Ответы на вопросы на стр.84 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Обратитесь к сцене сватовства в доме Коршуновых (кн. 1, ч. 1, гл. XVIII). Проследите за поведением (в том числе речевым) каждого из участников этого действа —...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Обратитесь к сцене сватовства в доме Коршуновых (кн. 1, ч. 1, гл. XVIII). Проследите за поведением (в том числе речевым) каждого из участников этого действа — представителей старшего поколения двух хуторских семей. Строго ли они соблюдают старинный обряд и почему? Какие свойства их характеров ярко проявляются в данной главе? Чем вызвана авторская ирония, является ли она фактором, работающим на «снижение» героев?
Сцена сватовства в доме Коршуновых в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» представляет собой сложный и многослойный эпизод, в котором через диалоги, детали поведения и описания раскрываются характеры героев, их социальное положение и менталитет. Она не только демонстрирует бытовую сторону жизни казаков, но и подчёркивает их нравственные ценности, традиции и внутренние конфликты.
Поведение героев и их характеры
Мирон Григорьевич Коршунов, глава семьи и отец Натальи, играет ключевую роль в этой сцене. Его образ подчёркивает типичный для казачьего общества набор ценностей, в котором важное место занимают материальное благополучие, общественное мнение и желание сохранить статус семьи. Несмотря на то, что в душе ему нравится Григорий за его удаль, трудолюбие и внешнюю привлекательность, Мирон Григорьевич не может легко согласиться на этот союз. Это проявляется в его реплике: «Мне, признаться, и совестно немного отдавать свою дочь туркам». Подобное высказывание отражает высокомерие героя, его сосредоточенность на общественном мнении и нежелание «опускаться» ниже своего статуса. Однако, несмотря на эти убеждения, он остаётся заботливым отцом. Его слова: «Наталья — моя ягодка» — показывают, что он ценит счастье дочери, даже если оно идёт вразрез с его гордостью.
Мирон Григорьевич — ещё и пример традиционного мужского поведения, связанного с грубостью и юмором, которые нередко служат для него формой защиты от проявления чувств. Например, его общение с женой Лукиничной наполнено колкостями: «Что ты меня гладишь, как стельную корову?» — говорит он, подчёркивая своё пренебрежение к её уговорам, хотя в итоге уступает под её давлением.
Лукинична, его жена, показана как женщина, типичная для своего времени и положения. Она не просто выполняет роль хранительницы домашнего очага, но и активно вмешивается в судьбу своей дочери. Её поддержка Натальи и попытки убедить мужа отдать дочь за Григория раскрывают её как мягкого, но настойчивого человека. Её слова: «Работящий паренёк и лицом хорош» — подчёркивают, что для неё важны не столько богатство и статус жениха, сколько его личные качества. Она защищает выбор Натальи, одновременно апеллируя к мужу и пытаясь сгладить конфликт. Лукинична, говоря: «Бог с ним — и с богатством», ставит счастье дочери выше материальных расчётов, что противопоставляет её более прагматичному мужу.
Пантелей Прокофьевич Мелехов, отец Григория, представлен как человек импульсивный и решительный, но при этом склонный к эмоциональным вспышкам. Он приезжает к Коршуновым, чтобы договориться, несмотря на свои внутренние сомнения и страхи. Его действия, манера речи, громкие возгласы и размашистые жесты подчёркивают его уверенность и напористость. Он умело манипулирует словами, чтобы убедить Коршунова в выгодности этого союза, но при этом остаётся самим собой — простым и грубоватым казаком. Например, в сцене, когда он говорит о приданом: «Ваша кладка слишком уж невыносима для меня!» — в его словах чувствуется одновременно желание снизить стоимость приданого и показать своё недовольство.
Его попытки сохранить серьёзность ситуации часто оборачиваются комичными моментами. Например, его неудачная попытка перекреститься и «замочек из пальцев» вызывают у читателя смех, а не уважение. Эти эпизоды, наряду с описанием его эмоционального порыва и слёз в конце, показывают, что Пантелей Прокофьевич не столько «играет роль», сколько искренне переживает за судьбу сына и стремится обеспечить его будущее.
Наталья Коршунова, невеста, в сцене сватовства представлена через косвенное описание и реакцию окружающих. Она показана как скромная, послушная девушка, которая, несмотря на свою тихую внешность, обладает внутренней силой и способностью противостоять давлению. Она настаивает на своём выборе, заявляя: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!» Её привязанность к Григорию искренняя и глубокая, что вызывает уважение. Однако Наталья не стремится активно бороться за своё счастье — её пассивность и слёзы говорят о страхе перед будущим и неизвестностью.
Тональность сцены и авторская ирония
Шолохов использует множество приёмов, чтобы снизить пафос сцены сватовства. Авторская ирония проявляется в описаниях бытовых деталей, комичных репликах и преувеличении эмоций персонажей. Например, Пантелей Прокофьевич, «переплетая бороды разномастным плетнём» с Коршуновым, выглядит скорее смешно, чем серьёзно, особенно когда его «растроганно моргающий» взгляд сопоставляется с его попытками договориться о приданом.
Юмор усиливается за счёт бытовых деталей: скатерть с изображением царственных особ, испачканная огуречными семечками, и образы персонажей, таких как Лукинична, напоминающая замёрзшую грушу. Эти детали делают сцену реалистичной и живой, но в то же время подчёркивают её приземлённость.
Снижение образов героев достигается и с помощью подчеркнуто грубых, простонародных выражений, которые усиливают ощущение обыденности происходящего. Например, Пантелей Прокофьевич, уговаривая Коршунова, обращается к нему не как к равному, а с напором, свойственным простому человеку: «Скотину с базы согнать…».
Народные традиции и социальные нормы
Сцена сватовства наполнена элементами казачьего уклада и подчёркивает приверженность героев традициям. Обсуждение приданого, «клада», становится важной частью переговоров, что отражает материальную сторону брака в казачьей среде. Образы и реплики подчёркивают, что брак воспринимается как нечто большее, чем союз двух людей, — это способ укрепить социальный статус семьи, её благополучие.
В то же время автор показывает и обратную сторону этих традиций: материальные требования превращают обсуждение брака в своего рода торг, лишая его романтического ореола. Например, Мирон Григорьевич упорно настаивает на приданом, хотя сам переживает из-за своего будущего зятя.
Заключение
Сцена сватовства в доме Коршуновых — это живой, эмоционально насыщенный эпизод, в котором Шолохов мастерски сочетает бытовую реалистичность с глубоким психологическим анализом. Через описание поведения героев, их слов и мыслей автор передаёт социальный уклад казачьего общества, его традиции и противоречия. Авторская ирония, присутствующая в тексте, подчёркивает комичность ситуации, но при этом не снижает важности происходящего для персонажей. Сцена становится не только ярким отражением казачьего быта, но и способом раскрытия сложных человеческих характеров.
Прочитайте сцену лугового покоса (кн. 1, ч. 1, гл. IX). С каким настроением отправляются на сенокос герои романа, как автор передаёт это на- строение? Обратите внимание на то, как одеты персонажи, на детали их портретной характеристики, на средства, с помощью которых изображаются их состояние, их отношение к окружающему природному миру. Процитируйте фрагменты, показывающие, как сближает, возвышает, роднит героев общее для всех ощущение неразрывной связи с природой.
Разговор Натальи с дедом Гришакой подчёркивает фундаментальную идею романа о неизбежности смены поколений и подчинённости человеческой жизни законам природы. Дед Гришака, как представитель уходящего поколения, воплощает в себе мудрость и принятие естественного хода вещей. Он говорит, что «ждёт смертыньку, как дорогого гостя», демонстрируя внутренний покой и философское отношение к приближающемуся завершению жизненного пути. Для него смерть — не трагедия, а логическое завершение насыщенной и честно прожитой жизни. Его фраза «и пожил, и царям послужил, и водки попил на своем веку» символизирует полноту прожитого опыта.
Наблюдая за дедом, Наталья осознаёт, что смена поколений — это не что-то трагическое, а естественная закономерность. Дед передаёт молодому поколению свою мудрость и опыт, оставаясь для Натальи примером смирения и спокойного принятия неизбежного. Сравнение его рук с глиной усиливает ассоциацию между человеком и природой: дед словно олицетворяет связь с землёй, от которой начинается и к которой возвращается жизнь.
Наталья начинает понимать, что жизнь каждого человека вплетена в непрерывный поток времени, где каждый проживает свой цикл. Её страх перед «ледяными» руками деда отражает её внутренний конфликт между страхом смерти и восприятием её как естественной части бытия.
Описание внешности деда Гришакы имеет важное символическое значение. Его морщинистая кожа, прожилки на руках, похожие на глину, ассоциируются с землёй. Такое сравнение подчёркивает природное происхождение человека и его неизбежное возвращение в лоно природы. Желтоватый цвет кожи, старческие веснушки и слабые руки деда Гришакы создают образ человека, чья жизненная энергия постепенно угасает, как осенняя природа, готовящаяся к зиме.
Руки деда особенно впечатляют Наталью: они кажутся ей похожими на землю, добытую из глубины колодца, холодными и «мёртвыми». Это сравнение неслучайно: глина, поднятая с глубины, холодная и неподвижная, напоминает Наталье о том, что дед приближается к концу своего жизненного пути. Описание его рук вызывает у неё страх не перед самим дедом, а перед неизбежностью смерти и осознанием того, что жизнь подчиняется строгим законам природы.
Однако, несмотря на этот страх, Наталья испытывает теплоту и уважение к деду. Его мудрость и способность принимать свою судьбу с достоинством внушают ей трепет. Через этот образ Шолохов показывает цикличность жизни, где каждое поколение продолжает прерванный путь предыдущего.
То, что пугает Наталью, — внешность деда и его рассуждения о смерти — для самого деда Гришаки не является чем-то страшным. Наоборот, он воспринимает старость и приближение конца как естественное завершение жизненного пути. Дед Гришака олицетворяет мудрость и принятие неизбежного. Его слова: «жду смертыньку, как дорогого гостя» — показывают его спокойствие и готовность встретить смерть. Для него это не трагедия, а итог честно прожитой, насыщенной жизни.
Дед Гришака видит в старости и приближении смерти не повод для страха, а возможность переосмыслить прожитые годы, вспомнить радости и подвиги. Он говорит, что «и пожил, и царям послужил, и водки попил», что подчёркивает его внутреннюю гармонию и отсутствие сожалений. В то время как Наталья воспринимает его облик — старческие руки, морщинистую кожу, седину — как пугающие признаки угасания, дед видит в этом свидетельство прожитого времени, которого он не боится.
Веселье деда объясняется его философским отношением к жизни. Он понимает, что смерть — это часть природного цикла, и, как человек, живущий в гармонии с традициями и законами природы, принимает это с улыбкой. Для него жизнь — это череда сменяющих друг друга поколений, и он видит в молодости Натальи продолжение своей собственной жизни. Именно поэтому дед радуется за внучку, благословляет её и даже с юмором упрекает: «Не дождалась, поганка, пока помру, тогда бы и вышла… Без тебя горька мне будет жизнь».
Его весёлость объясняется ещё и тем, что он умеет находить радость даже в мелочах. Он смеётся, шутит, продолжает заботиться о Наталье, несмотря на свою слабость. Дед не цепляется за жизнь, как это часто бывает у людей, боящихся смерти. Его мудрость позволяет ему смотреть на уход с лёгкостью, а на молодое поколение — с гордостью и надеждой.
Таким образом, то, что пугает Наталью — старость и смерть, — для деда становится поводом для радости и лёгкого отношения к жизни. Его пример учит внучку принимать неизбежное, не боясь, а находя в жизни простую, но глубокую гармонию.
Эпизод разговора Натальи с дедом Гришакой в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» раскрывает глубокую философию жизни. Через описание деда и его отношения к смерти автор показывает, что смена поколений и приближение конца — это не трагедия, а часть естественного порядка вещей. Эта сцена помогает Наталье осознать свою связь с природой и неизбежность законов жизни, придавая её внутреннему миру новое понимание гармонии и силы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением