Ответы на вопросы на стр.84 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)








Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Обратитесь к сцене сватовства в доме Коршуновых (кн. 1, ч. 1, гл. XVIII). Проследите за поведением (в том числе речевым) каждого из участников этого действа — представителей старшего поколения двух хуторских семей. Строго ли они соблюдают старинный обряд и почему? Какие свойства их характеров ярко проявляются в данной главе? Чем вызвана авторская ирония, является ли она фактором, работающим на «снижение» героев?
Сцена сватовства в доме Коршуновых в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» представляет собой сложный и многослойный эпизод, в котором через диалоги, детали поведения и описания раскрываются характеры героев, их социальное положение и менталитет. Она не только демонстрирует бытовую сторону жизни казаков, но и подчёркивает их нравственные ценности, традиции и внутренние конфликты.
Поведение героев и их характеры
Мирон Григорьевич Коршунов, глава семьи и отец Натальи, играет ключевую роль в этой сцене. Его образ подчёркивает типичный для казачьего общества набор ценностей, в котором важное место занимают материальное благополучие, общественное мнение и желание сохранить статус семьи. Несмотря на то, что в душе ему нравится Григорий за его удаль, трудолюбие и внешнюю привлекательность, Мирон Григорьевич не может легко согласиться на этот союз. Это проявляется в его реплике: «Мне, признаться, и совестно немного отдавать свою дочь туркам». Подобное высказывание отражает высокомерие героя, его сосредоточенность на общественном мнении и нежелание «опускаться» ниже своего статуса. Однако, несмотря на эти убеждения, он остаётся заботливым отцом. Его слова: «Наталья — моя ягодка» — показывают, что он ценит счастье дочери, даже если оно идёт вразрез с его гордостью.
Мирон Григорьевич — ещё и пример традиционного мужского поведения, связанного с грубостью и юмором, которые нередко служат для него формой защиты от проявления чувств. Например, его общение с женой Лукиничной наполнено колкостями: «Что ты меня гладишь, как стельную корову?» — говорит он, подчёркивая своё пренебрежение к её уговорам, хотя в итоге уступает под её давлением.
Лукинична, его жена, показана как женщина, типичная для своего времени и положения. Она не просто выполняет роль хранительницы домашнего очага, но и активно вмешивается в судьбу своей дочери. Её поддержка Натальи и попытки убедить мужа отдать дочь за Григория раскрывают её как мягкого, но настойчивого человека. Её слова: «Работящий паренёк и лицом хорош» — подчёркивают, что для неё важны не столько богатство и статус жениха, сколько его личные качества. Она защищает выбор Натальи, одновременно апеллируя к мужу и пытаясь сгладить конфликт. Лукинична, говоря: «Бог с ним — и с богатством», ставит счастье дочери выше материальных расчётов, что противопоставляет её более прагматичному мужу.
Пантелей Прокофьевич Мелехов, отец Григория, представлен как человек импульсивный и решительный, но при этом склонный к эмоциональным вспышкам. Он приезжает к Коршуновым, чтобы договориться, несмотря на свои внутренние сомнения и страхи. Его действия, манера речи, громкие возгласы и размашистые жесты подчёркивают его уверенность и напористость. Он умело манипулирует словами, чтобы убедить Коршунова в выгодности этого союза, но при этом остаётся самим собой — простым и грубоватым казаком. Например, в сцене, когда он говорит о приданом: «Ваша кладка слишком уж невыносима для меня!» — в его словах чувствуется одновременно желание снизить стоимость приданого и показать своё недовольство.
Его попытки сохранить серьёзность ситуации часто оборачиваются комичными моментами. Например, его неудачная попытка перекреститься и «замочек из пальцев» вызывают у читателя смех, а не уважение. Эти эпизоды, наряду с описанием его эмоционального порыва и слёз в конце, показывают, что Пантелей Прокофьевич не столько «играет роль», сколько искренне переживает за судьбу сына и стремится обеспечить его будущее.
Наталья Коршунова, невеста, в сцене сватовства представлена через косвенное описание и реакцию окружающих. Она показана как скромная, послушная девушка, которая, несмотря на свою тихую внешность, обладает внутренней силой и способностью противостоять давлению. Она настаивает на своём выборе, заявляя: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!» Её привязанность к Григорию искренняя и глубокая, что вызывает уважение. Однако Наталья не стремится активно бороться за своё счастье — её пассивность и слёзы говорят о страхе перед будущим и неизвестностью.
Тональность сцены и авторская ирония
Шолохов использует множество приёмов, чтобы снизить пафос сцены сватовства. Авторская ирония проявляется в описаниях бытовых деталей, комичных репликах и преувеличении эмоций персонажей. Например, Пантелей Прокофьевич, «переплетая бороды разномастным плетнём» с Коршуновым, выглядит скорее смешно, чем серьёзно, особенно когда его «растроганно моргающий» взгляд сопоставляется с его попытками договориться о приданом.
Юмор усиливается за счёт бытовых деталей: скатерть с изображением царственных особ, испачканная огуречными семечками, и образы персонажей, таких как Лукинична, напоминающая замёрзшую грушу. Эти детали делают сцену реалистичной и живой, но в то же время подчёркивают её приземлённость.
Снижение образов героев достигается и с помощью подчеркнуто грубых, простонародных выражений, которые усиливают ощущение обыденности происходящего. Например, Пантелей Прокофьевич, уговаривая Коршунова, обращается к нему не как к равному, а с напором, свойственным простому человеку: «Скотину с базы согнать…».
Народные традиции и социальные нормы
Сцена сватовства наполнена элементами казачьего уклада и подчёркивает приверженность героев традициям. Обсуждение приданого, «клада», становится важной частью переговоров, что отражает материальную сторону брака в казачьей среде. Образы и реплики подчёркивают, что брак воспринимается как нечто большее, чем союз двух людей, — это способ укрепить социальный статус семьи, её благополучие.
В то же время автор показывает и обратную сторону этих традиций: материальные требования превращают обсуждение брака в своего рода торг, лишая его романтического ореола. Например, Мирон Григорьевич упорно настаивает на приданом, хотя сам переживает из-за своего будущего зятя.
Заключение
Сцена сватовства в доме Коршуновых — это живой, эмоционально насыщенный эпизод, в котором Шолохов мастерски сочетает бытовую реалистичность с глубоким психологическим анализом. Через описание поведения героев, их слов и мыслей автор передаёт социальный уклад казачьего общества, его традиции и противоречия. Авторская ирония, присутствующая в тексте, подчёркивает комичность ситуации, но при этом не снижает важности происходящего для персонажей. Сцена становится не только ярким отражением казачьего быта, но и способом раскрытия сложных человеческих характеров.
Прочитайте сцену лугового покоса (кн. 1, ч. 1, гл. IX). С каким настроением отправляются на сенокос герои романа, как автор передаёт это на- строение? Обратите внимание на то, как одеты персонажи, на детали их портретной характеристики, на средства, с помощью которых изображаются их состояние, их отношение к окружающему природному миру. Процитируйте фрагменты, показывающие, как сближает, возвышает, роднит героев общее для всех ощущение неразрывной связи с природой.
Разговор Натальи с дедом Гришакой подчёркивает фундаментальную идею романа о неизбежности смены поколений и подчинённости человеческой жизни законам природы. Дед Гришака, как представитель уходящего поколения, воплощает в себе мудрость и принятие естественного хода вещей. Он говорит, что «ждёт смертыньку, как дорогого гостя», демонстрируя внутренний покой и философское отношение к приближающемуся завершению жизненного пути. Для него смерть — не трагедия, а логическое завершение насыщенной и честно прожитой жизни. Его фраза «и пожил, и царям послужил, и водки попил на своем веку» символизирует полноту прожитого опыта.
Наблюдая за дедом, Наталья осознаёт, что смена поколений — это не что-то трагическое, а естественная закономерность. Дед передаёт молодому поколению свою мудрость и опыт, оставаясь для Натальи примером смирения и спокойного принятия неизбежного. Сравнение его рук с глиной усиливает ассоциацию между человеком и природой: дед словно олицетворяет связь с землёй, от которой начинается и к которой возвращается жизнь.
Наталья начинает понимать, что жизнь каждого человека вплетена в непрерывный поток времени, где каждый проживает свой цикл. Её страх перед «ледяными» руками деда отражает её внутренний конфликт между страхом смерти и восприятием её как естественной части бытия.
Описание внешности деда Гришакы имеет важное символическое значение. Его морщинистая кожа, прожилки на руках, похожие на глину, ассоциируются с землёй. Такое сравнение подчёркивает природное происхождение человека и его неизбежное возвращение в лоно природы. Желтоватый цвет кожи, старческие веснушки и слабые руки деда Гришакы создают образ человека, чья жизненная энергия постепенно угасает, как осенняя природа, готовящаяся к зиме.
Руки деда особенно впечатляют Наталью: они кажутся ей похожими на землю, добытую из глубины колодца, холодными и «мёртвыми». Это сравнение неслучайно: глина, поднятая с глубины, холодная и неподвижная, напоминает Наталье о том, что дед приближается к концу своего жизненного пути. Описание его рук вызывает у неё страх не перед самим дедом, а перед неизбежностью смерти и осознанием того, что жизнь подчиняется строгим законам природы.
Однако, несмотря на этот страх, Наталья испытывает теплоту и уважение к деду. Его мудрость и способность принимать свою судьбу с достоинством внушают ей трепет. Через этот образ Шолохов показывает цикличность жизни, где каждое поколение продолжает прерванный путь предыдущего.
То, что пугает Наталью, — внешность деда и его рассуждения о смерти — для самого деда Гришаки не является чем-то страшным. Наоборот, он воспринимает старость и приближение конца как естественное завершение жизненного пути. Дед Гришака олицетворяет мудрость и принятие неизбежного. Его слова: «жду смертыньку, как дорогого гостя» — показывают его спокойствие и готовность встретить смерть. Для него это не трагедия, а итог честно прожитой, насыщенной жизни.
Дед Гришака видит в старости и приближении смерти не повод для страха, а возможность переосмыслить прожитые годы, вспомнить радости и подвиги. Он говорит, что «и пожил, и царям послужил, и водки попил», что подчёркивает его внутреннюю гармонию и отсутствие сожалений. В то время как Наталья воспринимает его облик — старческие руки, морщинистую кожу, седину — как пугающие признаки угасания, дед видит в этом свидетельство прожитого времени, которого он не боится.
Веселье деда объясняется его философским отношением к жизни. Он понимает, что смерть — это часть природного цикла, и, как человек, живущий в гармонии с традициями и законами природы, принимает это с улыбкой. Для него жизнь — это череда сменяющих друг друга поколений, и он видит в молодости Натальи продолжение своей собственной жизни. Именно поэтому дед радуется за внучку, благословляет её и даже с юмором упрекает: «Не дождалась, поганка, пока помру, тогда бы и вышла… Без тебя горька мне будет жизнь».
Его весёлость объясняется ещё и тем, что он умеет находить радость даже в мелочах. Он смеётся, шутит, продолжает заботиться о Наталье, несмотря на свою слабость. Дед не цепляется за жизнь, как это часто бывает у людей, боящихся смерти. Его мудрость позволяет ему смотреть на уход с лёгкостью, а на молодое поколение — с гордостью и надеждой.
Таким образом, то, что пугает Наталью — старость и смерть, — для деда становится поводом для радости и лёгкого отношения к жизни. Его пример учит внучку принимать неизбежное, не боясь, а находя в жизни простую, но глубокую гармонию.
Эпизод разговора Натальи с дедом Гришакой в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» раскрывает глубокую философию жизни. Через описание деда и его отношения к смерти автор показывает, что смена поколений и приближение конца — это не трагедия, а часть естественного порядка вещей. Эта сцена помогает Наталье осознать свою связь с природой и неизбежность законов жизни, придавая её внутреннему миру новое понимание гармонии и силы.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением