Ответы на вопросы на стр.75 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)







Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Русский язык и литература
1. Какие стилевые пласты можно выделить в повести «Собачье сердце» и в романе о «Мастер и Маргарита»?
В произведениях Михаила Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» автор использует богатую палитру стилистических пластов, чтобы создать многослойные и выразительные тексты, сочетающие элементы сатиры, гротеска, мистицизма, символизма, философии, иронии и сарказма. Такое разнообразие стилей
Сатира и гротеск
Сатирический взгляд Булгакова на общественные явления и политические системы занимает центральное место в обоих произведениях. В «Собачьем сердце» сатира достигает своего апогея благодаря гротескным ситуациям, таким как превращение Шарикова в человека, и показу бюрократии, работающей абсурдным образом. Гротеск подчёркивает противоречия между официальной риторикой революции и её реальными последствиями для общества. В «Мастере и Маргарите» сатирическое изображение Москвы 1930-х годов включает в себя саркастические сцены в редакциях газет, обличение писательской среды, пародию на бюрократию и формализм. Гротескные сцены со свитой Воланда служат инструментом разоблачения человеческих слабостей и аморальности.
Мистицизм и символизм
Булгаков наполняет свои произведения мистическими и символическими элементами, создавая уникальную атмосферу. В «Мастере и Маргарите» мистицизм проявляется в образах Воланда и его свиты, а также в сюжетной линии, связанной с Понтием Пилатом, которая поднимает философские вопросы о добре и зле, свободе выбора и наказании. В «Собачьем сердце» символизм прослеживается в метаморфозе Шарикова, которая становится аллегорией деградации человеческой природы и утраты моральных ориентиров.
Интертекстуальность
Интертекстуальные отсылки обогащают тексты Булгакова, делая их многослойными. В «Мастере и Маргарите» центральное место занимает библейская история о Понтии Пилате, которая привносит в роман религиозно-философский контекст. Кроме того, автор обращается к классическим произведениям мировой литературы, включая античную мифологию, произведения Гоголя и Достоевского. В «Собачьем сердце» можно найти отсылки к идеям о моральной ответственности человека и границах науки, что перекликается с классическими философскими текстами.
Ирония и сарказм
Булгаков активно использует иронию и сарказм, чтобы подчеркнуть абсурдность реальности и её обыденность. В «Собачьем сердце» профессор Преображенский с помощью иронии критикует революционные преобразования, бюрократию и наивность нового порядка. В «Мастере и Маргарите» саркастические диалоги и сцены с Воландом и его свитой подчёркивают порочность человеческой натуры и моральный хаос, царящий в обществе.
Композиция и многоплановость
Булгаков создаёт произведения, в которых композиция играет ключевую роль. В «Мастере и Маргарите» временные и пространственные пласты — современная Москва, древний Иерусалим, мистический мир Воланда — сосуществуют, создавая сложное переплетение тем и сюжетов. В «Собачьем сердце» слои гротеска, реализма и философии усиливают общий смысл произведения, заставляя читателя размышлять о границах гуманизма и морали.
Таким образом, Булгаков мастерски использует стилистические пласты, чтобы наполнить свои произведения глубокими смыслами и эмоциями. Их сочетание делает «Собачье сердце» и «Мастера и Маргариту» непревзойдёнными образцами литературы XX века, которые до сих пор остаются актуальными для современного читателя.
2. Найдите стилистические приёмы, создающие комический эффект в речи повествователя и в речах героев (алогизм или сочетание несочетаемого, языковые неправильности и ошибки, сравнения, гиперболы и т. д.) в прочитанных вами произведениях М. Булгакова.
Михаил Булгаков в своих произведениях «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дьяволиада» и «Мастер и Маргарита» виртуозно сочетает различные стилистические приёмы, создавая комический эффект, который служит как развлекательной, так и глубоко сатирической цели. Используя алогизмы, гиперболы, языковые ошибки и каламбуры, писатель достигает многослойности текста, где комизм становится инструментом для осмысления человеческой природы и общественных проблем.
1. Алогизм и сочетание несочетаемого
Булгаков нередко использует алогизм, намеренно нарушая логику повествования, чтобы подчеркнуть абсурдность описываемых ситуаций. В «Собачьем сердце» профессор Преображенский произносит фразу: «Если я, входя в подъезд, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и призову к тому же Зину и Дарью Петровну, в коридоре начнётся разруха». Это выражение вызывает смех из-за резкого контраста между высоким социальным статусом профессора и грубостью его высказывания. Подобные алогизмы помогают Булгакову не только создавать комический эффект, но и тонко подмечать хаос, царящий в обществе.
В «Мастере и Маргарите» алогизм проявляется в диалогах свиты Воланда. Например, кот Бегемот рассуждает с неожиданной для животного логикой, сочетая в своей речи философские мысли и бытовые глупости. Это создаёт парадоксальный эффект, заставляющий читателя переосмыслить границы между реальностью и фантазией.
2. Языковые неправильности и ошибки
Речь персонажей Булгакова, особенно представителей низших слоёв общества или карикатурных фигур, часто изобилует грамматическими ошибками, просторечиями и безграмотностью. В «Собачьем сердце» Шариков говорит: «Документ, что я живу», вместо «прописка». Такие фразы подчёркивают его необразованность и низкий культурный уровень, что, в свою очередь, вызывает смех. Однако этот смех часто имеет горький привкус, поскольку раскрывает проблемы социального неравенства и отсутствия образования.
В «Роковых яйцах» подобные элементы проявляются в репликах второстепенных персонажей, чья речь изобилует грубыми выражениями и нелепыми словосочетаниями, подчёркивающими их невежество на фоне катастрофических событий.
3. Сравнения и гиперболы
Булгаков активно использует гиперболы, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуаций и создать яркие комические образы. В «Мастере и Маргарите» сцена, в которой кот Бегемот бросается в атаку с пистолетом, «как кавалерист с саблей», иллюстрирует сочетание абсурдного и героического, что вызывает улыбку и подчёркивает необычность персонажа.
В «Роковых яйцах» гипербола проявляется в описании последствий экспериментов профессора Персикова, когда гигантские ящерицы захватывают деревни. Такие образы, одновременно гротескные и трагикомичные, подчёркивают опасность неконтролируемого прогресса.
4. Фразеологизмы и каламбуры
Булгаков блестяще использует каламбуры, играя со значениями слов и фразеологизмов. В «Мастере и Маргарите» фраза Воланда «Рукописи не горят» приобретает как метафорический, так и буквальный смысл, подчёркивая неуничтожимость творчества. Этот приём становится философским высказыванием о вечности искусства.
Каламбуры также встречаются в «Дьяволиаде», где герой сталкивается с бюрократической системой, описанной с юмором и лёгкой издёвкой. Например, его фамилия, Корытов, символизирует его положение «у корыта» бюрократических проблем, создавая аллюзию на сказку о золотой рыбке.
5. Оксюморон
Булгаков использует оксюмороны, чтобы подчеркнуть абсурдность и противоречивость описываемых ситуаций. В «Мастере и Маргарите» выражение «вторая свежесть» становится символом нелепости бюрократического языка и иронично намекает на неприспособленность советской системы к реальной жизни.
6. Ирония и сарказм
Ирония и сарказм пронизывают практически все произведения Булгакова. В «Дьяволиаде» сцены, в которых герой пытается решить свои проблемы в бюрократических учреждениях, изобилуют саркастическими репликами. Ирония в таких эпизодах направлена на критику системы, абсурдность которой становится очевидной благодаря поведению персонажей.
В «Собачьем сердце» сарказм профессора Преображенского по отношению к новому социальному строю и образу жизни Шарикова помогает читателю почувствовать личное отношение автора к происходящим событиям.
7. Гротеск и фантастика
В «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите» гротескные элементы смешиваются с фантастикой, создавая уникальный художественный эффект. Превращение Шарикова из собаки в человека — пример гротескной ситуации, подчёркивающей абсурдность социальных экспериментов.
В «Мастере и Маргарите» сцены с Воландом и его свитой наполнены элементами гротеска, где магия и реальность переплетаются, создавая парадоксальные и одновременно комичные образы.
Вывод
Михаил Булгаков использует богатый арсенал стилистических приёмов для создания комического эффекта, включая алогизмы, языковые ошибки, каламбуры, иронию и гиперболы. Эти приёмы не только развлекают читателя, но и помогают глубже осмыслить проблемы, затронутые в произведениях, — от социальных экспериментов до философских вопросов о природе человека и общества.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением