и уединении не воспринимается как полностью негативный. Эпилог символизирует противоречивость самой идеи русской жизни, балансирующей между стремлением к движению и приверженностью традициям.
Сравнение эпилогов двух романов
Эпилоги обоих романов акцентируют внимание на философских аспектах, связанных с судьбой главных героев. Однако, если в «Обыкновенной истории» эпилог отражает адаптацию героя к реалиям общества, то в «Обломове» он подчёркивает отказ от этих реалий и полное погружение в собственный мир. Александр Адуев подчиняется внешнему миру, в то время как Обломов остаётся верен себе, несмотря на его гибельный для личности характер.
Эпилоги также различаются по эмоциональной окраске. Финал «Обыкновенной истории» носит ироничный и даже сатирический оттенок, высмеивая превращение романтика в прагматика. В «Обломове» эпилог, напротив, вызывает чувство грусти и сочувствия к герою, который стал жертвой собственной натуры и общественных условий.
Заключение
Эпилоги в романах Гончарова играют важную роль в раскрытии главных идей произведений. Они показывают, как социальные условия и личные убеждения формируют судьбы героев, подчёркивая их трагизм или неизбежность компромисса. Через эпилоги Гончаров создаёт завершённые образы эпохи, показывая сложность и неоднозначность человеческой натуры.
7. Подготовьте сообщение на тему «Тип "делового человека" в романах "Обыкновенная история" и "Обломов"».
Тип "делового человека" в романах
«Обыкновенная история» и «Обломов»
Иван Александрович Гончаров в своих романах «Обыкновенная история» и «Обломов» подробно исследует образ делового человека, который противопоставляется пассивным, мечтательным персонажам. Этот типаж отражает реалии общественной жизни России XIX века, когда социальные и экономические изменения привели к появлению новой прослойки людей, ориентированных на активную деятельность и успех.
"Деловой человек" в «Обыкновенной истории»
В «Обыкновенной истории» центральным носителем черт "делового человека" становится Пётр Иванович Адуев, дядя главного героя Александра. Пётр Иванович — это человек новой эпохи, рациональный, прагматичный и целеустремлённый. Он представляет собой образ предпринимателя, который видит в делах смысл жизни. Пётр Иванович строго оценивает романтические мечтания своего племянника и учит его практическому подходу к жизни, где на первый план выходит разум и расчёт.
Через образ Петра Ивановича Гончаров показывает, как общество меняется под влиянием капиталистических отношений. "Деловой человек" не знает места для сентиментальности и эмоциональных переживаний. Его главная цель — успех и признание, что делает его образ противоположным романтику Александру. В этом противостоянии Гончаров раскрывает конфликт между старыми и новыми жизненными ценностями.
"Деловой человек" в «Обломове»
В «Обломове» деловой человек представлен образом Андрея Штольца. Штольц является полной противоположностью главного героя Ильи Ильича Обломова. Он рационален, активен, энергичен и стремится изменить мир вокруг себя. Штольц символизирует новую эпоху, в которой ценятся труд, инициатива и прогресс. В отличие от Петра Ивановича Адуева, Штольц обладает не только практическими, но и моральными принципами. Он стремится помочь Обломову выбраться из состояния апатии и начать жить активно.
Штольц воплощает идеал "делового человека", который не ограничивается личной выгодой, но и заботится о благе других. Однако его активность и стремление к изменениям часто приводят к столкновению с инертностью окружающего мира. Через образ Штольца Гончаров исследует, может ли деловой подход к жизни быть единственным способом достижения гармонии.
Сравнение образов
Образы Петра Ивановича Адуева и Андрея Штольца имеют много общего: оба они представляют тип "делового человека", активно влияющего на общественные процессы. Однако между ними есть и существенные различия. Пётр Иванович лишён идеализма, его подход более прагматичен и строг. Штольц, напротив, стремится сохранить гуманность и душевное тепло, что делает его более симпатичным героем.
Оба персонажа отражают трансформацию общества XIX века, где деловая активность становится главной ценностью. Через их образы Гончаров показывает, как стремление к успеху и рациональности влияет на людей, оставляя в стороне романтику и эмоциональность.
Заключение
Образы "делового человека" в романах Гончарова служат важным инструментом для понимания социальной динамики эпохи. Пётр Иванович и Штольц — это два разных подхода к жизни, которые подчёркивают сложность человеческой натуры и многообразие путей, которыми люди идут к успеху. Гончаров использует эти образы, чтобы показать, как новые ценности меняют общество, оставляя при этом вопросы о том, можно ли сохранить душевность в мире, где главное место занимает рациональный расчёт.
8. Подумайте, что сближает описание Обломовки и образа жизни сё обитателей с жанром идиллии и как этот жанр помогает раскрыть мироощущение Обломова. Подготовьте сообщение на эту тему.
Предполагается анализ «Сна Обломова». Исходя из определения жанра идиллии, следует показать, как в пейзаже Обломовки и укладе жизни её обитателей воплощается философия этого жанра, подразумевающая гармонию человека и природы, а также гармонию семейно-родовых связей. Затем необходимо объяснить достоинства и недостатки характера Обломова.
Описание Обломовки и жанр идиллии в романе «Обломов»
Жизнь в Обломовке и её обитатели, описанные Иваном Александровичем Гончаровым в романе «Обломов», тесно связаны с жанром идиллии. Идиллия как литературный жанр представляет собой идеализированное изображение гармоничной и спокойной жизни на лоне природы, вдали от суеты большого мира. В Обломовке этот жанр проявляется через описание патриархального уклада, простоты обыденной жизни и внутренней уравновешенности её обитателей.
Обломовка как воплощение идиллии
Обломовка — это место, где царит тишина, порядок и гармония. Это пространство, которое лишено социальной динамики и конфликтов, где жизнь протекает размеренно и спокойно. Для её жителей характерны приверженность традициям, уют семейных уз и единство с природой. Гончаров описывает Обломовку как идеал крестьянской простоты и безмятежности, где главной ценностью является покой.
Важной чертой идиллии в Обломовке является её философия: жителям кажется, что идеальный мир — это тот, где нет места для излишних амбиций, конкуренции и суеты. Они довольствуются малым, избегают перемен и находят счастье в самом процессе жизни, а не в её результатах. Гончаров показывает, как уклад жизни в Обломовке формирует определённый тип человека, для которого работа, движение и личностное развитие отходят на второй план.
Обломов и Обломовка
Образ жизни в Обломовке оказывает непосредственное влияние на главного героя романа. Илья Ильич Обломов вырастает в условиях, где любые перемены воспринимаются как угроза. Это формирует в нём внутреннюю пассивность, стремление избежать конфликтов и трудностей. Обломов унаследовал идеалы Обломовки: покой, уют и отказ от активной деятельности.
С другой стороны, идиллический мир Обломовки также становится причиной недостатков героя. Он не способен приспособиться к меняющимся реалиям общества, где от человека требуются энергия, целеустремлённость и активность. Таким образом, Обломовка формирует не только достоинства, но и слабости героя. Её уклад не позволяет развиваться индивидуальности, что приводит к застою и деградации личности.
Анализ «Сна Обломова»
Наиболее ярко идиллические черты Обломовки раскрываются в эпизоде «Сон Обломова». В этом сне герой возвращается в своё детство и вспоминает атмосферу безмятежности и уюта. Важная особенность сна заключается в том, что он не только показывает, как Обломов воспринимает свою родину, но и подчёркивает его неспособность вырваться из её влияния. Сон становится символом утраченного идеального мира, который герой пытается сохранить в своей жизни, игнорируя требования реальности.
Вместе с тем, через описание сна Гончаров акцентирует внимание на том, что Обломовка — это одновременно утопия и антиутопия. С одной стороны, это место, где царит счастье и гармония, с другой — оно лишено динамики и развития. Таким образом, сон выполняет важную роль в раскрытии мировоззрения Обломова, показывая, как идиллический уклад жизни становится его спасением и его же ловушкой.
Достоинства и недостатки Обломова
Через Обломовку Гончаров демонстрирует, как идиллический уклад жизни способен формировать мягкость характера, приверженность к семейным ценностям и чувство гармонии. Однако этот же уклад лишает героев способности адаптироваться к реальной жизни, в которой активность и борьба играют ключевую роль.
Образ Обломовки становится метафорой для описания состояния русской культуры XIX века: её сила заключалась в глубокой связи с традициями, но именно эта приверженность часто препятствовала прогрессу. Гончаров с помощью описания Обломовки и её обитателей задаёт вопрос: может ли человек, привязанный к идиллическому прошлому, быть счастливым в стремительно меняющемся мире? Ответ остаётся неоднозначным.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением