Ответы на вопросы на стр.73-74 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)










Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинений
• Проблема чести в романе М. Булгакова «Белая гвардия».
Раскрывая тему, необходимо подойти к ней с позиций нравственного выбора бойцов Белой гвардии. В поле зрения автора сочинения могут попасть и другие участники событий, изображенных в романс. Предполагается, что в сочинении будут освещены сюжет, поступки героев и их последствия, сны, исторические аллюзии, литературные цитаты, библейские образы.
В романе Михаила Булгакова «Белая гвардия» проблема чести занимает центральное место и раскрывается через поступки, внутренние переживания и мировоззрение героев. Булгаков обращается к этой теме, чтобы показать, как в условиях хаоса и разрухи сохраняется человеческое достоинство и моральные ориентиры. Честь в романе представлена как высшая нравственная категория, которая позволяет героям оставаться верными себе и своим идеалам даже в условиях исторических катаклизмов.
Для героев «Белой гвардии» понятие чести становится ключевым при принятии решений и оценке своих поступков. Алексей Турбин, главный герой романа, воплощает традиционное понимание чести. Его приверженность воинскому долгу, готовность защищать Киев, несмотря на очевидную обречённость белого движения, подчёркивают его стойкость и моральную зрелость. Алексей воспринимает свою роль как защитника не только города, но и своего внутреннего мира, где честь служит главной основой личности. Его решения основаны на убеждении, что достоинство человека определяется его готовностью поступать правильно, независимо от внешних обстоятельств.
Важным элементом раскрытия проблемы чести становится образ Най-Турса, чьи поступки символизируют высшую степень благородства и самопожертвования. Его героическая смерть ради спасения молодых кадетов подчёркивает, что честь связана не только с личным выбором, но и с ответственностью за других. Этот эпизод становится ярким примером того, как человеческая добродетель способна преодолеть страх и слабость. В отличие от него, поведение полковника Малютина, который отказывается защищать гимназию и оправдывает своё бездействие отсутствием приказа, противопоставляется героизму Най-Турса. Булгаков с помощью этого контраста подчёркивает, что честь — это не формальное соблюдение правил, а осознанный нравственный выбор.
Проблема чести раскрывается не только через действия героев, но и через их внутренние переживания. Николка Турбин, младший брат Алексея, демонстрирует юношеский идеализм и искреннее стремление соответствовать высоким стандартам, установленным семьёй и окружением. Его попытки понять, что значит быть честным, проходят через призму личных сомнений и страха перед будущим. Однако даже в этих условиях Николка остаётся верен своим моральным принципам, что подчёркивает важность семейного воспитания в формировании понятия чести.
Булгаков дополняет тему чести библейскими образами, литературными аллюзиями и сновидениями. Эпиграф к роману, взятый из «Капитанской дочки» Пушкина, подчёркивает значение морального выбора в условиях хаоса. Мотив метели, разыгравшейся в начале произведения, становится символом неопределённости и опасности, с которыми сталкиваются герои. Библейские образы, особенно в снах Николки, усиливают философскую глубину романа. Эти сны, полные апокалиптических символов, позволяют герою осознать, что честь — это не только личное качество, но и способ сохранить веру в лучшее будущее.
Булгаков показывает, что честь тесно связана с понятием долга и ответственности. Для Елены Турбиной понятие чести проявляется в заботе о близких и сохранении семейных ценностей в условиях социальной катастрофы. Её стойкость и преданность становятся образцом нравственного поведения, которое не зависит от внешних обстоятельств. Таким образом, честь в романе обретает универсальное значение, охватывая как личные, так и общественные аспекты жизни.
Проблема чести в «Белой гвардии» выходит за рамки индивидуальных судеб героев и приобретает общечеловеческий смысл. Булгаков подчёркивает, что именно сохранение чести позволяет человеку оставаться человеком в условиях войны и насилия. Честь становится тем нравственным стержнем, который помогает героям справляться с трудностями и сохранять свою идентичность. Роман напоминает, что в любых обстоятельствах истинная честь — это способность оставаться верным своим принципам и идеалам.
• Художественная роль сновидений в романе М. Булгакова «Белая гвардия».
Обратитесь к композиционному построению романа: когда и кому снятся сны, какими жизненными и условными, литературными и мифологическими образами они насыщены? Какова их роль в раскрытии характеров? Каково содержание сновидений и как оно согласуется с ведущими проблемами и конфликтами? Рекомендуем ограничиться рассмотрением сновидений одного героя, например Алексея Турбина.
М. Булгакова «Белая гвардия»
Художественная роль сновидений в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия» является ключевым элементом, который помогает раскрыть внутренний мир героев, подчеркнуть основные конфликты и углубить философские смыслы произведения. Сны занимают особое место в композиции романа, обогащая его символическими и мифологическими образами, а также отражая душевные переживания персонажей.
Сны Алексея Турбина, одного из центральных героев романа, служат важным инструментом для понимания его внутреннего состояния и мировоззрения. Алексей, находясь в условиях хаоса и войны, испытывает глубокие сомнения, страх за будущее и ответственность за судьбу близких и родного города. Эти чувства находят отражение в его сновидениях, которые наполнены символикой и аллюзиями. Одно из ключевых сновидений Алексея связано с образом метели, что перекликается с эпиграфом к роману, взятым из «Капитанской дочки» Пушкина. В этом контексте метель становится не только символом природной стихии, но и метафорой хаоса и неопределённости, охвативших общество и внутренний мир героя.
Содержание снов Турбина тесно связано с его моральными и философскими поисками. В одном из сновидений Алексей видит апокалиптические картины, наполненные образами разрушения и гибели. Эти видения подчёркивают его страх перед будущим, но в то же время заставляют героя искать опору в традиционных ценностях, таких как честь, долг и вера. Сны становятся для него своего рода путеводителем, помогая осмыслить сложные жизненные обстоятельства и принять правильные решения.
Литературные и мифологические образы, присутствующие в сновидениях Турбина, усиливают их символическое значение. Например, образы света и тьмы, часто встречающиеся в его видениях, перекликаются с библейскими мотивами борьбы добра и зла. Эти образы позволяют Булгакову раскрыть глубинные противоречия, с которыми сталкивается герой, и подчеркнуть его стремление сохранить человеческое достоинство в условиях морального разложения.
Роль сновидений в раскрытии характера Алексея Турбина заключается в том, что они показывают его внутреннюю уязвимость, рефлексивность и готовность искать ответы на сложные вопросы. Сны Турбина не только отражают его переживания, но и способствуют развитию его личности. Через эти видения Булгаков раскрывает философскую глубину характера героя, подчёркивая его борьбу с внутренними страхами и стремление к гармонии.
Сновидения также играют важную композиционную роль, связывая разные эпизоды романа и усиливая его тематическую целостность. Они выступают своего рода зеркалом, отражающим не только личные переживания героя, но и основные конфликты эпохи, такие как противостояние старого и нового мира, сохранение нравственных ценностей в условиях социальных потрясений. Кроме того, сны Турбина позволяют автору углубить философские смыслы произведения, подчёркивая его эсхатологические и апокалиптические мотивы.
Таким образом, сновидения в романе «Белая гвардия» выполняют множество функций. Они не только помогают раскрыть внутренний мир героев, но и связывают личные переживания с глобальными проблемами. Сны Алексея Турбина становятся символом его духовных поисков и стремления сохранить честь и достоинство в условиях хаоса и разрушений. Булгаков использует этот художественный приём для углубления идейного содержания романа, подчёркивая его философскую и нравственную значимость.
• Фантастические метаморфозы Коровьева-Фагота в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: художественные приёмы и смысловые решения.
Рассмотрите место Коровьева-Фагота в свите Воланда, его портрет, его облики. Как связан образ с проблемой воздаяния? Каков смысл последнего превращения персонажа в темно-фиолетового рыцаря, если вспомнить слова Воланда: «Рыцарь свой счёт оплатил и закрыл!»?
Фантастические метаморфозы Коровьева-Фагота в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» являются одной из ключевых составляющих, раскрывающих художественные приёмы и философские решения автора. Этот персонаж, являющийся одним из членов свиты Воланда, олицетворяет не только гротеск и сарказм, но и глубокую символическую и нравственную многослойность, присущую роману.
Коровьев-Фагот играет важную роль в свите Воланда. Его образ сочетает в себе элементы сатиры, мистики и трагикомедии. На протяжении романа он предстаёт в разных обличьях: от клоуна и музыканта до элегантного рыцаря в финале. Его поведение характеризуется остроумием, насмешливостью и демонстрацией абсурдности человеческой жизни, особенно когда речь идёт о лицемерии, жадности и пошлости. Коровьев-Фагот — не просто слуга Воланда, но и проводник философских идей романа о справедливости и возмездии.
Образ Коровьева-Фагота тесно связан с проблемой возмездия, которая является одной из центральных тем романа. Своими действиями он помогает Воланду восстанавливать нарушенный порядок.
Особое значение приобретает финальная метаморфоза Коровьева-Фагота в тёмно-фиолетового рыцаря. Этот момент символизирует завершение его земной миссии и возвращение к истинному облику. Воланд характеризует его словами: «Рыцарь свой счёт оплатил и закрыл!», что подчёркивает завершённость пути героя, его очищение и исполнение предназначения. Превращение Коровьева в рыцаря отсылает к теме средневекового рыцарского кодекса чести, в котором верность и долг играют ключевую роль. Этот мотив усиливает философский подтекст романа, связанный с идеей воздаяния и ответственности за свои поступки.
Коровьев-Фагот также связан с важными литературными и мифологическими мотивами. Его образ можно интерпретировать как пародийное воплощение Мефистофеля из «Фауста» Гёте. Подобно Мефистофелю, он действует как насмешливый провокатор, заставляющий людей столкнуться лицом к лицу с собственными грехами. Однако у Булгакова Коровьев-Фагот обретает уникальную черту: за его гротескностью скрывается глубокая связь с моральными категориями, такими как справедливость, честь и искупление.
С художественной точки зрения Булгаков использует образ Коровьева-Фагота для создания атмосферы гротеска и мистики. Его превращения и действия помогают автору играть с жанровыми границами, сочетая элементы трагедии, комедии и философской притчи. Коровьев-Фагот становится символом двойственности человеческой природы, объединяя в себе ироничного насмешника и загадочного рыцаря.
Таким образом, метаморфозы Коровьева-Фагота не только обогащают художественную палитру романа, но и подчёркивают его ключевые философские идеи. Через этого персонажа Булгаков исследует природу справедливости, проблемы морального выбора и ответственности за содеянное. Коровьев-Фагот символизирует сложность человеческой души, где трагическое и комическое, добро и зло, воздаяние и искупление сплетаются в единый художественный образ, отражающий глубину и многогранность творчества Булгакова.
• Символическая роль образов природы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
В сочинении предполагается раскрыть смыслы, которые несут образы — символы природы (например грозы, лунною света и др.). Можно ли считать символическими образы животных в романс? Какова их художественная роль?
Образы природы в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» занимают ключевое место в раскрытии философской глубины произведения. Они не только создают атмосферу, но и служат символами, отражающими борьбу добра и зла, противостояние человеческого и божественного, хаоса и порядка. Через образы природы Булгаков передаёт внутренние переживания героев, подчёркивает драматизм происходящего и задаёт ритм повествованию.
Одним из ярких природных символов в романе является гроза. Её мощь и неконтролируемость подчёркивают присутствие мистических сил и грядущие изменения в судьбах героев. Гроза сопровождает ключевые сцены, такие как прибытие Воланда в Москву, и становится метафорой очищения, символизирующей разрушение старого порядка и наступление новой реальности. В этот момент гроза не только нарушает спокойствие города, но и отражает внутренние потрясения героев, а также их столкновение с чем-то сверхъестественным.
Лунный свет, напротив, носит более мистический и романтический характер. Он связан с любовной линией Маргариты и Мастера, подчёркивая их духовное единение и отстранённость от земной суеты. Луна в романе становится символом вечного и неизменного, её свет обрамляет сцены, связанные с трансцендентными переживаниями героев. Например, ночь полёта Маргариты над Москвой, освещённая лунным светом, превращается в сказочное путешествие, выходящее за рамки реальности и подчёркивающее её новую, магическую сущность. Луна также связывает современность и древность, усиливая связь между судьбами героев романа и персонажей Иешуа и Понтия Пилата.
Животные в романе также несут символическую нагрузку. Одним из самых ярких персонажей является кот Бегемот, который выступает в качестве гротескного и пародийного образа. Его поведение, одновременно смешное и пугающее, отражает двойственность человеческой природы, где трагическое и комическое переплетаются. Бегемот является воплощением хаоса и свободы, его действия часто нарушают социальные нормы, подчёркивая абсурдность и лицемерие общества. В то же время его персонаж вызывает симпатию, ведь он олицетворяет не только анархию, но и своеобразную мудрость.
Другие животные, такие как вороны и собаки, появляются в эпизодах, связанных с Воландом и его свитой. Вороны часто ассоциируются с предвестниками бедствий, и их появление подчёркивает драматизм и загадочность происходящих событий. Эти образы создают атмосферу тревоги и ожидания чего-то зловещего, усиливая мрачный тон некоторых сцен.
Образы природы и животных в романе выполняют несколько художественных функций. Во-первых, они служат важным средством создания символической многослойности текста. Булгаков через них обращается к архетипическим образам, понятным каждому читателю, и наделяет их новым смыслом. Во-вторых, природные образы помогают передать эмоциональное состояние героев, их внутренний мир и переживания. Например, гроза становится метафорой душевной бури, а лунный свет — символом утешения и надежды. В-третьих, образы природы используются как инструмент связи между различными сюжетными линиями, объединяя их в единое повествование.
Таким образом, образы природы и животных в романе «Мастер и Маргарита» играют ключевую символическую роль. Они не только украшают текст, но и придают ему глубину, раскрывают идеи автора о добре и зле, любви и предательстве, жизни и смерти. Булгаков мастерски использует их для создания магической атмосферы, которая делает роман одним из величайших произведений мировой литературы.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением