Ответы на вопросы на стр.69 Часть 2 ГДЗ Свиридова 4 класс (Литературное чтение)






Рассмотрим вариант решения задания из учебника Свиридова 4 класс, Просвещение:
Есть ли в стихотворении Николая Николаевича Асеева «Февраль» необычная точка зрения, поэтическое открытие или особое восприятие происходящего? Какой чудесный момент года уловил поэт?
Стихотворение Николая Николаевича Асеева «Февраль» действительно удивляет своей необычной точкой зрения, благодаря которой обычное явление природы – смена сезонов – обретает новые краски. Рассмотрим вопросы подробнее:
1. Необычная точка зрения в стихотворении
Поэт изображает февраль не просто как месяц, завершающий зиму, а как активного участника природного действия. В центре внимания – движение, динамика, борьба зимы и весны. Февраль у Асеева олицетворён: он «плывёт на полозьях», «скользит на санях». Эти метафоры оживляют зиму, делают её не застывшим, холодным временем года, а живым процессом, полным движения. Точка зрения Асеева позволяет увидеть февраль с позиции изменений: это не просто конец зимы, а переход к чему-то новому.
Также интересен образ «небес весенний синяк». Обычно весна ассоциируется с ясностью, светом, а здесь автор показывает её как борьбу – ранние весенние изменения не так просты, они похожи на синяк, то есть результат какого-то противоборства.
2. Поэтическое открытие
Ассеев в своих строках открывает нам февраль как время, когда зима ещё держится, но уже слышится приближение весны. Это выражено через образы:
• «Задумывающиеся деревья» — природа словно готовится к переменам, начинает пробуждаться.
• «Ревущие рёвма всклокоченные ручьи» — зимние снега начинают таять, создавая поток воды. Ручьи будто спешат заявить о себе, добавляя динамики в картину.
Февраль у Асеева – это не конец, а начало движения. Этот месяц становится символом не завершения, а перехода и ожидания обновления.
3. Какой чудесный момент года уловил поэт?
Ассеев уловил переходный момент, когда зима ещё проявляет свои силы, но весна уже заявляет о себе. Это видно в строках:
• «Сложи свою голову снег, / И свищет отходную звик» — зима прощается, словно смиряется с неизбежным уходом. «Отходная звик» здесь становится символом завершения одного времени года и прихода нового.
• «Зиме уходящей вслед» — подчёркивается идея смены, движения, природы, которая никогда не остаётся в покое.
Ассеев уловил именно этот момент борьбы зимы и весны – особенное время, которое наполнено скрытой энергией и движением.
4. Что делает стихотворение особенным?
Особенность стихотворения в том, как автор превращает простую картину смены сезонов в поэтическое произведение, полное динамики и жизни. Вместо описания внешних признаков зимы и весны поэт концентрируется на внутреннем движении природы. Этот чудесный момент оживает в динамичных образах, создавая ощущение, что мы наблюдаем нечто необычное, скрытое от повседневного взгляда.
5. Вывод
Ассеев показывает нам февраль как время, наполненное движением и борьбой, через необычную точку зрения, оживляя природу. Его стихотворение позволяет увидеть в привычной смене сезонов что-то новое: не просто прощание зимы, но и пробуждение весны, предвещающее перемены.
Перечитай стихотворение несколько раз вслух. Что выражает звучание стиха? Как оно создаётся?
Звучание стихотворения Николая Асеева динамично и передаёт смену сезонов, где зима отступает, а весна только начинает заявлять о себе. Это звучание создаётся с помощью следующих приёмов:
1. Активные глаголы.
o Глаголы «плывёт», «скользит», «задумываются», «свищет», «ревущие» подчёркивают движение природы. Они создают иллюзию непрерывного течения времени и борьбы между зимой и весной. Например, «задумываются деревья» передаёт образ пробуждения природы, где деревья начинают «размышлять» о весне.
2. Аллитерации и ассонансы.
o Повторение звуков усиливает мелодичность стихотворения. Например:
- Повторение «с» и «з» («Зима плывёт на полозьях, Зима скользит на санях») имитирует шорох снега.
- Звук «р» в строках про «ревущие рёвма» создаёт ощущение шумной воды, пробивающейся через лёд.
3. Контраст между описаниями.
o Автор чередует спокойные описания («Над ширью полей порожних») с резкими и активными («Скрещённых саблях»). Это создаёт ощущение напряжения между уходящей зимой и приближающейся весной.
4. Энергия перехода.
o Упоминания «ревущие рёвма», «скрещённые сабли» и «отходную звик» делают пейзаж звучащим, наполненным звуками природы. Каждая деталь будто оживает, наполняя стих энергией.
Звучание стихотворения выражает динамику и эмоциональный накал смены сезонов. Оно передаёт, как зима «борется», но всё равно уступает место весне.
Автор словно дразнит читателя, играет с ним, раззадоривает. Какие образы можно назвать дерзкими, озорными?
Ассеев использует необычные, порой дерзкие образы, чтобы представить борьбу природы не как привычное явление, а как напряжённую и живую сцену. Примеры таких образов:
1. «Небес весенний синяк».
o Небо не просто весеннее, а «синяк» — неожиданный и почти дерзкий эпитет. Он передаёт борьбу, следы зимней «драки» с весной, намекая на насилие или напряжение.
2. «Скрещённых саблях».
o Ветви деревьев сравниваются с саблями, что добавляет ощущение дуэли, схватки. Этот образ не только оживляет картину, но и подчёркивает драматизм момента.
3. «Ревущие рёвма».
o Образ ручьёв, которые обычно ассоциируются с покоем, здесь представляется мощным, шумным, пробивающимся. Это словно музыка пробуждения природы, резкая и бурная.
4. «Свищет отходную звик».
o Здесь зима изображается как старое и отжившее явление, для которого уже «свищут отходную», то есть прощаются. Этот образ озорен и насмешлив, он придаёт стихотворению лёгкий и игривый тон.
Эти образы делают стихотворение живым, динамичным и даже драматичным, где зима и весна словно борются за своё место.
Найди необычные слова или приёмы, которые автор специально подбирает, складывая картину уходящей зимы и близкой весны.
Ассеев обогащает стихотворение яркими выразительными средствами:
1. Метафоры.
o «Небес весенний синяк» — метафора, которая заставляет читателя задуматься, что весеннее небо, символ возрождения, несёт следы зимней борьбы.
o «Скрещённых саблях» — передаёт ощущение напряжения, словно деревья участвуют в поединке природы.
2. Эпитеты.
o «Всклокоченные ручьи» — эпитет, передающий ощущение бурной воды, которая сбрасывает ледяной покров.
o «Задорные лучи» — солнечные лучи будто начинают играть, вовлекая природу в весеннюю суету.
3. Неологизмы и редкие слова.
o «Рёвма» — редкое слово, усиливающее шум ручьёв, их мощь.
o «Отходную звик» — старинное выражение, которое добавляет стихотворению глубины и отсылки к прощанию с зимой.
4. Глагольные формы.
o Использование активных форм («задумываются», «плывёт», «свищет») оживляет стихотворение. Каждое явление в природе становится участником этой борьбы.
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением