Ответы на вопросы на стр.79 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 791. Какие испытания перенёс писатель в годы каторги и какие открытия совершил?Испытания Достоевского на каторгеФёдор Михайлович...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 79
1. Какие испытания перенёс писатель в годы каторги и какие открытия совершил?
Испытания Достоевского на каторге
Фёдор Михайлович Достоевский провёл четыре года (1850–1854) в Омском остроге, одном из самых суровых мест ссылки в Сибири. Эти годы стали для него тяжелейшим испытанием как физически, так и морально.
Физические страдания и тяжёлые условия жизни
Острог был перенаселён преступниками — убийцами, ворами, рецидивистами, с которыми Достоевскому пришлось жить бок о бок.
Спали на деревянных нарах без матрасов, в зимнее время было холодно, в бараках распространялись болезни.
Работы были изнуряющими, условия труда нечеловеческими, питание скудное.
Писатель страдал от эпилептических приступов, которые на каторге участились.
Моральное унижение
Достоевский был лишён дворянского статуса, что делало его объектом презрения со стороны солдат-наблюдателей и уголовников.
Его подвергали постоянному контролю, запрещали чтение, писательство, ограничивали общение.
Тюрьма не только физически изматывала заключённых, но и ломала их морально — многие теряли надежду и деградировали.
Изоляция от внешнего мира
В течение четырёх лет Достоевский не мог читать книг, вести дневники или записывать свои мысли, что для человека его склада было крайне мучительно.
Единственное, что разрешалось — чтение Библии, которую он тщательно изучил, что оказало огромное влияние на его мировоззрение.
Открытия, сделанные Достоевским на каторге
Несмотря на ужасы каторжной жизни, этот период стал важным для духовного становления писателя.
Переоценка своих прежних идеалов
До каторги Достоевский был увлечён социалистическими идеями, верил в возможность прогрессивных реформ.
Однако среди простых крестьян-каторжан он увидел, что народ далёк от западных утопий, его жизнь основана на других ценностях.
Познание настоящего русского народа
Достоевский встретился с подлинными представителями простого народа, не с теми крестьянами, о которых писали интеллектуалы, а с реальными людьми — бедными, страдающими, но сильными духом.
Он осознал, что простые люди живут верой, смирением и терпением, а не революционными теориями.
Открытие народного христианства
В каторге он увидел настоящее православие, глубоко укоренённое в жизни народа.
Оказалось, что вера не формальна, а жива и искренна. Народное христианство — это не догмы, а внутреннее понимание добра, сострадания, любви.
Это открытие привело его к осознанию, что будущее России не в революции, а в духовном возрождении.
Новый взгляд на преступление и наказание
Он изучил психологию преступников — людей, которые совершали убийства, кражи, но при этом имели свою систему ценностей.
Он понял, что преступление — не просто нарушение закона, а сложный внутренний процесс, связанный с совестью, раскаянием, судьбой.
Эти наблюдения позже легли в основу романа «Преступление и наказание».
Таким образом, каторга не только стала испытанием, но и привела его к глубоким открытиям о природе человека, народной вере и судьбе России.

2. Почему писатель считал, что обязан каторге хорошим знанием русского народа?
Фёдор Михайлович Достоевский считал, что каторга стала его «университетом жизни», где он впервые по-настоящему узнал и понял русский народ. До ссылки он вращался в среде дворян, интеллигенции, идеалистов, социалистов, но на каторге он встретился с простыми крестьянами, солдатами, бедняками, преступниками. Этот опыт глубоко повлиял на его мировоззрение.
Осознание различия между теоретическим и реальным народом
До каторги Достоевский, как и многие молодые интеллигенты его времени, идеализировал народ. Он верил в социалистические идеи, надеялся, что бедные слои общества готовы к просвещению, свободе и прогрессу. Однако на каторге он увидел совсем другой народ – людей, которые не только страдали, но и жили по собственным нравственным законам, далеким от теоретических рассуждений западников.
Крестьяне не стремились к революции, не пытались «разрушить старый мир», а принимали свою судьбу как данность, находя опору в вере, традиции, морали.
Для них важны не философские концепции, а справедливость, добро, уважение, честь.
Они не были безвольными жертвами, как их иногда представляли в либеральной среде, а сохраняли стойкость, человечность и силу духа.
Этот разрыв между представлениями интеллигенции и реальной жизнью народа стал одним из главных мотивов творчества Достоевского.
Изучение народного характера
На каторге Достоевский был вынужден жить бок о бок с уголовниками, убийцами, ворами, но среди них он увидел настоящую русскую душу.
Он наблюдал за людьми, изучал их психологию, повадки, речи.
Оказалось, что даже самые страшные преступники могут испытывать раскаяние, чувство вины, душевные муки.
Это дало ему богатый материал для будущих романов, особенно для «Преступления и наказания», где Раскольников борется со своей совестью.
Влияние на творчество
Благодаря каторге Достоевский понял, что его задача как писателя — не пропаганда революционных идей, а отображение истинной русской жизни.
В его произведениях стали появляться сложные, глубокие персонажи из народа: Мармеладов, Соня Мармеладова, Макар Девушкин, старец Зосима.
Он заговорил о русском человеке как о личности, имеющей свой уникальный путь – через страдание, веру, раскаяние.
Это сделало его романы не просто социальными, а духовными произведениями, в которых русский народ представлен не как жертва, а как носитель великой духовной силы.
Таким образом, каторга дала Достоевскому бесценный жизненный опыт, который сделал его главным русским писателем, показавшим истинную душу народа.

3. В чём увидел Достоевский проявления народного знания Христа, которое стало его «символом веры»?
Каторга не только помогла Достоевскому понять русский народ, но и изменила его отношение к христианству. Он увидел, что вера в народе жива не как обряд или традиция, а как основа жизни.
Христос как образ страдания и любви
Простые люди не воспринимали Христа как строгого судью, требующего следования канонам. Для них он был не Господом Вседержителем, а страдальцем, человеком, близким и понятным.
Народное понимание Христа было не догматическим, а эмоциональным, живым.
Вера помогала им преодолевать страдания, а не искать причин для ропота или ненависти.
Они не обсуждали богословские вопросы, не сомневались, а просто верили, потому что это поддерживало их в жизни.
Эта народная вера в страдающего, но любящего Христа стала центром мировоззрения Достоевского.
Народное христианство – это путь смирения и терпения
В отличие от западных интеллектуалов, которые требовали социальных реформ, крестьяне не стремились к насильственным переменам.
Они верили в судьбу, промысел Божий и считали, что нужно терпеть, а не бороться против своей участи.
Они находили силу не в ненависти, а в смирении, любви, прощении.
Даже в самых тяжёлых условиях они сохраняли доброе сердце и веру в справедливость.
Вера как главное богатство русского народа
Достоевский увидел, что самое ценное в народе – это его духовное знание.
Крестьянская вера не требовала доказательств, богословских споров – она была естественной, глубокой и прочной.
Народ понимал Христа сердцем, а не разумом, и именно это Достоевский считал высшей формой веры.
Он пришёл к выводу, что Россия спасётся не революцией, а возвращением к истинной вере.
Народный Христос как альтернатива западному прогрессу
После каторги Достоевский осознал главную ошибку западного мира: там вера становится второстепенной, уступая место разуму, прогрессу, материализму.
Он считал, что западный человек отвернулся от Христа и потерял душу.
В противовес этому русский народ сохранил веру, потому что не пытался объяснить её логически, а просто жил по ней.
Это стало его противопоставлением Западу: не через науку и революции, а через Христа Россия найдёт своё спасение.
Влияние на творчество
Эта идея стала основой всех поздних романов Достоевского.
В «Преступлении и наказании» Раскольников осознаёт, что спасение – в вере и раскаянии, а не в идеях революции.
В «Братьях Карамазовых» старец Зосима проповедует любовь, смирение, прощение как истинные ценности.
В «Идиоте» князь Мышкин – образ Христа, чистого, любящего, но непонятого миром.
Таким образом, Достоевский увидел в народном понимании Христа путь к спасению России и человечества.

Для индивидуальной работы. Стр. 79
1. Подготовьте сообщение о книге «Записки из Мёртвого дома». Прочитайте в классе вслух наиболее поразившие вас эпизоды.
Сообщение о книге Ф. М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома»
Автор и история создания
«Записки из Мёртвого дома» — произведение Фёдора Михайловича Достоевского, написанное под впечатлением от его личного опыта каторги. В 1849 году Достоевский был арестован за участие в кружке Петрашевцев, осуждён и приговорён к смертной казни, которая в последний момент была заменена каторгой. С 1850 по 1854 год он отбывал наказание в Омском остроге.
После освобождения писатель не мог сразу обратиться к литературе, так как находился под строгим надзором и должен был служить рядовым в армии. Однако к 1860 году, вернувшись к литературной деятельности, он начал публиковать в журнале «Время» свои воспоминания о годах, проведённых в каторге.
В 1861–1862 гг. «Записки из Мёртвого дома» выходили частями в журнале, а затем были изданы отдельной книгой. Произведение стало сенсацией, так как впервые в русской литературе были представлены реальные условия жизни каторжан, не через художественную выдумку, а через собственный опыт автора.
Жанр и особенности повествования
Книга написана в форме мемуаров, но с художественными элементами. Достоевский создаёт литературного героя — Александра Петровича Горянчикова, от лица которого ведётся рассказ. Этот герой — дворянин, осуждённый за убийство жены, и именно его глазами читатель видит каторжную жизнь.
Такая форма позволила Достоевскому:
Избежать прямых автобиографических элементов, что помогло ему обойти цензуру;
Создать обобщённый образ интеллигента на каторге, что усиливает эффект наблюдения за реальной жизнью заключённых;
Передать психологическую глубину через взгляд человека, который одновременно является участником событий и наблюдателем.
Основные темы книги
В «Записках из Мёртвого дома» Достоевский затрагивает множество тем:
Тяжёлые условия жизни каторжан – наказания, голод, болезнь, унижения;
Разнообразие человеческих характеров – в каторге встречаются и жестокие преступники, и люди с добрым сердцем;
Взаимоотношения между заключёнными – сложные связи, борьба за место в обществе каторжан;
Критика системы наказаний – каторга не исправляет людей, а делает их хуже;
Религия и вера как спасение – многие заключённые, несмотря на страшные условия, сохраняют религиозность.
Картина жизни в каторге
Достоевский показывает каторгу как особый мир, со своими законами, правилами и кастами. Среди заключённых существуют разные группы людей:
Отъявленные преступники – жестокие, опасные люди, не способные к раскаянию;
Случайные осуждённые – люди, попавшие в каторгу из-за обстоятельств, но не потерявшие человеческого достоинства;
Каторжане-раскольники – представители старообрядчества, для которых вера является единственной опорой;
Интеллигенты – дворяне, сосланные за преступления или политические взгляды, воспринимаются каторжанами как «чужие».
Взаимоотношения между этими группами сложны, часто конфликтны. Автор подчёркивает, что в каторге существуют свои законы чести и свои правила, которые порой отличаются от внешнего мира.
Главные герои
Александр Петрович Горянчиков – рассказчик, от лица которого ведётся повествование. Его взгляд позволяет объективно оценить происходящее.
Петров – бывший солдат, честный и сильный человек, олицетворение стойкости.
Орлов – один из самых опасных каторжан, воплощение жестокости.
Семёнов – человек, несправедливо осуждённый, его судьба показывает несправедливость системы.
Лука Кузьмич – старый каторжанин, религиозный и добрый человек, олицетворяет народную мудрость.
Эти персонажи представляют разные стороны каторги – от озлобления и деградации до духовной стойкости и надежды.
Испытания и открытия, сделанные Достоевским
Испытания:
Унижения и жестокость – наказания, кнуты, побои, тяжёлый физический труд.
Болезни и голод – плохие условия жизни, слабое питание, отсутствие медицинской помощи.
Человеческое равнодушие – общество считает каторжан изгоями, которым не место среди людей.
Открытия:
В каторге есть место добру и человечности, несмотря на ужасные условия.
Тюремная система не исправляет преступников, а делает их ещё ожесточённее.
Народная вера в Бога сохраняется даже в самых тяжёлых условиях.
Значение религии и народной веры
В каторге Достоевский обнаружил, что простые люди обладают глубокой верой, и это помогло ему самому укрепиться в христианских взглядах. Он видел, как заключённые искренне молятся, как чтут церковные праздники, и понял, что народная вера живёт глубже, чем официальное православие.
Каторжане молятся усердно, с верой, которая идёт от сердца.
Простые люди не рассуждают о Боге, но чувствуют его присутствие в жизни.
Смирение и терпение – ключевые качества народной веры, помогавшие выживать в каторге.
Эти открытия повлияли на будущие романы Достоевского, где религиозные мотивы стали важной частью его философии.
Критика системы наказаний
Одной из главных идей книги стало осознание того, что каторга не исправляет людей. Достоевский показывает, что:
Жестокие условия ожесточают людей вместо того, чтобы исправить.
Многие преступники попали в каторгу не по своей воле (из-за бедности, несправедливых приговоров, случайных обстоятельств).
Люди сохраняют достоинство даже в самых тяжёлых условиях, а преступление не всегда делает человека плохим.
Этот вывод лег в основу его последующих романов, особенно «Преступления и наказания».
Значение книги
Это первое произведение в русской литературе, показывающее каторгу изнутри.
Книга повлияла на изменение взглядов общества на систему наказаний.
В ней заложены идеи, которые будут развиты в великих романах Достоевского.
Произведение остаётся актуальным, так как поднимает вопросы наказания, раскаяния, судьбы человека и веры.
Вывод
«Записки из Мёртвого дома» – это не просто автобиографическое произведение, а глубокий философский и психологический анализ жизни человека в экстремальных условиях. Достоевский показывает силу человеческого духа, противостоящего страданиям, и делает вывод, что только вера и смирение способны сохранить человека даже в аду каторги.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением