Ответы на вопросы на стр.77 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 771. Что привлекало Достоевского в учении социалистов?В молодости Фёдор Михайлович Достоевский испытывал искренний интерес к...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 77
1. Что привлекало Достоевского в учении социалистов?
В молодости Фёдор Михайлович Достоевский испытывал искренний интерес к социалистическим идеям. В то время социализм в России рассматривался как возможный путь к освобождению народа от угнетения и социального неравенства. Достоевского привлекало в этом учении несколько аспектов:
Идея социальной справедливости
Достоевский был впечатлен французскими утопическими социалистами, особенно учением Шарля Фурье.
Его привлекала идея более справедливого общества, в котором не будет нищеты, угнетения, несправедливости.
Будучи человеком сострадательным, он искренне переживал за судьбу бедняков и надеялся, что социалистические идеи смогут улучшить их положение.
Освобождение крестьян и улучшение их жизни
В 1840-е годы в России крестьянство находилось в крайне тяжелом положении – помещичье землевладение, крепостное право, зависимость от барина.
Достоевский надеялся, что социализм поможет преодолеть крепостничество и создать общество, в котором простые люди смогут жить достойно.
Интерес к демократическим реформам
В кружке Петрашевского активно обсуждалась необходимость политических перемен – отмена цензуры, введение конституции, расширение прав населения.
Достоевский разделял критическое отношение к самодержавию, что было близко социалистам.
Идеи братства и равенства
В учении социалистов его привлекала мысль о солидарности между людьми.
Он верил, что общество должно быть основано на любви и сотрудничестве, а не на эксплуатации одних людей другими.
Это перекликалось с его христианскими взглядами, которые станут особенно важными для него после ссылки.
Интерес к философии свободы
В ранний период своего творчества Достоевский восхищался идеями личной свободы, права человека на самоопределение.
Он считал, что каждый человек имеет право на самостоятельный выбор, а общество должно предоставлять равные возможности.

2. Какие идеи обсуждались на «пятницах» Петрашевского?
Кружок Петрашевского был одним из самых известных интеллектуальных собраний в 1840-е годы в Петербурге. В нем участвовали писатели, философы, студенты, чиновники, которых объединяла общая идея необходимости реформ в России.
Основные идеи, обсуждавшиеся на собраниях кружка:
Социалистические теории Шарля Фурье
Михаил Петрашевский был поклонником учения Фурье, согласно которому общество должно строиться по принципу гармонии и справедливости.
В кружке обсуждались идеи устройства общества будущего, в котором не будет бедности, неравенства и эксплуатации.
Отмена крепостного права
Одним из ключевых вопросов была необходимость отмены крепостничества, которое считалось позорным пережитком прошлого.
Участники кружка верили, что крестьяне должны получить землю и стать свободными.
Демократические свободы и политические реформы
Участники кружка выступали за отмену цензуры, свободу слова и печати.
Обсуждалась возможность введения конституции, народного представительства в органах власти.
Народное просвещение
Важным направлением было развитие образования для крестьян и бедных слоев населения.
Считалось, что народ должен быть просвещенным, грамотным, иначе невозможно построить справедливое общество.
Идея революции как способа перемен
Некоторые участники кружка размышляли о возможности революционных действий.
Хотя сам Петрашевский не призывал к насилию, многие радикальные идеи позже будут использованы революционерами конца XIX века.
Критика самодержавия и власти
На собраниях звучала критика российской политической системы, обсуждались недостатки абсолютизма.
Многие считали, что автократическая власть ведет страну в тупик и нужна либеральная монархия или республика.

Для индивидуальной работы. Стр. 77
1. Подготовьте подробное сообщение о кружке Петрашевского и судьбах его участников.
Кружок Петрашевского и судьбы его участников
Кружок Петрашевского – это неформальное объединение молодых интеллигентов, существовавшее в Санкт-Петербурге в конце 1840-х годов. Его основателем был Михаил Васильевич Петрашевский – чиновник Министерства иностранных дел, поклонник и пропагандист утопического социализма Шарля Фурье. Участники кружка собирались по пятницам (отсюда название – «пятницы Петрашевского»), обсуждая политические, философские и социальные проблемы России.
Основные идеи и темы обсуждений
Кружок объединял писателей, поэтов, чиновников, студентов, которые выступали за либеральные и революционные реформы в России. Среди тем, которые обсуждались на собраниях, были:
Критика самодержавия – участники кружка осуждали автократическую систему власти, считая, что России нужны конституционные реформы.
Отмена крепостного права – считалось, что крестьяне должны быть освобождены и получить землю.
Свобода слова и печати – активное неприятие государственной цензуры.
Идеи утопического социализма – в первую очередь взгляды Фурье о равенстве и справедливости.
Народное просвещение – необходимость образования для простого народа, так как неграмотность считалась причиной бедности.
Революционные идеи – среди участников были те, кто верил в возможность вооруженного переворота.
Некоторые участники выступали за постепенные реформы, другие – за радикальные методы, что позже привело к обвинениям в заговоре против власти.
Фёдор Михайлович Достоевский и кружок Петрашевского
Ф. М. Достоевский присоединился к кружку в 1847 году.
Он интересовался идеями социальной справедливости и выступал за права крестьян и свободу личности.
На одном из собраний он зачитал запрещённое письмо Виссариона Белинского к Гоголю, в котором критиковалась российская действительность.
Это выступление стало одной из причин его ареста.
Арест и суд над петрашевцами
В 1849 году Николай I приказал арестовать членов кружка, так как власти считали их опасными заговорщиками.
Всего было арестовано 123 человека, 21 из них были приговорены к смертной казни.
Среди приговоренных – Ф. М. Достоевский, Михаил Петрашевский, Николай Спешнев, Алексей Плещеев и другие.
Инсценировка казни
22 декабря 1849 года на Семёновском плацу состоялась показательная инсценировка казни.
Осужденных вывели на площадь, прочитали смертный приговор, даже раздалась команда "Целься!".
В последний момент казнь заменили ссылкой – это был заранее подготовленный психологический эксперимент, чтобы сломить дух арестантов.

Судьбы участников кружка
Фёдор Достоевский – отправлен на каторгу в Омск на 4 года, затем 6 лет в ссылке в Семипалатинске. Позже его взгляды изменились, он отошёл от социалистических идей.
Михаил Петрашевский – приговорён к каторге и вечной ссылке в Сибири. Освобождён только в 1856 году.
Николай Спешнев – один из самых радикальных участников, вдохновленный идеями французских революционеров. После ссылки отошёл от политической деятельности.
Алексей Плещеев – поэт, получил ссылку на военную службу в Оренбург, позже вернулся в литературу.
Сергей Дуров – сослан в Сибирь, умер в ссылке.
Влияние событий на Достоевского
После каторги взгляды Достоевского радикально изменились:
Он разочаровался в революционных идеях, так как увидел страдания простого народа в Сибири.
В его поздних произведениях («Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы») социализм уже предстает как опасная утопия, ведущая к разрушению общества.
Вместо революции он видел путь через христианское смирение и сострадание.
Кружок Петрашевского был одним из первых либеральных и социалистических движений в России. Его участники мечтали о справедливом обществе без крепостного права и цензуры, но их идеи встретили жестокое преследование со стороны властей.
Арест и ссылка стали переломным моментом в жизни Достоевского, полностью изменив его мировоззрение и творчество.

2. Обратитесь к «Дневнику писателя» Достоевского и найдите размышления автора о людях 1840-х годов и о его собственных настроениях того времени. Как в зрелые годы оценивал писатель этот период своей жизни?
Фёдор Михайлович Достоевский неоднократно возвращался к воспоминаниям о 1840-х годах в «Дневнике писателя», анализируя их с позиции зрелого человека. Этот период он воспринимал как время юношеских заблуждений, надежд и увлечения идеями, которые со временем оказались несостоятельными. Однако именно 1840-е годы во многом определили его мировоззрение, творчество и отношение к России.
1840-е годы в России были временем глубоких общественных потрясений и дискуссий. Это десятилетие стало эпохой формирования новых идеологических течений, включая:
утопический социализм (идеи Сен-Симона, Фурье, Оуэна),
либерализм и западничество (считавшие, что Россия должна развиваться по западному образцу),
славянофильство (противостояло западничеству, утверждая, что у России свой уникальный путь развития),
революционные идеи, направленные на свержение самодержавия.
Особенно популярными стали идеи французских социалистов, которые говорили о создании справедливого общества на принципах равенства и братства. В этих условиях формировались взгляды молодого Достоевского, который, как и многие его современники, стремился найти способы изменить жизнь народа.
Достоевский вступил в кружок Михаила Петрашевского, где обсуждались социалистические идеи, критика самодержавия, необходимость отмены крепостного права. На этих встречах он познакомился со многими единомышленниками, разделявшими его стремление к справедливости и социальному прогрессу.
В 1840-е годы Достоевский был убеждённым сторонником социалистических идей и верил в их способность изменить жизнь простого народа. Он искренне думал, что просвещение, реформы и изменение системы управления приведут к улучшению положения крестьян и рабочих.
Особенно его привлекали идеи французского социалиста Шарля Фурье, который мечтал о создании «фаланстеров» – самоуправляемых коммун, где все люди были бы равны. Достоевский надеялся, что подобная модель может быть реализована в России, и видел в этом спасение для народа.
Однако он не был революционером в буквальном смысле слова. В отличие от радикальных членов кружка Петрашевского, он не стремился к вооружённому восстанию, а скорее мечтал о реформировании общества мирным путём.
Впоследствии, анализируя этот период, Достоевский называет свои юношеские идеи иллюзиями, говоря, что его взгляды были слишком книжными, далекими от реальной жизни народа.
«Я искал истины в книжных теориях, а не в самой жизни…»
После ареста, каторги и ссылки Достоевский полностью пересмотрел свои взгляды. В «Дневнике писателя» он пишет, что социализм оказался несостоятельной теорией, а революционные идеи ведут не к свободе, а к разрушению государства и гибели людей.
Основные причины его разочарования в социализме:
Он увидел, что народ не стремится к революции, а живёт своими духовными ценностями.
Социализм не учитывает истинную природу человека, его нравственные устремления.
Равенство, навязанное силой, неизбежно приводит к тирании.
В зрелом возрасте он утверждает, что спасти общество может только духовное развитие личности. Он приходит к христианскому пониманию человека, считая, что только вера, сострадание и внутренняя работа над собой способны изменить мир.
Цитаты из «Дневника писателя», отражающие его взгляды:
«Я был заражён идеями, которые не имели почвы в народе. Я думал, что мы несем свет, но сами были слепыми.»
«Настоящая свобода — это не свобода от власти, а свобода духа. Кто не свободен в душе, не будет свободен нигде.»
«Я искал счастье народа в теориях, а оно было у него в сердце.»
В молодости (1840-е годы):
Вера в социалистические идеи.
Стремление к изменению общества через просвещение и реформы.
Восхищение идеями французских утопистов.
Участие в кружке Петрашевского.
В зрелости (1870-е годы):
Осознание нежизнеспособности социалистических идей.
Разочарование в революционных методах.
Приход к православному мировоззрению.
Убеждение, что спасение России — в духовности, а не в революции.
Достоевский оценивал 1840-е годы как время иллюзий и поисков, но он не считал этот период бесполезным. Напротив, он признавал, что эти ошибки привели его к более глубокому пониманию жизни, народа и человеческой природы. В итоге он пришёл к убеждению, что справедливое общество невозможно построить только на законах и революциях — оно рождается в душе каждого человека через любовь, сострадание и веру.

3. Сопоставьте размышления в «Дневнике писателя» и рассуждения о людях 40-х годов в романе И. С. Тургенева «Рудин».
Размышления Ф. М. Достоевского в «Дневнике писателя» и взгляды И. С. Тургенева, изложенные в романе «Рудин», позволяют глубже понять особенности поколения 1840-х годов и его влияние на русскую литературу и общественную мысль. Оба писателя по-разному оценивали этот период, но сходились в одном — это было время мечтателей, которые не смогли изменить мир.
Как Достоевский в «Дневнике писателя» оценивает людей 1840-х годов?
Ф. М. Достоевский, размышляя о 1840-х годах в зрелом возрасте, критически осмысливает этот период своей жизни. В юности он, как и многие его современники, увлекался идеями западного социализма, стремился к справедливому обществу, верил в силу интеллигенции. Однако с годами его взгляды претерпели изменения, и в «Дневнике писателя» он уже оценивает 1840-е годы как время иллюзий и ложных надежд.
Одним из главных аспектов его размышлений становится осознание оторванности интеллигенции от реальной жизни народа. Он приходит к выводу, что революционные идеи, привнесённые с Запада, не способны принести настоящего счастья России. Эти идеи привлекали молодёжь, но на деле они оставались книжными теориями, которые не выдерживали столкновения с действительностью. Достоевский отмечает, что интеллигенция 1840-х годов жила в мире идей, а народ — в мире реальной борьбы за выживание.
Кроме того, он осознаёт опасность революционных методов. Если в молодости он воспринимал их как путь к социальной справедливости, то позже увидел, что насильственное разрушение устоев ведёт не к счастью, а к катастрофе. Достоевский приходит к выводу, что настоящая сила России заключена в её народе, его духовности, его православной вере.
В одном из фрагментов «Дневника писателя» он признаётся:
«Я искал истины в книгах, а она была у народа. Я думал, что несу ему свет, но оказалось, что сам ничего не видел.»
Таким образом, Достоевский отвергает идеи социалистической интеллигенции и приходит к убеждению, что будущее России лежит в православной традиции и народной мудрости.
Как Тургенев изображает «человека 1840-х годов» в романе «Рудин»?
Если Достоевский переосмысливает 1840-е годы в философском и религиозном плане, то И. С. Тургенев показывает поколение романтиков-идеалистов через образ главного героя — Дмитрия Рудина.
Рудин — это типичный представитель поколения 1840-х годов. Он эрудирован, красноречив, обладает широкими взглядами, вдохновлён идеями гуманизма и социальной справедливости. Однако его трагедия заключается в том, что он не способен воплотить свои идеи в жизнь. Он много говорит, но ничего не делает, не умеет применить свои знания на практике.
Тургенев подчёркивает противоречивость этого поколения: с одной стороны, оно стремилось к идеалам, но с другой — оказалось бессильным перед реальностью. Рудин не может найти себе места в мире, потому что его идеи не приносят ему никакой практической пользы, а окружающие люди воспринимают его как пустого мечтателя.
Один из важных моментов в романе связан с тем, что сам Рудин осознаёт свою неспособность к действию. В одном из диалогов он горько замечает:
«Мы говорим, говорим... а что из этого выходит? Куда приводят нас все эти разговоры?»
Этот момент можно сопоставить с размышлениями Достоевского в «Дневнике писателя», где он также признаёт пустоту и неэффективность идей 1840-х годов. Если в молодости эти идеи казались спасением, то со временем стало понятно, что они не выдержали проверки реальной жизнью.
Сходство взглядов Достоевского и Тургенева
Несмотря на разные художественные подходы, Достоевский и Тургенев по-своему критикуют поколение 1840-х годов, выделяя основные его недостатки:
Отрыв от реальной жизни. Интеллигенция того времени увлекалась западными теориями, но не пыталась понять настоящие нужды общества.
Неспособность к действию. И Рудин, и многие молодые люди 1840-х годов много говорили о будущем, но ничего не сделали, чтобы его приблизить.
Разочарование в идеалах. Постепенно интеллигенция осознала, что их теории не работают, что привело к кризису веры и утрате смыслов.
Однако если Тургенев просто фиксирует эту проблему, показывая трагедию поколения, то Достоевский предлагает выход. Он находит смысл жизни не в западных учениях, а в русском православии, народной духовности, традиционных ценностях.
Различие взглядов Достоевского и Тургенева
Хотя оба автора критиковали поколение 1840-х годов, их подходы различались.
Достоевский пришёл к выводу, что России нужен новый путь — духовный, православный. Он отверг западные идеи и стал приверженцем народных ценностей.
Тургенев, напротив, печалился, что интеллигенция оказалась бессильной, но не видел выхода. В его произведениях ощущается грусть и сожаление о несбывшихся надеждах.
Тургенев показывает разочарование человека 1840-х годов, но не предлагает альтернативы. Достоевский же критикует прошлое, но находит путь к будущему. Он говорит, что человеку нужна вера, а не пустые идеи, и что спасение России лежит в её народе, а не в теориях европейских философов.
Вывод
Размышления Ф. М. Достоевского в «Дневнике писателя» и взгляды И. С. Тургенева в романе «Рудин» помогают понять суть поколения 1840-х годов. Это было время великих идей, но слабых действий. Молодое поколение мечтало о социальной справедливости, но оказалось не готово к реальным переменам.
Достоевский осознал несостоятельность западных идей и нашёл истину в народе и православии. Тургенев же показал трагедию интеллигенции, которая не смогла найти своё место в мире.
Таким образом, если Тургенев фиксирует проблему, то Достоевский предлагает её решение. В этом и заключается главное отличие их взглядов на эпоху 1840-х годов.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением