Ответы на вопросы на стр.8 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 81. Какие социальные противоречия будущий писатель почувствовал ещё в детстве? Почему? Какую роль в его нравственном становлении играло...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 8
1. Какие социальные противоречия будущий писатель почувствовал ещё в детстве? Почему? Какую роль в его нравственном становлении играло Евангелие?
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин с ранних лет столкнулся с глубокими социальными противоречиями, которые оказали значительное влияние на формирование его мировоззрения и сатирического таланта. Он родился в старинной дворянской семье, но его детство прошло в период кризиса помещичьего уклада, когда крепостничество доживало последние десятилетия, а аристократическая знать теряла своё прежнее влияние. В родовом имении его семьи ярко проявлялись все недостатки дворянской системы: жестокость и произвол помещиков, бесправие крепостных, их униженное положение, а также глубокая пропасть между привилегированными и зависимыми слоями общества. В детстве Салтыков наблюдал, как его мать, энергичная и властная женщина, безжалостно управляла хозяйством, подавляя любую попытку сопротивления со стороны крепостных. Это породило у будущего писателя острую неприязнь к социальному неравенству и несправедливости, которые он впоследствии отразил в своих произведениях.
Помимо материального расслоения, Салтыков-Щедрин столкнулся с моральным и духовным противоречием дворянской среды, где лицемерие, двуличие и угодничество считались нормой. Дворяне поддерживали видимость благородства, но на деле демонстрировали жестокость и пренебрежение к слабым. Такое окружение угнетало его, вызывало протест против устоявшегося порядка и стремление понять истинные нравственные ценности. Важную роль в этом процессе сыграло знакомство с Евангелием, которое стало для Салтыкова своего рода нравственным ориентиром. Ему было привито религиозное воспитание, но он воспринимал христианские заповеди не как формальные догмы, а как живое учение, призванное бороться со злом и несправедливостью. Он особенно проникся евангельскими идеями милосердия, сострадания и равенства перед Богом, что резко контрастировало с окружающей его действительностью. Это сформировало у него критическое отношение к социальным порядкам и привило стойкое неприятие бездушного самодурства дворян.
Таким образом, ещё в детстве Михаил Евграфович ощутил на себе всю несправедливость крепостного строя и осознал его внутреннюю противоречивость. С одной стороны, он принадлежал к дворянскому сословию, но, с другой, внутренне не принимал его нравов и устоев. Евангельские идеи о добре и справедливости помогли ему осознать пороки окружающей его системы и заложили основу будущей сатирической направленности его творчества, в котором он беспощадно разоблачал социальное зло и человеческую жестокость.

2. За что Салтыков-Щедрин в юности получил прозвище «второго Пушкина»?
В юности Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин проявил выдающиеся литературные способности, благодаря которым получил прозвище «второго Пушкина». Это произошло в период его обучения в Царскосельском лицее, престижном учебном заведении, известном тем, что там некогда учился Александр Сергеевич Пушкин. Уже тогда талант юного Салтыкова выделялся среди сверстников, и он приобрёл репутацию блестящего стихотворца. Его литературный дар был настолько очевиден, что преподаватели и ученики начали сравнивать его с великим поэтом, хотя стилистически их произведения были разными.
Прозвище «второго Пушкина» появилось в результате того, что Михаил Евграфович с лёгкостью писал стихи, демонстрируя изысканный язык, тонкую образность и глубокие размышления о жизни. Он настолько преуспел в поэтическом творчестве, что его сочинения вызвали восторг и признание в лицеистской среде. Это соответствовало духу времени, когда культ Пушкина ещё только начинал формироваться, и любой талантливый юноша, проявлявший себя в стихосложении, мог быть уподоблен этому гению русской литературы. К тому же сам факт обучения в лицее, откуда вышел Пушкин, способствовал таким сравнениям, создавая своего рода преемственность между поколениями воспитанников.
Однако сам Салтыков-Щедрин не пошёл по стопам поэта и со временем отказался от чистой поэзии, осознав, что его истинное призвание — проза и сатира. Уже в годы лицейского обучения он начал отходить от романтической традиции, углубляясь в осмысление социальной действительности. Его дальнейшее творчество стало более резким, остросоциальным, а позже — сатирическим, что определило его литературный путь и отличило его от Пушкина. Тем не менее прозвище «второго Пушкина» на раннем этапе его жизни свидетельствовало о признании его выдающегося таланта, который впоследствии проявился в другом литературном жанре, сделав его одним из величайших сатириков России.

3. Какие стороны учения французских социалистов-утопистов были близки Салтыкову-Щедрину? Что в их идеях не разделял писатель?
Учение французских социалистов-утопистов было во многом близко Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину, так как оно предлагало нравственные идеалы, направленные на исправление социальных несправедливостей, которые он с детства остро ощущал. В основе этого учения лежали идеи о преобразовании общества на принципах братства, равенства и справедливости, что перекликалось с его собственными взглядами на социальные пороки России XIX века. Французские утописты, такие как Сен-Симон, Фурье, Кабе и Луи Блан, стремились создать гармоничное общество, в котором не было бы эксплуатации и угнетения, а каждый человек имел бы возможность для полноценной самореализации. Эти идеи находили отклик в душе Салтыкова-Щедрина, поскольку он с юности возмущался крепостническим строем, социальным неравенством и угнетением простого народа. Он считал, что цивилизация должна стремиться к социальному прогрессу, а правящие классы обязаны не только заботиться о себе, но и нести ответственность перед обществом.
Особенно близкой для него была мысль социалистов-утопистов о том, что экономическое и политическое угнетение народа можно преодолеть через нравственное воспитание общества и сознательную переориентацию его ценностей. Французские мыслители критиковали существующий порядок и видели выход в воспитании нового человека, обладающего высокой моральной сознательностью и стремящегося к благу не только для себя, но и для окружающих. Салтыков-Щедрин разделял эту точку зрения, поскольку сам выступал за просвещение и разоблачение пороков общества с целью его исправления. Его сатира была направлена именно на то, чтобы пробудить в людях осознание их положения и побудить к переменам.
Однако, несмотря на близость многих идей, Салтыков-Щедрин не разделял всей концепции утопического социализма. Он скептически относился к излишнему идеализму французских утопистов, считая, что их взгляды слишком оторваны от реальной жизни и не учитывают сложность человеческой природы. В частности, он не верил в возможность создания общества, основанного исключительно на нравственном совершенствовании людей, без реального изменения политической и экономической системы. Французские утописты были склонны считать, что достаточно внедрить определённые модели социального устройства, как люди автоматически станут добродетельными и сознательными. Салтыков-Щедрин, напротив, видел, что реальность далека от подобных представлений, и понимал, что даже в самом справедливом государственном устройстве человеческие пороки — корысть, жадность, стремление к власти — не исчезнут полностью.
Таким образом, хотя французский утопический социализм во многом повлиял на взгляды Салтыкова-Щедрина и укрепил его убеждённость в необходимости социальных преобразований, он не принимал наивного идеализма утопистов и их веры в возможность построения совершенного общества без учёта реальных законов человеческой психологии и социального развития. В отличие от них, он видел, что любые перемены требуют не только нравственного перевоспитания, но и борьбы с существующими структурами власти, что нашло отражение в его сатирических произведениях, разоблачающих несправедливость и несовершенство общественного строя.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением