Ответы на вопросы на стр.83 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)






Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Проанализируйте сцену, в которой братья Мелеховы косят пшеницу (кн. 1, ч. 1, гл. XVII), и ответьте на вопрос: какие нравственные принципы, исповедуемые героями, раскрывает здесь автор?
Сцена, в которой братья Мелеховы косят пшеницу, раскрывает ряд нравственных принципов героев романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». В этой сцене через напряжение, конфликты и взаимодействие героев проявляется их характер, а также жизненные устои, характерные для казачьего сообщества.
Прежде всего, работа, которой занимаются герои, становится символом единения с землёй и укоренённости в традициях. Покос — это не просто труд, но и важная часть жизненного уклада, тесно связанная с ритмом природы. Однако, несмотря на общую цель, личные конфликты и эмоции часто берут верх. Отношения между Петром и Григорием наполнены скрытой агрессией, подогреваемой намёками на личные проблемы. Их спор, перерастающий в драку, начинается с поддразниваний Петра, который провоцирует Григория словами о его отношениях с Аксиньей: «Да Аксютка Астахова с твоим братом». В этот момент автор раскрывает одну из важных черт героев — их горячность и импульсивность. Особенно это касается Григория, который не может сдержать свой гнев и бросает вилы в брата, готовый даже к насилию. Эта сцена подчёркивает конфликт между чувством долга и вспышками эмоций, свойственный многим персонажам романа.
Однако, несмотря на вспышку гнева, между братьями сохраняются теплота и привязанность. После драки они мирятся, смеются друг над другом, что показывает их умение сглаживать конфликты и возвращаться к нормальному общению. Этот эпизод подчёркивает ценность семейных связей, которые в казачьей среде стоят на первом месте. Даже в моменты агрессии они остаются братьями, связанными не только кровными узами, но и общими ценностями.
Автор также обращает внимание на то, как окружающие воспринимают конфликт. Комичность ситуации усиливается слухами, которые мгновенно распространяются по хутору. Сообщение соседки о драке, сильно преувеличенное и искажённое, вызывает бурную реакцию Пантелея Прокофьевича. Его попытка вмешаться и наказать сыновей становится символом строгих, но справедливых устоев казачьей семьи. Отец, взбешённый ложной информацией, мчится на место происшествия, размахивая арапником. Однако, разобравшись в ситуации, он быстро успокаивается, что демонстрирует его здравомыслие и любовь к своим детям, несмотря на строгость. Сцена с его приездом и криками наполнена комизмом, но в то же время раскрывает важную роль отца как хранителя порядка и традиций.
Важно отметить, что в этой сцене труд и семейные отношения переплетаются с нравственными принципами, характерными для героев романа. Уважение к земле, на которой они работают, трудолюбие, способность к примирению — всё это является основой их нравственного мира. Несмотря на вспышки агрессии и конфликты, Григорий и Пётр остаются людьми, для которых труд и семья имеют первостепенное значение.
Эпизод с косьбой пшеницы показывает, что для казаков труд — это не только способ добывания пропитания, но и часть их идентичности. Взаимоотношения между персонажами раскрывают их сложные, многогранные характеры, а сцена с участием Пантелея Прокофьевича напоминает о важности семейной и общественной иерархии. Таким образом, Шолохов через эту сцену показывает, что нравственные принципы героев основаны на уважении к труду, земле и семейным связям, несмотря на человеческие слабости и эмоциональные всплески.
Перечитайте последние два абзаца главы, рассказывающей о том, как Григорий зарубил четверых матросов (кн. 3. ч. 6, гл. XLIV). Какую цель преследует автор, завершая страшную сцену не припадком Григория, а описанием земли, природного мира? Что именно он пытается донести с помощью этой пейзажной зарисовки до читателей?
Сцена, в которой Григорий зарубил четырёх матросов, а затем переживает тяжёлый моральный кризис, ярко иллюстрирует одну из центральных тем романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» — трагедию человеческой жизни на фоне революционных и гражданских конфликтов. Эта сцена построена на контрасте между жестокостью войны и равнодушием природы, что позволяет глубже раскрыть внутренний мир героя.
Шолохов мастерски передаёт атмосферу, в которой действует Григорий, уделяя внимание мельчайшим деталям. Его действия в бою описаны с удивительной точностью, каждая сцена насыщена динамикой: «Григорий ощущает, как шашка вязко входит в мягко податливое тело матроса». Это почти физически ощутимое описание раскрывает механическую, неосознанную жестокость войны, где человек становится орудием уничтожения.
Однако кульминацией сцены становится не сам бой, а последовавший за ним душевный надлом Григория. После убийства матросов он внезапно осознаёт трагизм своих действий. Шолохов передаёт это через резкий эмоциональный контраст: от воодушевления в бою к глубокому раскаянию и яростному самобичеванию. Крик Григория — «Кого же я рубил!» — выражает не только его боль, но и обострившееся чувство утраты нравственных ориентиров. Этот момент подчёркивает противоречие между его человеческой сущностью и звериной жестокостью, навязанной обстоятельствами войны.
Пейзажная зарисовка играет важнейшую роль в этой сцене, усиливая контраст между ужасами войны и вечной, равнодушной красотой природы. Описание земли, которая «равнодушно принимает солнце и непогоду», создаёт впечатление неизменности мира природы, на фоне которого человеческие страдания выглядят особенно трагично. Эта картина усиливает драматизм сцены: земля, питающая траву, которая затем умирает, становится символом цикличности жизни и смерти, где человек оказывается лишь мимолетной частью этого неизбежного круга.
Шолохов с помощью этого контраста пытается донести до читателя мысль о разрушительном влиянии войны на человека. Григорий, как олицетворение казака, погружённого в войну, теряет самого себя, свои нравственные ориентиры. Величие природы, безучастно наблюдающей за человеческими трагедиями, подчёркивает бессмысленность и жестокость происходящего.
Таким образом, сцена убийства матросов и последовавший за этим душевный кризис Григория раскрывают одну из ключевых идей романа: война не только уничтожает тела, но и ломает души, заставляя человека утратить связь со своими моральными ценностями. Природа в этой сцене становится вечным напоминанием о незыблемости жизни и её безразличии к страданиям, которые люди причиняют друг другу.
Обратитесь к пейзажной зарисовке (кн. 1, ч. 3, гл. X): «Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали...» и т. д. Покажите, как с помощью метафор, олицетворений, эпитетов и других художественных средств автор создаёт ощущение, что люди втянули в безумную войну и саму природу, изуродовав, ожесточив её.
Сцена из главы романа Михаила Шолохова, в которой описываются последствия боёв и природа, является ярким примером того, как автор с помощью художественных средств создаёт атмосферу разрушения и изуродованности, подчёркивая, что война разрушает не только человеческую жизнь, но и окружающий мир.
Автор описывает землю как «хмурое лицо», изрытое снарядами, что создаёт образ раненой, повреждённой природы. Метафора «оспа» для воронок от снарядов усиливает ощущение болезненности и разрушения. Это сравнение показывает, как война в буквальном смысле оставляет свои следы на теле природы, превращая землю в место страданий и смерти. Здесь Шолохов использует олицетворение, чтобы сделать природу живым свидетелем человеческой жестокости. Земля, «тоскующая по человеческой крови», символизирует извращение её созидательной сущности: вместо того, чтобы порождать жизнь, она становится местом гибели.
Эпитеты и зрительные образы помогают усилить трагическую атмосферу: «рукастые алые зарева», тянущиеся к небу, словно кричащие о боли, ассоциируются с бесконечным горем. Такие образы создают контраст между обычным состоянием природы, когда она даёт плоды и жизнь, и её состоянием во время войны, когда она разорена и изувечена.
Шолохов также прибегает к сравнительным оборотам, чтобы передать атмосферу ненормальности происходящего. Листья, которые «наливались предсмертным багрянцем», сравниваются с рваными ранами. Этот образ подчёркивает, что природа словно впитывает в себя страдания войны, становясь отражением разрушительных процессов.
Таким образом, пейзажная зарисовка в этом эпизоде не только иллюстрирует физические последствия войны, но и подчёркивает её противоестественность. Олицетворённая и раненая природа становится ещё одним свидетельством того, как люди, увлечённые борьбой, не только убивают друг друга, но и уродуют сам мир, в котором живут. Автор передаёт идею о том, что война разрушительна для всего живого, нарушая как человеческие, так и природные законы.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением