Ответы на вопросы на стр.73 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)








Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Рассказ, повесть, роман, драма, пьеса, комедия, трагедия, мистерия, историзм, стиль, повествование, фантастика, сатира, гротеск, герой.
Вопросы и задания
1. Перечитайте финал романа М. Булгакова «Белая гвардия». Какие ценности противопоставлены во сне красноармейца Жилина и в каких пространственных и природно-символических образах они воплощены? Почему сон мальчика Пеги Щеглова венчает череду сновидений в романс? Подумайте о композиционной и идейной роли сновидений в других произведениях писателя.
В финале романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» сновидения играют ключевую роль, отражая внутренние переживания персонажей и противопоставляя различные ценности через символические образы.
Сон красноармейца Жилина наполнен символикой, отражающей его внутренний мир и идеалы. Ему снится небосвод, «весь красный, сверкающий, весь усыпанный Марсами». Красный цвет и звёзды Марса символизируют революцию, борьбу и воинственность, что соответствует его убеждениям и роли в происходящих событиях. Этот образ подчёркивает его преданность революционным идеалам и готовность к борьбе.
В противоположность этому, сон мальчика Пети Щеглова, завершающий череду сновидений в романе, символизирует невинность, чистоту и надежду на будущее. Петя, будучи ребёнком, воспринимает мир иначе, его сны лишены воинственной символики и отражают стремление к миру и гармонии. Расположение этого сна в финале подчёркивает контраст между жестокой реальностью войны и чистыми мечтами ребёнка, символизируя надежду на лучшее будущее.
Сновидения в произведениях Булгакова часто выполняют важную композиционную и идейную роль. Они позволяют глубже раскрыть внутренний мир персонажей, их страхи, надежды и убеждения. Через сны автор передаёт скрытые смыслы и символы, обогащая повествование и делая его многослойным. В «Белой гвардии» сны служат средством противопоставления различных ценностей и мировоззрений, подчёркивая конфликт между ними и отражая сложность человеческой природы и переживаний в условиях войны.
Таким образом, сновидения в финале романа не только раскрывают внутренний мир персонажей, но и служат мощным художественным приёмом, позволяющим Булгакову передать глубокие философские идеи и подчеркнуть контрасты между различными ценностями и мировоззрениями.
2. Найдите в романе М. Булгакова «Белая гвардия» отсылки (их еще называют реминисценциями) к рассказу II. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и определите их художественную роль. Найдите явные или скрытые цитаты из произведений А. Пушкина или Ф. Достоевского и поразмышляйте об их месте в композиции и идейном строе произведения.
В романе Михаила Булгакова «Белая гвардия» присутствуют отсылки к рассказу Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско», а также явные и скрытые цитаты из произведений Александра Пушкина и Фёдора Достоевского. Эти интертекстуальные элементы играют важную художественную роль, обогащая идейный и композиционный строй произведения.
Реминисценции к «Господину из Сан-Франциско»
В одном из эпизодов романа Елена Турбина читает рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско». Её глаза, «затуманенные и ничего не видящие, устремлены на слова: „…мрак, океан, вьюгу…“». Этот эпизод не просто передаёт эмоциональное состояние героини, но и вводит в текст романа важный символический элемент, отражающий глобальные катаклизмы, через которые проходит мир. Рассказ Бунина, написанный в 1916 году, символизирует гибель цивилизации через образ парохода «Атлантида» — корабля, несущего своих пассажиров в пространстве неопределённости и угрозы. Подобно этому, герои Булгакова переживают личные и социальные катастрофы, теряя прежние ориентиры в хаосе революции и гражданской войны. Этот литературный отголосок усиливает ощущение надвигающейся катастрофы и подчёркивает, как судьбы отдельных людей переплетаются с глобальными процессами разрушения.
Цитаты из произведений Пушкина
Эпиграф к «Белой гвардии» взят из «Капитанской дочки» Пушкина: он описывает метель, хаотичное природное явление, символизирующее неуправляемость и опасность исторических событий. Этот эпиграф задаёт тон всей повествовательной структуре романа, где события, подобно метели, развиваются вне контроля людей, вовлекая их в водоворот разрушительных перемен. Кроме того, в тексте романа встречаются отсылки к стихотворению Пушкина «Бесы», где образ блуждающих во тьме путников становится метафорой заблуждения, потери ориентации и чувства беспомощности в мире, охваченном смутой. Эти элементы подчёркивают трагическую неизбежность событий и создают ощущение фатальной силы, определяющей ход истории.
Цитаты из произведений Достоевского
В «Белой гвардии» также присутствуют параллели с произведениями Фёдора Достоевского, особенно с романом «Бесы». Эпиграфы к этим произведениям объединяет тема разрушения и морального упадка, где социальные потрясения становятся фоном для глубокого анализа природы зла. Булгаков, как и Достоевский, исследует человеческую душу, её противоречия и связь с историческими катаклизмами. Тема хаоса и социальной деградации, разрушающей моральные устои, переплетается с личной трагедией, обнажая внутренние конфликты и сложность выбора между добром и злом.
Художественная роль интертекстуальных элементов
Включение реминисценций и цитат из классических произведений не только придаёт роману Булгакова многослойность, но и выполняет ряд важных функций. Во-первых, это символическая функция: отсылки к произведениям Бунина, Пушкина и Достоевского усиливают апокалиптические мотивы, подчёркивая неизбежность исторических катаклизмов и нравственных испытаний. Во-вторых, композиционная функция: цитаты и реминисценции связывают отдельные эпизоды романа, создавая единство повествования и тематические переклички. В-третьих, идейная функция: обращение к текстам классиков позволяет Булгакову вступать в диалог с их творчеством, рассуждая о вечных темах добра и зла, судьбы человека в эпоху перемен, роли личности в историческом процессе.
Таким образом, интертекстуальность в «Белой гвардии» помогает Булгакову создать глубоко философское и эмоционально насыщенное произведение, отражающее как трагизм исторической эпохи, так и вечные вопросы человеческого существования.
3. В творчестве каких писателей разрабатывался мотив двойничсства и в чем особенность этого мотива в повести М. Булгакова «Дьяволиада»?
Мотив двойничества занимает важное место в литературе, его разрабатывали многие писатели, в том числе Фёдор Достоевский, Роберт Льюис Стивенсон и Эдгар Аллан По. Особенность этого мотива заключается в том, что он раскрывает внутренние противоречия личности, её раздвоенность и борьбу противоположных начал. В повести Михаила Булгакова «Дьяволиада» мотив двойничества играет ключевую роль и приобретает уникальные черты.
Развитие мотива двойничества в литературе: Фёдор Достоевский в своих произведениях, таких как «Двойник» и «Братья Карамазовы», использовал мотив двойничества для изображения конфликтов между разумом и эмоциями, добром и злом, а также для исследования личности. Роберт Льюис Стивенсон в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» подчеркнул раздвоение человека на моральное и аморальное начала. Эдгар Аллан По в рассказах, например «Уильям Вильсон», связывал двойничество с психологическими кошмарами и чувством преследования.
Особенность мотива двойничества в «Дьяволиаде»: в повести Булгакова мотив двойничества тесно связан с сатирой на советскую бюрократическую систему. Главный герой, Коротков, сталкивается с полной утратой своей идентичности, которую «поглощает» мир абсурдной и бесчеловечной бюрократии. Его конфликт с начальником, персонажем, чьи черты одновременно реальны и гротескны, приводит к потере героем чувства реальности.
Особенность булгаковского двойничества в том, что оно выходит за рамки внутреннего мира героя и становится отражением социальной среды. Коротков борется не только со своими внутренними страхами, но и с системой, которая стирает границы между человеком и механизмом, живым и мёртвым, реальным и иллюзорным. Это делает мотив двойничества в «Дьяволиаде» не только психологическим, но и социально-философским.
Заключение: Таким образом, в повести «Дьяволиада» Булгаков использует мотив двойничества для сатирического разоблачения социальной реальности. Это выделяет его среди классических примеров этого мотива, таких как у Достоевского или Стивенсона, поскольку здесь двойничество становится символом не только внутреннего раздвоения, но и абсурдной раздвоенности мира, в котором живёт герой.
4. Какими смыслами наполняются взаимоотношения персонажей в устойчивой паре «учитель и ученик» в творчестве М. Булгакова от «Собачьего сердца» до «Мастера и Маргариты»?
В произведениях Михаила Булгакова устойчивый мотив отношений «учитель и ученик» приобретает различные оттенки, наполняясь философским, социальным и этическим смыслом. Этот мотив особенно заметен в таких произведениях, как «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита». В каждом из них отношения между учителем и учеником служат не только основой для раскрытия характеров персонажей, но и для осмысления широких экзистенциальных и социальных проблем.
«Собачье сердце»: рационализм против хаоса
В «Собачьем сердце» пара «учитель и ученик» представлена профессором Преображенским и его учеником/помощником доктором Борменталем. Преображенский является воплощением рационального научного подхода, строгой морали и традиционных ценностей интеллигенции, в то время как Борменталь служит примером усвоения этих принципов, хотя его взгляды менее устойчивы. Противопоставление этих героев с творением профессора, Шариковым, поднимает вопросы ответственности учителя за своего ученика и результаты научного эксперимента. Учитель здесь становится носителем гуманистических идеалов, но также сталкивается с ограниченностью своего влияния на мир, который отказывается подчиняться разуму.
«Мастер и Маргарита»: духовное наставничество
В «Мастере и Маргарите» мотив «учитель и ученик» приобретает иной характер. Воланд как учитель выступает проводником высших законов мироздания, которые не всегда понятны и однозначны. Его роль по отношению к другим персонажам, таким как Маргарита или Иван Бездомный, заключается в том, чтобы показать им истину, пусть даже через испытания и страдания. В то же время Иешуа и Пилата тоже можно рассматривать через эту призму: Иешуа передаёт свои духовные принципы Пилату, но тот из-за своей слабости не способен их реализовать. Таким образом, в этом романе учитель становится символом духовного поиска и личностного роста ученика.
Общие черты мотива
Отношения «учитель и ученик» у Булгакова всегда связаны с передачей знаний, опыта или ценностей, но не всегда успешно. Учитель, будь то Преображенский, Воланд или Иешуа, сталкивается с ограничениями своего влияния на ученика или внешние обстоятельства. Ученик же, будь то Борменталь, Шариков, Маргарита или Пилат, часто оказывается на распутье, что подчёркивает сложность человеческой природы и необходимость личного выбора.
Заключение
Таким образом, мотив «учитель и ученик» у Булгакова исследует вопросы власти, морали, ответственности и духовного роста. Эти отношения служат не только структурным элементом повествования, но и способом осмысления ключевых тем писателя, таких как противостояние хаоса и порядка, материального и духовного, знания и невежества.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением