Упр.9 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
9 1. Прочитайте отрывок из повести «Весенние перевертыши». Найдите в тексте сложные предложения и определите их вид. Сколько грамматических основ они содержат?
Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать3 лет. Хорошо учиться на пятёрки3, хорошо слушаться старших, хорошо каждое утро делать зарядку...
Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку нс делал, конечно, не примерный человек где уж! однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен.
Но вот произошло странное. Как-то вдруг, ни с того ни с сет. И ясный, устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши2.
Он пришёл с улицы, надо было садиться за уроки. Задали на дом задачку: два пешехода вышли одновременно... Вспомнил о пешеходах, и стало тоскливо3. Снял с полки первую подвернувшуюся2 под руку книгу. Попались «Сочинения» Пушкина. Не раз от нечего делать Дюшка читал стихи в этой толстой старой книге, смотрел редкие картинки.1 В одну картинку вглядывался3 чаще других дама в светлом платье, с курчавящимися у висков волосами. Наталья Гончарова, жена Пушкина, кому не известно красавица, на которую клал глаз сам царь Николай. И нс раз казалось: на кош-то она похожа, на кош-то из знакомых, но как-то не додумывал до конца. Сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на... Римку Бра-тенсву!
Он видел Римку в день раз по десять. Видел только что, она стояла вместе с девчонками перед домом. Она и сейчас стоит там, сквозь немытые весенние двойные рамы средь других девчоночьих2 голосов — сё голос.
Дюшка вглядывался в Наталью Гончарову.
Красавица!.. Голос Римки за окном.
Дюшка метнулся к дверям, сорвал с вешалки пальто3. Надо проверить: в самом ли деле Римка красавица? (По В. Тендрякову)
Сложные предложения:
Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. (сложноподчинённое, 4 грам. основы)
Хорошо – учиться на пятёрки, хорошо – слушаться старших, хорошо – каждое утро делать зарядку... (бессоюзное, 3 грам. основы)
Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек – где уж! – однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен. (сложное с различными видами связи, 5 грам. основ)
Он пришёл с улицы, надо было садиться за уроки. (бессоюзное, 2 грам. основы)
Задали на дом задачку: два пешехода вышли одновременно... (бессоюзное, 2 грам. основы)
Вспомнил о пешеходах, и стало тоскливо. (сложносочинённое, 2 грам. основы)
В одну картинку вглядывался чаще – других дама в светлом платье, с курчавящимися у висков волосами. (бессоюзное, 2 грам. основы)
Наталья Гончарова, жена Пушкина, кому не известно – красавица, на которую клал глаз сам царь Николай. (сложноподчинённое, 3 грам. основы)
И не раз казалось: на кого-то она похожа, на кого-то из знакомых, но как-то не додумывал до конца. (сложное с различными видами связи -бессоюзной и сочинительной, 3 грам. основы)
Сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на... Римку Братеневу! бессоюзное, 2 грам. основы)
Видел только что, она стояла вместе с девчонками перед домом. (бессоюзное, 2 грам. основы)
Она и сейчас стоит там, сквозь немытые весенние двойные рамы средь других девчоночьих голосов – её голос. (бессоюзное, 2 грам. основы)
Надо проверить: в самом ли деле Римка красавица? (бессоюзное, 2 грам. основы)
Перевёртыши2, подвернувшуюся2, девчоночьих2
Тринадцать3 (лет)
1. Лет (сколько?) тринадцать. Тринадцать – числит., указывает на порядок при счёте.
2. Нач. форма – тринадцать.
3. Морфологические признаки:
пост.: колич., прост. целое;
непост.: употреблено в форме В. п.
4. В предложении является обстоятельством в составе словосочетания: прожил (сколько?) тринадцать (лет).
(Учиться на) пятёрки3
1. Учиться (на что?) на пятёрки. Пятёрки – имя сущ., обозначает предмет.
2. Нач. форма – пятёрка.
3. Морфологические признаки:
пост.: нариц., неодуш., ж. р., 1-е скл.;
непост.: употреблено в форме мн. ч., В. п.
4. В предложении является обстоятельством: учиться (как?) на пятёрки.
(Стало) тоскливо3
1. Стало (каково?) тоскливо – категория состояния, выражает состояние человека.
2. Морфологические признаки:
начальная форма – тоскливо;
неизменяемое.
3. В предложении является сказуемым: стало (каково?) (стало) безопаснее.
Вглядывался3
1. (Что делал?) вглядывался. Вглядывался – глагол, обозначает действие.
2. Нач. форма –вглядываться.
3. Морфологические признаки:
пост.: несов. в., неперех., возврат., I спр.;
непост.: употреблено в форме изъявит. накл., прош. вр., ед. ч., м. р.
4. В предложении является сказуемым: (что делал?) вглядывался.
(Сорвал) пальто3
1. Сорвал (что?) пальто. Пальто – имя сущ., обозначает предмет.
2. Нач. форма – пальто.
3. Морфологические признаки:
пост.: нариц., неодуш., ср. р., нескл.;
непост.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
4. В предложении является дополнением: сорвал (что?) пальто.
Не раз от нечего делать Дюшка читал стихи в этой толстой старой книге, смотрел редкие картинки4.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое (одна грамматическая основа: Дюшка читал, смотрел), утвердительное; двусоставное, распространённое, полное, осложнено однород. сказуемыми.
2. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные сложные. Какие смысловые отношения будут связывать части бессоюзных сложных предложений? Какие знаки препинания вы будете использовать?
Дюшка Тягунов знал: (двоеточие указывает, что вторая часть поясняет первую) это хорошо, это плохо: (двоеточие указывает, что вторая часть выражает значение причины) он прожил на свете уже тринадцать лет.
Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек – где уж! – однако таких много, себя не стыдился; (точка с запятой указывает, что части отдалены по смылу) мир кругом был прост и понятен.
Вспомнил о пешеходах – стало тоскливо. (тире указывает на быструю смену событий)
Наталья Гончарова, жена Пушкина, всем известно – красавица, (запятая указывает на перечисление событий) на неё клал глаз сам царь Николай.
И не раз казалось: на кого-то она похожа, на кого-то из знакомых, – (тире указывает на противопоставление) как-то не додумывал до конца.
3. Выпишите бессоюзные сложные предложения. Какие знаки препинания ставятся между их частями? Объясните их постановку с помощью схем. Какими ещё знаками препинания вместо запятой можно разделить части бессоюзного сложного предложения? Обоснуйте своё мнение.
Хорошо – учиться на пятёрки, хорошо – слушаться старших, хорошо – каждое утро делать зарядку... [ – = ], [ – = ], [ – = ].
Он пришёл с улицы, надо было садиться за уроки. [ – = ], [ = ].
Задали на дом задачку: два пешехода вышли одновременно...
[ = ]; [ – = ].
В одну картинку вглядывался чаще – других дама в светлом платье, с курчавящимися у висков волосами. [ = ] – [ – = , = ].
Сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на... Римку Братеневу! [ = и = ]: [ – = ]!
Видел только что, она стояла вместе с девчонками перед домом.
[ = ], [ – = ].
Она и сейчас стоит там, сквозь немытые весенние двойные рамы средь других девчоночьих голосов – её голос. [ – = ], [ – ].
Надо проверить: в самом ли деле Римка красавица? [ = ]: [ – = ]?
Вместо запятой части бессоюзного сложного предложения можно разделить точкой с запятой, двоеточием и тире. Выбор знака препинания зависит от смысловых отношений между частями.
Если части слишком распространены и внутри них уже есть запятые, или отдалены по смыслу, то между ними ставится точка с запятой.
Если вторая часть выражает значение причины, поясняет или дополняет первую часть, то между частями ставится двоеточие.
Если между частями есть смысловое значение противопоставления, сравнения; или первая часть указывает на время или условие; или вторая часть указывает на быструю смену событий, выражает присоединительное значение или значение следствия, то между частями ставится тире.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением