Ответы на вопросы на стр.74 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Проектно-исследовательские работы• Коллективный проект. Комическое в художественном мире М. Булгакова.Итогом этой работы может быть презентация, маленький спектакль...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Проектно-исследовательские работы
• Коллективный проект. Комическое в художественном мире М. Булгакова.
Итогом этой работы может быть презентация, маленький спектакль или большой литературный вечер. Подберите материал о характере авторского смеха в произведениях М. Булгакова. Какие приёмы комического он использует? Не забудьте сказан» о роли фантастики, гротеска, буффонады и эксцентрики в создании комического эффекта. Подберите иллюстрации, яркие диалоги, сцены, распределите роли и представьте итоги работы одноклассникам или более широкой аудитории.
Сценарий литературного вечера:
«Комическое в художественном мире М. Булгакова»
Участники:
1. Ведущий — направляет обсуждение, делится информацией о творчестве Булгакова и поддерживает общую атмосферу вечера.
2. Чтец 1 — исполняет роли профессора Преображенского, Воланда и других персонажей.
3. Чтец 2 — исполняет роли Шарикова, кота Бегемота и других ярких персонажей.
4. Комментатор — объясняет художественные приёмы Булгакова, раскрывая глубинный смысл комических сцен.
5. Иллюстратор — показывает изображения сцен, объектов и персонажей, помогает усилить визуальное восприятие.
6. Звукооператор — сопровождает вечер музыкой, шумовыми эффектами.
________________________________________
Часть 1: Вступление
Роли: Ведущий.
Ведущий (на фоне звуков старинного вальса): Добрый вечер, дорогие гости! Сегодня мы отправимся в удивительный мир Михаила Булгакова — автора, чьи произведения наполнены не только философскими размышлениями, но и тонким, часто гротескным юмором. Булгаков умел смеяться над обществом, над властью, над человеческими слабостями и даже над вечными вопросами добра и зла. Этот смех всегда многослоен: за лёгким остроумием скрываются глубокие размышления о жизни. Мы рассмотрим, как Михаил Афанасьевич создавал своё неповторимое комическое пространство, используя фантастику, сатиру, гротеск, буффонаду и эксцентрику.
(Музыка стихает.)
________________________________________
Часть 2: Гротеск в «Собачьем сердце»
Роли: Ведущий, чтец 1, чтец 2, звукооператор, иллюстратор.
Ведущий: Один из самых ярких примеров использования комического в произведениях Булгакова — повесть «Собачье сердце». Здесь профессор Преображенский проводит удивительный эксперимент, превращая пса Шарика в человека Шарикова. Эта метаморфоза — не только фантастика, но и гротескный взгляд на природу человеческой деградации. Перенесёмся в одну из сцен, где Шариков впервые пытается разобраться в своём новом статусе.
Сцена 1: (Лаборатория Преображенского) (Звукооператор добавляет звук капающей воды, скрип лабораторных стульев.)
Чтец 1 (профессор Преображенский, сосредоточенно): — Ну-с, дорогой товарищ Шариков, теперь вы — полноценный член общества. Какова ваша главная цель?
Чтец 2 (Шариков, раздражённо): — А цель у меня простая! Где мой хвост? Зачем вы его убрали, профессор?
(Иллюстратор показывает иллюстрацию лаборатории. Смех в зале.)
Ведущий: Эта сцена — не просто комическая. Она высмеивает многие проблемы общества: от бюрократии до амбиций нового советского человека. В Шарикове отражены те черты, которые Булгаков высмеивал, — невежество, хамство, жадность.
________________________________________
Часть 3: Буффонада и эксцентрика в «Мастере и Маргарите»
Роли: Ведущий, чтец 1, чтец 2, иллюстратор, звукооператор.
Ведущий: Теперь обратимся к великому роману «Мастер и Маргарита». Одним из главных источников комического в романе является кот Бегемот. Этот персонаж сочетает в себе гротеск и буффонаду, нарушая все правила приличия. Он символизирует абсурдность и хаос, царящие в московском мире.
Сцена 2: (Ресторан) (Звукооператор включает звуки ресторана — звон бокалов, разговоры.)
Чтец 1 (Бегемот, громко): — Уважаемый официант! Я требую бутерброд с ветчиной. И поскорее!
Чтец 2 (официант, нервничает): — Простите, у нас нет бутербродов для… котов.
Чтец 1 (Бегемот, возмущённо): — Как это нет? Вы хоть знаете, кто я? В этом ресторане должен быть полный порядок! Принесите ветчину и заодно бутылку шампанского.
(Иллюстратор показывает иллюстрацию кота Бегемота за столом. Зрители смеются.)
Ведущий: Комические сцены с Бегемотом не просто смешат. Они подчёркивают абсурдность общественных устоев, сатирически показывая неспособность общества к порядку.
________________________________________
Часть 4: Фантастика и сатира в «Дьяволиаде»
Роли: Ведущий, чтец 1, чтец 2, комментатор.
Ведущий: В повести «Дьяволиада» Булгаков обращается к теме бюрократии, создавая гротескный мир, в котором герои сталкиваются с необъяснимыми, абсурдными ситуациями. Сатирический потенциал этой повести достигает пика, когда герой пытается разобраться в бесконечных бюрократических хитросплетениях.
Чтец 1 (персонаж, устало): — Мне нужен начальник. Я пришёл сюда за справкой. Где он?
Чтец 2 (Клерк, безразлично): — Начальник? Его нет. Приходите завтра. Или послезавтра. Или лучше вообще не приходите.
(Смех в зале. Иллюстратор показывает рисунок: огромный лабиринт из канцелярских столов.)
Комментатор: Эта сцена — яркий пример использования комического для осмысления реальных проблем. Булгаков показывает, как абсурдность системы разрушает человеческое достоинство.
________________________________________
Часть 5: Заключение
Роли: Ведущий.
Ведущий: Произведения Михаила Булгакова, наполненные тонким юмором, остаются актуальными и сегодня. Они напоминают нам о том, что смех — это мощное оружие против несправедливости и абсурда. Благодарим вас за участие в нашем вечере и приглашаем вновь открыть для себя творчество этого великого писателя. Спасибо!
Финал: (Звукорежиссёр включает лёгкую классическую музыку, участники выходят на поклон.)
• Коллективный проект. Энциклопедия одного произведения.
Продумайте структуру энциклопедии, ее разделы, список словарных статей (так называемый словник). При подготовке этого проекта познакомьтесь с содержанием и структурой словарных статей в следующих книгах: Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. — М., 1999: Яблоков Е. Л. Михаил Булгаков и мировая культура. - СПб., 2011.
Энциклопедия романа «Мастер и Маргарита»
Структура энциклопедии:
1. Введение
o Краткое описание романа: сюжет, основные темы, место в творчестве Булгакова.
o Значение романа в мировой литературе.
2. Главные разделы
o Персонажи
- Подробное описание основных персонажей.
- Их роли в развитии сюжета.
o Литературные темы
- Противостояние добра и зла.
- Любовь и её трансформация.
- Библейские и философские аспекты.
o Символика
- Символы природы: луна, гроза, мрак.
- Роль животных: кот Бегемот, вороны.
o Исторический контекст
- Москва 1930-х годов: социально-политический фон.
- Сравнение с реальными историческими событиями.
o Интертекстуальность
- Связь романа с произведениями Пушкина, Гёте, Достоевского.
3. Словарь терминов
o Объяснение ключевых понятий и терминов, используемых в романе.
o Примеры:
- «Воланд» — имя дьявола из «Фауста» Гёте.
- «Массолит» — вымышленная организация, высмеивающая советские литературные группы.
4. Разделы анализа
o Композиция романа
- Особенности построения: перекличка времён (Ершалаим и Москва).
o Литературные приёмы
- Гротеск, буффонада, сатира.
o Язык произведения
- Особенности стиля Булгакова.
- Анализ диалогов персонажей.
5. Библиография
o Список научных статей и книг о романе.
o Примеры:
- «Пушкин. Школьный энциклопедический словарь». — М., 1999.
- Яблоков Е. А. «Михаил Булгаков и мировая культура». — СПб., 2011.
Примеры статей
1. Воланд
Воланд — центральный персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», воплощение сатаны, который появляется в Москве 1930-х годов. Его образ носит одновременно библейский, литературный и философский характер. Булгаков заимствует имя Воланда из трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст», где оно принадлежит одному из дьяволов. Воланд в романе Булгакова представлен как властный, ироничный и загадочный персонаж, который наказывает людей за их грехи и безнравственность, подчёркивая идею неизбежности возмездия.
Функция Воланда в романе двояка. С одной стороны, он выступает в роли судьи, оценивающего поведение людей. Его действия кажутся пугающими, но всегда справедливыми. С другой стороны, он символизирует неизбежное столкновение добра и зла, показывая, что зло может выполнять функцию очищения общества. Эпиграф к роману из «Фауста» — «…я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» — указывает на философскую основу образа Воланда
2. Мастер
Мастер — один из ключевых героев романа, писатель, чья судьба становится символом борьбы человека за творчество, истину и любовь. Настоящее имя героя не называется, что подчёркивает его универсальность и типичность. Мастер создаёт роман об Иисусе Христе и прокураторе Иудеи Понтии Пилате, который становится причиной его трагедии. Его роман отвергнут литературными критиками, а сам он подвергается гонениям и в итоге оказывается в психиатрической клинике.
Образ Мастера воплощает в себе автора — Михаила Булгакова, его творческие искания, сомнения и борьбу с цензурой. Через образ Мастера Булгаков поднимает вопросы о предназначении художника, поиске истины и нравственном выборе.
3. Маргарита
Маргарита — возлюбленная Мастера, которая ради спасения любимого соглашается на сделку с Воландом и становится королевой на его балу. Она — символ преданности, жертвенности и силы любви. Несмотря на то, что Маргарита внешне является помощницей Воланда, она остаётся нравственно чистой и свободной. Её полёт на метле и участие в балу сатаны символизируют трансформацию героини и её освобождение от условностей мира.
Маргарита противопоставляется героям, которые жертвуют своей свободой ради материальных благ или общественного положения. Она решается на отчаянные поступки ради Мастера, что подчёркивает её духовную силу и независимость.
4. Бегемот
Бегемот — огромный чёрный кот, один из членов свиты Воланда. Этот персонаж воплощает элементы гротеска, сатиры и юмора в романе. Его имя имеет библейское происхождение и связано с мифологическими чудовищами. Бегемот — мастер розыгрышей и провокаций. Его выходки — от путешествия в трамвае до перестрелки в ресторане — делают его одним из самых запоминающихся персонажей романа.
Булгаков через Бегемота высмеивает общественные пороки, бюрократию и лицемерие. Этот персонаж одновременно веселит читателей и заставляет задуматься о том, насколько смешное может быть серьёзным.
5. Массолит
Массолит — вымышленная литературная организация, символизирующая бюрократизацию и моральный упадок советской литературы. Аббревиатура «Массолит» скрывает насмешку Булгакова над массовым искусством. Члены этой организации заняты не столько творчеством, сколько личными интересами — распределением дач и материальных благ.
Булгаков изображает «Массолит» как место, где литература теряет своё высокое предназначение. Это сатирическое изображение советской литературной среды подчёркивает разрыв между настоящим искусством и тем, что считалось официально приемлемым.
6. Луна
Луна — один из центральных символов романа. Она сопровождает ключевые события: ночь, когда Воланд предсказывает гибель Берлиоза, и ночь, когда Маргарита становится королевой бала. Луна символизирует мистическую атмосферу, скрытые силы и судьбоносные перемены.
Булгаков использует образ луны, чтобы подчеркнуть, что мир романа живёт не только по законам реальности, но и по законам мистики. Луна также связана с идеей времени и вечности, соединяя современную Москву и древний Ершалаим.
7. Ершалаим
Ершалаим — библейский Иерусалим, место действия второй сюжетной линии романа, связанной с Понтием Пилатом. Эта часть романа написана в духе исторического евангелия и описывает последние дни Иисуса Христа, которого Булгаков называет Иешуа Га-Ноцри. Ершалаим символизирует борьбу между властью и истиной, между страхом и свободой.
Описание Ершалаима противопоставляется современной Москве. С помощью этих двух линий Булгаков подчёркивает, что человеческие страсти, ошибки и выбор неизменны во все времена.
8. Понтий Пилат
Понтий Пилат — римский прокуратор Иудеи, герой исторической линии романа. Его образ олицетворяет конфликт между долгом и совестью. Пилат приговаривает Иешуа к казни, хотя понимает, что тот невиновен. Его внутренние терзания становятся ключевой темой исторической линии.
Через Пилата Булгаков показывает, как страх перед властью и обществом может заставить человека предать свои идеалы. Этот герой — пример вечной дилеммы выбора между истиной и комфортом.
9. Гроза
Гроза — ещё один символический образ романа, часто связанный с драматическими моментами. Например, гроза сопровождает казнь Иешуа и разрушение дома Грибоедова. Гроза символизирует очищение, разрушение старого и начало нового.
Булгаков использует этот природный символ, чтобы подчеркнуть идею неизбежного возмездия и перемен. Гроза в романе выступает как знак того, что мир меняется под воздействием высших сил.
10. Квартира № 50
Квартира № 50 — место действия многих сцен романа, где проживает Воланд со своей свитой. Эта квартира окружена ореолом мистики: она исчезает из реестра, её жильцы загадочным образом исчезают, а само помещение вызывает страх у москвичей.
Квартира № 50 символизирует мистическое присутствие зла в повседневной жизни. Она становится ареной столкновения магии и реальности, где рушатся привычные представления о мире.
• Коллективный проект. Электронный свод интернет-ресурсов о М. Булгакове.
Создайте свой электронный свод интернет-ресурсов (сайтов), посвящённых М. Булгакову. Структурируйте свой список по содержательному/предметному наполнению.
Например:
1) сайты, содержащие прежде всего произведения писателя;
2) сайты с материалами по биографии, творческому пути М. Булгакова:
3) сайты музеев М. Булгакова (о музеях М. Булгакова):
4) сайты, на которых широко представлены научные исследования произведений
М. Булгакова и работы критиков по ним, научная библиография.
Электронный свод интернет-ресурсов о Михаиле Булгакове
1. Сайты, содержащие произведения Михаила Булгакова
• Библиотека Максима Мошкова (lib.ru): представлены полные тексты произведений Михаила Булгакова, включая «Мастера и Маргариту», «Белую гвардию», «Собачье сердце».
• Litres.ru (litres.ru): электронная библиотека с произведениями Булгакова в форматах для чтения и прослушивания.
• Классика в школе (school-classic.ru): сайт с полным собранием текстов Булгакова для школьной программы.
2. Сайты с материалами о биографии и творческом пути Михаила Булгакова
• Официальный сайт Музея Булгакова в Москве (bulgakovmuseum.ru): подробная информация о жизни писателя, его биографии, а также о квартире-музее.
• Энциклопедия «Кругосвет» (krugosvet.ru): биографическая статья о Булгакове, включающая его вклад в литературу и драматургию.
• Русская виртуальная библиотека (rvb.ru): биография писателя, материалы о его литературной деятельности.
3. Сайты музеев Михаила Булгакова
• Музей Михаила Булгакова в Киеве (bulgakovkiev.com.ua): историческая информация о Булгакове и его семье, материалы о киевском периоде его жизни.
• Дом-музей Булгакова в Москве (dom-bulgakova.ru): информация о музее в знаменитой квартире № 50, а также о мероприятиях и экскурсиях.
• Театральный музей им. А. А. Бахрушина (bachur-museum.ru): Экспонаты, связанные с драматургией Булгакова.
4. Сайты с научными исследованиями и критикой
• КиберЛенинка (cyberleninka.ru): научные статьи о творчестве Булгакова, анализ его произведений, критика.
• Журнальный зал (magazines.russ.ru): аналитические статьи, посвященные литературному наследию Булгакова.
• Academia.edu (academia.edu): работы исследователей и статьи, посвящённые творчеству Михаила Булгакова.
5. Сайты, посвященные изучению «Мастера и Маргариты»
• «Мастер и Маргарита»: исследования и анализ (masterandmargarita.ru): сайт, полностью посвященный главному роману Булгакова. Здесь представлены главы, комментарии, переводы, рецензии и аналитические материалы.
• BulLib (bulgakov.ru): Библиография, анализ романа «Мастер и Маргарита», ссылки на редкие издания.
Примечание
Каждый из этих сайтов предлагает уникальную информацию о Михаиле Булгакове, его произведениях и влиянии на литературу. Рекомендуется использовать материалы из разных источников для полноценного изучения творчества писателя.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением