Упр.713 Часть 2 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)
Решение #1







Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
713. 1. Спишите текст, соблюдая орфографические нормы. Выделенные слова записывайте поморфемно. Затем выделите все предлоги, союзы, частицы. Подчеркните междометия.
Вы в тени, вы дыш_те п_хучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты ра(с, сс)каляю(тся, ться) и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер вн запно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выход_те из оврага... Что за свинц_вая полоса на небосклоне? Зной ли густе т? Туча ли надв_гается?.. Но вот слабо св ркнула молния... Э, да это гроза! Кругом ещё ярко светит солнце: охоти(тся, ться) ещё можно. Но туча р_стёт: передний её край вытяг_вается рук_вом, накл_няется сводом. Трава, кусты — всё вдруг потемнело... Скорей! вон, кажется, виднее(тся, ться) сенной сарай... Скорее!.. Вы добежали, вошли... Каков дождик? Каковы молнии? (Кое)где сквозь соломе(н, нн)ую крышу закапала вода на душистое сено... Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает всё кругом, как воздух свеж и жйдок, как пахн_т земл_никой и грибами!.. (И. Тургенев)
Вы в тени, вы дышите (2-е спр.) пахучей (безуд. глас., пахнет) сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются (что делают?) и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер внезапно (словар. слово) налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите (2-е спр.) из оврага… Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет (1-е спр.)? Туча ли надвигается (безуд. глас., двигает)?.. Но вот слабо сверкнула (безуд. глас., посверкивать) молния… Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться (что делать?) еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом (безуд. глас., рукав), наклоняется сводом. Трава, кусты – все вдруг потемнело… Скорей! Вон, кажется, виднеется (что делает?) сенной сарай… Скорее!.. Вы добежали, вошли… Каков дождик? Каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено… Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет (1-е спр.) земляникой и грибами!..
2. Проведите текстоведческий анализ. Подготовьтесь к выразительному чтению текста вслух.
I. Выразительное чтение текста
1. Вдумчиво прочитал текст про себя, стараясь понять его содержание.
2. Установил лексическое значение сложных слов:
Словно – как будто, похоже на что-то.
Зной – сильная жара.
Свинцовая полоса – образное выражение, обозначающее темные, тяжёлые тучи.
Сводом – в данном контексте обозначает наклонное положение.
3. Интонационная разметка:
Выделение восклицательных и вопросительных предложений.
Замедление на важных описательных фрагментах.
Усиление интонации в местах, передающих тревогу.
II. Композиционно-содержательный анализ текста
1. Тема текста: описание приближающейся грозы и впечатлений человека от её наступления.
2. Основная мысль: природа изменчива и величественна; гроза сначала внушает страх, а затем приносит облегчение и обновление.
3. Озаглавливание: можно озаглавить текст «Перед грозой».
4. Определение количества микротем и составление плана:
o Спокойная атмосфера перед грозой.
o Ветер, появление первых признаков грозы.
o Напряжённое ожидание: свинцовая полоса на небе, зной.
o Удары молнии, резкое изменение погоды.
o Гроза уходит, воздух становится свежим.
5. Связь предложений в тексте:
o Смысловые отношения: противопоставление (сравнение знойного покоя и грозы), причинно-следственные (ветер поднялся > погода изменилась).
o Виды связи: последовательная (описание смены погоды), параллельная (перечисление ощущений).
o Средства связи предложений:
- Местоимения: «это», «вы».
- Синонимы: «молния» – «сверкнула», «зной» – «свинцовая полоса».
- Повторы: «скорее!», «каков дождик?»
III. Типологический анализ текста
1. Определение типа речи:
Описание (изменения в природе перед грозой).
Повествование (последовательность событий).
Рассуждение (вопросы о природе явлений).
2. Текст сочетает разные типы речи:
Вначале описание (пахучая сырость, желтеющие кусты).
Затем повествование (ветер налетел, туча надвигается).
В конце снова описание (свежий воздух, запахи после грозы).
IV. Стилистический анализ текста
1. Принадлежность текста к функциональной разновидности языка:
Художественный стиль (образность, яркие описания, метафоры).
2. Стилистические особенности:
Метафоры: «свинцовая полоса», «воздух дрогнул».
Эпитеты: «пахучая сырость», «желтеют на солнце».
Риторические вопросы: «Что за свинцовая полоса?»
Повторы: «скорее! скорее!», «каков дождик?»
Звукоподражательные слова: «Боже мой!»
Анализ слова «соломенную» с разных точек зрения:
1. Фонетический разбор
2. Морфемный разбор:
соломенную
3. Словообразовательный разбор:
Соломенную < солома (суффиксальный).
4. Лексический разбор слова «соломенную»
1. Лексическое значение слова в контексте:
Сделанная из соломы.
2. Другие значения слова:
а) Светло-жёлтого цвета, напоминающего цвет соломы.
3. Тип лексического значения в данном контексте:
Прямое.
4. Синонимический ряд:
Соломенный.
5. Антонимическая пара:
Черепичная, шиферная.
6. Происхождение слова:
Образовано от существительного «солома» с помощью суффикса «-енн-».
7. Принадлежность к общеупотребительной лексике:
Общеупотребительное.
8. Устаревшее ли слово:
Нет, слово активно используется в современном языке.
9. Входит ли в состав фразеологизмов:
Слово «соломенный» входит в состав фразеологизма «соломенная вдова» (женщина, временно разлучённая с мужем).
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением